Top.Mail.Ru
О не своих пророках, или «За державу обидно!».
11 октября 2009 в 15:58

О не своих пророках, или «За державу обидно!».

Так уж случилось, что три государства – США, РОССИЯ и ИЗРАИЛЬ — волею судьбы оказались на перекрёстке общих миграционных взаимоувязанных проблем.

Что касается Израиля… Именно в силу религиозного неудобства «народ Книги» был изгнан из своей земли и рассеян по различным странам в разных пропорциях. В меньших странах осело меньше, в больших – больше. И неудивительно, что возвращались потомки в аналогичных пропорциях. Так сказать, в силу директивы, спущенной свыше.

Миграционные процессы не обошли стороной и Россию со Штатами.

Американцы, как и все, если и произошли от обезьяны, то не на национально-племенной почве – исключительно на деловой. Так, изначально, съезжая со всех континентов, они принимались за освоение диких целинных просторов с общим для всех начальным вокабуляром: Клондайк и Эльдорадо, причём, без задней национально-патриотической мысли собраться и нарезать прерии поровну. Они – тогда ещё НЕамериканцы – поднимались с насиженных мест с банальной мыслью о лучшей жизни. В основном, это были сильные люди, более не желавшие путаться под ногами более успешных соотечественников. Они ехали строить свою новую, хоть и неизвестную, жизнь с её новыми законами, новыми традициями, новой моралью.

Этим, главным образом, они – теперь уже Американцы – отличаются от населения российских и прилегающих к ней территорий, которое без отрыва от насиженных мест вдруг поголовно испытало на себе шок новообязывающего образа жизни, и последствия от которого продолжают волнообразно отдаваться на неизгладимых национальных отличиях всех последующих поколений.

Поиски виноватых не обошли стороной и русских с евреями, и не только в анекдотах. Победило коренное большинство. Внутреннюю международную напряжёнку в России создают неписанные внутренние противоречия: то, что «…умом Россию не понять…» — это лирика, но есть прописные, прямо-таки определяющие морально-правовую атмосферу государства российского.

Россия, как известно, по многим параметрам «впереди планеты всей», но один параметр выглядит поистине безукоризненным и неоспоримым: это её территория и границы, нарушить которые неоднократно покушались разные народы. Какие-то, «пришедшие с мечом», погибали, какие-то уходили с потерями, а какие-то, вливаясь, входили в её состав, способствуя разрастанию империи. Киргизская пословица гласит: кто слишком много захватывает, тот плохо удерживает. И неспроста. Вот, сказать это кому с намёком на Россию – поток возражений неизбежен: Как это! Это мы-то плохо удерживаем? Да, мы ни одной пяди! Да, мы за Курилы… знаешь! Да, мы за Чечню… ещё как! Да, мы за всю Расею-мать! Мать… мать… мать-перемать…

Всё это так. Да, кто ж оспаривать-то будет благие чувства да намерения? Однако ж, всё это лишь видимая часть айсберга вошедшей в норму «особенности национальной бесхозяйственности». Насчёт незыблемости границ спору нет… ну, разве что союзные республики в самостыйность вдарились… ну, так они и раньше не в Россию входили, а Россия, как была так и осталась… ну, разве что Арал высох – так он же не в России, а стало быть, и экология не наша… и кто там перекрыл ему кислород, пустивши реки-воды на Каракум… ч-чёрт их знает… мы же отказались в своё время от поворота сибирских рек – вот! А вы говорите… Ну, бывает… разве что рванёт порой там или сям, ну, так, немного… ну, там Чернобыль… так, опять же, не у нас. Что? Саяно-Шушенская – сдаюсь: это у нас. Так на фоне всей России – это ж капля в море… Что? Полдома рухнуло? Так это когда было? Что? Здание МВД сгорело… Было, не спорю. В Арзамасе рвануло? Да, слышал. А где не бывает? И самолёты не только у нас падают, и поезда не только у нас с рельсов сходят… Зато у нас природных ресурсов – завались: на сто лет вперёд хватит. А может, и больше… Дороги? А что вы хотите? – велика Россия, попробуй обеспечь… а зато БАМ – какая дорога! А?

