28 февраля 2014 в 17:25

На заметку!

Правовые основы аутсорсинга

Договор аутсорсинга не входит в число поименованных в Гражданском кодексе РФ. Вместе с тем ст. 421 ГК РФ гласит, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Гражданское законодательство позволяет сторонам заключать договоры, как предусмотренные законом и иными нормативными правовыми актами, так и не предусмотренные, а также содержащие элементы различных договоров (смешанный договор).

Одним из возможных вариантов заключения договора аутсорсинга является договор возмездного оказания услуг. Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Позиция налоговых органов в настоящее время также заключается в том, что договор аутсорсинга — это разновидность договора на оказание услуг (Письмо УФНС России по г. Москве от 15 июля 2008 г. N 20-12/066875).

В отличие от других видов услуг, имеющих разовый, эпизодический, случайный характер, на аутсорсинг передаются обычно функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного контракта (не менее одного года).

Договор аутсорсинга заключается в простой письменной форме. Связано это с тем, что положениями Гражданского кодекса РФ не установлено определенных требований к форме договора возмездного оказания услуг.

Для уменьшения налоговых рисков при заключении договоров аутсорсинга необходимо учитывать следующее:

 — в договор рекомендуется включить все существенные условия, предусмотренные действующим законодательством для договоров данного вида, а предмет договора должен быть четко прописан. К существенным условиям договора аутсорсинга, помимо предмета договора, относятся также стоимость услуг, порядок их оплаты, права и обязанности сторон, срок действия договора, объем подлежащих выполнению работ. Такой вывод содержится в Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 23 декабря 2008 г. N А56-25656/2007, ФАС Поволжского округа от 23 декабря 2008 г. N А65-5908/2008, Десятого арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2008 г. N А41-К2-15159/07;

 — в тексте договора надо дословно использовать терминологию НК РФ;

 — если деятельность аутсорсера лицензируется, то нужно проверить наличие лицензии;

 — операции по оказанию аутсорсинговых услуг должны быть правильно оформлены и подтверждены документами, а именно: договором, счетом-фактурой, актом об оказании услуг, подписанным обеими сторонами договора.


На заметку!

1517
Комментарии (12)
  • 28 февраля 2014 в 18:34 • #
    Роман Ильичёв

    Это и так понятно. Вот термин тупой. Есть договор оказания усуг и всё.

  • 28 февраля 2014 в 18:46 • #
    Сергей Оношко

    Какой термин Вам не нравится? Аутсорсинг? Возможно можно было бы придумать что то более русскозвучное, но... ))) Согласен что в принципе наша деятельность это предоставление услуг, но если рассматривать детальнее то понятие аутсорсинг более широкое.

  • 28 февраля 2014 в 18:49 • #
    Роман Ильичёв

    И чем же широкое?

  • 28 февраля 2014 в 20:00 • #
    Сергей Оношко

    Услуга предполагает выполнение каких-то сопутствующих работ другим исполнителем. Например: перевозка продукции, ремонт спецодежды, уборка помещений. А аутсорсинг предполагает и участие непосредственно в производственном процессе.Например: для завода по производству двигателей, формы для отливки блоков изготавливает не сам завод а сторонее предприятие или вообще ИП. Пример может и не самый жизненный, но суть термина "аутсорс" передаёт.

  • 3 марта 2014 в 00:33 • #
    Роман Ильичёв

    Смешанный договор. На языке не очень вертится. Договор о сотрудничестве. Если смешанный договор, в договоре нужно указывать ссылки на нормы, регулирующие те или иные отношения. Тогда проблем не будет.

  • 14 марта 2014 в 01:15 • #
    А Исоян

    КОРРЕКТИВА В ЗАМЕТКУ:
    в отношении срочности договора "не менее одного года" -считаю что такого ограничения(критерия) в данном виде правоотношений не может существовать.

    Выдержи из википедии -не всегда бывают правоспособными.

    Основной особенностью правоотношений по данного виду услуг всегда являлся комплекс: системно-сформулированного перечня работ(услуг) и системный порядок согласования, приемки и оплат за их выполнение в определенный договором период. Как правило на абонентной основе понятие которого, поглощено очередным заморским термином- Аутсорсинг.

