"ТРУДНЫЕ УЧАСТНИКИ" НА ТРЕНИНГЕ

"ТРУДНЫЕ УЧАСТНИКИ" НА ТРЕНИНГЕ

Уважаемые тренеры и все,кто обучает взрослых!!!

В последнее время всерьез заинтересовалась темой
« трудный»участник на тренинге.
У меня чаще всего встречаются «спорщики»,"всезнайки" и
«я посижу- послушаю».

Предлагаю обсудить тему «трудные» участники в тренинге:
1Какие у Вас бывают"трудные" участники?
2Как вы с ними справляетесь?
3Что и где можно прочитать по этой теме?

С уважением,Князева Татьяна.

2703
Комментарии (32)
  • 8 мая 2010 в 11:34 • #
    Надежда Сидорская

    У меня бывают чаще: "всезнайки", "тянущие одеяло на себя", "рационалисты".
    Справляться с ними очень просто: в ходе тренинга они сами оказываются на том месте, которое реально их, т.к. специфика моих тренингов позволят это сделать.
    Когда я веду женские тренинги, то с такими "трудными" справляюсь по-разному, в зависимости от того как и что они делают: могу дать возможность группе поставить их на место; могу мягко показывать, что они здесь не одни; могу "случайно" забыть про них на каком-то упражнении или на обратной связи; могу показывать на них самые трудные задания; могу наоборот дать роль соведущего (если человек действительно готов к этому и принимает адекватно). Способов много.
    Почитать - не знаю. Честно говоря, практически не читаю профессиональной литературы по этой теме.

  • 8 мая 2010 в 14:48 • #
    Татьяна Князева

    Надежда,спасибо за ответ!!!

    С уажением,Татьяна.

  • 8 мая 2010 в 18:17 • #
    Надежда Сидорская

    всегда, пожалуйста

  • 8 мая 2010 в 13:06 • #
    Татьяна Фиппс

    Для меня самые сложные - это "я посижу- послушаю- что-то ВСЕ РАВНО для себя вынесу"...немотивированы и боятся...стараюсь им создать безопасную атмосферу. Читаю, кроме К.Фопеля, проф. форумы, иногда там делятся настоящими жемчужинами управления группой.

  • 11 мая 2010 в 13:50 • #
    Татьяна Князева

    Татьяна,здравствуйте!

    Спасибо за ответ!

    Скажите пожалуйста,а что именно К.Фопеля читаете по этой теме?
    А профессиональные форумы на каких сайтах посещаете?

    С уважением,Татьяна.

  • 11 мая 2010 в 21:07 • #
    Татьяна Фиппс

    Татьяна,
    книга Клаус Фопель "Эффективный воркшоп. Динамическое обучение" - основы, просматриваю перед тренингом. Также, как и Юрий, пользуюсь литературой по коммуникации.

    Из форумов мне нравится www.akademiki.biz/forum/index.php - их школу я не заканчивала, но там можно найти дельные советы и методы.

    Татьяна, думаю, вопрос этот часто актуален для корпоративного тренера: участники все-таки люди подневольные, не всегда у них есть РЕАЛЬНЫЙ выбор (идти или не идти на тренинг), чаще это "политическое" решение. По моим наблюдениям, мотивация у них в целом ниже, чем, например, на тренингах личностного роста - вот и включают психологические защиты. И у меня тоже были ситуации внезапного "добавления" участника, без возможности диагностики, так что отлично Вас понимаю :-)

  • 18 мая 2010 в 22:08 • #
    Татьяна Князева

    Здравствуйте,Татьяна!

    Большое спасибо за ссылку и за название книги К.Фопеля.
    Я читала его книги:"Энергия паузы","Технология ведения тренинга","Блокады и кризисы в групповой работе",а вот эту не читала.

    По поводу того,что в основном бывают сопротивления у "корпоративных" тренеров...Не знаю.Я тренинги личностного роста не веду.
    Работаю или внутри компании или внешним тренером(для компаний).

    С уважением,Татьяна.

  • 8 мая 2010 в 19:18 • #
    Юрий Сырцов

    1. Мы получаем то, что притягиваем.
    2. У меня нет "проблемных" слушателей.
    3. Их гипотетическое присутствие заранее профилактируется правильным построением сценария, хорошим раппортом с группой и (только на треть максимум) специфическими приёмами под тип "деятельности".
    4. По поводу сценария - на русском ничего приличного нет. Но по строчке половину собрать можно. По раппорту любая литература по коммуникации. Специфические приёмы - профессиональная американская литература.

