Бонус для героя

Бизнес и геройсовместимы ли эти два понятия? Можно ли ставить в один смысловой ряд такие слова как менеджер, бонус, мотивация, эффективность, делегирование, ответственность и слова герой, бескорыстие, самоотверженность, решительность, гордость?
Бизнес – это работа, а герои не работают, они страдают, носят красивые флаги, совершают подвиги, говорят о высоком. Наше понимание героизма связано с проявлениями особых личностных качеств людей в экстраординарных ситуациях, с совершением действий, которые выходят за рамки обычных повседневных проявлений. Героизм – это сверхусилия и выдающиеся проявления личности, на которые способны не все. Герою нужны не конкретные рабочие задачи и структурированный бизнес процесс, а баррикады.

Герой – это тот, кто своими действиями утверждает высшие идеалы и ценности, тот, кто не останавливается перед самыми сложными препятствиями, борется с несправедливостью, защищает слабых. Получается, что там, где появляются герои, сначала должны появиться большие проблемы, воцариться несправедливость, произойти какие-то грандиозные события, после которых понадобится кого-то спасать, с кем-то воевать, что-то разрушать или, по крайней мере, кардинально менять. То есть героизм – это то, что нельзя интегрировать в упорядоченный бизнес-процесс, так как в компании нужны сотрудники, руководители, люди, которые думают, работают, а не воюют, не борются, не жертвуют собой.
Говоря о
героях, мы неизбежно перемещаемся в зону понятий и общественных процессов, которые далеки от повседневных и конкретных задач. Соответственно, исходя из этого, профессиональная жизнь – это то, в чем нет места для проявления героизма, так как, даже если и возникают проблемы, то они тоже решаются конструктивно и, желательно, без событий, которые требуют экстраординарных проявлений личности.
Поэтому герой – это всегда метафора, иллюзия и это всегда не про работу. Хотя Эдгар Шайн говорил о том, что в каждой корпоративной культуре должны быть Герои, мы их не знаем. Возможно потому, что компании хранят эту информацию у себя для внутреннего пользования. Героизм камуфлируется в сказочные картинки, символы и знаки.
У нас о героях, безусловно, говорят, но как о вымышленных персонажах литературы или кино и что интересно, как правило, имеются в виду иностранцы. Причем, мода на этих иностранных героев постоянно меняется. Например, в последнее десятилетие в «героической» моде лидировали древние китайские и средневековые итальянские императоры и функционеры.
Реже смотрят Доктора Хауса. Интересно, почему зловещие образы тиранов и манипуляторов прельщают больше чем образы интеллектуалов врачей-диагностов? Может быть, дело в жанре? Может быть, зловещая драма ближе, чем провокативная комедия? Интересно, в чем причина таких приоритетов?

Кстати, почему мы не ищем героев у себя дома?
Среди топ-менеджеровов считается хорошим тоном читать Сунь Цзы, Макиавелли.
Про Платонова, Бунина, Дениса Давыдова лучше не спрашивать. Читают Пелевина, но, к сожалению, с положительными героями у него сложно.

Видимо, время сейчас какое-то не героическое.

Возможно, мы ошибаемся, так как, проводя большое количество тренингов для компаний, мы видим много интересных и разных людей, которые, как нам кажется, могли бы вполне быть прообразами для героев.
Если бы снять телесериал, например, про нашего отечественного руководителя, можно было бы найти очень много тем для интересных и увлекательных сюжетов, которые могли бы потянуть на героический жанр.
Возможно, просто это никому в голову не приходит?