Как остроумно заметил Мих. Жванецкий, «в драке не выручат, в войне победят» — это о советском народе, о многонациональном российском и иже с ним. К чему это я?

Не лезть не в свою драку – нормальная реакция нормального человека на опасность из чувства самосохранения. А вот для государства нет человека как индивида – есть народ, народные массы. И чем больше государство, тем ниже себестоимость отдельного человека, а значит, и народных масс, которые с вершин государственного правления представляются эдаким муравейником трудовых резервов, пригодных для великих дел в авральном режиме и для пушечного мяса в его шапкозакидательных стратегиях.

Всё это говорит лишь о поверхностной видимости державной духовно-ресурсной незыблемости. На деле выходит, что Россия, к сожалению, день ото дня пожинает плоды своей неизменно-непризнанной бесхозяйственности. Эта бесхозяйственность логически восходит к исторически сложившемуся, но безнадзорному природно-ресурсному изобилию, так и прозябающему и незаметно тáящему под равнодушным оком каждого очередного временщика-выдвиженца. Сегодня один, завтра другой – вот и старается временный князёк успеть насладиться дарованным шансом порулить вволю. Да ни одна война не отняла у России столько материальных ресурсов и трудовых резервов, сколько она сама у себя поизвела… по простоте душевной. Не даром на Руси говорится, что простота хуже воровства. Вот и не приживаются в России всуе воспеваемые ценности. Помнится, на первой странице журнала «Перець» был сатирический сюжет. Агроном хвалит ревизору жиденький урожай пшеницы. А пшеница ему с возмущением: “Ты мэнэ нэ задобрюй, а удобрюй!” А попробуй кто в натуре возмутись! Контра!

Так до сих пор критика и поощряется… из пульверизатора, а самокритикаиз брандспойта. Что поделаешь: «Нет пророка в своём отечестве», вот и утекают российские мозги, жаждущие достойного к ним отношения, в другие края, откуда от исповедуемых ими ценностей не будут отмахиваться, как от гласа вопиющего в пустыне. Правда, следует признать, что действие формулы неверия в пророков в своём отечестве распространяется и на другие государства, но… не до такой же степени.

Д.Г.

283
  • Тема закрыта
Комментарии (12)
  • 11 октября 2009 в 16:37 • #
    Александр волковский

    Беда не в том, что они не видят решения,
    а в том, что они не видят проблемы.
    Г.К. Честертон.

  • 11 октября 2009 в 16:52 • #
    Давид Ш Гройсман

    Александр, спасибо за остроумную и уместную цитату.
    Д.Г.

  • 12 октября 2009 в 11:30 • #
    Татьяна Тимошина

    Давид;"Они – тогда ещё НЕамериканцы – поднимались с насиженных мест с банальной мыслью о лучшей жизни. В основном, это были сильные люди, более не желавшие путаться под ногами более успешных соотечественников. Они ехали строить свою новую, хоть и неизвестную, жизнь с её новыми законами, новыми традициями, новой моралью."

    - Идеализируете. Туда ехали и самые нещепитильные и самые уголовные и просто авантюристы всех мастей.

    Давид:"Этим, главным образом, они – теперь уже Американцы – отличаются от населения российских и прилегающих к ней территорий"

    - Нет, не этим, а

    1-отсутствием многовековой традиционной духовной составляющей. В России до сих пор, несмотря ни на культуру попкорна, ни на другие западные ценности, меркантильность конфликтует с морально-этическими ценностями, взрощенными и удобренными тысячелетней духовностью Православия.
    У Америки этого конфликта нет, там изначально все поставлено на рельсы выгоды, ибо для того туда и ехали.
    русская поговорка:"Сам погибай - товарища выручай" -имеет ли аналог у американцев? У израильтян? Может найдете на досуге - поделитесь.

