За что Вы платите бухгалтеру?
25 апреля 2011 в 14:34

За что Вы платите бухгалтеру?

За что Вы платите бухгалтеру?Задавались ли вы когда-либо вопросом – за что вы платите своему бухгалтеру, каков должен быть результат его труда, какими качествами он должен обладать?
На самом деле на рынке труда невероятно много предложений от бухгалтеров. Если отбросить всякие психологические штучки и реально посмотреть на этот рынок, то мы обнаружим по меньшей мере три типа бухгалтеров:

Первый – это те, кто действительно знают свое дело и способны обеспечить фирме и своему руководителю полную безопасность, минимум (полностью законно) налогов государству и довольных клиентов фирмы.

Второй тип бухгалтеров – это те, кто считают что они знают. В действительности, все что они знают – это как подделать документы под банк (расчетный счет) и как быть «хорошими» с государством. Ни о какой реальной защищенности предприятия, экономии денег на налогах здесь речь, как правило, не идет.

Третий тип – это явные или тайные, но всегда замаскированные «киллеры» бизнеса. Они могут прекрасно выглядеть, прекрасно говорить, производить великолепное впечатление, но все что будет результатом их труда – это хаос, нервная обстановка в бухгалтерии, не вовремя оплаченные счета, претензии со стороны налоговой, постоянные требования и намеки на трудности и необходимость увеличить зарплату и так далее.

Для второго и третьего типа существует стандартная, к сожалению, схема поведения бухгалтера, когда он устраивается на работу. Он приходит, иногда смотрит состояние дел в бухгалтерии, и первое что он делает — это начинает грузить руководителя и стращать его тем, как плохи у него дела в документах в настоящее время.
Далее идет загруз тем, как много придется потратить времени и сил на восстановление бухгалтерии, что за это надо будет заплатить отдельно и прочее. Все что здесь происходит, говорит о том, что этот человек пользуется тем, что руководитель не знает бухучета, не знает, как правильно и просто можно контролировать бухгалтерию и бухгалтера. Он просто хочет получить с руководителя побольше денег. И руководитель берет этого славного бухгалтера, который много и красиво говорил, критиковал своего предшественника и обещал быстро все исправить. Что дальше? Нервы и еще большие проблемы. Этот человек будет брать с вас деньги за ваше незнание основ бухгалтерии и основ того, как контролировать бухгалтера.

Бухгалтер первого типа — настоящий профессионал будет вести себя так: во первых он посмотрит или спросит реальное состояние дел, сделает какие-то пометки, спросит об объеме работы, оборотах, специфике предприятия, в общем, он расспросит все о предприятии. Мало вероятно, что он на этом этапе будет говорить с вами о заработной плате, его интересует работа, он знает себе цену и он спокоен относительно того, что те руководители, которые способны ВИДЕТЬ, увидят в нем специалиста-профессионала и заплатят те деньги, которых он достоин. Этот тип бухгалтеров не боится трудностей: чем больше вы ему будете рассказывать о проблемах и трудностях, тем больше он будет улыбаться, у него будут «чесаться руки» поскорее справиться со всеми вашими трудностями, он не попросит дополнительно денег за восстановление бухгалтерии, он будет вести себя уверенно, спокойно, он любит решать проблемы, он быстрый. Он с радостью расскажет вам о своих достижениях на предыдущих местах работы, и вы сразу почувствуете в нем помощника, так как прежде всего он ориентирован на помощь предприятию и потом уже на свой карман.

Каковы будут результаты в работе у первого типа? Идеальный порядок во всей документации, довольные кредиторы и дебиторы, правильно и во время сданная отчетность государству, ощутимая экономия (полностью законно) на налогах. Хороший бухгалтер не будет идти на поводу у директора, он спокойно будет отстаивать свою точку зрения, легко ориентироваться в законах, будет показывать своему руководителю соответствующие ссылки на законы и вообще будет вести себя достойно. Кстати, совсем не обязательно, что данный тип бухгалтеров будет просить у вас очень высокую зарплату. Скорее второй и третий типы бухгалтеров будут просить зарплату намного большую этого (хорошего) типа, и они будут говорить о деньгах в первую очередь.