Автор статьи: Игорь Чуланов
Автор идеи: Елена Виль-Вильямс

155
Комментарии (26)
  • 22 марта 2011 в 14:32 • #
    Александра Осипова

    Я слышала, что в одной компании (кажется нефтяной), директор выплачивал сотрудникам ,вышедшим на пенсию, солидную прибавку. Оно понятно, что компания нефтяная и денег куры не клюют, а все же это жест... Ведь он мог бы эти деньги своровать и купить третью яхту. Но общественность не сильно то лелеет этого человека, т.к. все равно он "ворует, гад!" и две яхты у него уже есть.
    Наверно в этом причина отсутствия героев - геройничать на работе люди начинают только после того, как сами вдоволь насладятся казенными харчами, а потом совесть заест и потянет искупать грехи.
    Все таки работа нужна прежде всего для пропитания, обеспечения существования своего организма и всех материально зависимых от него организмов. Это уже ближе к инстинкту выживания, которому героизм получается противоречит...

  • 23 марта 2011 в 00:20 • #
    Елена Виль-Вильямс

    Александра, спасибо за отклик.
    Нам важна тема и нам интересно ее обсуждать. Этой осенью были как раз в одной нефтяной градообразующей компании. И очень тесно общались с ее руководителями. Они отмечали солидный юбилей своей компании и что нам очень понравилось выпустили альбом про компанию, где почти на каждой странице фото сотрудников, которые в разные годы в ней работали-получился ОЧЕНЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ альбом про героев. Нам этот альбом подарили и рассказывали про генеральных и про обычных людей и то что эти люди делали. Нас вообще-то проняло. Так что про подарки на пенсии - верим и вызывает отклик. Мы почувствовали что эти люди - ну по крайней мере многие из них любят свою работу.
    И у насв голове сильнопереверулось представление о тех, кто сидит как бы на трубе... мы увидели что на этой трубе люди работают по настоящему ( конечно же наверное труда трубе рознь)
    А про воровство конечно же грустно!
    Но все же у нас вот впечатление от тех людей которых мы встречаем - что много очень сейчас живет хороших людей. А про них как будто бы нет информации.

  • 24 марта 2011 в 08:33 • #
    Александр Светенков

    Елена спасибо за интересное мнение и тему... Хотелось бы сказать что герои о которых Вы упомянули все же есть. Их мало, но они все же существуют. Вот например в Павлодарской области еще на заре капитализма образовалось небольшое "Товарищество", у которого было несколько тракторов и небольшая полуразваленная база оставшаяся от колхоза. Грамотное руководство владельца "товарищества" и его социальная направленность превратило предприятие в стабильный бизнес. Из деревеньки прекратился отток молодежи в город, да з/платы не восокие, но при этом центральное отопление в каждом доме и тепло для работников "товарищества" бесплатное. Магазины работают по ценам города (а не в тридорога) как это обычно в деревнях бывает. Несколько лет назад был построен детский сад, улицы все за асфальтированные. В общем всетлое будущее все же наступило, но правда в отдельно взятой небольшой деревеньке из 150 дворов!

  • 24 марта 2011 в 23:54 • #
    Елена Виль-Вильямс

    Александр, спасибо за пример!
    Мне кажется, нам такие примеры надо собирать и рассказывать. А то будет как-то грустно. И беречь таких людей. Как то в них вкладывать.
    Я из вашего примера поняла для себя следующее
    1. Бизнес- должен быть для людей а не для денег против людей.
    2. Руководитель -Герой это тот кто в людях что-то героическое ( Сильное, хорошее) открывает.
    3. Герой это тот кто делает что-то а грани возможного.
    Так?

  • 25 марта 2011 в 09:47 • #
    Александр Светенков

    Да Вы правильно меня поняли.=)

  • 22 марта 2011 в 16:36 • #
    Алибек Таибов

    Елена...
    знаете что для меня героизм сегодня?

    не предать партнера по бизнесу...
    не кидать тех, кто тебе доверился...
    пожертвовать собственным достатком ради доброго дела...
    сообща, всей компанией, помогать и лечить тяжело больных детей своих сотрудников...
    набить морду идиоту, который оскорбил твою сотрудницу...
    защищать своих сотрудников перед вышестоящим руководством за их опоздания и косяки и при этом не кричать "это они виноваты"...

