Функциональный и целевой подход к работе сотрудников

Функциональный и целевой подход к работе сотрудников

Функциональный и целевой подход к работе сотрудниковФункциональный и целевой подход к работе сотрудников

Одной из серьезных «болезней» современных российских предприятий является, на мой взгляд, не верный подход к поставке задач сотрудникам. Особенно это касается «офисных» работников среднего и нижнего звена. Узкие специалисты и руководители находятся в несколько лучшем положении.
Поясню на примере:
В фирму (в офис) приходит новый сотрудник на должность менеджера по продажам (закупкам, складу, логистике и т.д. и т.п.). Ему показывают рабочее место, знакомят с коллективом. Дальше, ему объясняют его функциональные обязанности:
• Ты должен вводить в базу данных такой-то документ по бумажке, которую тебе дают. Делается это вот так и так (показывают)
• Распечатывать его на этом принтере
• Относить вон в ту комнату, на подпись
• Складывать в этот ящик
Исключение из данного процесса бывает только если нанимается сотрудник на новую должность, причем такую, которой в фирме еще нет. И даже в этом случае, как правило, кто-то из начальства уже «знает» как именно должен работать новый сотрудник и ему выдаются аналогичные инструкции.
Новый человек начинает работать, в меру своих способностей и трудолюбия (лени) выполняя работу так, как ему было показано.
И собственно теперь начинается самое интересное…
При описанном подходе для сотрудника практически совершенно не реально выполнить свою работу лучше, чем это представлял себе его руководитель когда давал ему инструкции. Выполнять ее он может, в лучшем случае «на уровне», теоритически предусмотренном выданной инструкцией.
Это и есть то, что я назвал «функциональным подходом». Т.е. когда человеку говорится не «что он должен сделать», а «как он должен это делать».
В отличии от «функционального», «целевой» подход предполагает постановку сотруднику неких конкретных целей и выдачей ему функционального описания их достижения (т.е. как раз того, что и было описано выше) не как непременного руководства к действию, а всего лишь как способа достичь поставленных целей на оценку «хорошо». Т.е. не на «отлично» (так как практически всегда есть что улучшить), но на уровне – достаточном для нормального функционирования организма фирмы.
В приложении к выше приведенному примеру это выглядело бы примерно так:
В твою непосредственную задачу входит внесение этих документов в нашу базу данных.
Цели, достижение которых ты должен обеспечить, следующие:
• Документ должен оказаться в базе данных
• Документ не должен содержать ошибок
• Документ должен попасть в базу данных не позднее 15 минут с момента появления исходной заявки на твоем рабочем столе, исключая обеденное время.
• Бумажная копия документа должна оказаться в этом ящике подписанная и с печатью не позднее 30 минут после появления документа в базе данных
Инструкции, позволяющие достичь поставленных целей вполне могут быть как раз такими как было описано выше, но главное при этом понимать, что это всего лишь подсказка, а не непременное руководство к действию.
На первый взгляд особенной разницы вроде-бы не заметно, но на самом деле она огромна. Первый подход начисто подавляет какие бы то ни было творческие позывы работника к выполнению поставленных задач. Какое же может быть творчество, если есть конкретные инструкции как именно нужно действовать.
Функциональный подход является следствием того, что к работнику относятся как к «винтику» в машине фирмы. Это отношение вызывает инстинктивный протест человека, как правило, проявляющийся в двух направлениях:
• Потихоньку самому что-то «модернизировать» (в меру своих знаний и умений) в процессе своей работы, чтобы по возможности облегчить себе жизнь.
• Относиться к работе как к рутине, которую, к сожалению, приходится терпеть. Надо же как-то жить и получать зарплату.
Целевой подход является более «продвинутым» сточки зрения организации работы людей. Он основан на идее «Идеи» , как бы это странно не звучало. «Достигать цели» совсем не то, что «исполнять обязанности». Но у этого подхода есть и свои минусы. Существует множество ситуаций, когда творчество нежелательно и даже вредно. В фирме уже могут существовать уже отработанные процессы,

49
Комментарии (0)

Выберите из списка
2015
2015
2012