12 января 2010 в 12:56

Политпрогноз-2010

http://kommentarii.ru/comment.php?f=3&t=24269&p=68924

Моделируя ситуацию в России на 2010 год, я хочу выделить четыре тренда: продолжение Дмитрием Медведевым реформ правовой сферы, вероятные попытки институализировать либеральную политическую идею, развитие ситуации на российском Северном Кавказе и дальнейшее развитие российско-абхазских отношений. Все эти процессы, на мой взгляд, имеют стратегический характер, потому выделяются из числа других, казалось бы, даже более масштабных событий.

РЕФОРМЫ ПРАВОВОЙ СФЕРЫ. В 2010 году получит продолжение начатая президентом Дмитрием Медведевым реформа судебной системы, а также прочно связанных с нею пенитенциарной и правоохранительной систем. Громкие отставки 2009 года в Федеральной службе исполнения наказаний, указ о реформировании МВД – лишь часть большой работы, начатой Медведевым с первых месяцев президентства. Последние решения, к сожалению, совпали с чрезвычайными происшествиями, потрясшими ФСИН и МВД в прошлом году. Однако это только подтверждает правильность выбранного курса. Решения президента не являются эмоциональной реакцией на произошедшее, а представляют собой лишь наиболее близкую к повседневной жизни человека часть стратегии. В реформаторский контекст, кстати, вписывается и объявленная президентом борьба с коррупцией. Особенность данных реформ заключается в том, что, не смотря на их серьезный стратегический характер, первые результаты можно будет почувствовать уже в наступившем году.

Что касается грядущих перемен, речь идет не о либерализации законодательства, о чем раньше было принято говорить как о цели, а о гармонизации всей системы и ее оптимизации, когда неизбежность наказания соотносится с его адекватностью совершенному преступлению или правонарушению. Речь идет об изменениях не только в уголовном, но и в гражданском, административном, арбитражном законодательстве. Речь идет также и о создании новых для России направлений, таких, например, как ювенальная юстиция. Поистине революционным событием является введение такого вида наказания, как домашний арест. На очереди еще более масштабные события, кардинальным образом меняющие подход к исполнению наказаний,— отказ от наследия ГУЛАГа в виде исправительно-трудовых колоний (являющихся, по большому счету, облегченной версией сталинских концлагерей) и переход к системе тюрем и колоний-поселений. На 2010 год намечаются серьезные действия в плане пропаганды уважительного отношения к закону, правового образования граждан. Как выразился министр юстиции Александр Коновалов в одном телеинтервью, надо стремиться к тому, чтобы адвокат для гражданина стал домашним врачом, а не патологоанатомом. С этой целью необходимо организовать, по сути, общероссийскую программу правого ликбеза, сравнимую с программой ликвидации обычной безграмотности в первые годы Советской власти.

Если попробовать заглянуть немного в перспективу, то, на мой взгляд, именно в 2010 году окончательно сформируется тот образ нынешнего президента, который позднее войдет в учебники истории. Медведев запомнится как президент-юрист, который основной своей задачей на главном государственном посту видел наполнение содержанием понятия «правовое государство». Он видит себя как главного чиновника, состоящего на службе у граждан, и требует такого же отношения к занимаемым должностям всех остальных, находящихся ниже по властной вертикали. Такой уровень правовой культуры для России является совершенно непривычным состоянием. Именно на ликвидацию правого нигилизма россиян как некое обязательное условие для приема России в сообщество современных правовых государств и направлена деятельность президента Медведева. Это является миссией его президентства, к исполнению которой он идет через гармонизацию законодательства и повышение правовой культуры граждан.

ЛИБЕРАЛЬНАЯ ПАРТИЯ. В 2010 году, видимо, будут реализованы попытки создания «под Медведева» новой политической партии либерального толка. Сомневаюсь, правда, что Дмитрий Анатольевич благословил этот проект и нуждается в такой партии. На мой взгляд, если Медведев примет решение пойти на следующие выборы в качестве кандидата, он не будет нуждаться в партии для поддержки собственного курса, тем более не будет нуждаться во вновь созданной партии. Однако реализация подобного проекта на перспективу, по моим ощущениям, имеет некоторый смысл. После определения идеологии «Единой России» как консервативной ниша либеральной партии в политической системе России вновь осталась свободной, пустота не может сохраняться бесконечно долго. Претендовавшее на эту роль «Правое дело» не стало массовым проектом и, видимо, уже не станет таковым после ухода из него такого профессионального политического менеджера, как Борис Титов. Может быть, на роль либерального проекта им будет номинирована новая организация «Замодернизацию.RU», которую Титов создает вместе с Явлинским. Возможно также, что проект выйдет из недр самой ЕР. Этот сценарий был подготовлен заранее созданием единороссами трех клубов, которые являются ничем иным, как зародышами внутрипартийных фракций. Один из таких клубов как раз собрал в своих рядах либерально настроенных единороссов, и с некоторой натяжкой уже может считаться пра-партией.

СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ Кавказ уже не одну сотню лет находится в числе приоритетов российской внутренней политики. При этом в связи со своим географическим положением и этническим составом населения одновременно является и частью внешнеполитической повестки дня. В 2010 году следует ожидать изменений в подходах к решению проблем Кавказа. Для того чтобы развязать кавказский узел, Медведев намерен использовать новый инструментарий — институт уполномоченного по Кавказу. Новый кавказский «генерал-губернатор», вероятнее всего, приступит к исполнению своих обязанностей не позднее февраля 2010 года. Этот чиновник, видимо, примет участие и в назначенном на февраль специальном, посвященном исключительно кавказской проблематике заседании Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Это будет означать смену подходов к решению кавказских проблем. Силовой этап восстановления государственности на Кавказе завершен, но террористическая война на фоне кризиса может вспыхнуть с новой силой, и очаги ее уже полыхают в Ингушетии и Дагестане. Ситуация обострится еще больше, если не будут созданы условия для решения социально-экономических проблем региона, а также если к диалогу с местным сообществом не будут допущены российские неправительственные организации и иные негосударственные структуры. Они обязаны заместить собой в регионе действующие там в огромном количестве представительства международных организаций, под ширмой многих из которых работают представители иностранных разведок и террористических организаций. Активное включение российских НПО в процессы северокавказского урегулирования станет трендом 2010 года.

АБХАЗИЯ. Что касается внешнеполитического вектора кавказской политики России, то на его острие находятся Абхазия и Южная Осетия. Я бы не рассматривал в дальнейшем эти два новых государства сугубо в контексте российско-грузинских отношений. Теперь в отношении каждого из трех государств – Грузии, Абхазии и Южной Осетии – Россией проводится отчасти взаимоувязанная, но все же отдельная политика. Также считаю, что в дальнейшем при моделировании внешнеполитических сценариев необходимо разделять и сами новые государства. Их связка, вызванная обстоятельствами непреодолимого характера, теперь только вредит делу. Абхазия и Южная Осетия будут развиваться по-разному.

РА, в отличие от РЮО, взяла бесповоротный курс на реальную независимость. Курс этот всячески поддержан Россией. По этой причине маленькая причерноморская республика становится эпицентром важнейших мировых событий. Через нее проходит своеобразный «геополитический хребет», разделяющий мир по полюсам. Россия, которая взяла на себя роль гаранта абхазской независимости, заинтересована в становлении абхазской государственности. Однако чтобы не стать заложником собственного решения о признании независимости Абхазии, Россия, во-первых, будет стремиться к увеличению числа своих союзников в этом вопросе. Причем это будет одновременно и тестом на лояльность России, как одному из мировых полюсов. Это немаловажно, потому что до последнего времени мировое сообщество вынуждено было мириться с жесткими поступками только одной страны. Во-вторых, Россия всячески будет поддерживать стремление Абхазии к созданию правового государства с развитой экономикой, чтобы иметь впоследствии возможность на примере подтвердить верность принятого в критической ситуации решения. Россия намерена не «продавливать» в мировом сообществе абхазскую независимость, а сделать так, чтобы это сообщество убедилось само в дееспособности абхазского государства. Пока же приходится признать, что независимость Абхазии и Южной Осетии – это единственная российская внешнеполитическая «инициатива», которую мир был вынужден принять, так сказать, по умолчанию. Нам остро необходима дальнейшая положительная динамика на этом внешнеполитическом направлении.

***
В то же время в 2010 году в российской и мировой политике и экономике, помимо названных, будут происходить и другие события, которые в итоге и нарисуют уникальную картину наступившего года.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА. В 2010 году российская экономика, как и в целом мировая, по мнению ряда экономистов, вступает в период стагнации, такого «затяжного дна», которое показалось некоторым началом выхода из кризиса. По ощущениям противников откровенно позитивного сценария, 2010 год — это конец кризисного пике, но не начало экономического подъема. С оговорками такую ситуацию можно считать одним из видов экономической стабильности. Похоже, что в России она будет сохраняться на протяжении 2010–2011 годов и окажет непосредственное влияние на содержание предвыборных программ на парламентских выборах 2011-го и президентских выборах 2012 года.

