Не пробовали учиться дистанционно?

Не пробовали учиться дистанционно?

О пользе и несомненных преимуществах дистанционного обучения

Современный быстро-меняющийся рынок с его жесткой конкуренцией предъявляет всё более и более высокие требования к административно-управленческому персоналу. Высокая скорость изменения бизнес среды побуждает менеджеров к обновлению имеющихся у них базовых профессиональных знаний и углублению компетенций, которые имеют свойство «распадаться» со временем и безнадежно устаревать без заботы об их постоянном пополнении и обновлении. Обучиться один раз и навсегда можно было лет 30 назад. На сегодняшний день такой вариант обучения не пройдет – учиться и переучиваться необходимо постоянно. Если руководитель не развивается, не заботится о повышении уровня своих профессиональных знаний, от он постепенно деградирует в профессиональном плане. Причем, такая деградация незаметна для самого человека, но она хорошо заметна для окружающих.
Поэтому процесс непрерывного профессионального развития — является неотъемлемым условиям эффективного управления любым бизнесом, профессионального развития и карьерного роста. В то же время владельцы бизнеса, руководители и ключевые специалисты, редко когда могут бросить бизнес и свои семьи, и поехать поучиться дня 2–3 или недельку, особенно в период кризиса.
Что делать?
Из всех возможных способов профессионального развития, наиболее удобным и эффективным являются дистанционные методы обучения. Преимущества дистанционного обучения заключается в его доступности, гибкости, удобстве, скорости получения знаний, значительной экономии сил, средств, времени и денег (до 80-90%) на получении одного и того же объема знаний (исключаются командировочные расходы, затраты средств и времени на проезд, проживание, следование жесткому графику занятий и т.д. нет необходимости проходить ненужные и лишние предметы и темы и те, которые обучаемый знает лучше преподавателя – всё это слишком расточительно для современного бизнеса, который стал намного более динамичным, нежели система образования). Поэтому всё больше и больше людей начинают обращать внимание на дистанционные методы обучения.
Современные формы дистанционного обучения не требуют покидать своего рабочего места, ехать в другой город или следовать установленному жесткому графику – оно проводится в удобное время, в удобном месте (необходим компьютер), по индивидуальному графику, в любой перерыв, в свободное время, с наиболее оптимальной для самого обучаемого интенсивностью. Причем, обучение может быть динамичным, интерактивным, сделать его намного более эффективным, нежели очное обучение в аудитории, увеличить объем передаваемой информации, качество её усвоения.
Сложность распространения дистанционных методов заключается лежит в высокой трудоемкости создания качественного дистанционного курса и стоимости проекта дистанционного обучения на начальном этапе. Так, на создание 1 часа, действительно, интерактивного учебного курса требуется затратить до 1000 часов труда специалистов самого разного профиля – от психолога до программиста. Но зато за счет использования современных технологий передачи информации, современных технологий обучения, мультимедийного тренинга, мы можем достичь самых высоких отношений цена/качество, затраты/отдача.
Дистанционное обучение также позволяет обеспечить индивидуальное сопровождение каждого его участника, полный и объективный контроль за процессом обучения каждого.
И, кроме этого дистанционное обучение, как было сказано выше, является в большинстве случаев единственно-возможным способом пополнения и обновления профессиональных знаний и компетенций, профессионального развития менеджеров и административного персонала.
С учетом преимуществ дистанционного обучения перед очным, на сегодняшний день его следует считать самым оптимальным способом профессионального развития руководителей и повышения их эффективности, и такое обучение является крайне полезным занятием для любого бизнеса, поскольку слишком дорогое удовольствие для организации – пользоваться услугами необученных менеджеров и позволять менеджерам учиться на своих ошибках, совершая их (естественно — за счет организации), а затем — учась на них. И слишком расточительно — бороться с проблемами по мере их поступления, вместо обнаружения и устранения самих источников проблем, что можно сделать только в процессе обучения. Даже крупные компании, имеющие в своём составе «корпоративные университеты» и «учебно-тренинговые центры», оценили преимущества дистанционных форм обучения перед очным, и начинают отдавать им предпочтение, как наиболее эффективным.
Есть у дистанционного обучения и недостатки, но они столь несущественны, что их скорее следует считать особенностями, нежели недостатками. В первую очередь, оно – доступно по всем параметрам – как в плане физической доступности во времени и в пространстве, и так и в плане его стоимости. Иметь доступ к качественному профессиональному образованию – это большое конкурентное преимущество на рынке. Кто владеет информацией, тот владеет всем.
Обучение, если оно качественное, а не формальное, не только снабжает персонал необходимыми для эффективной работы знаниями и компетенциями, но и оказывает существенную методическую и информационную поддержку в работе, стимулирует деловую активность, мотивирует, вдохновляет, заряжает энергией, энтузиазмом, позволяют найти решения ранее не решаемых задач, поднять эффективность бизнеса, сделать качественный рывок в работе.
Дистанционное обучение позволяет с пользой для себя и организации заполнять неизбежные перерывы в работе с целью профессионального развития, вместо того, чтобы тратить его бесцельно, либо учиться на своих ошибках (обучение «на своих ошибках» совершенно точно нельзя назвать скучным, но его бесспорно следует называть неэффективным, поэтому рекомендуем учиться по профессиональным программам обучения.