Когда бухгалтер поработает некоторое время, особенно если это новый и не проверенный вами человек, сделайте ему проверку.
Ниже простейший порядок проверки бухгалтерии предприятия.

  1. Спросите своего бухгалтера (вновь нанимаемого), какие существуют типы и виды нарушений налогового и финансового законодательства и чем они грозят предприятию. Пусть он точно их назовет и покажет Вам, где это написано в Налоговом кодексе, Кодексе об административных правонарушениях, Уголовном кодексе.
  2. Далее пусть он быстро нарисует, какие потоки прохождения денег и товаров существуют на предприятии и какие первичные документы должны оформляться на каждом этапе прохождения денег и товаров. Конечно, и в этом случае он должен быть способен быстро и точно показать Вам соответствующие ссылки на соответствующие законы и инструкции.
  3. Пусть перечислит все учетные регистры вашего вида бизнеса, вашего предприятия, в которых отражаются данные из первичной документации.
  4. Спросите его, какие налоги, в каком процентном отношении платятся и в какие сроки. В какой последовательности это происходит. Какие отчетные формы при этом используются.
  5. Дайте ему простое задание, которое он должен выполнить, имея калькулятор, лист бумаги и авторучку. Например: фирма А купила у фирмы Б товар на сумму 1000 рублей с НДС. Продала его фирме В за 1500 рублей с НДС.

Затраты:
5.1. Заработная плата 100 р.
5.2. Аренда 50 р. с НДС.
5.3. Комиссионные Агенту на УСН 30 р.
5.4. Транспорт 20 р. с НДС.
5.5. Прочие 20 р. без НДС.

Рассчитайте все налоги.

  1. Усложните задачу. Пусть решит задачу в рамках корпоративной структуры. Пусть покажет на практике свои способности пользоваться базами данных и вести различные документы.

Далее пройдите с ним в бухгалтерию на его рабочее место.Вам предстоит проверить наличие и стыковку между собой следующих блоков документов:

  1. Наличие, правильность оформления и использования и хранения документов общего характера. Наличие копий Учредительных документов, договоров на аренду, коммунальные услуги, электроэнергию, телефоны, договоров банковского обслуживания и т.д.
  2. Банковские документы.
  3. Кассовые документы. Счета, накладные, акты сверок, чеки ККМ, товарные чеки, приходные и расходные кассовые ордера, авансовые отчеты и т.д.
  4. Документы по кадрам, в части, касающейся бухгалтерии.
  5. Договоры.
  6. Документы на основные средства и нематериальные активы.
  7. Книги, журналы. Всяческие регистры.
  8. Отчетность перед государством.
    Помните, что документы должны храниться на предприятии 5 лет и существует строго регламентированный порядок их учета и хранения.

Далее:

  1. Возьмите все выписки по банку за последний квартал.
  2. Возьмите из этой пачки любую выписку по банку за любой день.
  3. Возьмите любую операцию с клиентом, отраженную в данной банковской выписке.
  4. Потребуйте все документы по данной операции. И не слушайте объяснений. Ваша задача получить в руки документы и самому их посмотреть, потребовав комментарий бухгалтера и ссылки на законы. 5. Пройдитесь по всей цепочке прохождения документов и денег, имеющих отношение к данной операции: договор, счет, платежное поручение, счет-фактура, накладные, товарные чеки и так далее…, все, смотрите абсолютно все первичные документы по данной цепочке.
  5. Если это была операция, например, на покупку оргтехники, то проверьте физическое наличие оргтехники, паспорта на нее, накладные или товарные чеки, счета, счета-фактуры, акты ввода в эксплуатацию, проводки по бухгалтерии, начисление амортизации и так далее.
  6. Аналогично проверяйте кассу, кадровое делопроизводство и так далее.
  7. Затем проверяйте отчетность. Отчетность перед государством рекомендую проверить за последние три года. В данном случае проверяется физическое наличие отчетности, ее стыковка между собой, документы, подтверждающие платежи государству.
  8. Проверьте архив предприятия.
  9. Далее проверьте прочие документы:
  10. Передвигайтесь по офису, берите первый попавшийся документ на столе, спрашивайте, что это, где это должно лежать, и пусть сотрудник объяснит, что это, положит это на место или выбросит (если это не нужно).
  11. Закончив со столом, переходите к ящикам стола.
  12. Затем различные корзины.
  13. Шкафы и так далее.