Что касается собственно российской экономики, то еще остается шанс воспользоваться мировым кризисом и реализовать инновационные идеи, чтобы занять лидирующие позиции в отдельных отраслях мировой экономики. Однако с каждым месяцем этот шанс становится все призрачнее. Видимые плоды в 2009 году появились, пожалуй, только в гражданском авиастроении (ближнемагистральный Sukhoi Superjet 100) и, возможно, в космической отрасли, где мы и без того пока сохраняем свое лидерство. Другие стратегические проекты мирового уровня пока не доведены до ума или вообще существуют только на бумаге (в частности, в том же авиастроении это Ту-204СМ и проект возрождения «Руслана»).

Российская экономика по-прежнему сохраняет свой сырьевой характер, а инновационная составляющая в ней присутствует в масштабах арифметической погрешности. Недобрую шутку сыграла та высокая мера социальной ответственности, которую взяло на себя государство перед населением в период кризиса, а также другие антикризисные меры правительства, в частности, направленные на поддержание банковской системы. Они практически лишили Россию запасов, созданных в «тучные» годы, но при этом не позволили запустить новые, перспективные в стратегическом плане проекты. По данным Минфина, Резервный фонд в 2010 году будет израсходован полностью.

Государство намерено пополнять казну за счет продажи госсобственности. Федеральный бюджет, по словам министра финансов Алексея Кудрина, в 2010 году рассчитывает получить 7 миллиардов рублей от приватизации. Также государство намерено использовать другие, так называемые «нетрадиционные» способы пополнения бюджета. Например, 10 миллиардов рублей бюджет должен получить от продажи ценных металлов. К «нетрадиционным» методам, имеющим антикризисный характер, можно отнести также обмен облигаций федерального займа на акции банков. Данный механизм, по словам главы Минфина, будет действовать только в период кризиса, а в дальнейшем будет отменен. Новый этап приватизации, кроме того, будет иметь и политический подтекст, так как позволит утвердить свои позиции в экономической элите новой группе собственников, приходящих на смену олигархам девяностых и нулевых. Одновременно активизируется и обновление политической элиты за счет номинантов из списка президентского кадрового резерва и аналогичных региональных списков, по примеру Медведева, созданных большинством губернаторов. Процесс омоложения чиновничьих кадров в 2010 году пойдет активнее прежнего.

В 2010 году в России будут активнее формироваться низовые институты гражданского общества. Этому будет способствовать развитие Интернета и других современных технологий коммуникации. Интернетизация России в свою очередь будет способствовать налаживанию прямого диалога граждан и чиновников, что в критических ситуациях будет позволять регулировать градус общественных настроений, поддерживая его на приемлемом уровне. Отчасти по этой причине 2010 год не будет отмечен серьезными социальными взрывами. Отчасти социальная стабильность будет поддерживаться за счет бюджета, возможности которого еще позволяют гасить недовольство в зародыше. В то же время новая волна безработицы, которой будет отмечено начало 2010 года, если ее не удастся сбить к осени, может стимулировать накопление протестных настроений. При таком раскладе пик социальной напряженности будет просто отложен на 2011 год.

Угрозу экономической и социальной стабильности в 2010 году будут нести техногенные катастрофы, вызванные износом основных фондов. Бичом 2010 года в России, по мнению МЧС, станут трубопроводы. Глава МЧС Сергей Шойгу заявил, что в 2010 году в России возрастет угроза аварий на магистральных трубопроводах и газорегулирующих пунктах. По информации специалистов из возглавляемого им министерства, 21,2 тысячи километров магистральных трубопроводов в России эксплуатируются с превышением сроков. Превышен срок эксплуатации также на более чем 21 тысяче газорегулирующих пунктов.

В 2010 году продолжится сокращение числа российских банков по причине недостаточности капитала. С 1 января 2010 года норма установлена на уровне 90 миллионов рублей. На конец 2009 года 82 российских банка не отвечали новым стандартам. Политика Центробанка РФ в 2010 году будет направлена на стимулирование оставшихся кредитно-финансовых институтов к кредитованию реального сектора экономики и населения. В этих целях ставка рефинансирования (если не случится обвала американского доллара) в течение года может быть снижена до 6%, что, однако, не сможет вернуть кредитование на докризисный уровень.