Источник © Школа Системного Управления, www.ssm21c.ru

269
  • Тема закрыта
Комментарии (43)
  • 3 мая 2009 в 18:21 • #
    Наталия Никуличева

    Так в чём вопрос? :)

  • 3 мая 2009 в 20:17 • #
    Виталий Стoрожевых

    Вопрос как раз по поводу эффективности дистанционного обучения, его преимуществах, недостатках и ограничениях. Обучение обучению рознь - дистанционное обучение также может быть разным по виду, методологии, качеству, эффективности.
    Вопрос: "быть или не быть, учиться очно, или же учиться дистанционно"?

  • 3 мая 2009 в 20:29 • #
    Наталия Никуличева

    Если есть выбор, тогда, конечно, очное обучение лучше.
    Но если нет возможности, тогда дистанционно.

    Дистанционное обучение (ДО) должно быть качественно организовано. Оно не может быть "разным по качеству, эффективности", поскольку оно, как и очное, бывает либо качественное, либо некачественное.

    Что касается "разным по виду, методологии", то тут, скорее, речь можно вести о разных моделях ДО и разных педагогических технологиях. Но тут всё зависит от мастерства педагога ДО.

    Ответы на Ваши вопросы в книгах Е.С. Полат "Теория и практика дистанционного обучения", "Педагогические технологии дистанционного обучения".

  • 3 мая 2009 в 20:44 • #
    Виталий Стoрожевых

    Посмотрим... однако, жизнь и практика часто на 180 градусов отличается от того, что написано в книгах:-) ... на заборах часто пишут не то, что за ними находится.

  • 3 мая 2009 в 20:48 • #
    Наталия Никуличева

    У Вас проблема в чём?

  • 3 мая 2009 в 20:58 • #
    Виталий Стoрожевых

    Найти компетентных партнеров до продвижению авторского ДО по управлению и благодарных учеников ;-).

  • 3 мая 2009 в 21:00 • #
    Наталия Никуличева

    Насколько качественно Ваше авторское ДО по управлению? Какие имеются экспертизы, сертификаты?

  • 3 мая 2009 в 21:09 • #
    Виталий Стoрожевых

    А, кто может дать такую экспертизу или сертифицировать его?

  • 3 мая 2009 в 21:22 • #
    Наталия Никуличева

    Вышестоящая организация :)

    Или специалисты в области ДО из компетентных учреждений

  • 3 мая 2009 в 21:31 • #
    Виталий Стoрожевых

    Уже есть одина экспертиза:
    "... Интересно! :) Оболочка понравилась..." ;-)
    А, что до шероховатостей... на то они и руки, чтобы их устранять. По-крайней мере проверяем политику привлечения клиента на что-нибудь яркое, радующее глаз ;-).

