Проект изменений закона о СМИ

Проект изменений закона о СМИ

Федеральными властями сегодня предпринимаются усилия для становления в нашей стране гражданского, правового общества. Об этом говорит наметившаяся реформа судебной системы, усиление борьбы с коррупцией, избавление от правового нигилизма. И средства массовой информации играют здесь не последнюю роль. Однако положение прессы, учредителями которых являются органы местного самоуправления, в большинстве регионов РФ удручающее. Российская глубинка практически лишена объективного освещения истинного положения дел на уровне местных властей.
Существующая сегодня система муниципальных СМИ обслуживает в основном интересы чиновников, политических сил и олигархов (в т.ч. регионального уровня), служит инструментом борьбы за власть, устранение неугодных соперников в сфере политики и большого бизнеса.
Районные газеты сегодня – наиболее читаемые на местахв районах и районных городах. Но именно журналисты этих газет буквально связаны по рукам, когда речь заходит о деятельности муниципальной исполнительной или представительной власти. Разумные инициативы федерального центра по борьбе с коррупцией буквально тонут на уровне большинства муниципалитетов. Факты нецелевого расходования местного бюджета, злоупотреблений должностным положением некоторых районных и городских чиновников, кумовства, манипуляций с муниципальным заказом (что происходит почти повсеместно), как правило, известны местным журналистам, но в силу того, что фактическим хозяином газеты и редакции является местная власть, эти факты не могут быть преданы гласности. Если это и происходит, следуют гонения на неугодного журналиста или редактора.
Государственные и муниципальные дотации в собственные СМИ тормозят развитие конкуренции в этой сфере, не способствуют раскрытию профессиональных журналистов и становлению рынка СМИ как сферы бизнеса.
Наличие в районах «карманной» прессы способствует созданию аристократическо-олигархических мини-«государств» внутри гражданского государства. И данная тенденция, к сожалению, все больше проявляется на местах. Отсутствие реальной гласности в большинстве органов местного самоуправления порождает безнаказанность и вседозволенность самих муниципальных представителей власти, что еще больше напоминает раковые опухоли на теле страны.
Единственный выход из сложившейся ситуации мы видим в расгосударствлении муниципальных средств массовой информации, в запрете органам местного самоуправления быть учредителями СМИ, за исключением тех, что предназначены исключительно для публикации принимаемых нормативных актов. Сегодня при отсутствии в большинстве муниципальных образований независимых СМИ нет реального контроля населением деятельности властей, отсутствует полная и достоверная информация об их работе, не предаются гласности факты коррупции, злоупотреблений, что фактически помогает уходить от ответственности.
Говоря о реформировании системы взаимоотношений СМИ и органов местного самоуправления, мы не может обойтись полумерами, поэтому расгосударствление должно коснуться и государственных средств массовой информации, в том числе радио и телевидения.
Проблему финансирования СМИ после их расгосударствления, мы считаем, следует решать путем государственных и муниципальных заказов, проведения конкурсов и тендеров на публикацию информации, необходимой властям всех уровней. Но в этом случае представители властей не будут чувствовать себя хозяевами СМИ и вести себя соответствующим образом. Они превратятся в равноправных партнеров для средств массовой информации.
«Необходимо постепенно переходить к расгосударствлению средств массовой информации, в первую очередь газет и журналов. Органы государственной власти должны передавать свои функции учредителей редакциям, журналистским коллективам»,— эти слова из обращения к Федеральному Собранию РФ принадлежат экс-Президенту Российской Федерации Борису Николаевичу Ельцину. Сказаны они были в 1993 году. За минувшие 16 лет государство ничего не сделало для реализации послания Президента. Более того, ситуация усугубилась, особенно в муниципалитетах буквально всех регионов страны.
В связи с изложенным предлагаем внести изменения и дополнения в законодательство РФ в части возможности учреждения средств массовой информации государственными органами и органами местного самоуправления, внести изменения в законодательство о государственных и муниципальных заказах, разработать концепцию постепенного перехода от государственных и муниципальных СМИ к негосударственным СМИ, систему государственной поддержки районной и городской прессы на переходном этапе.
Кроме того, считаем, что при внесении изменений в федеральный закон «О средствах массовой информации» следует также исключить положения об Уставе редакции и заменяющем его договоре. Сегодня данный документ является анахронизмом, в большинстве случаев носит декларативный характер, не соответствует реалиям современности. Проблема взаимоотношений журналистов, редактора, учредителя сегодня регулируется Трудовым Кодексом РФ, трудовым контрактом, должностными инструкциями, в которых предусмотрены все необходимые меры социальной защиты. Обязательное требование предоставления Устава редакции при регистрации средств массовой информации фактически вынуждает заниматься подлогом тех редакции, в которых даже отсутствуют журналисты (рекламные газеты, газеты-дайджесты). Свою роль Уставы редакций не исполняют, и в принципе сегодня у них и нет никакой роли, однако необходимость представления подобного документа в регистрирующий орган влечет обоснованные претензии с его стороны.
С другой стороны, при регистрации любого предприятия, в том числе и редакции средства массовой информации, предусмотрена регистрация устава предприятия. Именно он, на наш взгляд, может заменить Устав редакции в части взаимоотношений между редактором, учредителем, издателем, сотрудниками редакции.

См. приложение.

