Россия и арабский мир: история и перспективы взаимодействия

Россия и арабский мир: история и перспективы взаимодействия

Уважаемые дамы и господа,

Решил дать краткую информацию по теме Россия — страны Арабского региона, к которым относятся и государства Северной Африки.
Статья была написана мной и опубликована в журнале «Финансы.Экономика.Безопасность» два года назад.
Время не стоит на месте и вносит свои коррективы.
Однако, возможно кому-то информация будет интересна и полезна.
Если будет интерес, в ближайшее время постараюсь выложить несколько статей по ОАЭ.

С уважением, Александр

#

***

Россия и арабский мир: история и перспективы взаимодействия

МАШРИК — МАГРИБ — АРАВИЯ
Арабский регион занимает важное геостратегическое положение на карте мира, как с точки зрения политического, так и экономического факторов. Он включает в себя арабские государства, расположенные на территории Северной Африки и Ближнего Востока. Выгодное географическое положение и значительный запас мировых энергоресурсов позволяют странам арабского мира находиться в центре внешнеполитических и внешнеэкономических отношений. Такие государства как Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Алжир, Ирак, Ливия, и Катар являются крупнейшими экспортерами нефти. При этом, Катар, Саудовская Аравия, Алжир и Ирак входят в число стран, обладающих крупнейшими запасами природного газа.

Несмотря на наличие таких мощных объединяющих факторов как арабский язык и ислам, который исповедуют 90% населения, арабские страны характеризуются различными моделями политического, экономического и социального развития. Условно, арабский регион можно подразделить на такие субрегионы, как Машрик и Магриб. Условно,— потому, что арабские страны различаются даже внутри своих субрегионов. Особое место в экономической и политической жизни как межрегионального, так и международного масштаба занимают богатые страны Персидского залива. К ним относятся такие государства как Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия, Оман, развитие которых успешно осуществляется в рамках организации Совет Сотрудничества Арабских Государств Персидского Залива (ССАГПЗ).

При среднем доходе на душу населения, существенно более высоком, чем у большинства развивающихся стран, арабский регион потенциально представляет собой обширный рынок со значительной покупательной способностью и влиятельной ролью в международной торговле. Этому способствует и политика руководства этих стран, направленная на интеграцию в глобальную торгово-экономическую и финансовую систему. Все страны Персидского залива, а также частично страны Магриба и Машрика являются членами Всемирной торговой организации, членство в которой предполагает либерализацию торгового режима. Существуют предпосылки и для более эффективного развития внутрирегиональной интеграции. В частности, необходимо отметить определенные шаги в сфере финансового сотрудничества и универсализации таможенных режимов стран Персидского залива.

Страны арабского региона характеризуются различиями в системе местного налогового и таможенного регулирования. В ряде случаев местное законодательство предоставляет такие преференции, как безналоговый и льготный таможенный режим. В качестве положительного примера можно назвать Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ). За короткий срок своего существования данное государство сумело занять важное место на геополитической карте мира и стать крупным региональным коммерческим и логистическим центром. Существующая государственная политика ОАЭ способствует широкому привлечению иностранных компаний, которые становятся активными участниками внешнеэкономической деятельности арабского региона, используя выгодное географическое расположение страны, а также льготы для ведения производственной и коммерческой деятельности на данной территории.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ СВЯЗИ: СМЕНА ВЕКТОРА
Внешнеполитическое и экономическое сотрудничество стран арабского мира в общемировом контексте определяется исторически сформировавшимися связями. На сегодняшний день это преимущественно отношения с США и странами ЕС. В данном контексте следует отметить и наше государство, которое имеет особую историю взаимодействия и сотрудничества с арабскими странами и берет свое начало со времен существования СССР. В тот период времени были установлены дипломатические отношения с большинством стран арабского региона и проложены первые шаги на пути политического и экономического сотрудничества. Однако СССР представлял собой определенный политический режим, установки которого отражались и во внешней политике нашего государства.

Вопросы внешнеэкономического сотрудничества с арабскими государствами, как впрочем и с остальными государствами, напрямую зависели от политической стратегии СССР. А последняя выражалась в тесной взаимосвязи с теорией социалистического развития и курсом на создание и поддержку режимов коммунистической ориентации. Во время существования Советского Союза большинство стран Магриба и Машрика, включая Египет, получали от СССР финансовую помощь, поставки военного и технического назначения. Советские специалисты принимали активное участие в строительстве промышленной инфраструктуры арабских стран, а в ряде боевых действий на стороне арабских союзнических режимов участвовали советские военнослужащие.

После распада СССР наступил период ослабления отношений с данным регионом. Произошедшие изменения во внутренней политике России вызвали трансформацию и в сфере российской внешнеполитического курса. До определенного периода времени в кругах высшего российского руководства преобладали прозападные настроения. Вопросы сотрудничества со странами арабского региона стали менее актуальными. Казалось, что Россия решила безвозвратно уйти из этого региона, вырвав из своей истории те страницы, которые были связаны с арабским миром. Однако начало ХХI века показало, что это не совсем так. Отказ российской внешней политики от узкой и зачастую гипертрофированной ориентации на страны Запада стал важным шагом на пути возобновления и развития российско-арабских взаимоотношений. Россия активизировала свое взаимодействие с регионом, в том числе и через арабские внутрирегиональные межправительственные организации.