    Есть конечно и другие заключения, но пока все в устном виде. В этих курсах главное - контент (содержание). Контент наополнялся и отрабатывался ни один год.

  • 3 мая 2009 в 21:35 • #
    Наталия Никуличева

    "... Интересно! :) Оболочка понравилась..." ;-) могу оформить на бланке от ФИРО с печатью :))))

    То, что сейчас на сайте, это не радующее глаз, а утомляющее... Посадите за курс своего друга, родственника, кто ещё не видел этого, и попросите читать материал. Засеките, на какой минуте он начнёт жаловаться на усталость или часто моргать глазами...

    Есть требования к оформлению веб-материалов.

  • 3 мая 2009 в 21:44 • #
    Виталий Стoрожевых

    По крайней мере в данных курсах ДО всё, что требует проведение изменений - меняется за считанные минуты в автоматическом режиме. Будем пробовать разные варианты. ... Посадим, засечем, высечем, если что.

  • 3 мая 2009 в 22:03 • #
    Виталий Стoрожевых

    Сразу видно - деловой подход .... профессионал профессионала видит издалека ;-)

  • 3 мая 2009 в 22:07 • #
    Наталия Никуличева

    А Вы профессионал в какой области? :)

  • 3 мая 2009 в 23:09 • #
    Виталий Стoрожевых

    Профессионализм - понятие субъективное.
    Мы все здесь профессионалы.ру ... как в анекдоте: "... 10 детей, - говорите? А, вы что ещё умеете?" ;)

  • Виталий, пожалуйста, перечислите специальности или образование, которым можно обучать полностью дистанционно?

    Сама обучаю дистанционно (но ИНТЕРАКТИВНО, в живом эфире), поскольку речь идет о технологиях и мастерстве в сфере психодиагностики и выдать диплом просто по факту прослушанных (или пропущенных мимо ушей))) лекций я не могу.

    Есть области, где достаточно "прочитать книжку" с упражнениями, и, видимо, полностью автоматизированные дистанционки являются версией таких методических материалов и тестов к ним.

    Но есть и области, требующие практического мастерства. Я к тому, что дистанционное обучение это отлично, но есть области, в которых полностью автоматизировать процесс с его помощью - невозможно, т.к. приведет к снижению качества специалиста.

  • 3 мая 2009 в 20:39 • #
    Виталий Стoрожевых

    Не могу говорить по специальностям, по которым не являюсь специалистам, но могу дать общую формулу определения возможности дистанционного обучения:
    Дистанционно невозможно обучить тем специальностям, которые требуют практической тренировки и практических навыков. Управленческая деятельность на 90% состоит из умственного труда, аналитики, принятия решений. И в данном виде труда никакая практика не заменит теорию. При этом отработку практики обеспечивает сама жизнь и работа.

    Для того, чтобы выдать документ, подтверждающий обучение, необходима проверка усвоения знания и умение их использовать. Технические средства могут обеспечить проведения такой проверки и документирование не хуже, чем при очном обучении. Так называемые "видеосеминары" нельзя называть дистанционным обучением именно по причине отсутствия обратной связи.
    Полностью автоматизировать дистанционное обучение нельзя и нецелесоборазно - "живое" сопровождение дистанционного обучения обязательно должно осуществляться.

  • 3 мая 2009 в 20:46 • #
    Наталия Никуличева

    "Сама жизнь и работа" не укладывается в сроки обучения для получения высшего образования. Опыт вносит коррективы на протяжении всей жизни при любой форме обучения. Но подготовить управленца дистанционно, научить логически правильным стратегиям, ведению дискуссий и т.д. с помощью ИКТ можно.

    Видеосеминары (вебинары) можно организовать с обратной связью (форум, чат, видеопорт и т.д.).

  • В описанном дистанционном обучении есть та самая обратная связь (которой нет в видеосеминарах)? Тогда отлично, качество обучения точно не пострадает. Мы тоже занимаемся в интерактивных Виртуальных Классах - там много полезных опций, участник может "поднять руку", преподаватель ему дает право говорить и т.д.

