Top.Mail.Ru
Уныние – творческий тупик личности…
5 сентября 2009 в 20:20

Уныние – творческий тупик личности…

Несколько лет назад, гуляя по Интернету, я наткнулся на размышления об унынии, потом полистал другие сайты и, мягко говоря, поразился: повальная увлечённость идеей уныния в качестве восьмого смертного греха. Меня заинтересовало мнение авторитетного и достаточно квалифицированного специалиста в области душевных проблем личности, и я обратился к сайту, где было размещено подобное размышление.

Открыв страницу с одноимённым названием на искомую тему – «Уныние — восьмой смертный грех» (http://www.aif.ru/online/longliver/49/16_01?rating) – и, не найдя в душе согласия с её содержанием, я решил поразмышлять на эту тему, чтобы определиться с собственным отношением к невзначай покоробившему меня утверждению. Причём, в подтверждение моих убеждений в части семи смертных грехов, добрую услугу оказала явная противоречивость изложенных в статье рассуждений, для чего повторюсь насчёт известного в православии изречение св. Августина, что «грех есть совершение таких поступков, о коих человеку известно, что они запрещены, и от коих он волен воздержаться». С тем, что, как сказано в статье, «Смертные грехи напрямую разрушают душу человека» – нельзя не согласиться. Нельзя не согласиться и с тем, что (не дословно высказанная) мысль об унынии как результате потери связи с Б-гом, о разновидности неверия, тоже вполне «съедобна», т.е. правомерна и доходчива даже для атеиста. А насчёт потери связи с Б-гом – так это же его беда, а не грех.

И, что самое интересное, авторы вновь изобретённого греха сравнивают уныние с депрессией. И при этом, сам же автор статьи не отрицает, что депрессия – это болезнь и, кстати, одна из самых трудноуправляемых, т.к. (см. его цитату ниже) отражает подавленное состояние души. Где же логика? У человека поражён (болен) сам аппарат управления поведением, когда он «не волен» не то что «воздержаться» – он вообще порой невменяем, а мы его записываем в грешники. Вот уж где воистину грех – судить больного, за то, что он болен, а, значит, несчастен, и справиться со своим недугом своими силами не в состоянии.
Но если грехом считать следствие, а не причину, тогда и наркоманию следовало бы возвести в ранг греха и перестать лечить наркоманов от их зависимости (а ведь немало случаев и насильственной нарковакцинации жертв преступного бизнеса); и был ли кто-нибудь из них «волен воздержаться»?.. Вчитайтесь внимательно в цитату из св. Августина.

Я веду к тому, что религия, как форма общественного сознания, всем багажом многовекового опыта человечества, желая упредить наши потенциальные проблемы, связанные с нашими врождёнными душевными склонностями к вольным или непроизвольным прегрешениям, намеренно – через писания, через пророков – обращает наше внимание на понятие ГРЕХА как на ПРИЧИНУ всевозможных неприятностей, а НЕ СЛЕДСТВИЯ порочного образа мысли. Поздно упрекать ГРЕХОВОДНИКА в прегрешении когда оно уже свершилось, и его так никто и не предупредил. Тут уж надо определиться, насколько человек представляет опасность для общества (или общество – для него): либо судить, либо лечить. А кто же в цивилизованном мире грешника лечит от прегрешений, а больного судит за недуги? А коли так, то не логичнее ли признать Уныние не только результатом неких разочарований, но и предвестником потенциальных душевных недугов?

А не желаете, кстати, вопрос «на засыпку»: почему в составе семи смертных грехов не числятся ни убийство, ни воровство? Может быть, они просто не дотягивают до столь «почётного» уровня? Или наши общечеловеческие духовные ограничения ни на убийство, ни на воровство не распространяются? А что – ограничений нет: можно воровать и убивать? Нет! Конечно же, ограничения есть. И были. Нравственные, упомянутые в Библейских заветах, а затем и в Моральном кодексе. Тогда всё же почему?