Записывайте все недостатки, чтобы потом составить программу по устранению выявленных недостатков.

Напишите программу устранения недостатков с указанием сроков и потребуйте отчитаться за ее выполнение. Проведите быструю контрольную проверку по устранению выявленных недостатков.
По результатам проверки издайте приказ о наказании, либо поощрении проверенных сотрудников в зависимости от результатов.
Введите необходимые правила, которые улучшат работу сотрудников и наведут порядок в документообороте предприятия.

На этом проверку можно считать законченной. Может, она покажется излишне дотошной, может, она покажется очень уж скрупулёзной, но Вы бы сами хотели ехать на автомобиле, в котором техник на заводе недокрутил пару гаечек? Это те самые пара бумажечек, не донесёных до стола руководителя, потому что они затерялись в ворохе других бумаг. А если в автомобиле не пары гаек нет, а двигатель плохо прикручен к кузову и готов вывалиться в любой момент? Такого падения бухгалтерии конечно Вы не допустите, но, увы, начинается это именно с пары гаек.

Расширения, процветания и надежных Вам бухгалтеров, а бухгалтерам — здоровья!

438
Комментарии (4)
  • 25 апреля 2011 в 15:27 • #
    Радос .

    - За составление отчёта для налоговой...(остальное её не касается :-))

  • 25 апреля 2011 в 22:09 • #
    Андрей Я

    Владимир, честно не понял суть вашего поста?!

    Возможно вы спутали работу бухгалтера и экономиста, это разные специальности и разные перед этими людьми стоят задачи.
    Если кто-то доверяет работу экономиста бухгалтеру, то явно в этой компании будут проблемы. Это равносильно, что прорабу стройки дать работу архитектора, явно что прораб справиться на 2 с минусом или еще хуже. И самое главное, вам за всё придётся переплатить, из за лишние материалы, и за лишние трудочасы рабочих. Вот точно такая же ситуация и с бухгалтером.

    Оптимизация налогов это дело специалистов, а не бухгалтеров, бухгалтер, это всего лишь учетчик, человек который отчитывается перед налоговой, и претензий к этому человеку от налоговой и от хозяина бизнеса не может быть даже в принципе. Как оптимизируются налоги, бухгалтер даже не в курсе, потому он и сдать вас не может, даже если захочет, вся эта работа проделывается еще до того, как финансовые документы попали в поле зрения бухгалтера. Куда перегнать деньги на офшор или на помойку, под каким соусом и по какому контракту что бы были минимальные потери по налогам, сколько снять налички с помойки и кому заплатить в конверте, всё это решается экономистом, нужное доводится до сведения бухгалтера, а о не нужном бухгалтер никогда и не узнает. Именно для этого у существуют в крупных компаниях финансовые директора, а в маленьких, функции фин.директоров выполняет экономист или сам директор.
    Не надо вешать на бухгалтера, то что он не в состоянии делать, если вы конечно хотите реально получать прибыль и что бы к вам никогда не было претензий от налоговой.

  • 13 мая 2011 в 16:59 • #
    Сергей К

    Жестко. У Вас талант. Только немного не ко времени. А так Вы бы вполне могли возглавить какой-нибудь Освенцим или работать топ-менеджером в ГУЛАГе)))

  • 19 мая 2011 в 12:52 • #
    Сергей Аваргин

    На самом деле, как ни смешно, но чаще всего бухгалтер выполняет роль резидента от налоговых органов =)
    Ведь реальный - управленческий учет никогда не будет совпадать с бухгалтерским - есть стоимость ТМЦ рыночная а есть та, что на балансе, ну и т.п. И получается, что бухгалтер мало того - что делает только ту работу, которая нужна государству, еще и на обеспечении компании сидит.
    А если бухгалтер еще и оболтус, то вообще такая прокладка получается, которая жрёт ресурсы неоправдано.
    А вот профиков найти, которые действительно будут помогать руководителю - ой как сложно! Всем успехов!


Выберите из списка
2019
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010