  • 14 марта 2014 в 01:54 • #
    Сергей Оношко

    Чтож вам так термин то этот не нравится? Совсем не важно как называется деятельность, точнее нашим или заморским словом. Смысл вывода аутсорсинга в отдельный вид услуг заключается в необходимости более строгого законодательного регулирования. В сегодняшней реальности аутсорсинг и услуги и работы принимаются и регулируются законодательством одними и теми же нормативами что и приводит к непониманию главной его сути и отличия. Аутсорсинг способен влиять на основную деятельность заказчика, а услуги и работы нет. Я уже пытался здесь объяснить почему появился этот термин, но попробую снова. Пример: Завод по сборке автомобилей на своём конвейре собирает машину но не полностью, а подбор и установку правой двери доверяет кооперативу "Солнышко". Кооператив вдруг решил поменять концепцию и ставить доверенную ему правую дверь из пластика и с вклееным стеклом вместо электроуправляемого. Мы получаем... Срыв производственного процесса завода на его основном производстве по вине другого предприятя задействованого в процессе но не являющегося поставщиком комплетующих. Этому же заводу оказывает услуги клейнинговая компания "Луна" и убирает от мусора заводские цеха. И вот вдруг после 8-го марта ни одна труженница компании "Луна" на работу не вышла. Проблема очевидна, цеха захламлены, но производство не остановлено.
    Пример абсурдный конечно но его задача состоит в том что бы объяснить чем аутсорсинг отличается от услуг и почему к нему должно быть применено более специфичное законодательное регулирование. А на сегодняшний день его нет и по этому в нашей стране даже специалисты не всегда понимают в чём разница.

  • 14 марта 2014 в 16:52 • #
    А Исоян

    Наука познается не только трудом.

    Действующее законодательство полностью обслуживает принцип аутсорсинга. Необходимость специфичного регулирования мною не наблюдается. С удовольствием, публично пересмотрю свое мнение, если будут даны для этого прецедентные примеры.

  • 16 марта 2014 в 05:48 • #
    Сергей Оношко

    У меня нет намерений Вас переубеждать. Что касается изложенного примера, то это только объяснение главного отличия терминов услуга и аутсорсинг. Из личного опыта в качестве прецедента могу привести пример выброшеных денег в результате работы с кадровым агенством. В мире давно пользуется спросом услуга агенств по подбору кадров. С некоторых пор есть она и у нас. Вот тут как раз и отличие. У них это аутсорсиг, а у нас услуга. Мне срочно понадобился электронщик-практик, для сборки сложного электронного устройства. Обращаюсь в агенство с следующими критериями поиска: электронщик, специалист по сборке и наладке радиопередающих устройств и цифровой техники, знание технологии сбора и монтажа электронных плат и т.п. Ответ агенства: "Платите и получайте". Так и сделал. На следующий день пришёл мой долгожданный электронщик. Объясняю задачу, он кивает и идёт на место работы. В обед смотрю на рабочее место Кое что было переложено с места на место и всё. К концу дня картина таже. Недоумеваю, пытаюсь выяснить почему ничего не делается. Оказалось что "специалист" может поменять лампочку в люстре или заменить предохранитель в электрощите и не более того. О законе Ома он и вовсе не слышал! Естественно мы прощаемся без извинений. Если бы этого "спеца" мне предоставил мой кадровик то попрощался бы и с ним. Звоню в агенство, объясняю что они не выполнили свою задачу и у меня заказ под угрозой срыва. На что получаю ответ что его (специалиста) резюме просто идеально отвечает моим требованиям. Больше у них вариантов нет, но и за это денег мне не вернут. Услуга по их мнению выполнена. И ничего им не предъявишь. Они ведь прочитали резюме этого балбеса, оно подошло и они мне его отправили. Они не несут ответственности за то что не проверили соответствует ли этот человек заявленным данным. Вот это и есть услуга. Если бы они были моим отделом кадров, то вид бы имели очень бледный за это. Вот так и должно работать аутсорсиговое кадровое подразделение. Нести ответственность за предоставляемых специалистов. Тестировать, проверять и перепроверять. И не на уровне корпкультуры, а на уровне законодательства. В той же Европе подобные агенства являются аутсорсерами (внешними отделами кадров) и несут полную ответственность за подбор персонала. А у нас собирают резюме и получают деньги за раздачу котов в мешке и никакой ответственности.

  • 24 марта 2014 в 17:49 • #
    Дмитрий Хант

    Обслуживание парка ПК и оргтехники, сопровождение и поддержка программного обеспечение и пользователей ( потребителя ) типовой договор на оказание услуг. Я его с 2009 года не менял. С другими текстами я что то больше не видал )))
    Да и клиенту мне по моему ваше пофигу что написано в договоре главное чтоб всё выполнялось и замарочек не будет ...!

  • 4 декабря 2014 в 13:56 • #
    Эрика Картвели

    Да Дмитрий, пока все выполняется, то заморочек не будет, но не всегда выполняется)))) Есть и такое.

  • 27 октября 2015 в 12:46 • #
    Константин Наделяев

    Суть аутсорсинга - обслуживание производства, потребности заказчика. т.е. это не договор возмездного оказания услуг, а договор обслуживания. Сомневаюсь что в ГК есть отдельный пунк про договор обслуживания, но этот договор весьма распространёт в транспортной сфере - это так называемый договор транспортного обслуживания.
    Так что надобности вводить новый зарубежный термин в юридический оборот нет никакой. Только путаница возникает.