Да потому, что ни убийство, ни воровство — это не причины прегрешений, а их следствие (или предвестие). Убийство – это экологическое преступление, а воровство – экономическое. И любое из семи прегрешений может стать причиной или поводом к преступлению. Прегрешения порицаемы в обществе, но за них не судят. Судят уже за преступления, которые являются следствием этих прегрешений.

А ещё проф. Виктор Тростников говорит: «…При воздействии этой страсти человек ленится и не может принудить себя ко всякому спасительному делу. Ничто не радует и не утешает человека, он ни во что не верит и ни на что не надеется».
Какая же это страсть? Само понятие СТРАСТЬ предполагает концентрацию чувств, их всплеск. Но чтобы страсть стала источником лени, бездействия, т.е. действительного представителя династии прегрешений – это что-то небогоугодное. Потому уныние, как категория медицинская, о чём вполне разумно поясняет автор статьи, логически выпадает из разряда прегрешений, ибо бедолага сам является жертвой негативных экологических или экономических обстоятельств.

В главе «КаждыйОхотникЖелаетЗнатьГдеСидитФазан» (см. предыдущую главу) читателю был описан «боевой состав» смертных грехов – антиподов общественных идеалов и, думаю, что не сильно погрешу против истины, повторно перефразировав св. Августина, если скажу, что грех есть суть СОЗНАТЕЛЬНОЕ попрание общественных идеалов.

Общественные идеалы – это то, что человечество освящает испокон веку: это Идея, Свобода, Добро, Красота, Власть, Право и Истина – ключевые категории, идеалы, соответствующие семи формам общественного/индивидуального сознания (Религии, Философии, Морали, Искусства, Политики, Права и Науки), которым противостоят общеизвестные (практически, во всех основных религиозных конфессиях) формы прегрешений: Гордыня, Скупость, Разврат, Зависть, Гнев, Чревоугодие и Лень. Для восьмого греха, в таком случае, неплохо бы заручиться наличием восьмой формы общественного сознания. Она у вас есть?

Хайфа, 2005

1079
  • Тема закрыта
Комментарии (45)
  • 5 сентября 2009 в 21:31 • #
    Виталий БОГДАНОВИЧ

    Грешно впадать в грех уныния, когда есть много более увлекательных грехов. :))

  • 5 сентября 2009 в 21:59 • #
    Давид Ш Гройсман

    Тоже вариант. Надо подумать ;-))

  • 5 сентября 2009 в 22:17 • #
    Виталий БОГДАНОВИЧ

    :))

  • Эх, трудно мне с этими "грехами", а особенно с "унынием" (если оно такое всепоглощающее, видимо, речь о клинической депрессии), ленью...

    Одно дело, что осуждать и оценивать (судить) мы можем, что и как угодно. Но у всего есть причины. Для меня не бывает, например, "просто лени". За большинством "грехов" скрываются какие-то психоэмоциональные расстройства, глубокие комплексы, воспитание, прошлый опыт..

    Это не к тому, чтобы "оправдывать грехи", а к тому, что слово грехи - оно несколько однобокое. Это как сказать "существует Зло" и все, и существуют люди - исчадие Зла изначально. Еще раз говорю: конечно, лично, эмоционально и общественно мы порицаем разные деяния, за особо серьезные нужно платить, и это естественно.

    Но по большому счету - нет плохих людей, есть люди, которым плохо. Никто не грешит от того, что ему хорошо, он счастлив, добр, готов обнять весь мир...

    Говоря же о заявленной теме "Уныние – творческий тупик личности…" - скажу: да, часто это так, верно. Но - не у всех и не всегда. Хоть Пушкина возьмите - в период ужасного уныния, душевной боли, безнадеги и глубокой депрессии он пишет то, что будет признано потом шедеврами..

  • 6 сентября 2009 в 04:15 • #
    Давид Ш Гройсман

    "Никто не грешит от того, что ему хорошо, он счастлив, добр, готов обнять весь мир...", чтобы на него опереться... сесть на шею... свесить ножки... потянуться, зевнуть сладко-сладко и закукарекать от счастья: Хо-ро-шо-то ка-а-ак!!! "А ну, подать сюда Ляпкина-Тяпкина!!!