    и многое другое...
    у каждого разное понятие героизма. Для кого то вышеперечисленное - героизм, для кого то - идиотизм.

    Так что надо иметь принципы и следовать им по жизни... Твои принципы либо сделают тебя героем (хотя бы в твоих же глазах если ты их выполняешь), либо подонком (если у тебя их вообще нет).

    спасибо за статью...заставили задуматься о многом

  • 23 марта 2011 в 00:34 • #
    Елена Виль-Вильямс

    Алибек!
    Спасибо за отклик!
    Вот-вот мы про это!!!
    Про то что у нас ЛЮДИ во многом хорошие! И про то что такие хорошие люди есть. И в бизнесе! А пишут везде не про это. Пишут все время про то кто ворует, кто наживается и т.д.
    И мы еще про образ руководителя -сейчас как то потерялось то, с кого брать пример. Вернее раньше нам сильно помогали, чтобы эти образы у нас перед глазами и в голове были а теперь мы без посторонней, как говорится помощи...
    А можно к вам вопрос - а если бы вас спросили - вы бы кого привели в пример - литературного героя, или может быть какого-то своего знакомого ? Нам интересно, кто таким примером является для вас?
    Ведь все мы живем этой бизнес-жизнью всего лишь 20 лет. И она эта жизнь была очень непростая....
    Удачи вам!

  • 23 марта 2011 в 13:13 • #
    Алибек Таибов

    может звучит как то нескромно, но это мой отец...
    поэтому я и следую этим принципам...

  • 24 марта 2011 в 01:28 • #
    Елена Виль-Вильямс

    Алибек, знаете я почему -то так вас и почувствовала)).
    Для меня Героем тоже был мой папа.
    Он был врачом и очень хорошим))

  • 22 марта 2011 в 16:56 • #
    Ольга Вершинина

    В наше время героизм - это просто остаться ЧЕЛОВЕКОМ!

  • 23 марта 2011 в 00:39 • #
    Елена Виль-Вильямс

    Ольга, мы согласны. А вы знаете какую нибудь современную российскую литературу или кино про это? Нам интересно, может быть мы не заметили и есть про то как оставаться человеком что-нибудь сегодня написанное?

    Кстати, привет городу Ростов-на Дону. Были у вас в гостях в прошлом году- проводили обучение.. Встречались со многими хорошими людьми на обучающей программе по коучингу. Были в гостях у Татьяны Солдатовой и Татьяны Литвиновой .

  • 23 марта 2011 в 09:02 • #
    Ольга Вершинина

    К сожалению литература на эту тему попадает в разряд фантастика-фэнтези. И в этих книгах какая-то запредельная тоска по правильным, честным поступкам.
    Нет пока в нашей стане руководителей, которые бы 100% потянули на роль героя. У героя есть такая странная и непонятная для многих черта - помнить о других...
    Кстати у Вас в статье был упомянут Доктор Грегори Хаус. Очень неоднозначная личность, я бы не смогла назвать его ГЕРОЕМ с большой буквы, видимо потому, что не смотря на его гениальность, преданность делу и многие положительные качества, иногда хочется просто возненавидеть его за его прямоту, граничащую с беспринципностью, его колкость и язвительность. Однако он кто угодно, но не подонок или негодяй... Наш Доктор Тырса смотрится рядом с ним как гламурный причес нашей медицины...
    Как впрочем и "Опера", "Менты" и иже с ними....
    Увы время героев в нашей стране либо уже прошло, либо еще не наступило...
    Хорошие люди не всегда герои, а рядовое событие, которое происходит рядом с тобой каждый день - чаще всего обесценивается и затирается...

