Венчурное финансирование инновационных разработок. Проблемы...
30 августа 2011 в 19:43

Венчурное финансирование инновационных разработок. Проблемы бизнес-планирования. Вопросы к инвесторам.

Когда речь идет о финансировании организации производства полностью готовой к промышленному внедрению разработки, то тут все понятно — деньги дают под хорошо проработанный бизнес-план и команду. В этом случае инвестор может четко увидеть во что именно он вкладывает деньги и как эти деньги должны ему с прибылью вернуться. Но совсем другое дело (и это наиболее актуально для 99% разработчиков), когда необходимо привлечь финансирование на стадии НИОКР. Венчур по определению хоть и является «риском», но вполне логично, что любой, даже венчурный, инвестор желает минимизировать свой риск и самое главное — хочет видеть на выходе конкретный продукт (товар), продажи которого принесут необходимый доход. Таким образом, опять необходимо наличие бизнес-плана, в котором будут отражены затраты и генерируемые денежные потоки. И вот проблема заключается в том, что бизнес-плана на НИОКР не может быть в принципе. Максимум, что можно сделать в этом случае, так это составить смету затрат, причем достаточно приблизительную или же с хорошим запасом в плюс, т.к. невозможно заранее предусмотреть все необходимые расходы, которые могут потребоваться для достижения нужного результата. При этом, процесс коммерциализации результатов НИОКР и генерирование будущих доходов это совершенно отдельный самостоятельный этап, который в настоящий момент времени для инвестора может выглядеть весьма туманным. Конечно, можно сразу попытаться составить бизнес-план под весь проект, где затраты на НИОКР будут составной частью всех необходимых затрат, и из которого инвестор будет видеть, что за продукт (товар) будет производиться, какими конкурентными преимуществами он будет обладать, кем он будет востребован, как и где он будет продаваться и т.д., но загвоздка заключается в том, что до завершения НИОКР невозможно точно предусмотреть какие именно затраты понадобятся для организации производственного процесса. Заниматься же очковтирательством и профанацией по принципу «чем больше заложим — тем лучше» не имеет смысла, т.к. вменяемый инвестор все разложит по полочкам, прежде чем примет решение о финансировании.

Вопросы к венчурным инвесторам:

  1. Какими критериями должны обладать НИОКР, чтобы получить финансирование?
  2. Есть ли на практике реальные бизнес-планы на НИОКР, удовлетворяющие инвестора и какова их структура?
  3. Отсутствие бизнес-плана — дополнительный риск. Насколько для Вас в этом случае приоритетна аксиома финансового менеджмента: «Риск определяет доходность»?
638
Комментарии (30)
  • 31 августа 2011 в 01:28 • #
    Юрий Beloyan

    Вопрос первый: Вы где здесь инвесторов увидели?:))
    Ситуационный ответ про разработки и старт апы: обычно успешеые проекты двигают сами разработчики на свои средства и за счет своих сил Наблюдал и сам так делал много раз А за поворот рек Сибири никрогда не брался не по Сеньке шапка! Вот и другим проекты размером с охулиард не разрабатывать и не искать инвестарав!:))

  • 31 августа 2011 в 01:41 • #
    Сергей Андрианов

    Какой ужасный русский язык...

  • 31 августа 2011 в 01:56 • #
    Юрий Beloyan

    Вот такой он уфасный! Вы его не чешите он и беспокоить не будет И что симптоматична инвестары от формата языка равно как и успешные идеи не появляютси!:))
    Более того проекты при этом не запускаются и не финансируются!

  • Цена: 8 000 руб.

  • 31 августа 2011 в 02:49 • #
    Егор Темников

    Старание писать грамотно - это уважение к собеседнику. Вульгарность красит людей только в подъездах при распитии низкосортных спиртных напитков.

  • 31 августа 2011 в 08:00 • #
    Николай Е

    Особенно понравилось слово "старание" :))

  • 31 августа 2011 в 09:44 • #
    Юрий Beloyan

    Этим постоянно и занимаюсь и достиг на этом поприще небывалых профессионаьных высот Я пью мне все мало!
    Пью и писаю!Пью и писаю! А пью я только в двух случаях: когда идет дождь и когда его нет!:)))

  • 31 августа 2011 в 09:32 • #
    Сергей Андрианов

    Юра, хамить незнакомым людям - это признак инфантильности и крайней неосмотрительности. Подумайте над этим на досуге.