    Инесса! Зато именно последним своим утверждением Вы помогаете мне убедить приверженцев идеи уныния, как восьмого смертного греха, в её практической несостоятельности. Грех -- не есть источник добродетели, иначе бы он не служил предметом порицания. Благодарю Вас за Ваши продуктивные рассуждения. С меня магарыч.

    Д.Г.

  • :)
    Осторожно так спрашиваю: а что это такое, вдруг мне его не надо??))

  • 7 сентября 2009 в 15:39 • #
    Виталий БОГДАНОВИЧ

    Античное понимание слова "грех" - неправильный выбор.
    Вот так как-то вот.

    А еще не написано вами, уважаемые, про такое важное понятие, которое все может превозмочь - смысл.
    Есть смысл - ни один грех, в любом понимании, не интересен и не опасен.
    Нет смысла - уныние, и как следствие - все остальные уже в очереди.:))

    - Доктор! Я буду жить?
    - А смысл...?

  • 7 сентября 2009 в 16:11 • #
    Давид Ш Гройсман

    Замечательное наблюдение! А не желаете дать своё определение понятию "смысл"? ;-))

  • 7 сентября 2009 в 17:26 • #
    Виталий БОГДАНОВИЧ

    Скорее всего это та идеальная составляющая нас, которая дает силы, возможность пользоваться шансом и даже умереть "во имя", не задумываясь о разумности, в обыденном понимании этого слова, то, что нам не даёт заснуть во время жизни и дает возможность перед смертью сказать: "Я знаю, что есть жизнь перед смертью":))

  • 7 сентября 2009 в 18:26 • #
    Давид Ш Гройсман

    Ха-рошая возможность! А смысл? ;-))

  • 6 сентября 2009 в 12:48 • #
    Давид Ш Гройсман

    Это пожалуйста, не бойтесь открыть очень уважаемый мной дуэт гитаристов. А Вы успели подумать, что я Вам какую-нибудь свинью подкладываю? Увольте! Я слишком дорожу своими, хоть и виртуальными, приобретениями, чтобы Так запросто ими разбрасываться. ;-))
    Д.Г.

  • :)), нет, не подумала про свинью.

  • 3 ноября 2009 в 00:32 • #
    Ирина Первышина

    Это не грех,а состояние .Библия призывает не поддаваться унынию, потому что Дьявол может воспользоваться слабостью человека и подтолкнуть его ко греху.

  • 3 ноября 2009 в 00:47 • #
    Давид Ш Гройсман

    Ирина, спасибо Вам за Ваше мнением. Но было бы неплохо, если бы Вы дали цитату, тогда было бы ясно, кому Вы возражаете -- мне или проф. Тростникову.

  • 8 ноября 2009 в 17:29 • #
    Александр волковский

    Не верю в концепцию греха вообще, и в греховность уныния в частности. Думаю, что это состояние должно восприниматься не как " вещь в себе " , но как средство для изменения. В частности Успенский называл великолепными условиями для самовоспоминания уныние, хандру, просто плохое настроение.

  • 30 ноября 2009 в 11:53 • #
    Виталий БОГДАНОВИЧ

    Мои наставники говорили так: "Депрессия - повод подумать о себе и своей жизни"

  • 30 ноября 2009 в 14:56 • #
    Давид Ш Гройсман

    Хорошая мысль, Виталий... Только область допустимых значений этой мысли -- в пределах вменяемости. Когда депрессия ещё на выключила личность из способности сложить два плюс два, дабы сделать соответствующие выводы... ;-))

  • 30 ноября 2009 в 17:11 • #
    Виталий БОГДАНОВИЧ

    По клинику не стоит говорить, это к спецам.

    А вот мы, остальные -протчие - так это как раз про нас.

  • 30 ноября 2009 в 18:21 • #
    Давид Ш Гройсман

    ОК, Виталий, в этих границах и я не против ;-) (А мне, по секрету: Вы, часом, клиникой не заведуете?)