    Но я допускаю, что в области управленческой деятельности это не обязательно, - просто говорю, примеряя на себя - об области психодиагностики и т.д.

  • 4 мая 2009 в 14:31 • #
    Виталий Стoрожевых

    Описываемое ДО работает в 2-х вариантах:
    - и с подключеним к интернету,
    - и без подключения к интернету (сделано для удобства обучения).
    При подключении к интернету в моем ДО устанавливается обратная связь. Качество точно не пострадает, поскольку процесс обучения полностью контролируется и фиксируется - "на что смотрел?", "сколько времени?", "куда ходил?" ... т.е. фиксируестя "траектория обучения". И, конечно же, осуществляется сопровождение обучения, проверочные задания, контрольные листы, резюме, выполнение итогового проекта и его рецензирование, и т.д.
    Оценки ставятся ... но преподавателю ставят оценки учащиеся, а не наоборот. ... (учился бы я так в ВУЗе - у меня бы половина преподавательского состава ходила бы в двоешниках ;-))

  • Оценки преподавателям - отличная идея!:)

  • 3 мая 2009 в 20:41 • #
    Наталия Никуличева

    Списка специальностей, по которым можно обчаться дистанционно, не существует. Согласно приказу 134 МинОбра "Об использовании дистанционных образовательных технологий", ДОТ можно применять с любой формой обучения. То есть теоретически - по всем специальностям.

    Если студент "читает книжку" и выполняет упраждения, то это не обучение, а самообразование (информальное образование), за которое диплом выдавать нельзя.
    Процесс обучения предполагает наличие 3 составляющих: учитель, ученик, содержание обучения. Поэтому "полностью автоматизированная дистанционка" не имеет отношения к процессу обучения, после которого можно было бы выдать диплом.

    Полностью автоматизировать при желании можно всё. Но нужно ли? Можно создать программу для выполнения операции по вырезанию аппендицита, например... Но практические навыки студент должен будет отрабатывать в операционной. Современные технические средства позвояют вести трансляции хоть из цеха завода, хоть из операционной... Таким образом, дист. педагог может видеть и контролировать студента...
    Весь вопрос в том, насколько это целесообразно - получать образование дистанционно? Если есть выбор, эффективнее очное обучение.

  • 3 мая 2009 в 20:48 • #
    Виталий Стoрожевых

    Смотря что с чем сравниваем. Очное обучение тоже бывет разным. Прослушать набор банальностей от некомпетентного преподавателя и записать под его диктовку несколько десятков страниц за семестр из третьесортной книжки (знакома такая технология обучения?), или обучиться дистанционно по качественной программе.

  • 3 мая 2009 в 20:50 • #
    Наталия Никуличева

    Вот поэтому я и начала с того, что ДО должно быть организовано качественно. Тогда не будет банальностей и некомпетентностей.

    Мы обсуждаем что?

  • 3 мая 2009 в 21:07 • #
    Виталий Стoрожевых

    Тогда по поводу качества - без разницы - ДО или не ДО. Просто это 2 разных варианта. По отношению цена/качество, удобство, скорость - ДО, конечно, имеет значительное преимущество перед очным обучением. Современные технические и програмные средства позволяют его и сделать эффективным, и контролировать процесс обучения, и усвоение материала.
    По поводу качества ДО, я лично качественного не встречал. Сам попробовал такое сделать на www.ssm21c.ru

    Обсуждать можно всё, что угодно - форму посвящен проблемам дистанционного обучения.

  • 3 мая 2009 в 21:21 • #
    Наталия Никуличева

    Качественное дистанционное обучение могу предложить:
    http://nikulicheva.narod.ru/kurs_temy.htm

    Отзывы слушателей: http://nikulicheva.narod.ru/reflexs.htm

    Веб-квесты слушателей (одно из заданий): http://nikulicheva.narod.ru/web_kvest.htm

    Могу научить методике разработки и проведения дистанционных курсов.

