Top.Mail.Ru
Последняя информация о COVID-19
Медиация - посредничество в разрешении конфликтов
16 февраля 2009 в 20:47

Медиация - посредничество в разрешении конфликтов

Разрешение конфликтов в бизнесе

Подход, учитывающий интересы сторон в конфликтной ситуации, в бизнесе может быть реализован через независимый арбитраж и медиацию. При разрешении спора путем арбитража результат часто зависит от навыков арбитра и его желания учитывать интересы сторон. В крайнем случае независимый арбитраж может быть сокращенным вариантом судебного процесса, либо принимать такие формы, как мини-суд, факт-файндинг (установление фактов) или ранняя нейтральная оценка. Медиация же позволяет осуществить вышеуказанный подход в наибольшей мере

Критерии Посредничество (медиация) Арбитраж Судебное разбирательство
Вынесение решения Стороны Арбитр Судья
Процесс Неформальный Частично формальный Формальный
Время 1–3 недели 3–6 недель 2 года и более
Цена Низкая Средняя Достаточно высокая
Публичность Конфиденциальная процедура Как правило, конфиденциальная Публичная процедура
Правила доказывания Не существуют Неформальные Четко определены процедурой
Отношения между сторонами в ходе разбирательства Сотрудничество Антагонизм Антагонизм
Принцип разрешения спора Достижение соглашения / Примирение Состязательность Состязательность
Ориентация разбирательства На будущее На прошлое На прошлое
Материальный результат Взаимный выигрыш Одна из сторон чаще всего в проигрыше Одна из сторон чаще всего в проигрыше
Эмоциональный результат Чаще снятие эмоционального напряжения и возможность сохранения отношений в будущем Часто сохранение эмоционального напряжения и невозможность сохранения отношений в будущем Чаще сохранение эмоционального напряжения и невозможность сохранения отношений в будущем

Если сделан выбор в пользу медиации, то последовательность дальнейших шагов будет выглядеть следующим образом:

Выбор медиатора или организации, предоставляющей соответствующие услуги.
Подписание соглашения о проведении медиации, в котором описаны этапы процедуры, основные правила и принципы медиации, а также оговорен гонорар посредника.
Медиация (совместные встречи длительностью 3–4 часа; в случае сложных коммерческих споров может занимать и больше времени).

Этапы процедуры:

Вступление. Знакомство участников, договоренность о правилах ведения процесса. Некоторые медиаторы на этой стадии предпочитают подписывать свой договор со сторонами.
Выяснение сути проблемы. Представление сторонами своей точки зрения на суть конфликта. Ответы на вопросы другой стороны и медиатора, поставленные таким образом, чтобы в результате все участники процесса смогли сформулировать общую проблему исходя из реальных интересов сторон конфликта, а не поверхностных требований и взаимных претензий.
Совместный поиск вариантов решения проблемы.
Подготовка окончательного соглашения.
Принципы и правила медиации

Медиация базируется на следующих принципах:

Добровольность. Медиация возможна только в случае добровольного согласия всех сторон и может быть остановлена на любом этапе по желанию любой из сторон либо медиатора.
Конфиденциальность. Как стороны, так и медиатор обязуются не разглашать, цитировать, пересказывать третьим лицам, иным образом использовать информацию (письменную и устную, прямую и косвенную), ставшую известной в процессе медиации. В большинстве западных стран конфиденциальность медиации защищена законом, который также определяет возможные исключения (например, в случае, когда медиатору стало известно о фактах насилия над детьми или готовящемся преступлении).
Искренность намерений сторон в разрешении спора. Стороны стремятся к взаимовыгодному разрешению противоречий, а не к «победе любой ценой», мести или различного рода манипуляциям с фактами, информацией и т.п.
Нейтральность и беспристрастность посредника. Медиатор действует одинаково в интересах обеих сторон и не должен иметь личной заинтересованности в определенном варианте разрешения конфликта.
Правомочность. На переговорах присутствуют только лица, уполномоченные принимать решения по данному вопросу

Правила, принимаемые сторонами в процессе медиации, могут оговаривать следующие моменты:

уважительное отношение к оппоненту, отсутствие оскорбительных выпадов;
очередность высказываний (говорить по очереди, не перебивая друг друга);
обязательство обсуждать проблему, а не личность оппонента (стремиться к сотрудничеству, а не выяснению отношений);
окончательное решение не принимается, пока не рассмотрены все спорные вопросы и возможные варианты решения («ничего не решено, пока не решено все»).

Преимущества медиации:

Экономия времени
Снижение стоимости процесса разрешения спора
Возможность влиять на результат
Конфиденциальность процедуры
Возможность сохранения или восстановления отношений с партнерами
Гарантия исполнения решения (в случае успешной медиации)
Возможность предотвратить возникновение конфликтных ситуаций в будущем

Медиация неприменима в таких случаях:

Существует необходимость в официальном решении суда. Если в суде есть программа судебной медиации, то решение, принятое на медиации, закрепляется в судебном порядке в качестве мирового соглашения
Создание юридического (судебного) прецедента
Вторая сторона находится вне досягаемости, уклоняется от ответственности или избегает контактов
Главный мотив — месть, стремление наказать виновного, а не разрешить конфликт

409
Комментарии (13)

Выберите из списка
2020
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008