  • 30 ноября 2009 в 18:35 • #
    Виталий БОГДАНОВИЧ

    Давид, как философ философу:..) Нет.
    Но "попа и в рогожке узнают" и базовое образование и четыре специализации никуда не спрячешь)))
    Кроме того, как психолог, хочу я того или нет, но приходится время от времени иметь дело с клиентами, которые жалуются на депрессию - тогда и начинаешь разбираться что, как почему и отчего.
    Наставники меня так учили - ищи смысл и остальное обязательно приложится. То есть, зачем к клиенту она "пришла". Каков её смысл лично и для него. На помощь приходит проективная методика "Картина мира". в которой можно увидеть массу вещей.
    В частности - она дает картинку жизни клиента в диапазоне плюс/минус семь лет, с точностью до месяца. Разумеется. что без "адресов, явок и паролей", символически, но дает очень много - в частности, на листе бумаги видно, как на ладони, какое выстроено, запланировано бессознательно конечно, потребное будущее.
    У нас внутри "думатель", время в котором течет не линейно. В нем прошлое определяет потребное будущее, которое и влияет на настоящее.
    Это вам, как философу, небезынтересно.

  • 30 ноября 2009 в 21:41 • #
    Давид Ш Гройсман

    Ну, ещё бы! Тем более, что Вы во мне разглядели философа как тут не воспрянешь духом! ;-)) С интересом Вас выслушаю. Только со мной как с философом -- нужно попроще: я философ-тугодум. Так что, заранее прошу прощение за то неудобство общения, которое может доставить моё предупреждение (фу, каламбур какой-то вышел).
    Кстати, Вы обещали поделиться результатами своей командировки. Если это ещё актуально, было бы интересно узнать.

  • 30 ноября 2009 в 21:54 • #
    Виталий БОГДАНОВИЧ

    Это была не командировка. Это был интенсив - неделя в Иерусалиме.

    Группа, погружалась в состояния, которые там есть и запечатлены в т.н. "местах силы". Термин идиотский,но он есть и с ним приходится мне считаться. Это был тренинг личностного развития, а не роста. Растить можно то, что уже есть, а развивают то, что только в потенциале.

    Психотехника - резонанс с состояниями. Программа составлена так, чтобы исподволь, потихоньку "раскачать" потенциал группы, изменить общий вектор развития каждого участника и его Картину мира.

    Что и удалось. Кстати, не могу не похвастаться. Мы нашли отель, с открытой террасой с видом на восход солнца над Масленичной горой.
    Это незабываемо. Семь восходов солнца и все разные... вот так вкратце о поездке. Она была огранизована экспериментально, та5к4 как мы обычно идем по иному маршруту, но получилось настолько многообещающе, что весной мы маршрут интенсива повторим. Надо еще провести контроль участников в феврале. Настолько изменилась, лонгитудинально, Картина мира.

    О методе и выезде и состояниях подробнее на моем сайте.

  • 18 ноября 2015 в 18:45 • #
    Мари До

    Моя копейка.
    Чистая субъективность без каких-либо претензий на правды-истины.
    Похоже в основе уныние непринятие.
    Себя-мира-бога. Как у Ивана Карамазова.
    Уныние следствие острого постоянного крайне мучительного ощущения бессилия изменить этот неправильный мир, который невозможно принять в силу его неправильности.
    Соответственно и себя, и его создателя.
    По большому счёту уныние - это самый первый смертный грех, и не случайно он часто приводит к суициду.
    Неправильный мир заслуживает только одного - уничтожения. Хотя бы в себе.
    Ведь если всё есть целое, и каждый капля, но при этом и океан, то уничтожая себя, уничтожаешь мир и бога.
    А болезнью это состояние стали называть из жалости и врачебного бессилия.

  • 18 ноября 2015 в 19:00 • #
    Давид Ш Гройсман

    Мари! Что делать с унынием?
    Какие инструменты сознания следует задействовать, чтобы из него выйти?
    И наконец, если Уныние и впрямь считать восьмым смертным грехом (то бишь,
    пороком - ведь смертными грехами их называют по причине невозможности
    их перебороть), то какую форму сознания оно представляет в негативе?