Важнейшими событиями года, способными в сложных условиях кризиса поднять патриотический дух нации, будут зимняя Олимпиада в канадском Ванкувере и празднование 65-летия Великой Победы. Оба события имеют как внутриполитическое значение, так и огромную международную имиджевую составляющую. Зимние Игры важны не только прогнозируемыми победами российских олимпийцев, но и тем, что именно Ванкувер передаст эстафету Сочи, тем самым дав старт «сочинскому олимпийскому четырехлетию». Что касается Дня Победы, то список глав иностранных государств, прибывших в Москву на Парад Победы, будет очень много значить лично для президента Дмитрия Медведева. Сам факт визита в Москву, присутствия на военном параде на Красной площади будет являться не только оценкой роли Советского Союза во Второй мировой войне, но и косвенным выражением отношения мировых лидеров к действиям российской армии на Кавказе в ходе Пятидневной войны 2008 года. То есть это будет являться еще и неформальной оценкой личного вклада в мировую политику Дмитрия Медведева, принявшего в первые месяцы своего президентства непростое решение о вводе войск. Думаю, к тому времени вообще армейская тема, первые результаты реформы Вооруженных Сил будут занимать немало места в медиапространстве, таким образом подогревая интерес к этой теме и среди зарубежных специалистов. К 65-летию Победы российская армия должна подойти модернизированной пока хотя бы структурно (о переходе ВС к делению на бригады уже объявлено). Новые образцы вооружений, которые, возможно, будут представлены на параде, в свою очередь должны будут предъявить миру технический потенциал российских ВС и указать на выводы, которые были сделаны военным руководством из последней кавказской кампании.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Отношения России и США будут выстраиваться вокруг нескольких узловых точек – Договор о сокращении наступательных вооружений, Афганистан, Иран. Это важнейшие геополитические проблемы, однако в плане частоты и плодотворности контактов европейское направление приобретает для России все более весомое значение. Подписание Лиссабонского договора, открывшее перспективы введения безвизового режима с Европой, наконец-то согласованное строительство Nord Stream, перспективы улучшения российско-украинских отношений после президентских выборов – все эти «маячки» сейчас гораздо значимее, чем самые тесные отношения с заокеанскими партнерами. Да и Барак Обама, похоже, в 2010 году будет больше занят внутренними проблемами своей страны, чем наполнением содержанием термина «перезагрузка». Консенсус с США в настоящее время важен для России только в том случае, когда вопрос касается ближайшего окружения, «подбрюшья». Поэтому Афганистан и Иран, конечно, входят в список общих приоритетов. На прочих направлениях, не являющихся опасными с военной точки зрения, наша внешняя политика не требует такого тщательного согласования позиций с американскими партнерами, поэтому что явлется конкурентной. В настоящее время, в частности, Россия формулирует свою внешнюю политику в отношении стран СНГ (надо признать, что в отношении большинства бывших союзных республик подобной политики все годы после распада СССР попросту не было) и других ближайших соседей, восстанавливая свои внешнеполитические позиции в регионе, в котором Соединенные Штаты, увы, уже успели наследить.

В 2010 году станет понятно, удалось ли наконец наполнить смыслом Таможенный союз (ТС) России, Белоруссии и Казахстана. Можно ожидать провокационных действий и нарушения договоренностей со стороны Белоруссии. Наш славянский сосед в этом союзе является наиболее пострадавшей от унификации таможенного законодательства стороной, и Минск будет искать новые возможности, в первую очередь, политического характера, для давления на Россию. В частности, вероятность продолжения разыгрывания кавказской карты (тема признания независимости Абхазии и Южной Осетии) остается высокой на протяжении всего года и даже в 2011–2012 годах. Полагаю, что весенняя сессия белорусского парламента так и не примет решение по этому вопросу. Единое экономическое пространство должно быть создано к 1 января 2012 года. 1 января 2010 года вступил в силу только единый таможенный тариф. Сам Таможенный союз будет запущен со вступлением в силу Таможенного кодекса ТС, а это произойдет 1 июля 2010 года. Тогда будет снят таможенный контроль на российско-белорусской границе, а через год — на российско-казахстанской. К каждой из этих дат Белоруссия может приготовить очередной сюрприз.

В ряду других тем внешнеполитической повестки, помимо названных выше, – новые проекты карабахского и приднестровского урегулирования; формализация отношений в рамках БРИК; инициативы Форума стран – экспортеров газа; подготовка к форуму АТЭС и проблема Курильских островов; Китай. Будучи великой державой, Россия вынуждена взаимодействовать с мировым сообществом не только по внешнему контуру своих границ. Поэтому всегда очень сложно спрогнозировать все вызовы, с которыми может столкнуться страна. Я выделил лишь те из них, которые, на мой взгляд, окажут наиболее существенное влияние на внутреннюю и внешнюю политику России в наступившем году. Также я намеренно опустил прогнозируемые некоторыми аналитиками военные конфликты и террористические атаки, которые могут вызвать косвенное или даже реальное участие России. Дабы не накликать беду.

344
Комментарии (0)

Выберите из списка
2010
2010
2009