Как будет развиваться Российский рынок?

Как будет развиваться Российский рынок?

Как будет развиваться российский рынок?

Принято считать, что рынку столовой воды стагнация не грозит. Снижение запасов питьевой воды, ухудшение экологической ситуации и рост доходов населения будут способствовать развитию производства бутилированной воды. В настоящее время в среднем по России каждая третья проба водопроводной воды не соответствует санитарно — химическим показателям и каждая десятая — санитарно — бактериологическим. Несмотря на это, потребление бутилированной воды в России отстает от европейского. Так, если в Польше среднестатистический потребитель выпивает 40 литров бутилированной воды в год, в Чехии — 50, а в Западной Европе в среднем 100 литров, в России этот показатель составляет примерно 21 литр.

Чтобы понять дальнейшие перспективы российского рынка, необходимо вспомнить, как он зарождался. Одна из немногих представителей российского бизнеса на выставке EWBA в Варшаве, генеральный директор компании «Королевская вода» (Москва) Елена Пототская в своем докладе упомянула, что в 1993 году стоимость 19 литров воды составляла $7–11, задаток за бутыль составлял $10, а стоимость аренды кулера превышала $15 в месяц. Сейчас, по данным Елены Пототской, средняя стоимость 19-литрового бутыля — $3,5 — $9,5, бутыли и кулеры предоставляются клиентам, как правило, бесплатно.

Московский рынок достаточно насыщен — 10 игроков контролируют 75% рынка, при этом 45% занимают три крупнейших — Nestle, Pure life и «Королевская вода». На региональных рынках ситуация другая — на них есть свободные ниши — до сих пор в стране есть крупные города, где действует всего одна компания в сегменте HOD.

Как и на многих других рынках, на рынке доставки чистой бутилированной воды, компании, прежде всего, начали работать с наиболее крупными корпоративными клиентами, которые заказывали «часто и помногу». Эта тенденция актуальна и сейчас. По словам Елены Полотской, в «Королевской воде» они делят потребителей на три группы — заказывающие более 100 бутылей в месяц; заказывающие от 50 до 100 бутылей в месяц; клиенты, потребляющие меньше 50 бутылей/мес. При этом клиенты из первой группы, занимая всего 6,8% в количественном выражении, потребляют 47% объема производства «Королевской воды», принося компании 39% выручки. В то время как представители третьей группы, заказывающие для своих компаний меньше 50 бутылей в месяц, приносят 38% прибыли, являясь самой многочисленной группой (более 84% от общего числа клиентов). Нетрудно догадаться, что именно представители третьей группы создают наибольшую нагрузку тем отделам компании, которые связаны с обслуживанием клиентов (колл-центр, доставка и т.п.).

В то же время, именно в работе с мелкими корпоративными клиентами, а также домохозяйствами сосредоточены основные «точки роста» компании..Доли выручки компании, приносимые клиентами «первой» и «третьей» групп уже практически совпадают (39% и 38% соответственно). Таким образом, в будущем добиваться успеха будут те компании, которые смогут выстроить эффективную и низкозатратную систему по работе с небольшими заказами.

Как считает Стюарт Фоксон из Zenith International, рост российского рынка, который удваивается каждые 4 года, будет наблюдаться еще долгое время. В своем докладе он ссылается на данные о циклах развития более старших по возрасту европейских рынков. Так, самый «возрастной» из них — английский — имея 20-летнюю историю, достиг своего пика на 18-м году существования. После этого последовала незначительная коррекция, вызванная достижением максимальных показателей по проникновению. Российскому рынку, зародившемуся в 1993 году, сейчас насчитывается лишь 14 лет, что означает то, что шансы поработать на нем есть даже у тех компаний, которые только начинают продавать бутилированную воду — рост рынка будет наблюдаться как минимум в течение 4-х лет. Этого срока более чем достаточно, чтобы занять серьезную рыночную долю и неоднократно окупить вложения в оборудование.