    "Похоже в основе уныние непринятие".

    В основе Уныния - глубокое отчаяние, тоска по жизнеутверждающему началу,
    но не паралич сознания, который дал бы основание записывать уныние в число
    смертных грехов.

  • 18 ноября 2015 в 19:13 • #
    Мари До

    Ну схема не моя. :)
    Но есть звёзды и с 8 лучами. )
    Скажем...его невозможно победить навсегда, если родился с таким ущербом в ДНК.
    Но временно возможно. Всё-таки детей, которые бы погружались в уныние или депрессию с 1 дня жизни, пока ещё не обнаружили, а значит версия душевной болезни не доказана на 100 %.
    То есть я хочу сказать, что уныние связано с воспитанием и формированием личности.
    Впрочем...кто знает, а может все грехи связаны с некими генетическими дефектами.
    Или эпигенетическими. (вот это почти наверняка). Но может ли это служить оправданием и выведением из круга грехов?
    Хм...а может вообще пора отказаться понятия греховности.
    Только что прочитала. Это не человек плохой, это человеку плохо.

  • 18 ноября 2015 в 19:24 • #
    Давид Ш Гройсман

    "Это не человек плохой, это человеку плохо."

    Вот это уже другой разговор!
    Точность попадания формулировки - десятка.
    Я же обращаю внимание на то, что мы тут имеем дело
    не с заурядными прегрешениями типа искушения или снобизма,
    а со СМЕРТНЫМИ ГРЕХАМИ.
    Я уже где-то приводил свои соображения о Зависти, которая есть
    именно смертный грех, и в чем ее суть. Вот то же самое
    с остальными смертными грехами (читай: пороками),
    что хоть душу меняй. А для уныния можно изыскать в душе человека
    противоядие, т.е. научить человека не впадать в уныние, не терять голову... и т.д. Поэтому, до смерного греха оно явно не дотягивает :)

  • 18 ноября 2015 в 19:37 • #
    Мари До

    Научить...:)
    Тянет на нобелевку. )
    А может уныние это вид гордыни, которая проявляется пассивно.
    Смертным этот грех является потому, что приводит к смерти. Причём самому худшему виду - смерти при жизни.
    Человек в унынии не живёт. Вроде анабиоза только с болью.
    Ага. Насчёт общественного вреда.
    Ещё и отравляет атмосферу вокруг себя унылыми миазмами.

  • 18 ноября 2015 в 19:44 • #
    Давид Ш Гройсман

    Мари! Не утруждайте и не противоречьте себе:
    "Это не человек плохой, это человеку плохо."
    Плохо, но не смертельно.
    Покажите мне человека, который не испытывал бы ни разу
    в жизни чувства уныния. Обычно люди как-то с ним
    справляются - преодолевают. Кто сам, кто с помощью...
    Что касается Гордыни, то все проявления крайности
    любых прегрешений в конечном счете сводятся к Гордыне.
    Так что к унынию можно предъявлять счет, как и к прочим
    прегрешениям, от отчаяния ведущим в Ад.

    Я Вам даже проще скажу. Смертным грехом человек,
    как правило, заражен типологически или дидактически,
    чем проявляет себя в течение жизни. Уныние же - не является постоянным ментальным спутником человека, оно проявляется в крайне неблагоприятных для него обстоятельствах, от которых практически никто не гарантирован.

  • 18 ноября 2015 в 19:54 • #
    Мари До

    Но так можно сказать про любой грех - порок - преступление как его следствие.
    Большинство своими пороками мучается. Наслаждаются единицы психопаты. И то их сразу больными признали. Не для того ли, чтобы вывести из разряда грешных? Не типировать. )
    ****
    Покажите мне человека, который не испытывал бы ни разу
    в жизни чувства уныния.
    Поэтому и сомневаюсь в институте греховности.
    А также покажите мне человека, который ни разу в жизни ничего не украл и не убил ни одно живое существо.
    Покупатели из супермаркета кто? Не соучастники убийства живого?
    Вот она черта, когда философия почти незаметно переходит в демагогию.

