«+» и «-» фасилитации? Ваши мнения?

«+» и «-» фасилитации? Ваши мнения?

Уважаемые Коллеги!

Ваши мнения о достоинствах, возможностях и ограничениях фасилитации как методе работы с группой, способе выработке управленческих решений?

Спасибо!

PS: С моим мнением можно познакомиться в статье:
Шуткова Е. Горе на двоих — полгоря, радость на двоих — две радости // Бизнес Образование России. Официальный информационный портал
http://www.rb-edu.ru/articles/management/article8077.html

192
  • Тема закрыта
Комментарии (5)
  • 29 апреля 2009 в 23:00 • #
    Игорь Третьяков

    СТАНДАРТНАЯ ДЕЛОВАЯ ИГРА ПОСТРОЕННАЯ НА "МАНИПУЛЯЦИЯХ", НО ЭФФЕКТ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ - ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ !!!

  • 4 мая 2009 в 07:12 • #
    Ольга Кабалик

    Елена, здорово, что Вы подняли эту тему.
    Попробую объяснить логику, которой придерживаюсь я (она же - логика гуру фасилитативного подхода к принятию решений Сэма Кейнера).
    Почеиу вообще бизнес обратился к фасилитативному подходу к принятию решений?
    Потому что вынес для себя два урока: 1) Если люди не участвуют в выработке решений и не присваивают его, они будут относиться к его выполнению спустя рукава. Решение может быть непонятым, они могут вообще не принимать участия в его выполнении. 2) ключевой фактор успеха организации на рынке – это не только его продукты, технологии и доля рынка, но и способность организации использовать и развивать интеллектуальный потенциал ее сотрудников и заинтересованных сторон.
    Как это все учесть? Создать психологически безопасную и вовлекающую групповую атмосферу, где люди будут совместно планировать, принимать совместные решения, разрешать свои конфликты, управлять собой.
    Куда ж без фасилитации?
    Таким образом, фасилитатор – это человек, который помогает группам работать более эффективно и достигать синергетического эффекта (ну очень упрощенно). Это содержательно нейтральная сторона, не принимающая ничью сторону, не защищающая ничьих точек зрения, предлагающая открытые и однозначно толкуемые процедуры выполнения групповой работы.
    О преимуществах такого подхода к группым процессам сказано уже много, спорить вроде не с чем. Более того, появился термин для обозначения такого подхода - партисипаторный подход к принятию решений (от слова participatory - основанный на участии). НО!!!
    При всем понимании руководителями и членами команды ценности партисипаторного подхода на практике часто побеждает все-таки традиционный подход: не понимая, что происходит, люди выносят оценочные суждения, подавляют спонтанность и не позволяют другим говорить то, что они думают. Пышно выраженные идеи автоматически получают приоритет над идеями, выраженными неуклюжим языком либо высказанными в порядке мышления вслух. По-прежнему поощряются демагогические суждения и безапелляционные выводы. Анализ источников проблемы называется «отклонением от темы». Посылаются скрытые смешанные сообщения: говори, высказывайся, но не задавай слишком много вопросов; будь неравнодушным, но не показывай своих чувств; будь продуктивным, но поторапливайся и понимай все правильно с первого раза. И это при наличии фасилитатора, даже опытного. Вы скажете - так не бывает. Еще как бывает.
    В чем дело? Наверное, в превалировании соответствующих культурных ценностей. Перейти от традиционных ценностей к партисипаторным – это не просто сказать: давайте станем мыслящей командой. Это требует перемен в мировоззрении и решимости пойти против общепринятых ценностей.
    Вот, на мой взгляд, единственное ограничение фасилитации: при всех ее возможностях она уместна только тогда, когда ее использование созвучно целям и ценностям организации.
    Значит ли это, что в организации с традиционными ценностями фасилитации вообще не место? Отнюдь. Помните этапы управления изменениями? Но это уже другая тема...

  • 3 июня 2009 в 13:19 • #
    Елена Шуткова

    спасибо за мнение!