Впрочем, не все европейские сценарии развития будут в точности копироваться российским рынком. Так, растущее в Европе потребление воды из магистральных водопроводов (на 20,6% в год) и популярность кулеров проточной воды, очевидно, столкнется с низким качеством водопроводной воды в России, и сделает их использование непопулярным. В этом смысле перспективы бутилированной воды в России даже выше, чем в Европе. У потребителей объективно складывается мнение о том, что водопроводная вода может быть даже опасна для здоровья, и, безусловно, содержит вредные примеси (начиная с «обязательного» хлора, заканчивая железом и солями тяжелых металлов). В свете этого, производители бутилированной воды в России находятся в более выгодных условиях по сравнению со своими европейскими коллегами, которые вынуждены конкурировать с водопроводной водой (такой же чистой, но более дешевой).

Итак, какую стратегию выбрать бутилировочному предприятию на нынешнем этапе развития российского рынка? Учитывая тот факт, что на рынке бутилированной воды, в отличие от большинства других потребительских рынков, импортные товары не занимают доминирующее положение, шансы занять свое место под солнцем есть у любой компании, независимо от «прописки». Более того, на региональных рынках, на которых до сих пор наблюдается небольшое количество участников (существуют крупные города, в которых не более одного крупного производителя питьевой воды), наибольшие шансы получают местные производства, которые лучше знакомы с потребностями населения.

В условиях постоянного роста потребления питьевой воды и наличия растущего сегмента рынка — доставки чистой воды на дом,, даже при отсутствии грамотной и эффективной маркетинговой политики, можно обеспечить себе 20% роста объемов производства, а если следовать последним российским и европейским тенденциям, можно обеспечить и 50%, и 100% годового прироста. Для этого необходимо иметь не только сильные позиции в продажах, но и в производстве — уже давно устарели ручные методы розлива чистой воды, те компании, которые намерены занять существенную долю на рынке, покупают линии по автоматическому розливу воды.

Но увеличение объемов производства — не единственный способ добиться успеха. Необходимо одновременно с захватом максимальной доли на рынке доставки чистой питьевой воды, заниматься развитием высокомаржинальных продуктов, которые могут «выстрелить» после того, как произойдет насыщение рынка и проникновение достигнет максимума..

К высокомаржинальным продуктам президент Agua de Bronchales SA Франциско Валлейо на Торговой выставке и конгрессе Европейской ассоциации производителей бутилированной воды отнес йодированную, фторированную, а также минеральную воду. Действительно, почему производители должны продавать «просто воду», когда могут продавать нечто большее — «Здоровье», «Красоту»? Поскольку любая минеральная вода в представлениях потребителей является более здоровым и полезным продуктом, чем обычная чистая, для производителей не составит труда объяснить, чем полезнее минеральная вода в бутылях и почему она несколько больше стоит. Впрочем, тут стоит учитывать, что для ежедневного потребления подходит пресная питьевая вода с содержанием солей менее 1 грамма на литр. Минеральные воды с содержанием солей от 1 до 15 грамм на литр имеют некоторые ограничения по объему и длительности непрерывного потребления, а лечебные (более 15 гр на литр) — могут использоваться только по назначению врача.

По мнению Франциско Валейо, уникальность рынка продажи минеральной воды состоит также в том, что натуральные минеральные воды имеют очень разный химический состав, который позволяет создавать разные сорта в рамках одной продуктовой линейки. Продуктовой линейки, которую создала сама Природа.

Как производить воду для миллионов?

Обладая знаниями о том, как развивался и будет развиваться российский рынок бутилированной воды, остается только одно — воспользоваться ситуацией и занять на пока еще недостаточно конкурентном рынке свободные ниши. Лидерами российского водяного рынка в 2010–2020 годах станут федеральные и крупные региональные компании, которые уже сегодня активно развиваются, имеют четкую маркетинговую стратегию, опирающуюся на высокое качество продукта и его близость к потребителю. Достигнуть таких высот им может помочь только оборудование для бутилирования воды, производители которого, основываясь на своем экспертном опыте, предлагают инновационные решения и надежный сервис.

Читать подробнее: http://watermarket.ru/articles/1766
Лидеры рынка: http://www.b2b-expert.info/

567
Комментарии (0)

Выберите из списка
2012
2012