ЗАКОННЫ ЛИ ДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ ПО НЕВОЗВРАТУ...
12 мая 2009 в 13:29

ЗАКОННЫ ЛИ ДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ ПО НЕВОЗВРАТУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ ПРИ ОТКАЗЕ РЕГИСТРАЦИИ ООО

ЗАКОННЫ ЛИ ДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ ПО НЕВОЗВРАТУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ ПРИ ОТКАЗЕ РЕГИСТРАЦИИ ООО
В соответствии с ст. 333.16 НК РФ государственная пошлина — сбор, взимаемый с плательщиков государственной пошлины при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершение в отношении них юридически значимых действий.
В соответствии со ст. 333.33 НК РФ государственная пошлина за государственную регистрацию юридического лица уплачивается в размере 2000 рублей.
При буквальном толковании ст. 333.16 и ст. 333.33 НК РФ можно сделать вывод, что юридически значимым действием при регистрации юридического лица является именно сама государственная регистрация юридического лица, так как это четко отражено в названных статьях. Ст. 333.33 НК РФ в указанном случае конкретизирует понятие «юридически значимое действие», которое содержится в ст. 333.16 НК РФ, применительно к случаю регистрации юридического лица. Из этого предполагается правильным сделать вывод о том, что раз в данном случае под «юридически значимым действием» понимается именно регистрация юридического лица, а не рассмотрение, проверка представленных документов и принятие решения об отказе в регистрации юридического лица, то и государственная пошлина подлежит уплате именно за государственную регистрацию юридического лица, а в случае отказа в регистрации должна быть возвращена, так как юридически значимое действие не было совершено.
Вместе с тем в ст. 333.40 НК РФ содержится перечень оснований для возвращения государственной пошлины, но в этом перечне отсутствует в качестве основания отказ в регистрации юридического лица. Отсутствие такого основания в ст. 333.40 НК РФ приводит к тому, что государственная пошлина, уплаченная за регистрацию юридического лица, в случае отказа в регистрации юридического лица не возвращается. Таким образом, получается, что предпринимателю, уплатившему государственную пошлину за регистрацию юридического лица в размере 2000 рублей, в случае отказа в регистрации юридического лица по причине, например, опечатки, ошибки или отсутствия всего перечня необходимых документов придется не только подавать заново все необходимые документы, но и заново уплачивать государственную пошлину за регистрацию юридического лица. Такое положение вещей представляется не правильным, так как в этом случае предприниматель вопреки ст. 333.16 и ст. 333.33 НК РФ фактически выплачивает государственную пошлину за действия, связанные с рассмотрением его заявления о регистрации юридического лица и вынесением решения об отказе в такой регистрации, но это нельзя назвать законным, так как данные действия не указаны в ст. 333.33 НК РФ в качестве юридически значимых.
В сложившейся административной и судебной практике бытует мнение, что в данном случае государственная пошлина не подлежит возврату, так как проверка поступивших документов на регистрацию юридического лица и вынесение решения об отказе в регистрации юридического лица – это юридически значимые действия, за которые уплачивается государственная пошлина. В таком случае возникает вопрос, почему данные действия не указаны в ст. 333.33 НК РФ, где упомянута только «государственная регистрация юридического лица».
Согласно ст.1 ФЗ РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Получается, что государственная регистрация юридических лиц заключается во включении в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также внесение иных сведений о юридических лицах. Из этого можно сделать вывод, что рассмотрение документации, поданной на регистрацию юридического лица, и вынесение отказа в регистрации юридического лица не является частью государственной регистрации юридических лиц, так как при этом в государственные реестры никакие сведения об этом юридическом лице не вносятся. Об этом говорит в частности ст.23 ФЗ РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в ней не указывается, что решение об отказе в государственной регистрации является основанием для внесения каких либо сведений в государственный реестр, в то время, когда согласно ст.11 данного ФЗ решение о государственной регистрации юридического лица является основанием для внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Проверка поступившей документации предшествует государственной регистрации, но не является ею. Сам же отказ в государственной регистрации юридического лица по своему определению не является государственной регистрацией. Раз эти действия не являются государственной регистрацией юридического лица, то в соответствии с ст. 333.16 и ст. 333.33 НК РФ нельзя говорить, что государственная пошлина уплачивается за них. Она уплачивается именно за государственную регистрацию юридического лица, за внесение в соответствующие государственные реестры сведений о регистрации юридического лица.
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ?

572
Комментарии (0)

Выберите из списка
2018
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008