Кооперация в автомобильном кластере

Кооперация в автомобильном кластере

Речь идет о так называемом кластерном подходе в управлении, когда государство оказывает поддержку не отдельным компаниям, а нескольким компаниям по общим направлениям развития.

Интересно мнение профессионалов по следующим вопросам:

  1. Какие направления деятельности компаний автомобилестроения могут быть объединены в рамках деятельности третьей стороны (напр. отдельного некоммерческого партнерства). Напр., аутсорсинг HR служб, коллективная закупка оборудования, совместные НИОКР, субконтрактные отношения. Если у кого-то есть примеры такого сотрудничества, было бы интересно обсудить.
  2. Интересно ли участие в таких коллективных программах и на каких условиях (напр., при условии существенной экономии по сравнению с самостоятельным решением проблемы, при условии административной поддержки мероприятия со стороны органов власти).

Надеюсь на интересное обсуждение

294
Комментарии (26)
  • 26 апреля 2009 в 13:30 • #
    Дмитрий Трахтнман

    Вы обратились не поадресу. Я думаю, что 99,99 процентов здесь присутствующих никогда не получало и не получит никакой поддержки от государства. А наоборт регулярно поддерживает государство ввиде различных отчислений, налогов, штрафов и т.д. А программы, могут быть интересны только их организаторам, что бы тем или иным способам обобрать других участников программы. А государство НИКОГДА ПРОСТО ТАК НИЧЕГО НЕ ДАЁТ.

  • 27 апреля 2009 в 15:26 • #
    Михаил Гладков

    Спасибо, Дмитрий. Хорошо, а без поддержки гос-ва есть ли пути для кооперации? выстраивание цепочек поставщиков, напр., их стандартизация, выход поставщиков на другие рынки, создание компетенц-центров - все это делается автозаводами в европе без поддержки.

  • 27 апреля 2009 в 16:50 • #
    Дмитрий Трахтнман

    Естественно участники рынка взаимодействуют между собой и кооперируются. Но искать пути кооперации каких либо предприятий не моя забота и я не хочу забивать себе этим голову. Я с удовольствием кооперируюсь с автосалонами и страхую, продаваемые ими машины.

  • 27 апреля 2009 в 16:53 • #
    Михаил Гладков

    Ну и отлично, Дмитрий. Успехов вам в вашем поприще.

  • 27 апреля 2009 в 16:16 • #
    Сергей Колесников

    Добрый день. Я думаю всех автопроизводителей можно объединить под одной программой: "Борьба с производителями контрафактной продукции" До 60% рынка запчастей/компонентов/агрегатов - "серой" сборки. Через ОАР мы этот процесс уже инициируем. Нужна мощная поддержка государства

  • 27 апреля 2009 в 16:58 • #
    Михаил Гладков

    Спасибо, Сергей. Это как раз очень полезное мнение отраслевого эксперта. У нас есть множество информации по автомобильному кластеру в Самаре, там есть похожие программы, стандартизация поставщиков, оценка качества. Вы же предлагаете более радикальный инструмент, который возможно тоже нужен.

  • 27 апреля 2009 в 17:23 • #
    Сергей Колесников

    Это все продумано. Не могу в деталях, а вкратце суть программы:

    1.В рамках ОАР рабочей группы, с привлечением представителем всех заводов автопроизводителей, выработка «Положения о защите оригинальных запасных частей и борьбе контрафактной продукцией»
    2. Запросить с автопроизводителей реестр предприятий-изготовителей, являющихся их официальными партнерами и поставщиками запасных частей.
    3.На основании предоставленных списков предприятий-изготовителей составить сводный «Реестр сертифицированных производителей продукции российского автопрома», с присвоением сертификата и реестрового номера.
    4.Подписание Постановление правительства РФ со сроком вступления в действие через 1 год. Цель: предприятия, не входящие в «Реестр…» в течении года обязаны сертифицировать свою продукцию у производителя автотехники или независимого эксперта (Вот здесь ответ на Ваш вопрос – все лучшие будут сертифицированы. Человеческий фактор я не учитываю, я оптимист)))
    5. Заключение договора с организацией, занимающейся охраной интеллектуальной собственности на предмет выработки механизмов защиты производителей оригинальной продукции,
    6. Предоставление Госторгинспекции РФ утвержденного «Реестра сертифицированных производителей продукции российского автопрома», с целью контроля рынка запасных частей
    7. По результатам контрольных проверок возможны меры:
    - наложение штрафа,
    - закрытие предприятий,
    - уничтожение продукции.