  • 24 марта 2011 в 01:36 • #
    Елена Виль-Вильямс

    Ольга!
    Спасибо за развернутый ответ. Поделюсь своими мыслями.
    Я думаю, в каждом человеке есть разное и в каждом есть герой. Наша привычка отказывать себе в том, что мы можем обладать сильными личностными качествами – это какое-то ненужное и лишнее заблуждение, может быть скромность, а может быть лукавство. Мы легко подвергаем сарказму наше стремление и способность быть героями и уводим эту тему в область отвлечённых от жизни понятий, потому что привыкли ставить под сомнение свои человеческие качества.
    Я думаю, нет ни для кого и ничего оскорбительного в том, что мы связываем понятие героизма с повседневной жизнью. Если люди верят в своё будущее, если они сотрудничают, ищут способы понять друг друга ради того, чтобы сделать своё будущее и будущее своих детей лучше, вкладывают в это будущее свои силы, время, жизнь, то это можно относить к чему-то по-настоящему хорошему.
    Мы работаем с очень разными компаниями, мы видим большое количество хороших, целеустремлённых, деятельных людей.
    Я считаю, что мы очень много видим и слышим негатива о людях. Конечно, мы живём в сложное время, но, если мы знаем, что есть так много по-настоящему хороших, сильных людей, то почему мы о них так мало говорим?
    Я считаю, что верить в то, что герои у нас есть, нам нужно для того, чтобы у нас были силы, энергия строить то будущее, которое нам нужно.
    Нужно научиться не отказывать себе в способности проявлять героические качества. На сколько это нужно в повседневной жизни, можно много рассуждать, но в том, чтобы видеть людей способными на высокий образ чувств, мыслей и поступков, ничего зазорного я не вижу.

  • 24 марта 2011 в 07:59 • #
    Ольга Вершинина

    Елена!
    Вы все действительно правильно говорите. История имеет массу примеров героизма, ГЕРОИЗМА с большой буквы, героизма поменьше. А с другой стороны, скажите, как часто мы хвалим хозяйку, которая приготовила отличный обед, как часто мы хвалим ребенка, который приносит домой отличные оценки, мужа, который совершенно нормален: тянет семью, зарабатывает деньги, не пьет, не бьет жену, не гуляет... ЭТО НОРМАЛЬНО.
    Поймите, если это станет героизмом, то мы с вами, а потом и наши дети, будем жить в ужасном мире, где то, что считалось нормальным, стало вдруг проявлением героизма, а значит в мире уже все не так.
    Возможно мой взгляд, это взгляд с другой стороны баррикад, там где мир разделен на условно "нормальных" людей и мир "других", тех кто в силу каких либо причин ограничен своими физическими возможностями и люди им сочувствующие.
    В этом случае "да" для условно нормальных людей, стремление к хорошему, попытка выйти за свои собственные рамки - это героизм. Для других - это жизнь, мы так живем, с обостренными чувствами, с боем по жизни, каждый день - как последний взахлеб, чтобы не было стыдно. Мы живем - и это для нас героизм. Здесь мать, которая идет наперекор общественному мнению, не бросая своего ребенка-инвалида - одновременно и героиня, и просто нормальный человек. А какая она в вашем условно нормальном мире? Кто она? Ответьте?
    Она не относится к совершателям подвигов на работе, ее задача выжить и вытащить своего ребенка, дать ему все, что она может дать... А условно нормальный мир ей советует: "отдай в интернат", "он никогда не будет таким как мы, нормальным", "правильно, в Спарте таких детей (людей) сбрасывали со скалы".... И все в этом духе... Как историк по образованию я хочу спросить - и где теперь эта Спарта???
    Я думаю, что все таки в этой дискуссии необходимо вообще определить: для чего нам героизм на работе??? а для чего он нам в жизни??? А может есть люди, для которых героизм и есть понятие нормальности? И высокий образ мыслей и поступков - это просто НОРМАЛЬНО? Тогда где героизм?

