Есть ли у системы всеобщего образования будущее?
4 мая 2010 в 11:56

Есть ли у системы всеобщего образования будущее?

Есть ли у системы всеобщего образования будущее?Российскую школу ждет реформа. Платное обучение, педагоги с улицы, уроки на заводе и даже обязательные уроки богословия (http://www.trinitas.ru/rus/doc/0012/001c/00121973.htm)

Уж не знаю на сколько все это правда, только хочется сказать вот что:

Во-первых, феномен обязательного среднего образования – это феномен канувшей в Лету индустриальной цивилизации. Сама система всеобщего образования была (и есть) построена по принципу завода (фабрики). Мы имеем здание – завод (школа), сырье (ученики), рабочих обрабатывающих сырье (преподавательский состав) и на выходе получаем готовое изделие массового производства (дешевую рабочую силу). Дело в том, что когда на заре индустриальной эры первые промышленники построили свои первые фабрики и заводы, они столкнулись с весьма непростой задачей – крестьяне были абсолютно неприспособленны к работе на заводе. Решением оказалась система всеобщего образования, главной задачей которого было вовсе не обучение знаниям (эта задача была чисто формальной). Главная задача была в том, чтобы с детских лет приучить рабочий класс к пунктуальности и монотонному труду на конвейерном производстве. Ученик должен был приучиться просыпаться рано утром и идти в здание, где проводил большую часть своего времени. В здании он обучался сидеть на одном месте (были предусмотрены перерывы – перемены, в том числе и перерывы на обед). За время своего пребывания в здании ребенок должен был (должен и сейчас) выполнять скучное, монотонное задание, будь-то арифметический счет, или механическое запоминание дат, событий, географических названий и т.д. Возвратившись домой он был обязан выполнять домашнее задание (такое же монотонное по своей природе, как и весь процесс обучения). Блестящей иллюстрацией этого процесса является музыкальный фильм Алана Паркера «Стена».

Во-вторых, как всем уже должно быть известно, человеческий труд повсеместно вытесняется робототехникой и Искусственным Интеллектом. Если ранее это было особо заметно на примере промышленного производства, то сегодня все более эта тенденция распространяется на сферу услуг. Уже сегодня разработана система электронного правительства, исключающая бюрократический аппарат как таковой, тем самым убивающая одно из главных человеческих зол – коррупцию. Робототехника активно развивается в военной промышленности, в системах охраны, управлением общественного транспорта и т.д. Другими словами, оставаясь в рамках классической капиталистической системы, мы уже переступили порог технологической безработицы. Человек, как дешевая рабсила утратил свою ценность. А это значит, что и система что все эти годы успешно обеспечивала приток этой рабсилы, также безнадежно устарела и более утратила свою ценность для цивилизации.

Огромного прорыва я жду от Активатора CREB (MEM 1414) (проходит испытания – Memory Pharmaceuticals в сотрудничестве с Roche). По сути это «включатель» памяти – мозг «не фильтрует», что ему запоминать, а запоминает с первого «прочтения» все (запах, звук, узор на обоях). Кстати, есть такой же и «выключатель» (энзим кальцинейрин). Лорин Слейтер в своей книге «Открыть ящик Скиннера» — 2004г, описывая свою встречу с главой Memory Pharmaceuticals пишет: «Если этот препарат появится в продаже, его можно будет применить в течении двадцати четырех часов после травмы, и он сотрет воспоминания о ней, правда, вместе с памятью обо всем, что случилось в этот день». Другими словами, человечество, точнее отдельно взятый человек уже вышел на новую эволюционную ступень своего развития – сообразно своим желаниям и задачам, он способен управлять своей памятью в ранее «запредельных» для живых организмов возможностях. В далеком 2004г. (когда видеомагнитафоны еще существовали) Лорин пишет: «Проходящее испытание средство называется «фосфодиестераза-4»; пока его дают престарелым мышам, и к ним тут же возвращается ясность мысли, так что старички преодолевают лабиринты так же успешно, как и молодые грызуны». Далее она пишет: «Так что такое CREB? Это молекула, находящаяся в ядре нервной клетки мозга, и ее функция – включать гены, необходимые для производства белков, благодаря которым устанавливаются постоянные связи между нейронами. Таков простой научный ответ. Если описать это метафорически, то CREB – собственная липучка клетки: когда она сцеплена, голос вашей матери и ваша первая балетная репетиция останутся в цепях клеток на годы, а когда расцеплена, то вы можете что-то запомнить, но ненадолго – как телефонный номер, тут же выскальзывающий из памяти.» «Талли генетически изменил дрозофил так, что они стали рождаться с огромным количеством CREB в положении «сцеплено»,— и, как и следовало ожидать, получил насекомых-гениев, дрозофил с фотографической памятью. Они могли запомнить здание после единственной тренировки, в то время как обычным фруктовым мушкам требовалось не менее десяти сеансов, прежде чем они запоминали то, чему их учили».

