Краткий курс арт-агента для "чайников"))
26 июля 2011 в 22:45

Краткий курс арт-агента для "чайников"))

Здравствуйте.
Поступило предложение от французского художника представлять его интересы в России. Он хочет быть представленным в российских галереях.
Я к арт-бизнесу отношения не имею, у меня к нему был вопрос об использовании репродукций его картин для дизайнов обложек тетрадей (наша компания является производителем бумажно-беловой продукции).
Уважаемые профессионалы! Можно ли коротко изложить суть взаимодействия художника, агента и галеристов. Как это происходит. Права, обязанности, финансовые отношения и т.д.
Первый вопрос: почему он не хочет выйти на галереи напрямую? Зачем вообще нужен агент в этой ситуации?
Заранее благодарю за любую информацию.
Можно в теме, можно в личку #

404
Комментарии (16)
  • 27 июля 2011 в 10:57 • #
    Алексей Позин

    Татьяна, я не специалист в данной области, но на мой взгляд договариваться с галереями в чужой стране - это не работа художника. Работа художника - рисовать картины. Не стоит забывать и о том что необходима качественная PR-поддержка выстаке его картин, поэтому ему нужен человек, который возмет на себя все организационные вопросы.

  • 27 июля 2011 в 14:22 • #
    Оксана Козинская

    Здравствуйте, Елена! Алексей верно подметил, западные художники, как правидо, все работают с галереями через агентов, даже в своих странах . И Вам, чтобы обратиться в галереи, необходимо первым делом понять, какая это должна быть галерея. Для этого разобраться с особенностями творческого направления самого художника, изучить его биографию и основные вехи в карьере.
    На моем сайте Вы можете почитать некоторые статьи на эту тему, в частности, вот эту http://www.life-coach.org.ua/consult7.html

  • 27 июля 2011 в 14:54 • #
    Татьяна Власова

    Оксана, спасибо за ответ.
    Мне на данном этапе особенно интересны два момента: регламент работы галереи с художником (или с его представителем) и регламент "попадания" картин художника из-за рубежа в Россию (там наверняка много подводных камней). Интересует и документальное оформление и финансовые схемы. Можете что-нибудь подсказать?
    Статью почитаю, спасибо большое.

  • 28 июля 2011 в 01:33 • #
    Оксана Козинская

    Среди прочих статей на сайте есть образец договора.
    Никаких подводных камней, ввозите, сколько хотите - это не вывоз, оформляется разрешение на ввоз с целью участия в выставке и все. И вообще, всем этим занимает галерея, Ваша задача - заключить контракт и курировать соблюдение условий.

  • 28 июля 2011 в 20:40 • #
    Татьяна Власова

    Первая галерея, с которой я общалась - сказала, что выставить картины сможет, но заниматься транспортировкой, страхованием, таможней и т.д. не будет, т.к. этот художник им не известен ( типа, не поддерживаемый бренд, в переводе на знакомый мне язык). Т.е. их интересуют картины в России. Доставить их сюда - задача арт-агента художника.
    Кстати, должна быть юридическая составляющая всей этой истории - доход агента должен ведь налогами облагаться?))
    По поводу ввоза с целью участия в выставке: если картина все же будет продана в России, и не вернется во Францию - это все же вывоз?

  • 28 июля 2011 в 20:23 • #
    Сергей Мироненко

    Любой художник в первую очередь делает карьеру в своей стране. Находит и галерею и коллекционеров и профессиональный круг общения. Галерейщики и кураторы некоммерческих выставок занимаются устройством выставок и продвижением. Художник сначала становится известен у себя на родине, и его приглашают и иностранные кураторы.
    Ваш случай тоже типичен, но с обратным знаком. Есть мнение в Европе, что в России много шальных денег, и можно чем то удивить невиданным. Приезжают галереи для участия в ярмарках, но очень редко что то продают в реальности, несмотря на громкие даже имена. Ваш французский художник точно так же наивен, как и другие мечтатели. Известному художнику ничего не нужно, его и так покажут, когда нужно будет, а неизвестный не имеет шансов в чужой стране никаких.

  • 28 июля 2011 в 20:47 • #
    Татьяна Власова

    Сергей, этот художник участвовал во множестве выставок в своей стране. Я Вам в личку пришлю ссылку на его сайт, там есть данные о выставках, если Вам интересно.
    И еще у меня к Вам просьба: поскольку я в Вашем профайле есть информация, что Вы владеете французским - напишите мне правильну.ю транскрипцию, как по русски звучит его имя))))) Мне было бы неудобно ошибиться в его произношении.