    2-Америка уже почти 150 лет не знала войны.
    Посчитайте сколько их было у России за этот период. В то время как американцы шли по накатанной, перемалывая только свои кризисы, без помех наращивая генофонд и в кол-м в качественном смысле(я уж молчу об экономике), Россия вынуждена была "отбиваться" от всех любителей чужого пирога, не успевая вырастить новые поколения, и восстановить разрушенную страну.
    Россияне - не избалованы, в отличие от американцев. благополучной внешней средой.

    Давид:"которое без отрыва от насиженных мест вдруг поголовно испытало на себе шок новообязывающего образа жизни, и последствия от которого продолжают волнообразно отдаваться на неизгладимых национальных отличиях всех последующих поколений."

    -Здесь - согласна. Шок был наисильнейший. Это все равно что если б тебе всю жизнь говорили "До замужества - ни-ни", а потом, когда ты девственной собралась замуж, тебе говорят - "А ты что - ни-ни? Да кому ты такая на фиг нужна" ?! Вот такой, примерно, перевертыш и произошел в России Люди в шоке: и жить хорошо хочется и душу нельзя запятнать - что делать?

    Давид:"Поиски виноватых не обошли стороной и русских с евреями, и не только в анекдотах. Победило коренное большинство. Внутреннюю международную напряжёнку в России создают неписанные внутренние противоречия: то, что «…умом Россию не понять…» -- это лирика, но есть прописные, прямо-таки определяющие морально-правовую атмосферу государства российского."

    -Ну если Вы о еврейских погромах и соответствующем отношении к евреской нации в России - то да, эта истори - многовековая,
    НО
    она не российская, а мировая. Все страны периодически делали еврейские чистки, тем не менее еврейская нация благополучно возвращалась на место чисток и снова не просто пускала корни, а приходила к процветанию.
    Посмотрите на культурный цвет России - там еврейских фамилий больше чем русских.

    -Согласна, что огромные российские территории трудноваты для голландского ведения бизнеса и т.д.
    А Вы что - предлагаете отдать их хозяйственным соседям?

    Давид:"А вот для государства нет человека как индивида – есть народ, народные массы. И чем больше государство, тем ниже себестоимость отдельного человека, а значит, и народных масс, которые с вершин государственного правления представляются эдаким муравейником трудовых резервов, пригодных для великих дел в авральном режиме и для пушечного мяса в его шапкозакидательных стратегиях."

    -Согласна.

    Давид:"Всё это говорит лишь о поверхностной видимости державной духовно-ресурсной незыблемости. "

    -Я б не стала здесь все конкретизировать и однозначить - это очень сложный момент, вспомните про "замужество."

    Давид:"Эта бесхозяйственность логически восходит к исторически сложившемуся, но безнадзорному природно-ресурсному изобилию, так и прозябающему и незаметно тáящему под равнодушным оком каждого очередного временщика-выдвиженца. Сегодня один, завтра другой – вот и старается временный князёк успеть насладиться дарованным шансом порулить

  • 12 октября 2009 в 12:10 • #
    Давид Ш Гройсман

    Отличный разбор полётов, Татьяна. Я не стану многое оспаривать. Пока только некоторые моменты.

    "-Согласна, что огромные российские территории трудноваты для голландского ведения бизнеса и т.д.
    А Вы что - предлагаете отдать их хозяйственным соседям?"

    Да ни в коем случае. Нельзя отрезать исторически сложившиеся завоевания: народ пустил корни. Надо определиться со своими хозяйственниками, которые не дадут разбазаривать народное добро направо и налево и сами не сгноят его от экономического невежества. Помните, была телепередача "Это Вы Можете" С Захарченко и Гулиа. Показала, что полна Россия умных головушек, а кому залёный свет дали?
    Плотность населения Израиля -- более 500 чел. на кв.км.
    Протность населения России 0, 12 чел. на кв. км. Эге-гей! Лю-у-ди-и!! Ау-у! Где вы? Карау-у-л!!!
    Израиль и тот еле управляется со своими гектарами Ну, тут свои проблемы. Что уж говорить о России! Когда вокруг вселенная, то вроде как ничья это расхолаживает, а по сути развращает. Надо решать хозяйственную определённость, чтобы россиянин в натуре чувствовал, что "человек не проходит (вроде как мимо), а шагает, как хозяин необъятной родины своей" не на словах, а на деле.