  • 31 августа 2011 в 08:31 • #
    Николай Е

    Юра, урок русского языка ( пожелания коллег):

    http://www.youtube.com/watch?v=w87iLgIXO38&feature=related

  • 31 августа 2011 в 09:45 • #
    Юрий Beloyan

    Хамство ложь, но в нем намек , добрым молодцам урок!:))
    Думать некогда! пишу не думая! Планов громадье! Рассею с колен поднимаю, так что не до ссук!

  • 31 августа 2011 в 10:00 • #
    Николай Е

    Совсем ты себя не бережёшь...

  • 31 августа 2011 в 13:11 • #
    Сергей Андрианов

    Я так и подумал:))

  • 31 августа 2011 в 03:08 • #
    Егор Темников

    НИОКР не самое лучшее вложение для инвестора, даже для венчурного. Как ни печально, это факт.
    По моему мнению, выход в такой ситуации - это на собственные деньги выходить на стадию ОКР. На ОКР без НИ деньги найти реальнее.
    Можно попробовать порыться по фондам поддержки инноваций. Инновации сейчас тема модная, может быть какой-нибудь http://www.innohealth.ru/ поможет?

  • 31 августа 2011 в 09:59 • #
    Сергей Андрианов

    Егор, как правило, ОКР от НИ отделить сложно, т.к. процессы тут взаимосвязанные. Но фиг с ним как это будет называться, чтобы сильно не пугать инвестора приставку НИ можно и убрать, суть от этого сильно не изменится:) А вот вопросы остаются те же: какими критериями должны обладать эти ОКР и т.д...

    За ссылку спасибо, но что касается подобных фондов, то там либо смешные деньги выделяются, которых может хватить на какую-нибудь "рацуху", но не на серьезную работу, либо все уже заранее распределенно и попиленно по "своим", так как бабки в этих фондах обычно федеральные)

  • 31 августа 2011 в 10:53 • #
    Егор Темников

    Сергей, если есть вопрос "какими критериями должны обладать эти ОКР", значит НИ еще не закончены. Все просто. ОКР - это инженерный, а не исследовательский этап.

    По поводу фондов. Обойдя с десяток дверей, в одной обязательно повезет. Отсиживаться и не ходить вообще по причине того, что все распилено до нас - это плохой путь. Под лежачий камень вода не течет, помните об этом.

    Кстати, мне нравятся ваши продукты. Желаю удачи!

  • 31 августа 2011 в 14:22 • #
    Сергей Андрианов

    Хорошо, Егор, переформулирую по-другому. ОКР это еще не бизнес, который может приносить доход, а чистые затраты. Бизнес-план на ОКР так же не составить как и на НИОКР, и четко рассчитать все затраты, которые понадобятся для организации производства тоже невозможно до завершения этого инженерного этапа. В этом случае, чем все же, кроме интуиции, должен руководствоваться инвестор, оценивая целесообразность своих вложений?

    А за продукты спасибо!:)

  • 1 сентября 2011 в 11:34 • #
    Анатолий Акентьев

    Да критерий по сути один, если Вы работаете в госНИИ или ВУЗе и есть определенные адекватные наработки, то шанс найти инвестора есть, а если местный Кулибин, тогда собственными ножками, так как никто другой не рискнет деньгами и никакие бумажки не помогут. А судя по вопросам, это как раз последний вариант. Вообще, ключевые слова адекватный проект и адекватный автор, причем в понимании инвестора. Бумажки вторичны.

  • 31 августа 2011 в 04:30 • #
    Олег Саввович Очеретнюк

    Вы хотите в своем проекте все сам заработать?
    Вы хотите найти инвестора и на пути поиска ничего не потратить и ничем не рисковать?
    Вы не знаете ответов на вопросы и хотите самостоятельно освоить тему?

    Если Вы ответил 3 рада ДА - срочно идите работать дворником
    Если 2 раза ДА - забудьте о своем проекте
    Если 1 раз - Ваши шансы на успех равны 1%

  • 1 сентября 2011 в 10:55 • #
    Вячеслав Бычков

    Все правильно.
    Добавить можно, но не нужно.

  • 1 сентября 2011 в 11:50 • #
    Сергей Андрианов

    А по существу заданных вопросов, что-то есть сказать?