    Ваш сайт посмотрела, демоверсию курсов тоже. Интересно! :)
    Оболочка понравилась. Но средств ИКТ маловато. Кроме того, по эргономике нужно немного подкорректировать - более 5 минут смотреть на буйство красок и разнокалиберность шрифтов утомительно для глаз.

    ... Из названия темы непонятно, что тут нужно обсуждать проблемы ДО :))))

  • 3 мая 2009 в 21:35 • #
    Виталий Стoрожевых

    По вашему варианту ДО идет привязка к датам? Дистанционно, но по графику? Так?

  • 3 мая 2009 в 21:38 • #
    Наталия Никуличева

    Конечно.
    Это же нормальный учебный процесс. Есть начало и конец. Есть и сроки сдачи материала. Работа должны быть систематической.
    Другой вопрос, что студент может выбирать время для выполения заданий - даётся около недели на выполнение. Но дист. курс не может быть бесконечным.
    Даты обязательны. Это дисциплинирует.

  • 3 мая 2009 в 22:01 • #
    Виталий Стoрожевых

    Даты то и у меня есть (строго 1 мес), только начало в любой момент.

  • 3 мая 2009 в 22:05 • #
    Наталия Никуличева

    Ну у меня тоже в любой момент... Но обучается группа... Иначе мои темы не эффективны

  • 5 мая 2009 в 18:19 • #
    Виталий Стoрожевых

    Вот, ещё один курс сделали.... кстати, учли ваши замечания по оформлению. Можете сами убедиться в этом на www.ssm21c.ru/demo-curs3.rar (www.ssm21c.ru) .... а вы боялись ;-)

  • 7 мая 2009 в 11:34 • #
    Наталия Никуличева

    Какие именно замечания учли? Не заметила....

    По содержанию: технология дистаницонного обучения - это учебный материал, задания, контроль, консультации? Сомнительное соотношение ...
    Это методы и приёмы обучения в любой форме, в очной в том числе... Мы же их не называем технологией очного обучения...
    Есть педагогические технологии, есть информационные технологии... А у Вас что?

    Да я ничего не боюсь.
    У Вас ко мне конкретные вопросы какие-то?

  • 7 мая 2009 в 12:25 • #
    Виталий Стoрожевых

    Да, нет. Шучу, конечно. Вопросов нет пока.
    Конечно, можно совершенствовать до бесконечности.... чем и занимаемся. Спасибо за рекомендации.
    Из изменений - дизайн стал другим - в пастельных тонах. Об используемой методологии обучения напишу позже.

  • 7 мая 2009 в 12:31 • #
    Наталия Никуличева

    Нужно сразу делать по правилам, тогда и совершенствовать меньше нужно будет...
    А то вырастили ромашку и теперь пытаетесь из неё пальму сделать :) Надо сразу пальму сажать :)

  • 7 мая 2009 в 13:11 • #
    Виталий Стoрожевых

    Сказать честно, я вовсе не в восторге от тех ДО-курсов, которые существуют на рынке ... никак не пойму - кто их делал и по каким правилам (может, правила никуда не годятся, может, их никто не соблюдает). Поэтому ориентировался на то, чтобы получилось лучше. Уж, лучше пусть ромашка будет, нежели анчар.
    С позиции нехватки ИКТ: этот вопрос также прорабатывался - сложнее, больше и наворотестее - вовсе не значит - лучше. Закрыть пол экрана "меню" и смастерить дюжину форточек - как-то не очень хочется. Люди в 2-х кнопках путаются. Один файл для запуска и Одна кнопка управления - И ВСЁ - самая
    эффективная ИКТ ;-) - простая, удобная ... всё остальное делается на автомате ... запоминание открытых и пройденых страниц и так далее.

  • 8 мая 2009 в 00:15 • #
    Наталия Никуличева

    В открытом доступе масса некачественных курсов ДО. Зачем же на них ориентироваться?

    Методика качественного ДО есть. Обучайтесь на курсах.