Как тут не вспомнить фильм Косильщик Лужаек (Газонокосильщик) / The Lawnmower Man

Год выпуска: 1992. Страна: США, Япония, Великобритания. Жанр: Триллер / Фантастика

Дело в том, что если технология CREB подтвердит (или уже подтвердила и была тут же засекречена) свою эффективность на людях, то мы сможем говорить о реальном начале эпохи постчеловечества.

Так как после приема «Таблетки памяти» мозг более не фильтрует, какую именно информацию ему следует запоминать, а запоминает все. То в случае если проглотив такую таблеточку мы наймем репетитора, например по английскому языку, то кроме урока в нашу память врежутся узор обоев за его спиной, сколько пуговиц было на его рубашке (блузке, если это женщина), какого они были размера, цвета и.д. Другими словами, мы получим не только большой груженый состав со знаниями английского языка, но и дополнительный вагон попутной, абсолютно бесполезной информации в нагрузку. И здесь возможным выходом, на мой взгляд, является принцип обучения показанный фильме «Косильщик лужаек», когда герой получал всю интересующую его информацию надев очки виртуальной реальности, тем самым оградив свой мозг от «постороннего шума».

Одной из существенных проблем завершения окончательной фазы глобализации, помимо всего прочего, является языковой барьер. Предположим, что я решил отправиться в путешествие по Вьетнаму и мне был предложен курс виртуального обучения (то есть мне даже не нужно покидать предела своей комнаты) любому иностранному языку. Какой язык я выберу? Я бы выбрал английский. Почему? Потому что помимо русского, зная еще и английский, я смогу общаться с людьми не только во Вьетнаме, но и в большинстве других стран. По сути, все, что мне нужно сделать, это выучить два основных языка, на которых общается (либо сносно понимает) большая часть человечества. Эти два языка: английский и китайский. Тот же житель Вьетнама, встань он перед аналогичным выбором, думаю, так же остановился бы на английском. Во всяком случае, будучи в 2008г. этой стране я общался с местными жителями почти исключительно на английском. Другими словами, любому жителю нашей планеты нет необходимости изучать все языки всех народов мира, достаточно изучить несколько основных.

В документальном фильме: «Уникальные возможности мозга» (http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1433526) рассказывается история о Даниэле Тамете, обладающим «фотографической памятью» сродни действию нашей чудо «Таблетки памяти». Он утверждал и подтвердил это в ходе эксперимента, что обладает способностью выучить с нуля любой незнакомый ему язык всего за десять дней (!!!) То есть, десять дней – это в нашем случае 10–20 таблеток.

Теперь представьте себе, что запоминание любой информации (знания) перестало быть для кого-то проблемой. Что, по-вашему, произойдет с системой всеобщего образования? Во-первых, она снова, как и в доиндустриальную эпоху «вернется в дом», в семью, станет частью «настольного обучения». Во-вторых, появиться множество виртуальных курсов обучения, как иностранным языкам, так и любым другим школьным или университетским дисциплинам, начиная от курса астрономии и заканчивая квантовой физикой и теорией суперструн. В-третьих, родители детей наконец-то начнут задавать вопросы: «Зачем именно это знание нужно моему ребенку? Ведь забить голову моему ребенку можно чем угодно, он запомнит все. Так как именно это знание, именно этот курс поможет моему ребенку в его дальнейшей жизни?»

Словом, если технология CREB действительно может работать на человеке, нас ждет революция в системе образования!

P.S.: ВИАГРА ДЛЯ МОЗГА (http://www.sciam.ru/article/2078/журнал «В мире науки» за декабрь 2003г.).

239
Комментарии (6)
  • 4 мая 2010 в 18:54 • #
    Галина Иванова

    Ага, и пошли глотать таблеточки, а потом раз и ... рак мозга. Увы, природа очень неохотно пускает нас устанавливать свои порядки.
    И какие изменения возможны при "неправильном прочтении" мозгом данной таблеточки никто не говорит.

  • 5 мая 2010 в 01:30 • #
    Рушан Якубов

    Согласен.

  • 5 мая 2010 в 14:20 • #
    Даниил Божин

    Аспирин вы тоже боитесь принимать? ) Сейчас всё создаваемое человеком может "противоречить" природе.

  • 5 мая 2010 в 14:59 • #
    Галина Иванова

    Серьезно, Рушан, я вполне серьезно. Тем более, что мозг до конца не изучен, и всяческие новинки "для улучшения" чреваты серьезными последствиями. Полагаю, что данную таблеточку если и запустят в массовой производство, вернее, разрешат запустить, нам она будет уже не нужна. )))))

  • 5 мая 2010 в 01:33 • #
    Рушан Якубов

    Если отвечать на главной вопрос - "Есть ли у системы всеобщего образования будущее?", то я бы ответил так - конечно, есть!

    А как же еще обучать небольшому количеству преподавателей бОльшее количество студентов?

    Неизвестно, как подействуют эти таблетки. Но даже если. Все равно процессом образования заниматься кому-то придется. Просто процесс будет идти несколько быстрее, вот и все.

  • 5 мая 2010 в 05:57 • #
    Михаил Сорокин

    Без взаимодействия учеников между собой эта информация так и останется информацией, не превратившись в главное - знание.


Выберите из списка
2011
2011
2010
2009