  • 28 июля 2011 в 21:35 • #
    Сергей Мироненко

    Татьяна, посмотрел его сайт. Его зовут Даниэль Кастан. Не плохой пейзажист. Мой Вам совет. Пусть он пришлет вам свое порфолио на бумаге. С этим портфолио вам придется обойти живьем или созвониться предварительно с хозяевами галерей (что лучше). Галереи современного искусства это вряд ли заинтересует, хотя всякое может быть. В Москве мало кто выставляет иностранцев из Европы (кроме Гогосяна, но он такое не выставит). Чтобы заинтересовать реально галерейщика в Москве, художнику я бы посоветовал сделать серию работ про Москву, примерно в стиле Нью-Йоркской серии.

    Судя по CV и списку выставок, он не выставляется в некоммерческих местах, а галереи не первого уровня. Значит цены у него не высокие. Значит и вам ничего особенного тут заработать не получится.

    Ваш статус некоего агента весьма туманен, это чистый посредник для галерейщика. Кто будет вам платить проценты в случае продажи? На мой взгляд это должна быть только галерея, а не художник.

  • 28 июля 2011 в 23:03 • #
    Татьяна Власова

    Сергей, спасибо за ответ.
    Да, он сейчас выпускает портфолио в печатном виде, и собирается прислать его мне.
    Я тоже обратила внимание,что в галереях, в основном, российские художники. Видимо, это связано с высоким уровнем отечественного изобразительного искусства в сочетании со сложностями с перевозкой картин в Россию из-за рубежа.
    Насчет цен я пока не разобралась, насколько они высокие или низкие. Даниэль предполагает, что в его цене уже заложен мой процент. Как его технически получать - пока тоже не понимаю, в своих расчетах так далеко не зашла. Кстати, вопрос - как при такой схеме работы оставаться в правовом пространстве. Кем должен быть агент - юр.лицом, или предпринимателем... предполагается, что любые доходы влекут за собой выплату налогов???))
    Я пока думаю про Питер, хочу здесь проконсультироваться, насколько работы актуальны и цены логичны.

  • 28 июля 2011 в 23:57 • #
    Сергей Мироненко

    В России пока еще рынок искусства весьма архаичен и тут покупают в основном российское искусство, в это понятие входит кстати и некоторые художники из СНГ. С уровнем искусства это никак не связано. Точно также было еще лет 20 назад и в Европе, но в связи с объединением, мультикультурностью и различными политическими модами после падения СССР, например на Китай, в галереях Европы можно найти кого угодно со всего мира. Россия тут не при чем. Лет через 20 может новые коллекционеры вырастут. Вы так и объясните это Даниэлю.

    Ваша роль, Татьяна по сути - свести художника с галерейщиком. Они оба вам скажут "спасибо"если все будет удачно и накормят в ресторане. Далее вы не нужны. Мне кажется никакие "долгосрочные договоренности" действовать больше одного раза не будут.

    Ваш шанс не уйти с поля - заключить договор с галереей, что вы получаете все гонорары за этого художника сами. Потом вы перечисляете его художнику за минусом вашей части за управление и защиту его интересов. Такой вариант возможен только потому, что художник далеко живет за границей. Но в принципе, не думаю, что стоит обольщаться, что вам все удастся и вы даже что то заработаете на этом.

  • 29 июля 2011 в 00:07 • #
    Татьяна Власова

    Да....Что то как почитала я сейчас про ввоз картин в Россию...про таможню, пошлину, да про страхование... стало мне грустно. Влезть во все это - некогда будет основной работой заниматься.
    А вообще-то тема началась с того, что я захотела серию тетрадей сделать с его картинами на обложках....)))

  • 29 июля 2011 в 01:04 • #
    Сергей Мироненко

    Вот и делайте тетради лучше, а это воспринимайте как вход в другой мир, если интересно. А проблемы с таможней и страховкой - это уже "радостные" проблемы после того, как вы сделаете главное - найдете тех, кому это в России интересно. Удачи!

  • 29 июля 2011 в 11:12 • #
    Татьяна Власова

    Вопрос для меня делится на две части: возможность окунуться в другую сферу бизнеса и заработать, или просто оказать человеку услугу, и свести его с теми, кто возьмется его продвигать в России. Потому и выясняю все моменты, чтобы решить, надо ли мне все это))
    Я нашла в Питере галерею, которая готова разместить картины, при условии, что им не надо будет заниматься ввозом и т.п. Мне кажется, на таких условиях многие галереи будут согласны.
    Следуя Вашим советам - мне надо поискать галерею, которая настолько заинтересуется, что возьмет транспортировку-таможню-страхование на себя, тогда "скрипач не нужен", они будут работать напрямую.

  • 29 июля 2011 в 23:44 • #
    Сергей Мироненко

    По ввозу вы можете проконсультироваться с компанией, которую я знаю:
    http://www.fineartway.ru/perevozka/custom
    Там ответят на все ваши вопросы точно, они этим постоянно занимаются.

  • 30 июля 2011 в 23:16 • #
    Татьяна Власова

    Спасибо, обязательно воспользуюсь.