  • 11 мая 2010 в 13:46 • #
    Татьяна Князева

    Юрий!
    1Ваш взгляд на ситуацию("получаем то,что притягиваем) заинтересовал.Буду думать...
    2."Проблемных" участников у меня тоже нет.
    ("проблемные" для меня те,с которыми я справиться не смогла)
    У меня есть иногда "трудные",с которыми нужно дополнительно работать.
    3По поводу того,что нужна профилактика и правильно построенный сценарий-абсолютно с Вами согласна.
    Это очень помогает
    4 Большое спасибо за информацию по поводу литературы.Буду искать.
    С уважением,Татьяна.

  • 9 мая 2010 в 09:33 • #
    Анютка Звездочка

    Тренинги не веду, но уже побывала на многочисленных студенческих и начинающих.
    Понемногу начинаю не только участвовать, но и наблюдать за людьми-участниками со стороны. Могу отметить, что в студенческой среде очень ярко выделяются в прямом смысле конфликтующие участники. Тренер же, он же преподаватель...никак с этим не борется! :)

  • 11 мая 2010 в 14:01 • #
    Татьяна Князева

    Здравствуйте,Анютка!

    Спасибо большое за мнение-наблюдение.
    От участника оно очень важно!!!

    Я думаю,что причин того,о чем Вы говорите,много:
    1 Тренер не умеет с этим справиться
    2Не считает нужным ничего делать.И так сойдет.
    3Тренер не чувствует группу,а слышит только себя и горит желанием выполнить намеченную учебную программу.

    Скажите,а чем заканчивались такие конфликты?

    С уважением,Татьяна.

  • 11 мая 2010 в 16:54 • #
    Анютка Звездочка

    Татьяна, спасибо за отклик на мое сообщение, это очень важно, особенно для меня, как для пока еще студента, но в будущем обязательно психолога :)

    возможно, т.к. тренинги являются учебными, то наиболее уместна последняя причина...
    а заканчиваются такие конфликты по большей части тем, что просто себя исчерпывают в рамках темы тренинга...но бывали случаи, когда темы, затронутые на тренинге и имевшие под собой конфликтную ситуацию...переносились и в обычные студенческие будни...

    p.s. на мой взгляд, лучшее решение конфликта на тренинге, каким бы он ни был, направление его в созидательное русло и использование такой ситуации как примерной ситуации. Но над этим надо много работать!

  • 18 мая 2010 в 21:33 • #
    Татьяна Князева

    Анютка,здравствуйте!

    Если конфликты удается разрешить в ходе тренинга,значит тренер их грамотно отработал.
    А вот,если они перерастают за пределы тренинга,значит тренер запустил групповую динамику(возможно,сам того не зная и не желая) и она продолжается за пределами тренинга.

    P.S Ваш взгляд полностью разделяю!!!

    С уважением,Татьяна.

  • 9 мая 2010 в 10:19 • #
    Олег Макаров

    Татьяна, а в чём трудность?

  • 11 мая 2010 в 15:03 • #
    Татьяна Князева

    Здравствуйте,Олег!

    Хороший у Вас вопрос!!!

    Трудность в работе с каждым участником своя:
    Те участники,которые стремятся захватить время и внимание тренера и аудитории мешают всей группе,отвлекают ее.
    И тогда у меня возникает вопрос:что нужно сделать,чтобы вовремя корректно остановить такого участника или направить его энергию на развитие группы .
    Трудность заключается в том,что вовремя не приходит на ум нужная линия поведения с таким участником.

    Поэтому я и затеяла дискуссию по этой теме,чтобы тренера рассказали о том,какие у них бывают участники и как они с ними работают(приемы,технологии).
    Ведь и мне такой"типаж" может встретиться.

    С уважением,Татьяна.

  • 11 мая 2010 в 15:07 • #
    Олег Макаров

    Здравствуйте, Татьяна.

    Так все люди разные...
    Не может быть проблем в участниках, они в тренерах.
    Я в этом уверен.
    Получается, что Вы предложили поговорить о том, какому тренеру трудно работать с каким "типом" участником и что он с ними делает, да?
    Было бы интересно ещё и участников послушать о "трудных" тренерах :)

  • 11 мая 2010 в 15:22 • #
    Татьяна Князева

    Олег!
    Очень необычный взглад у Вас на эту дискуссию...
    Да,люди все разные.
    И каждому тренеру попадаются свои "трудные" участники.
    И все-таки существуют технологии обучения взрослых людей,технологии работы с групповой динамикой,технологии продаж и т.д.
    И мне хочется,проанализировав свой опыт и опыт моих коллег создать свою технологию решения данного вопроса.
    А узнать у участников про "трудных" тренеров тоже очень здорово и полезно.:))))
    Это позволяет не применять те приемы,которые тренеру кажутся правильными,а участникам не очень!!!
    Возможно,это будет тема следующей дискуссии!!!:)))

    Олег,а какие тренинги ведете Вы?