  • 1 сентября 2011 в 12:18 • #
    Вячеслав Бычков

    "можно сразу попытаться составить бизнес-план под весь проект, где затраты на НИОКР будут составной частью всех необходимых затрат, и из которого инвестор будет видеть, что за продукт (товар) будет производиться, какими конкурентными преимуществами он будет обладать, кем он будет востребован, как и где он будет продаваться и т.д."

    Если Вы сможете ответить на свои же последние вопросы, особенно начав с таких, как кем, где и почему он будет покупаться, то, в зависимости от обоснованности и аргументированности Ваших ответов, можно найти вариант, когда венчурный инвестор сможет сам вместе с Вами разработать и приступить к реализации бизнес-плана.
    НО:
    - Практически все авторы убеждены во всемирной востребованности их продукта. На деле - 99% никому не нужно.
    - Инвестор будет хозяином бизнеса.
    - Инвестору не нужны идеи.(Он их может купить по 10 центов за дюжину). Ему нужна команда профессионалов, знающая толк в предпринимательстве и владеющая технологиями создания и ведения бизнеса.

    Поэтому, начните, хотя бы с команды.
    А если не сможете привлечь в команду сообразительных и предприимчивых ребят, то разговаривать не о чем.

  • 1 сентября 2011 в 13:08 • #
    Сергей Андрианов

    Я не автор, я лишь отсекаю лишнее и профессионально упаковываю тот оставшийся 1%. Но, если "...можно найти вариант, когда венчурный инвестор сможет сам вместе с Вами разработать и приступить к реализации бизнес-плана.", то как же все-таки мы его разработаем, не имея четких цифр по затратам до завершения НИОКР?

    Вячеслав, если у Вас есть живые тому примеры, поделитесь опытом, плиз.

  • 1 сентября 2011 в 13:56 • #
    Вячеслав Бычков

    Это долго..

  • 1 сентября 2011 в 14:05 • #
    Сергей Андрианов

    А Вы тезисно...)

  • 1 сентября 2011 в 21:56 • #
    Вячеслав Бычков

    Сергей, это определенные технологии, которые в двух словах не расскажешь, а профессиональное изложение - не то место и времени нет.

  • 2 сентября 2011 в 03:28 • #
    Олег Саввович Очеретнюк

    Да, есть: работайте или нанимайте, платите, за вас сделают

  • 4 сентября 2011 в 07:41 • #
    Ivan Savkin

    Сергей, доброе время суток.
    На этапе НИОКР настоящему венчурному инвестору неинтересно входить. Накладно это и неэффективно...
    На этапе НИОКР проект интересен только бизнес-ангелам и(ли) бизнес-партнерам. Как раз цель бизнес-ангела будет заключаться в том, чтобы довести идею и бизнес до того уровня когда она будет интересна венчурным инвесторам. А там уже вопрос мотиваций бизнес-ангела, как вариант, он просто выгодно продает уже готовую идею/продукт и команду. ИМХО.

  • 4 сентября 2011 в 07:48 • #
    Ivan Savkin

    P.S. а всякие высказывания типа учите "могучий" язык и платите деньги, мы сделаем за вас бизнес-план для венчурного инвестора - это все фигня, не бывает хороших бизнес-планов на начальных стадиях проработки идей... тоже имхо.

  • 4 сентября 2011 в 17:06 • #
    Сергей Андрианов

    Согласен. Кроме того, по заказу можно получить "правильный" бизнес-план, но не хороший, так как хороший бизнес-план должны делать те, кто и будет его реализовывать.

  • 4 сентября 2011 в 16:40 • #
    Сергей Андрианов

    Все правильно, только не все НИОКР (зависит от масштабности и перспективности разработки) по карману бизнес-ангелу, тогда вот и возникает проблема привлечения недостающих средств.

  • 5 сентября 2011 в 18:38 • #
    Ivan Savkin

    Ну тогда гранты наверное нужны, т.е. если что-то масштабное, то это уже из разряда фундаментальных исследований. Я не очень знаком с кухней привлечение финансирования в таких случаях, но они есть.
    По крайней мере буквально в начале этого лета ЕС принимала заявки на поддержку групп ведущих научные разработки по перспективным направлениям. Помниться основным требованием было к группам, они должны были быть мультинациональными и обязательно наличие одной страны со стороны ЕС.


Выберите из списка
2018
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010