  • 27 апреля 2009 в 17:05 • #
    Михаил Гладков

    Сергей, у нас тут с коллективом дискуссия развернулась. Мой товарищ говорит, что борьба с контрафактниками - это попытка сконцентрировать рынок запчастей да производителем, хотя может продукция "контрофактников" не худшего качества.

    Я так понял, что вы хотите бороться с контрафактниками, у которых продукция низкого качества. Вопрос в следующем, если "серая" сборка предоставит на рынок не менее качественный товар, чем продукция производителя, стоит ли с ним бороться или же может нужно закупать эту продукцию у него для личных целей?

    Спасибо

  • 28 апреля 2009 в 09:28 • #
    Алексей Незнахин

    Если-бы раньше не устраивали дефицита и не задирали цены, не пришлось бы все запрещать, а теперь на рынке сами производители остались затоваренными, останавливают производство, а в России - Китай и иномарки.

  • 28 апреля 2009 в 14:51 • #
    Полина Никифорова

    Интересна позиция представителей ОАО "КАМАЗ" при различных внешних ситуациях: например в условиях повышенного спроса, когда производство не справлялось с заказами на запчасти (начало 2008г) и сейчас в условиях жесткой экономии и снижения себестоимости (ведь, как известно, качество требует вложений, хотя бы на первоначальном этапе: и в сырье и технологическую модернизацию, не говоря уже о сертификационных работах. ) А КАМАЗ - как ядро кластера не субсидирует поставщиков, а пытается переложить проблемы качества на счет поставщиков, да и гос.поддержка не распространяется на поставщиков, к сожалению.

  • 28 апреля 2009 в 16:31 • #
    Сергей Колесников

    Полина, добрый день.
    Естественно и правильно по разному реагировать на различную внешнюю ситуацию. Мы смеемся когда смотрим комедию, и плачем когда смотрим трагедию. Насчет субсидирования поставщиков - не знаю, не моя зона ответственности. Но, кажется, в случае заказа какого то оригинального узла/агрегата у внешнего производителя, утверждается план НИОКР и расходы идут совместные.
    Господдержка на поставщиков (официальных, состоящих в реестре) идет опосредовательно, через автопроизводителя. Например, как мне тут подсчитали, если ВАЗ не получит обещанной господдержки, то закроются до 30% его поставщиков, которые до этого работали только на конвейер. Остальных ждут повальные сокращение и существование только за счет вторичного рынка. А это еще и безработица. Так что, обещанная господдержка и субсидии на автомобили до 350 тыс.руб. - это поддержка не только автопроизводителя, но и всех его партнеров по бизнесу.

  • 28 апреля 2009 в 16:36 • #
    Полина Никифорова

    Спасибо огромное, Сергей, за Ваш ответ! Мне очень приятно. Дело в том, что я даже думала писать диссертацию по теме кластеров. Но зная изнутри работу Камаза с поставщиками (пользуясь случаем передаю привет ДЗИЛ КАМАЗ) решила поискать более жизнеспособную тему. Моя ремарка как раз то и касалась наличия разных реакций в разных ситуациях, а Камаз лет 10 уже как говорит одно и то же :-)

  • 28 апреля 2009 в 16:38 • #
    Полина Никифорова

    КАМАЗ говорит своим поставщикам "снижайте цены или ....найдем альтернативу, не взирая на интеллектуальную собственность, причем вне зависимости от внешних условий"

  • 28 апреля 2009 в 16:42 • #
    Полина Никифорова

    30% поставщиков автоваза - это предприятия, которые грузили свою продукцию на конвейер по отсрочке платежа от 45 до 90 дней в надежде на добросовестность партнера и кто сейчас остался практически без оборотных средств и без доступа к кредитам (ведь поставщик по сравнению с Автогигантом мал и не выглядит солидно при условии рухнувшего рынка сбыта). Вот вам и кластерный подход.