    С уважением,Татьяна.

  • 11 мая 2010 в 15:32 • #
    Олег Макаров

    Татьяна, ваше стремление создать "технологию" напомнило мне старый анекдот:

    Приходит муж домой и говорит жене: - Представляешь, у нас на работе установили парикмахерский автомат. Выбираешь стрижку, кидаешь денежку, засовываешь голову и он стрижёт.
    Жена:??? Но головы ведь у всех разные.
    Муж: В первый раз -да.

    Тренинги веду авторские
    Продажи, Маркетинг, много чего ещё.
    Вот тут есть что-то вроде короткого списка https://professionali.ru/Topic/21730272

  • 11 мая 2010 в 18:19 • #
    Татьяна Князева

    Олег!

    Спасибо за мнение.Вы бесспорно имеете право думать по поводу моего стремления создать технологю все что угодно...
    Насколько я поняла из нашей дискуссии,у Вас на тренингах трудностей с участниками не возникает....
    Спасибо,что,несмотря на это,Вы приняли в ней такое оживленное участие!

    С уважением,Татьяна.

  • 11 мая 2010 в 18:24 • #
    Олег Макаров

    Татьяна!

    Спасибо за право думать то, что я хочу.
    Нечасто в дискуссиях на "профессионалах" это право предоставляется их авторами - участникам.

    С уважением,
    Олег.

    P.S. Кстати, Если всё-таки создавать "парикмахерский автомат", думаю, вполне достаточно будет посетить "тренинг тренеров" действительно высокого уровня, а потом наработать свой опыт.

  • 18 мая 2010 в 21:50 • #
    Татьяна Князева

    Здравствуйте,Олег!

    С Вашим P.S согласна.
    И при этом желательно ,по возможности,пройти такие тренинги у нескольких гуру,т.к.у каждого свой стиль и свой подход.
    А после этого,нарабатывая опыт, сформировать свой стиль.

    С уважением,Татьяна.

  • 18 мая 2010 в 23:39 • #
    Олег Макаров

    Доброго времени суток, Татьяна.
    Да, несколько тренеров высшего уровня - это идеальный вариант.
    Правда, я уверен, что уже после первого идея "создать универсальный ключ" отпадёт :)

  • 25 июня 2010 в 11:12 • #
    Татьяна Князева

    здравствуйте,Олег!
    Возможно,возможно...
    С уважением,Князева Татьяна.

  • 9 мая 2010 в 18:46 • #
    Артур Восканян

    Здравствуйте, коллеги,

    думаю что разговор просто о трудностях будет не самым эффективным. Как правило некоторые трудности "закладываются" самими тренерами на стадии подготовки, или вернее недостаточной подготовки к тренингу. это может быть и в "ролевой Книге" и непродумманость используемых энерджайзеров и разминок. Независимо от опыта работы к тренингам надо честно готовиться:)
    Мне помогает предварилтельное знакомство со списком участников и их предыдущим опытом.
    В любом случае не надо бояться трудностей.
    С уважением Артур Восканян

  • 11 мая 2010 в 14:19 • #
    Татьяна Князева

    Здравствуйте,Артур!
    Абсолютно согласна с Вами,что к тренингам нужно честно готовиться.
    Знакомство с участниками (встреча,анкетирование их,беседа с их руководителями,т.е предтренинговая диагностика )мне тоже очень помогают.
    И при этом бывает так,что в группу за 15 мин до начала включают дополнительного участника или меняют немного состав(кто-то заболел,например).
    А так же иногда диагностику не удается провеста в полном объеме( с участником не удалось до тренинга пообщаться,т.к. он вышел на работу из отпуска прямо на тренинг).

    Трудностей я не боюсь.
    Дискуссию затеяла,чтобы обменяться опытом с тренерами,которые сейчас работают.
    Книги это очень хорошнее подспорье,но иногда они бывают уже устаревшими немного или подходящими для менталитета той страны,в которой живет автор.
    Например,в книге "Как успешно пройти собеседование"(автор Р.Фрай )написано,что рекрутер не имеет права спрашивать соискателя о том,курит ли он.А в анкетаъ многих российских компаний этот вопрос присутствует...

    С уважением,Татьяна.

  • 11 мая 2010 в 10:14 • #
    Алексей Дмитриенко

    У меня был случай, когда на корпоративном тренинге в числе участников была семейная пара, которая отказывалась принимать участие в играх и разминках, мотивируя это тем, что им не позволяет это делать их вероисповедание.
    Меня это удивило, но я оставил их в покое, предварительно вспомнив о Конституции РФ, демократии и свободе выбора.

