Что измеряют тесты?

Введение к мой книге:

На первый взгляд наше пособие выглядит как система тестовых заданий. Да, наша задача действительно состоит в проверке знаний, но в чем состоит отличие? Привычные с некоторых пор тесты позволяют вычислить средний балл. Но балл чего? Что такое средняя оценка? Что она измеряет? К какому типу величин отно-сится оценка?
Считается, что оценка относится к чисто-скалярным величинам, для значений которых определено лишь соотношение порядка и не определена операция сло-жения. Оценки успеваемости: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «не-удовлетворительно» и «очень плохо» образуют чисто-скалярную величину, ибо между ними установлен (принят) определенный порядок. Но бессмысленно гово-рить о сумме оценок: от «сложения» оценок «удовлетворительно» и «неудовле-творительно» («3» и «2») не получится оценка «отлично» («3»+»2»=»5»).
К сожалению, в ряде случаев эту, не имеющую смысла, операцию совершают в системе образования, когда находят так называемый «средний бал» успеваемо-сти. Это то же самое, когда находят среднюю температуру больного, складывая температуру утреннюю с вечерней. Средний балл ничего не описывает. Это и в случае, когда преподаватель по оценкам определяет средний балл за семестр, так и в случае с тестами, когда за процент правильно выполненных заданий выстав-ляется оценка.
Но почему же прижилась такая порочная практика? Во-первых, имеется необ-ходимость в выставлении оценок. Этого требует Госстандарт, во-вторых, это- по-нятно, привычно и просто.
Но почему же не видна порочность данной практики? Во-первых, не хочется видеть, во-вторых, не известно, что видеть и не ясно, в чем состоит порочность?
Стремление измерить успехи своих подопечных –это хорошо, законно, пра-вильно, научно. Наука начинается там, где есть измерение. Но что плохо? Плохо то, что не то складываем. А что надо складывать? Во-первых сложить систему не-обходимых учебных элементов изучаемой дисциплины, которые представляют со-бой специфические единицы содержания обучения, во-вторых определить тип личности студента; в-третьих, разработать тренажер, как в бумажной, так и в компьютерной версии, благодаря которому будем проверять знание всех необхо-димых учебных элементов. А в каких единицах мы будем измерять качество имею-щихся знаний? Во времени. Каждый студент выполняет задания до тех пор и столько раз, пока все задания не будет выполнять за оптимальное время.
При обучении, например, музыкальному мастерству требуется знать не толь-ко семь нот, но кое-что еще, а при исполнении музыкального произведения важна еще и скорость исполнения. При подготовке, например, каратиста требуется знать базовые движения и специально подобранные упражнения, ката, которые необходимо выполнять не одну сотню раз и за определенное время.
Итак, задача данного тренажера найти необходимый минимум или оптимум учебных элементов, предложить студентам систему заданий к ним, ход выполне-ния которых будет фиксироваться в таблицах затраченного времени (ТЗВ)

166
Комментарии (4)
  • 29 июня 2009 в 15:17 • #
    Аркадий Аркадьевич Захаров

    Желающие посмотреть нашу методику в действию приглашаю на сайт www.ooo245.ru

  • 7 июля 2009 в 13:42 • #
    Svetlana Makarcheva

    Аркадий Аркадьевич, в каких системах координат определяется тип личности студента в Вашей методтике? Как он учитывается в оценке конечного показателя (к-ва времени на выполнение заданий)?

  • Это вопрос к Игорю Федоровичу Неволину.Сейчас думаю над этим. Это очень важный вопрос.
    Скачали ли Вы наши тренажеры? Удалось ли с ними поработать?
    Кстати, недавно доработали тренажер по соционике. Могу выслать демоверсию.
    У Вас хорошая улыбка.

  • 7 июля 2009 в 17:04 • #
    Svetlana Makarcheva

    Спасибо. Вот еще, в качестве бонуса, одна улыбка :-).
    Демоверсию по соционике посмотрю с интересом.
    Электронный адрес высылаю в личную почту.