  • 24 марта 2011 в 15:23 • #
    Елена Виль-Вильямс

    Я согласна с тем, что можно по-разному относиться к ценности поступков, которые совершают люди. Эта оценка зависит, прежде всего, от нашего восприятия того мира, в котором мы живём. У всех людей оно разное. Поэтому, не только отношение к понятию «героизм», но и к понятию «повседневное» тоже может быть разным. Например, моя близкая родственница всю свою жизнь посвятила науке. Она является для меня примером самоотверженного отношения к собственной, далеко не простой судьбе. Я чувствую, что для меня самой очень важно то, что в моей жизни есть такой человек. Когда мне трудно, меня поддерживает сознание того, что существуют такие люди, мне это даёт дополнительные силы.
    На наше отношение к словам «герой» и «героизм», очень влияет то время, в которое мы живём. Сегодняшнее время не простое, поэтому, как это ни парадоксально, у людей есть много возможностей для проявления своих лучших личностных качеств, а тот факт, что слова «герой» и «героизм» часто вызывают ярко выраженную реакцию скепсиса, является тому подтверждением.
    Получается так, что Герой сегодня не востребован обществом, быть сегодня героем не модно, поэтому и понять, о ком, собственно, идёт речь, трудно. Не совсем понятна роль современного героя в обществе. Но отсутствие этой определенности роли героя – не есть проблема героя. Это, скорее, проблема нас самих.
    Почему Доктора Хауса я воспринимаю как героя? Возможно, потому, что по первому образованию я врач, возможно, ещё и потому, что мне тоже трудно найти в себе серьёзную интонацию при произнесении слова «герой». Хаус – герой-клоун, провокатор. Мне нравится в нём то, что он способен настойчиво отстаивать свои принципы, что он не плоский персонаж из комиксов про суперменов, высоко парящий над толпой. В Хаусе много реальной, человеческой самоотверженности, он тот самый герой повседневности, которого мы встречаем, когда работаем с нашими отечественными компаниями.
    Конечно, у нас в России свой стиль, свои особенности, но герои у нас точно есть и поэтому говорить об этом, по-моему, можно и нужно.
    Вопрос, скорее, в другом: как об этом говорить?

  • 23 марта 2011 в 14:03 • #
    Александра Осипова

    Я думаю, что книг на тему "Героизма на работе" очень и очень мало... Кому интересно читать про руководителя, который
    "не предает партнера по бизнесу,
    не кидает тех, кто ему доверился,
    сообща, всей компанией, помогает и лечить тяжело больных детей своих сотрудников" и т.д.?
    Это не интрига, не за что зацепиться!
    Если человек "просто остается человеком" то и фишки в этом нет... а следовательно, культ героя развить не из чего.

  • 23 марта 2011 в 16:38 • #
    Андрей Бакуров

    всем привет. по поводу руководителя - руководители бывают разные: черные, белые, красные. я имею в виду то, что с дипломом о высшем образовании порядочность не выдают, не помню такого.
    поэтому все зависит от личности.
    а вообще замечательный симбиоз начальник и герой - ядерная бомба.

  • 24 марта 2011 в 01:33 • #
    Елена Виль-Вильямс

    Андрей, а вот эта тема интересная - можете поподробнее...
    Кажется у вас перед глазами есть какая-то картинка про такой симбиоз - можете описать?