  • 28 апреля 2009 в 16:46 • #
    Михаил Гладков

    Спасибо, Полина. Но а кто сказал, что в Самаре действительно кластерный подход? Там нет кластерного подхода. Да, есть кластер, но пока только делаются попытки по реализации именно кластерных инструментов. Но вообще финансовые отношения между поставщиками и производителем регулируются на 99% договорами и гражданским законодательством. При чем здесь кластеры?

  • 28 апреля 2009 в 16:49 • #
    Полина Никифорова

    Михаил, как мне помнится наше Правительство специально приглашало в качестве консультанта в 2004-2005 годах господина Майкла Портера. Изучив его анализ, оно (Правительство) положило все это в стол и стало делать по-своему. А все из-за того, что главным постулатом Маэстро была инициатива снизу....то есть участников.....а у нас инициатива государства освоить деньги....

  • 28 апреля 2009 в 16:52 • #
    Михаил Гладков

    какие деньги? почему во всем видится распил и откат... под кластерную программу ни копейки нет в бюджете (к слову), минрегион вообще не использует кластерный подход, РОСОЭЗ - отдельная песня, хотя там по сути кластеры. Ну как обычно, все что делается, не то, что надо, не делается.

  • 28 апреля 2009 в 16:56 • #
    Полина Никифорова

    я с удовольствием с вами подискутирую на эту тему, но сейчас простите пора в поля к Автогигантам ....денег должны :-)

  • 28 апреля 2009 в 16:59 • #
    Сергей Колесников

    Нормальный, коммерческий подход - "ужимать" поставщика))) То есть "передать привет ДЗиЛу" было сказано со скрытым подтекстом?
    Насчет "добросовестность партнера" ничего говорить не буду - сложный вопрос, тем более в нынешних условиях. Это рынок, и добропорядочность отношений как раз и проверится в условиях кризиса. Друг познается в беде!

  • 28 апреля 2009 в 16:45 • #
    Полина Никифорова

    Про НИОКР специально уточнила у главного конструктора, который пишет планы НИОКР, ни разу еще КАМАЗ не предложил совместно разделить расходы.....так что даже не знаю Сергей как рассматривать вашу ремарку, с Камаза ли вы...но все равно приятно было пообщаться....

  • 28 апреля 2009 в 16:50 • #
    Михаил Гладков

    Для камаза может и неактуально разделить расходы, он может и сам мог все расходы взять. По НИОКР ему могли бы быть нужны новые технологии и опытные образцы для испытаний. Но это при условии, что такая политика есть на Камазе. Если есть, то либо не таких технологий и предложений от разработчиков. либо там другие интересы завязаны.

  • 28 апреля 2009 в 17:04 • #
    Сергей Колесников

    ))) С КАМАЗа - с КАМАЗа. Я же предупреждал - НИОКР не моя зона ответственност. Значит мое предположение не оправдалось. А что Вы поставляете на конвейер к нам?

  • 28 апреля 2009 в 16:53 • #
    Полина Никифорова

    Почему не взял до сих пор? :-) мы как раз занимаемся опытными образцами. Михаил, очень приятно с вами общаться на высоком профессиональном уровне. Сообщу своему научному руководителю, что тема кластеров еще жива :-)))

  • 28 апреля 2009 в 16:57 • #
    Михаил Гладков

    Полина, да тема кластера развивается. Если вам нужна будет помощь по каким-то материалом для диссертации, обращайтесь, помогу чем смогу.

  • 28 апреля 2009 в 16:55 • #
    Полина Никифорова

    у нас в Татарстане на уровне МЭРТ эта тема прорабатывается, куча презентаций, своя СЭЗ "Алабуга"...а движения не видно.

  • 28 апреля 2009 в 16:58 • #
    Михаил Гладков

    Насколько я знаю, в Татарстане именно Елабуга входит в программы поддержки в числе особой зоны. Но вот Камаз похоже в этой теме особняком.

  • Желаете ознакомиться с остальными комментариями или оставить свой? в сеть, чтобы получить полный доступ к функционалу Профессионалов.ru! Еще не участник сети?