524
Комментарии (7)
  • 21 сентября 2009 в 17:19 • #
    Олег Захаров

    Приложение

    Российская Федерация
    Проект Федерального закона
    О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации
    и признании утратившими силу
    некоторых законодательных актов Российской Федерации

    Принят Государственной Думой
    Одобрен Советом Федерации

    Настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации на основе расгосударствления государственных и муниципальных средств массовой информации, для реализации принципов гласности и открытости в деятельности муниципальных, региональных и федеральных властей, а также с учетом закрепленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами свободы слова и вопросов местного значения.
    В настоящем Федеральном законе решаются также задачи обеспечения равного доступа средств массовой информации к участию в конкурсах и тендерах, проводимых для информирования населения о деятельности государственных и муниципальных властей в рамках государственного и муниципального заказа.
    При переходе к системе негосударственных средств массовой информации, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны:
    при расгосударствлении средств массовой информации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты сотрудников редакций средств массовой информации с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств;
    предоставлять редакциям средств массовой информации возможность в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым в законодательство изменениям, в частности, посредством установления временного регулирования общественных отношений;
    не допускать при осуществлении перехода к негосударственным средствам массовой информации нарушения прав и свобод других лиц.
    Нормы настоящего Федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в данной преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов представителей средств массовой информации.

    Статья 1

    Внести в Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» следующие изменения:
    1) часть первую статьи 7 изложить в следующей редакции:
    «Учредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть гражданин, объединение граждан, организация»;
    исключить слова «государственный орган» и слова «Учредителем (соучредителем) печатного средства массовой информации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" может быть орган местного самоуправления».
    2) часть третью статьи 15 исключить.
    3) в части шестой статьи 16 исключить слова «и устава редакции».
    4) часть первую статьи 17 изложить в следующей редакции:
    «Права и обязанности учредителя и редакции, предусмотренные настоящим Законом, возникают с момента регистрации средства массовой информации. Учредитель, редакция, издатель, распространитель могут дополнительно установить на договорной основе взаимные права и обязанности. Положения договоров не должны противоречить настоящему Закону и иным актам законодательства Российской Федерации».
    5) часть вторую статьи 18 изложить в следующей редакции:
    «Учредитель вправе обязать редакцию поместить бесплатно и в указанный срок сообщение или материал от его имени (заявление учредителя). Максимальный объем заявления учредителя определяется в соглашении с учредителем. По претензиям и искам, связанным с заявлением учредителя, ответственность несет учредитель. Если принадлежность указанного сообщения или материала учредителю не оговорена редакцией, она выступает соответчиком».
    6) в части шестой статьи 18 исключить слова «уставом редакции».
    7) в части седьмой статьи 18 исключить слова «если иное не предусмотрено уставом редакции».
    8) в части пятой статьи 19 исключить слова «устава редакции».
    9) статью 20 изложить в следующей редакции:
    «Статья 20. Устав редакции
    Копия устава ред

  • 21 сентября 2009 в 17:37 • #
    Андрей Глебов

    Олег, это чей проект?

  • 21 сентября 2009 в 17:38 • #
    Олег Захаров

    По формулировкам не узнаешь? Часть из курсовых работ, где ты сделал пометку: "В профессоналы.ру". Часть на ходу досочинял. Вчера вечером начал, сегодня закончил.

  • 21 сентября 2009 в 17:59 • #
    Андрей Глебов

    Меня смутило:
    - подпись Путина

  • 21 сентября 2009 в 21:38 • #
    Олег Захаров

    А! Ну да. Под законом всегда стоит подпись президента. Просто в качестве "болванки" я взял 122-й ФЗ, а там как раз был президент Путин. Конечно, надо писать Медведев.

  • 21 сентября 2009 в 17:52 • #
    Олеся Киселева

    Олег, сегодня еще раз почитала Устав нашей АНО. Думаю, верное предложение: достаточно регистрации Устава предприятия и действующих норм законодательства.
    Но терзают смутные сомнения, что в любом Законе мжно найти лазейки. В частности, как зафиксировать права коллектива?

    И еще робко надеюсь, что будет внесена поправка насчет нерентабельных СМИ о финансировании их из федерального бюджета. Вот это была бы действенная норма.

  • 21 сентября 2009 в 21:45 • #
    Олег Захаров

    Первая - вступительная часть - это лишь "рыба" для обсуждения. дополнения, изменения. Сделано на ходу, давайте вместе подчистим, чтобы получилась преамбула к изменениям в законодательстве. Когда будет отшлифовано, предложим подписать Союзу журналистов, Ассоциации районных и городских газет, ну, и самим газетам, конечно.
    Вторая часть - тоже "болванка" предлагаемых изменений в законодательстве. На самом деле с этим тоже нужно еще поработать, потому что понятие государственных и муниципальных СМИ присутствует во многих и многих ФЗ.
    Наконец, главное - реализация этих изменений невозможна без третьей составляющей. А именно - концепции расгосударствления СМИ, пошаговым действиям с учетом в том числе и государственной поддержки тех СМИ, которые сразу окажутся в яме. Хотя как посмотреть. Единственные СМИ в районах будут также нужны власти, как сегодня власть нужна единственным СМИ в районе. Формально, возможно, ничего не изменится, изменится психология отношений. Власть будет не хозяином, а партнером. И это уже большой шаг вперед.
    Что касается прав коллектива, то что мешает закрепить их в рамках действующего законодательства без глупых Уставов редакций? Для этого существует коллективный договор, профсоюз, контракт, Трудовой кодекс и т.д.


Выберите из списка
2017
2017
2013
2012
2011
2010
2009