    ИКТ нужно выбирать в зависимость от методов, а не просто так "мастерить дюжину"... Этому учат педагогические технологии ДО.

    Думать, что самое эффективное ИКТ - это одна кнопка, по меньшей мере наивно. Тогда уж лучше вернуться к мелу и тряпке и к очному обучению. Приглашайте людей к себе и обучайте! Пользы будет больше для них, чем при таком жутком ДО.

  • 8 мая 2009 в 00:38 • #
    Виталий Стoрожевых

    Про одну кнопку, конечто, - шутка. Всё намного сложнее. Но, то, что можно упростить без потери эффективности - упростили, а то, что можно автоматизировать - автоматизировали. Так, например, в моих программах ДО не нужно даже вводить пароль и логин - всё "зашито" в отправляемый файл, и нет необходимости заботиться о наличие-отсутствии интернета: есть интернет - программа автоматически подключается и использует его возможности интерактивной связи с сервером ДО; нет интернета - выжимает всё, что можно выжать из обучения без связи с сервером ДО.
    Конечно, методики обучения и технологии внимательно изучали и применили всё, что могло бы поднять эффективность усвоения информации (что не учли - добавим позже). И у профессионалов консультировались и получали оценки и отзывыв. Думаете - утром проснулись, на коленке смастерили и вылезли со своим ДО. Как бы не так - халтурой не занимаемся.
    За советы, конечно, спасибо. Если что - обратимся.

  • 8 мая 2009 в 01:20 • #
    Виталий Стoрожевых

    Первую интерактивную обучающую программу я написал в 1995-м году, и успешно применял её для быстрого и эффективного изучения английского языка. А нынче посмотрел - что "профессионалы" пишут в своих книгах о ДО... - спошной информационный мусор, банальности и общие фразы. Так, к каким профессионалам вы советуете мне обращаться?
    Может, наоборот следует делать?

  • 8 мая 2009 в 23:00 • #
    Наталия Никуличева

    Приведите примеры мусора, пожалуйста.

    Обращаться надо к тем профессионалам, кто занимается качественным ДО.

    Наоборот - это значит, что специалисты в области ДО должны обращаться к Вам за помощью? По какому вопросу?

  • 9 мая 2009 в 00:27 • #
    Виталий Стoрожевых

    Я вопросы методологии обучения изучал ни один год

    Откройте любую книгу по ДО.... из 400-500 написанных страниц можно составить 5, практически не потеряв в ценности. Кто книги пишет? Такие - же люди.... где-то учились, что-то выдумывают. Если вы в них мусора и банальностей не находите, то и учитесь по ним - они как-раз для вас и написаны.
    Я лично за прошлый год прочел 70 книг на профессиональные темы, причем, выбирал достойные внимания, а не какие-то. Много ли профессионалов читают столько же книг на профессиональные темы? Покажите - я обязательно обращусь, чтобы поучили... (только себя не включать в список).

  • 9 мая 2009 в 00:53 • #
    Наталия Никуличева

    Виталий, мне Ваши рассуждения о книгах напоминают Фамусова "Собрать бы книги все да сжечь..." :)

    Судить поголовно обо всех книгах по ДО как о мусоре - это явно признак того, что Вы лично в области ДО некомпетентны.

    Если я начну читать книги о том, как строить мосты, то, наверное, тоже сочту все книги слишком неконкретными, т.к. везде буду искать тот "рецепт", который будет понятен мне как дилетанту: "Делай раз, делай два, делай три - мост готов". Но специфика любой профессиональной литературы в том, что она рассчитана именно на профессионалов.

    А для непрофессионалов есть курсы, где им эти самые профессионалы и расскажут всё доступно.

    У Вас помимо общих размышлений о любых книгах есть какие-то конкретные вопросы ко мне?

  • 9 мая 2009 в 01:04 • #
    Виталий Стoрожевых

    Фамусов был отчасти прав... по-крайней, большая часть из них сгорев, может принести больше пользы, нежели будучи прочтенными. Вопросов пока нет. Появятся - напишу на почту, позвоню, отправлю телеграмму....