  • 24 марта 2011 в 21:34 • #
    Андрей Бакуров

    Елена, насколько вообще может быть интересна эта тема? если просто остановиться на формулировке и не углубляться в философию вопроса, то возможно мы придем к какому-то общему знаменателю и будем согласны друг с другом в силу своей воспитанности или преследуя какие-либо другие цели.
    Если мы все здесь собрались, значит нам это зачем-то нужно, поэтому продолжим. Отношение к героизму в России всем известно, причинах его возникновения (необходимость поступка в конкретный момент) я думаю тоже. Героизм не может быть пролонгированным, считаю что это явление только какого-то определенного момента.
    А ведь мы сейчас рассматриваем героя руководителя! Или нет? Начальник-герой, это что-то из области не перевариваемого, как плод больной мысли романистов утопистов. Герой-герой в этом случае интересен больше. Как точка приложения сил руководителя и двигатель к намеченной цели, ведь в этом случае он и везет все дело. А руководитель здесь выступает в роли творца героев.
    - Вы ребята сильно не напрягайтесь, я все равно вас сделаю героями.
    И ведь сделает сволочь! Сарказма в моем повествовании конечно много, но доля правды есть. Простите, но не могу совместить бизнес и героизм, ведь посыл статьи именно в этом. Процесс зарабатывания денег и героизм в этом случае звучит как "черный снег", не более и не менее. Все! Затрагиваемый участниками обсуждения вопрос порядочности близких им людей лежит в другой области.

  • 24 марта 2011 в 23:47 • #
    Елена Виль-Вильямс

    Андрей, спасибо за картинку!
    И за открытость.
    У меня сразу мысли возникли -а если "бизнес" перевести на русский и назвать "своим делом"?
    Или капитализм нас так испортил, что теперь мы дела не делаем, а только деньги (( Вопрос конечно риторический - но все же вы что думаете?

  • 25 марта 2011 в 15:05 • #
    Андрей Бакуров

    Здравствуйте Елена, не могу отделаться от мысли что, определения "бизнес" и "свое дело" имеют разные значения. "Свое дело" - это родное, выстраданное и исполняемое понятными людям методами, по возможности не вторгаясь в чужое жизненное пространство как слон в посудную лавку. "Бизнес" же подразумевает более прагматичное отношение к добыванию денег - именно денег, допуская возможность вести дела не очень чистыми методами.
    Изменились ли мы под давлением капитализма? Думаю нет, как сказал кто-то из великих, к своему стыду не помню - меняются обстоятельсва, люди остаются прежними. Кстати не сложный афоризм многое объясняет.

  • 26 марта 2011 в 00:31 • #
    Елена Виль-Вильямс

    Андрей, да, тогда мне больше нравится "дело". Может в этом секрет.

  • 23 марта 2011 в 18:53 • #
    Николай Прохоров

    Мне много приходится общаться с руководителями различного уровня. И, знаете, я наверное не соглашусь с утверждением, что героизм и прагматизм несовместны. Если говорить о людях, которым их место не досталось "по наследству" или в силу стечения случайных обстоятельств, то большинство из тех, кто сами создали свой бизнес буквально ОДЕРЖИМЫ своим делом. Может, именно в этой одержимости и есть героизм сегодняшнего времени и современного человека?

  • 24 марта 2011 в 01:31 • #
    Елена Виль-Вильямс

    Да и про это интересно узнавать!

  • 23 марта 2011 в 19:39 • #
    Николай Купцов

    Елена день добрейший! :)

    Мне понравилось то, что вы написали. Я считаю себя героем. Мой бывший работодатель время от времени так и говорил мне: "Коля, не надо подвигов!" Я л ю б л ю продавать. Сейчас я продаю прайс, который дороже прайса наших конкурентов в 3 раза. Более того, мой личный еженедельный план продаж предусматривает еженедельное увеличение продаж в 2 раза. У меня только один выходной - это вс и на этой неделе я уже перевыполнил свой личный еженедельный план продаж на 15%. Я - герой, а бонусов вокруг беzконечное кол-во!

    С уважением,
    Николай Купцов

    P.S. Елена, вот моя страничка на FB: http://www.facebook.com/kupcov Всё, что происходит со мной и моими ребятишками :) я выкладываю в онлайн. Ищите таланты? Наблюдайте.

  • 24 марта 2011 в 01:30 • #
    Елена Виль-Вильямс

    Да, Николай, спасибо за отклик. Фотка у вас очень смешная - настоящая героическая на вашей страничке. Хорошо когда у Героя есть чувство юмора!


Выберите из списка
2011
2011