Об оцвеченных фильмах
1 января 2011 в 14:06

Об оцвеченных фильмах

Об оцвеченных фильмах
В прошедшем, 2010 году вышли на экраны несколько колоризованных фильмов: «17 мгновений весны», «В бой идут одни старики», «Весна на Заречной улице», ещё что-то. Посмотрев их в цвете, я про себя подумал, что, если, как встарь, захочется повторно (в который раз!) их посмотреть, то я, без сомнения, предпочту черно-белый вариант. А задавшись вопросом «Почему?», начал рассуждать.

Вот, потрачена уйма средств и кропотливого труда. А насколько это было целесообразно? Ну, была ведь уже к тому времени технология изготовления цветной плёнки, и были фильмы, которые без цвета просто во многом бы потеряли своё очарование, праздничность, развлекательность, природно-географическую атмосферу или историческую достоверность. Это, к примеру, «Карнавальная ночь» и «Гусарская баллада», «Большой вальс» и фильм-опера «Евгений Онегин» — ну, как бы они выглядели без цвета? Там цвет – своего рода необходимый персонаж, как музыка – незримый. Возможно, что вряд ли авторы этих фильмов вообще взялись бы за их постановку, если бы не цветовое решение.

Более того, несмотря на появление и самое широкое распространение в нашей повседневной жизни цветного фото, вовсе не исчезло искусство черно-белой фотографии. И вряд ли кому из авторов ЧБ-фото придёт в голову раскрашивать свои работы. Хотя и бывают случаи повторения композиции в цвете. Но к ним будет совершенно иное отношение.

В чём же дело? Что приобретает, а что теряет изображение в присутствии цвета?

Прежде всего, цвет придаёт изображению натуралистичность. Он как бы вводит нас в естественную среду события, и в определённых случаях это не только допустимо, но и необходимо, как в вышеперечисленных примерах. Однако, эта же натуралистичность способна навязать восприятию образа впечатление отсутствия художественности. Ведь задачей художественного образа является привлечение внимания зрителя к главному, не позволяя растворять его внимание и воображение на предметное разнообразие фона, проявление которого цвет только усиливает.

Вот в фильме «17 мгновений весны» к цветовому решению подошли деликатно: ну, там, неброская (хотя и мастерски смоделированная) коричневая офицерская форма служак СС и Гестапо, чёрная свастика на красно-белом фоне, флаги… Хотя и без этого оцвечивания фильм ничуть не проигрывает. Там одна музыка чего стоит! А вот фильмы «В бой идут одни старики» и «Весна на Заречной улице» в цвете, на мой взгляд, только потеряли. Исчезла некая историческая отдалённость и трагическая пафосность события «Стариков» и вовсе не развлекательность, а скорее, духовная возвышенность «Весны…», которые свойственны черно-белому киноискусству и фото-документам, способным передать не только факты или зримые образы, но и конкретно-событийное настроение.

В общем, я думаю, что также как цвет является компонентом художественного образа, которому авторы придают особое значение при его создании, так и отсутствие цвета играет такую же созидательную роль в построении образа. С трудом представляю себе группу художников, пытающихся пофантазировать на просторах «Черного квадрата» Малевича. Поэтому, попытки вмешательства в ранее созданные художественные произведения, на мой взгляд, должны бы сопровождаться деликатностью осмысления и подхода к ним: стоит ли вносить коррективы в историческую достоверность некогда созданных художественных произведений? Не лучше ли создать нечто новое, вызванное требованием времени и уровнем понимания действительности?

3950
Комментарии (1)

Выберите из списка
2018
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009