  • 4 мая 2009 в 19:13 • #
    Vladimir Sigachev

    запуская фасилитационный процесс тренер инициирует групповую динамику со всеми вытекающими оттуда последствиями. Что великолепно в случае если группа нацелена на саморазвитие. Если же группа не за мотивирована то вполне логично, что тренер сталкивается не только с низкой активностью, но и сопротивлением и даже агрессией, направленной как на участников группы так и на тренерский состав. В тренингах «веревочный курс», агрессия на тренера используется как спусковой механизм для встраивания изменений в жизнедеятельность группы. Этот же способ хорошо работает при спонтанном наборе участников, когда нет возможности провести базовую разморозку коллектива перед проведением тренинга. Некоторые участники могут быть просто не готовы к информации и изменениям, и то что дает тренер из экспертной позиции рискует остаться мертвым капиталом, или набором знаемых техник. Мне кажется, что это является побочным эффектом применения фасилитации. Вторым этапом должно являтся внесение изменений, благо инструментов для этого предостаточно. Однако, перед запуском этого процесса важна осознанность того, что меняется. Иными словами, все члены группы должны знать свою любимую стратегию поведения. Ну и третий последний этап заморозка. Причем, как мне кажется если второй этап, может быть несколько нелогичным, оставляя пространство для слова участников, то на третьем этапе, структура должна быть освещена полностью или структурирована. Одним из важных моментов тренинга такого формата появление полезного паттерна самообразования, когда действительно у участников тренинга остается система работы, и выявления нового опыта, и распространения его среди соратников. Сама тренерская позиция способствует развитию его. Причем в комплексе с базовыми навыками командообразования формирует великолепную самодостаточную и само поддерживающуюся систему, которая работает, как хороший механизм с внутренней саморегуляцией. Что при наличии грамотной системы мотивации персонала позволит фирме постоянно совершенствовать качество обслуживания, не неся дополнительных затрат. Кроме того, это же самое позволит конкретизировать необходимую информацию, оптимизируя расходы на обучение персонала.
    На мой взгляд задача тренера на начальных порах дать не столько информацию, сколько построить цикл самообразования. Цикл может выглядеть следующим образом определение потребности в новой информации, получение ее, интеграция полученного опыта в собственную стратегию, отшлифовка и расширение стратегий и тактик применения нового материала, поиск дополнительных стратегий, подведение итогов, определение потребности в новом материале. Причем запустив однажды подобный механизм, группа получает возможность выбора вариантов получения новой информации, как вариант использованная литература, тренинга, консультации. Данная же схема делает прозрачным саморазвитие коллектива, и должна быть поддержана руководящим составом.запуская фасилитационный процесс тренер инициирует групповую динамику со всеми вытекающими оттуда последствиями. Что великолепно в случае если группа нацелена на саморазвитие. Если же группа не за мотивирована то вполне логично, что тренер сталкивается не только с низкой активностью, но и сопротивлением и даже агрессией, направленной как на участников группы так и на тренерский состав. В тренингах «веревочный курс», агрессия на тренера используется как спусковой механизм для встраивания изменений в жизнедеятельность группы. Этот же способ хорошо работает при спонтанном наборе участников, когда нет возможности провести базовую разморозку коллектива перед проведением тренинга. Некоторые участники могут быть просто не готовы к информации и изменениям, и то что дает тренер из экспертной позиции рискует остаться мертвым капиталом, или набором знаемых техник. Мне кажется, что это является побочным эффектом применения фасилитации. Вторым этапом должно являтся внесение изменений, благо инструментов для этого предостаточно. Однако, перед запуском этого процесса важна осознанность того, что меняется. Иными словами, все члены группы должны знать свою любимую стратегию поведения. Ну и третий последн

  • 3 июня 2009 в 13:19 • #
    Елена Шуткова

    спасибо за мнение!

  • Желаете ознакомиться с остальными комментариями или оставить свой? в сеть, чтобы получить полный доступ к функционалу Профессионалов.ru! Еще не участник сети?