    Позже что-нибудь ещё договорим.

  • 12 октября 2009 в 12:36 • #
    Давид Ш Гройсман

    "-Дайте России срок, когда вырастут новые поколения, не знавшие ни войн, ни репрессий, ни уравниловки, ни попкорновых ценностей - лет эдак 50-70 хотя бы - дайте?!"

    "Дайте только время, дайте только срок,
    Будет вам и белка, будет и свисток..."

    Отчего ж не дать? Те, у кого есть, может, и дадут. А потом догонят и ещё дадут. Ну, нет у России ни 70-ти, ни 50-ти, ни даже 20-ти лет. Она сама у себя уже в глубоком и неоплатном долгу: "Белки" уходят на "шубы", к свистку вдогонку уже привыкли. И правда, за державу обидно. Но держава-то из кого состоит?

  • 13 октября 2009 в 13:52 • #
    Татьяна Тимошина

    Из меня)))

  • 13 октября 2009 в 14:23 • #
    Давид Ш Гройсман

    Кстати, из меня тоже в какой-то мере (духовно). Я ведь присягу когда-то давал и служил, правда, тому отечеству, которое развалилось. Но ответственности потому-то с себя и не снимаю ;-))

  • 13 октября 2009 в 15:27 • #
    Татьяна Тимошина

    )))))))

  • 13 октября 2009 в 15:50 • #
    Давид Ш Гройсман

    "Всё течёт, всё из меня...", -- сказал Посейдон

  • 8 октября 2010 в 18:44 • #
    Геннадий Золотарев

    Давид. Я вижу Вы за многие темы беретесь, даже за такую сложную. Получается вполне, но конечно не как у С.Резника. Россия и Израиль, как русские с евреями очень схожи. И тем и другим в истории доставалось горького сполна. Те же бескрайние просторы в России и в Израиле :-)) От Тель-Авива до Хайфы, это же так далеко! Проблемы российские, конечно более запущены и исход очень большой массы евреев из России был исторически предопределен, хотя большинство уезжало без большой охоты и нередко сожалело об этом. Замечательная книга Н.Воронель "Содом тех лет" очень точно описывает настроения еврейской и русской интеллигенции тех времен, уже ставших историей. Могло ли все сложиться по другому? Маловероятно. Но в Россию могут вернуться внуки тех, кто уехал из России.

  • 8 октября 2010 в 19:22 • #
    Давид Ш Гройсман

    Не исключено.

  • 9 октября 2010 в 10:54 • #
    Геннадий Золотарев

    Я смею надеяться, что время таких людей, как Дюбенок в России заканчивается. Новое поколение получает возможность читать и воспринимать лучшие образцы мировой науки и культуры, чего были лишены наши предки очень долгое время. Транформация нацонального менталитета необязательно выльется в культурную революцию, но серьезные сдвиги в этом плане неизбежны. Еврейский народ, конечно, сильно отличается от русского, у него металитет авангардного типа, за что и страдает. Выше я пошутил, причем идея не моя, где-прочел насчет сходства России и Израиля.
    Однако, в крупных городах и цивилизованных научных центрах оба народа великолепно уживались, дружили, создавали общие семьи и культура, наука от этого только выигрывали. Создается впечатление, что Вы много времени занимались нелюбимым делом - проектированием и архиетектурой, а сейчас склоняетесь к гуманитарным вещам и анализу российских проблем, которые поинмаете, иначе не стали бы издавать книгу.


Выберите из списка
2020
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2011
2010
2009