  • 18 ноября 2015 в 20:03 • #
    Давид Ш Гройсман

    "Но так можно сказать про любой грех - порок"

    Можно, если не понимать, что порок и грех вещи разные.
    Порок (как правило) неизлечим. Всегда где-нибудь проявится,
    как его ни маскируй. Просто в обиходе все прегрешения и
    пороки без рассуждения синонимично сводят к понятию Грех.
    Но грехи, в отличие от пороков, исправимы и морально излечимы.

  • 18 ноября 2015 в 20:09 • #
    Мари До

    Да, действительно. У меня это синонимы. )

    Грех излечим ...Наверное только личностным ростом, когда человек перерастает страсть к какому-то виду греха. Подобно тому как тело меняет вкусы по мере роста.
    Но это путь единиц. Остальным что? Только запугивание?
    Мне всегда было любопытно, почему в религиях кнут реален, а пряник виртуален. Рай будет где-то когда-нибудь, зато анафема со всеми последующими неприятностями здесь и сейчас.

  • 18 ноября 2015 в 20:12 • #
    Мари До

    О, а ещё вот что пришло в голову.
    Уныние такая интересная вещь - это грех и его наказание в одном флаконе.
    Вот смотрите.
    Вот например кавалер барышню хочет украсть для чего?
    Чтобы ему было хорошо, приятно. Если у барышни уже есть владелец, то последует наказание. Но как говорил классик
    "но то, что придётся потом платить, ведь это будет потом"
    А уныние - это какой-то грех без удовольствия.
    Или..это мазохизм.

  • 18 ноября 2015 в 20:17 • #
    Давид Ш Гройсман

    "Мне всегда было любопытно, почему в религиях
    кнут реален, а пряник виртуален."

    Религия-ФОС - это форма удержания общественного
    сознания на поводке авторитетного обещания.

  • 18 ноября 2015 в 20:22 • #
    Мари До

    Вот это то и странно.
    Животное обмануть обещанием пряника можно весьма недолго.
    А людей тысячи лет?

  • 18 ноября 2015 в 20:27 • #
    Давид Ш Гройсман

    "Или...это мазохизм." (?)

    Вряд ли.
    Ведь уныние (оно нечаянно нагрянет) обрушивается на
    человека внезапно и с квазипарализующим эффектом -
    руки опускаются. Не похоже на "кайф от остроты ощущения".

  • 18 ноября 2015 в 20:29 • #
    Давид Ш Гройсман

    Но человек-то "сам обманываться рад" - он же фантазер,
    а у собаки или кошки какие фантазии?
    Она - существо конкретно вожделеющее :)

  • 18 ноября 2015 в 20:33 • #
    Мари До

    Думаю, это по-разному бывает. Даже у одного человека в разное возрасте. А тем более у разных людей.
    А ещё - возможно уныние и депрессия это всё-таки не одно и то же.
    Надо искать подробное описание уныния в религиозных текстах.

    Бывает уныние никак не связанное ни с какими внешними событиями и обстоятельствами.
    А бывает в результате облома - неудач, потерь, несбывшихся ожиданий.
    С потерей веры в себя. Или (и) с потерей веры во что бы то ни было.
    Или смысла. Или как результат рутины (не своей жизни).
    Да списочек длинный.

  • 18 ноября 2015 в 20:41 • #
    Давид Ш Гройсман

    Вот видите, Мари, какое у Вас родилось роскошное
    доказательство того, что Уныние - не порок, а результат
    различного стечения обстоятельств, невольно провоцирующих
    проявление слабости духа, что и объясняется склонностью
    к прегрешениям, в частности, к потере контроля над собой -
    в виде уныния, отчаяния, робости, паникерства и проч.