    А "всезнайки" на каждом тренинге есть. Им нужно в самый неподходящий для них момент давать возможность выссказать свою точку зрения. Обычно помогает )))

  • 11 мая 2010 в 13:31 • #
    Татьяна Князева

    Спасибо за участие!!!

    У Вас действительно очень нестандартная ситуация была))))

    С уважением,Князева Татьяна.

  • 11 мая 2010 в 17:02 • #
    Артур Восканян

    приветствую участников,
    согласен с Алексеем Дмитриенко. Со "Всезнайками" помогает принцип айкодо. когда даешь им высказаться, и ситуация благополучно разрешается. И порою это бывает полезно и трейнеру. так как выслушав мнение добровольного оппонента, сам себя в дальнейшем "услишь" в этой позиции.

    И конечно же социально-профессиональный уровень группы тоже определенно влияет на ход даже самого подготовленного тренинга. на то и интерактивность и экспромт:). так получилось что линейка слушателей тренингов достаточно широка как по тематике, так и по уровню подготовленности. от тренингов в сельских регионах Армении по теме местное экономическое развите, до тренингов в сфере управления в туризме, бизнес-гостеприимстве и продажах.
    Даже в этом случае в одной стране, в одной языковой среде, есть "большие разницы":) в плане субкультуры и общекультурного уровня по возрасту, соц. положению, образовательный ценз, да и просто жизненный опыт.
    одним словом менталитет (слово от которого одного нашего коуча-коучершу) передергивало, когда мы аппелировали к местному менталитету по каким-то случаям:)))
    Удачи всем, и спасибо за дискуссию

  • 18 мая 2010 в 21:44 • #
    Татьяна Князева

    Здравствуйте,Артур!
    Спасибо за напоминание принципа айкидо!!!
    Я с ним,конечно же,знакома,но как-то подзабыла со временем...

    Ваше мнение по поводу того,что на ход тренинга влияет и социально-профессиональный уровень группы, и возраст, и жизненный опыт, и статус участников, и район их проживания полностью разделяю.Сама ездила по регионам и могу утверждать,что, как минимум, темп тренинга во Владикавказе и в Архангельске будет сильно отличаться(у участников разный темперамент).

    С уважением,Князева Татьяна.

  • 14 мая 2010 в 12:51 • #
    Жанна Пятирикова

    Татьяна! Не верю тем тренерам, которые уверенно говорят - у меня никогда не было трудных клиентов. Это может значить только одно - он их НЕ хочет замечать, полностью погружен в себя-любимого.

    В чем-то согласна с Юрием Сырцовым - каждый трудный слушатель - наш лучший учитель. Именно он сделает нас мудрее, сильнее и профессиональнее. Он своими действиями указывает на слабые стороны тренера. Он, словно зеркало, отражает недоработки, собственные тренерские комплексы. Такие люди будут приходить вновь и вновь, пока не научат тренера искусству.

    Как с этим справляться? С анализа и честного разговора с самим собой - почему так произошло, как правильно на это реагировать, что сделано, что нет и почему. Даже если вы чего-то не знаете, лучше искренне попросить помощи у таких людей в ходе тренинга. В силу воспитания и ситуации помощь будет оказана, а человек вовлечен в процесс.

    Очень интересные подсказки есть в "Презентационном конструкторе" у Гандапаса. С удовольствием слушаю его аудиокнигу и вспоминаю собственные ситуации в том или ином случае.

    Иногда, принимая на свой счет то или иное действие трудного участника, тренер даже не догадывается, что в группе внутрифирменный конфликт, что тренер лишь заложник ситуации. Потому не торопитесь принимать удар на себя, попробуйте проверить свои "подозрения", включив конфронтантов в одну группу в каком-то упражнении, дайте им возможность решить свой конфликт мирным путем. Если это удастся, авторитет тренера заработает сто очков вперед.

  • 18 мая 2010 в 22:19 • #
    Татьяна Князева

    Жанна,здравствуйте!
    Спасибо за участие в дискуссии!
    Гандопаса"Презентационный конструктор" обязательно прочитаю !
    Я с большим уважением к этому автору отношусь!

    Спасибо за то,что Вы обратили внимание на корпоративную,а не личностную подоплеку сопротивлений участников тренинга(внутрифирменный конфликт).

    То,что наши участники-наши лучшие учителя,согласна полностью.

    А по поводу тренеров,которые"не видят" трудных участников-да.согласна,такое тоже бывает.

    С уважением,Татьяна.

  • 19 мая 2010 в 00:10 • #
    Артур Восканян

    Жанна, просто присоединяюсь к вашим словам, и хочу добавить присказку которую я услышал будучи на переподготовке в Японии.
    No Problem is a Big Problem:)))
    Это просто иллюстрация к вашим словам о пользе от "трудных" клиентов-слушателей.
    удачи всем