Иная реальность тренинга или почему тренинги «не цепляют»?

Иная реальность тренинга или почему тренинги «не цепляют»?

Мы получили очень интересные отклики и вопросы от участников на нашу статью «Игровая режиссура тренинга» http://www.rb.ru/blog/37914/showentry=1509957, в связи с чем мы хотели бы поделиться с вами разными идеями, по вопросу использования театральных и игровых технологий в тренингах.

У тренинга могут быть три цели, которые по-разному декларирутся заказчиками и оцениваются на выходе как польза:
1. Обучение навыкам.
2. Изменение отношения к ситуации, к какому-то аспекту работы участника или бизнес-процесса.
3. Изменение отношений между участниками в сторону более эффективных.

Для того чтобы решить любую из этих задач тренер по определению создает несколько иную реальность.
В чем эта иная реальность?
1.В определенных правилах взаимодействия.
2.В структурировании времени.
3. В концентрации внимания на определенных аспектах.
4.В подаче материала, который не дается сразу в правильном формате, а структурируется определенным образом, чтобы участники совершали свои открытия.
5. В создании отношений и атмосферы исследования, пробы, эксперимента и поддержки.

Что важно?

Чтобы тренинг не становился совсем иной реальностью. Важно чтобы по его завершению участники тренинга смогли адаптировать и применять в своей повседневной рабочей реальности то что на нем получили.

В каких ситуациях эти реальности сильно разделяются, и тренер не достигает адекватного результата, другими словами, работает не профессионально?

1. Ситуации на тренинге настолько отличаются от ситуаций в жизни, что рассматривается участником как отдельное шоу или не шоу. Если тренинг походит в формате шоу то участнику действительно весело или грустно, но когда это заканчивается, то для работы ничего не остается – кроме, может быть, ощущения отдыха и хорошего настроения – если шоу было хорошее. В формате не шоу – остается прослушанная серьезная участниками программа, которую они наконец отсидели, отработали, и можно теперь идти работать.

2. Навыки, отрабатывамые на тренинге практикуются в настолько искусственном контексте, что опять же непереносимы в рабочую реальность.

3. Навыки, выбранные для отработки на тренинге не подходят для их практики в реальности.

4. Отношение участника к ситуации, своим способностям блокирует применение навыка. Участник не видит того контекста личностного или рабочего, в котором предлагаемые навыки можно применить.

5. Отношения с людьми настолько сложные, что участник в предложенном контексте работы над этими отношениями не может искренно их проработать и изменить к лучшему.

6. Взгляд на реальность, который сейчас есть у участника (и который надо изменить) не привносится им в тренинг. Он остается при своих мыслях и чувствах и сними и уходит.

Все эти ситуации могут возникать тогда, когда тренинг построен (срежиссирован) неправильно.

Мы считаем, что профессия тренера подразумевает исполнение нескольких ролевых функций:

1. Методист, преподаватель (структурирует учебный материал, обеспечивает усвоение информации, стимулирует познавательную активность).
2. Коуч (иногда, возможно, психотерапевт). Задает вопросы, помогает участникам преодолеть внутренние барьеры и препятствия. Помогает найти участникам в себе те внутренние, личностные ресурсы, которые позволят им достигнуть поставленных рабочих задач.
3. Режиссер (управляет эмоциями и впечатлениями участников, создает из тренинга личностно значимое переживание, создает игровой контекст, помогает участнику в соответствии с его личностными возможностями и конкретными бизнес-задачами находить и выполнять различные роли).
4. Фасилитатор (создает и модерирует процесс обсуждения, помогает структурировать мысли и вырабатывать решения).
5. Актер (исполняет различные роли в контексте тренинговых заданий (ролевых игр, процедур, игровых сценариев).
6. Управляющий динамикой группы и отношениями в группе.
7. Аналитик. Анализирует процессы, происходящие во время тренинга, соотносит их с рабочими целями и задачами.

Хороший тренер – редкость, так как профессионально выполнять все эти роли, во-первых, сложно и, во-вторых, существует проблема конфликта ролей, который при таком их множестве, о

72
Комментарии (0)

Выберите из списка
2011
2011