  • 18 ноября 2015 в 20:47 • #
    Мари До

    :)
    Для меня дело не в доказательствах.
    Для меня водораздел в понятии греха проходит по линии могу.
    Может ли человек в принципе переписать свою личность и стать из пессимиста оптимистом? Из нытика строителем коммунизма, которому песня строить и жить помогает 24 часа в сутки, как зайцу "Энерджайзерс" на атомных батарейках.
    Иван бы улыбнулся и ответил просто. Уже ответил.
    А Роман Белозёров всю биохимическую артиллерию подтянул бы в доказательство, что это невозможно. Только временные колебания, как бывает при приёме наркотиков, неважно каких, даже банальной влюблённости. Но потом человек вернётся в прокрустово ложе гомеостаза.

  • 4 декабря 2015 в 18:13 • #
    Мари До

    Что ещё хочется добавить по этой знаковой теме.
    Много часов мы спорили в узком кругу об этом. Что такое депрессия, и насколько справедливо считать уныние грехом вообще.
    А потом в порыве страсти аргументации муж взял и распечатал малоизвестное высказывание одного автора, который вызывает во мне недоверие и неприязнь.
    Впрочем, мысль его от этого не стала площе и менее практичной.
    Теперь вот каждый день её читаю, что удерживает меня от повторения некоторых особо наивных ошибок.

  • 4 декабря 2015 в 18:20 • #
    Давид Ш Гройсман

    Мари! Ну, а я о чем? Уныние - это ни грех и, тем более, не порок.
    Бывает... Кому неизвестно состояние уныния? Просто каждому или не
    каждому, по мере сил и времени, удается выйти из этого состояния.

  • 4 декабря 2015 в 18:41 • #
    Мари До

    А я ещё догадываюсь, почему вообще возник этот вопрос, почему именно про уныние. )
    Предположу, это потому, что кажется, будто в уныние тебя уносит жизнь сама, как будто против воли. Человек в депрессию как будто впадает (прям как Волга в Каспийское море). А значит, какого лешего он должен отвечать за это? Грех - это же осознанное деяние? (не уверена по чести говоря)

    То есть воровство из жадности, зависти, корысти - грех. А клептомания - болезнь.
    Хамство - грех, а синдром Туррета болезнь.
    Недавно от Черниговской узнала, что оказывается больные этим синдромом сквернословят против воли. Не хотят, а ругаются. Сразу жаль соседа стало, его так часто избивают за грязные слова, вечно с синяками и кровоподтёками ходит.

  • 4 декабря 2015 в 18:56 • #
    Давид Ш Гройсман

    Грех - это же осознанное деяние? (не уверена по чести говоря)

    Повторю изречение св. Августина: «грех есть совершение
    таких поступков, о коих человеку известно, что они
    запрещены, и от коих он волен воздержаться».

    От хамства - волен, от клеветы - волен, от презрения - волен,
    ибо это - прегрешения.
    От гордыни, скупости, зависти, алчности - практически неволен,
    ибо - они и названы смертельными грехами - это душевные пороки.
    И надо иметь огромное мужество, чтобы их осознать и одолеть.

  • 4 декабря 2015 в 19:05 • #
    Мари До
    Повторю изречение св. Августина: «грех есть совершение
    таких поступков, о коих человеку известно, что они
    запрещены, и от коих он волен воздержаться».

    Волен! :)
    Теперь надо найти 1000 определений воли. :))

    от презрения - волен

    Ну не знаю, не знаю )
    Насколько я помню, отвращение и презрение - это проявление инстинкта самосохранения.
    Можно ли через него переступить? Можно. Герои и шахиды так и делают. Но надо ли? Всегда ли?
    А то потом получается подавляешь, подавляешь в себе такие вот грешности и обнаруживаешь себя на больничной койке, от чего кстати никому сладко и безгрешно не становится. )

  • 4 декабря 2015 в 19:08 • #
    Мари До

    Кстати, отдельное спасибо за разъяснение, Давид. Не знала о такой классификации, думаю пригодится. )

    У меня с Библией своеобразные отношения, прям как у советских критиков: не читала, но осуждаю. )


Выберите из списка
2020
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2011
2010
2009