Так, во время официального визита в Малайзию в начале августа 2003 года Президент России В.В. Путин заявил о намерении России существенно расширить взаимодействие с Организацией Исламская конференция. А в октябре 2003 года Путин по приглашению премьер-министра Малайзии принял участие в церемонии открытия 10-го саммита ОИК и выступил с речью. Одновременно был проведен целый ряд двусторонних встреч с главами исламских государств. И уже в мае 2004 года министр иностранных дел России С.В. Лавров направил Генеральному секретарю ОИК письмо с просьбой о приеме России в Организацию Исламская конференция в качестве наблюдателя. В июне 2005 года Россия получила статус наблюдатель в ОИК.
В сентябре 2003 года в Нью-Йорке, в рамках 58-й сессии Генеральной Ассамблеии ООН, между МИД России и Генеральным секретариатом региональной межправительственной организации Лига Арабских Государств (ЛАГ) был подписан Меморандум о взаимопонимании. Этому предшествовало несколько встреч на высшем уровне между руководством России и Лиги Арабских Государств, как на территории России, так и на территории Египта, где расположена штаб-квартира ЛАГ. А в 2005 году посол России в Египте был назначен по совместительству полномочным представителем РФ при ЛАГ. Примечательно, что Россия стала первым неарабским государством, имеющим своего представителя при этой панарабской организации.

С руководством Лиги поддерживается активный политический диалог, в том числе в контексте ближневосточного мирного процесса, ситуации вокруг Ирака, других актуальных региональных проблем. Регулярно осуществляется обмен посланиями, проводятся телефонные разговоры, в ходе которых обсуждаются актуальные региональные и международные проблемы. В марте 2003 года и августе 2004 года официальный представитель ЛАГ принял участие в процессе наблюдения за референдумом в Чечне, Лига была представлена и в ходе наблюдения за президентскими выборами в Чеченской Республике в октябре 2003 года.

В феврале этого года генеральный секретарь Лиги арабских государств Амр Муса встретился с президентом России. В канун своего визита в Москву Амр Муса заявил о том, что «арабский мир испытывает к России особые дружественные чувства». В свою очередь, В.В. Путин дал следующую оценку сегодняшнего состояния взаимоотношений между Россией и арабскими странами: «На сегодняшний день у нас нет проблем ни с одной из арабских стран. Причем в отличие от прошлых десятилетий у нас нет ни экономических, ни идеологических, ни каких бы то ни было других противоречий. Отношения России с арабскими странами — либо хорошие, либо очень хорошие».

Через несколько дней после встречи с генсеком ЛАГ президент России отправился с визитом в Саудовскую Аравию, Катар и Иорданию. В ходе визитов обсуждались вопросы расширения двустороннего сотрудничества России с этими арабскими странами в политической, экономической, гуманитарной и военно-технической областях. Необходимо отметить, что как Саудовская Аравия, так и Катар, во время СССР представляли собой абсолютные монархии, власть в которых принадлежит правящим аристократическим семьям. Ни Саудовская Аравия, ни Катар не рассматривались в качестве союзников Советского Союза на Ближнем Востоке. Поэтому новый вектор внешней политики России на развитие и укрепление отношений с Саудовской Аравией, можно трактовать как поиск нового союзника в данном регионе, после потери такого крупного союзника как Ирак.

Сегодня, Саудовская Аравия представляет собой одного из крупнейших участников на мировом рынке добычи и экспорта энергоресурсов, и играет значительную роль, как в рамках региона Персидского Залива, так и в мировом масштабе. В свое время, Советский Союз был первым в мире государством, установившим дипломатические отношения с Саудовской Аравией. Кульминацией советско-саудовской сотрудничества того периода стал визит в СССР тогдашнего министра иностранных дел Аравии, принца Фейсала. Однако, уже в 1935 году различие между линиями проводимой политики в СССР и монархическим образом правления Саудовской Аравии привели к замораживанию дипломатических и экономических отношений. Как оказалось, на время.

Важным шагом на пути восстановления взаимоотношений России и Саудовской Аравии стал визит в Россию Министра иностранных дел Саудовской Аравии Сауда аль-Фейсала в апреле 2002 года, а также Наследного принца Саудовской Аравии Абдаллы ибн Абдель Азиза в сентябре 2003 года. На сентябрьской встрече В.В. Путин подчеркнул, что «в Москве придают большое значение визиту принца Саудовской Аравии в нашу страну, поскольку считают Саудовскую Аравию одним из ключевых государств в мусульманском мире». Февральский визит Путина в Саудовскую Аравию был отмечен теплым приемом, во время которого президенту России была вручена высшая саудовская награда — орден Короля Абд аль-Азиза. Король, вручая орден российскому лидеру, отметил, что этот орден вручается «истинным друзьям королевства».

Об углублении отношений со странами Персидского залива могут наглядно свидетельствовать и другие шаги во внешней политике России. В том числе и поездка министра иностранных дел С.В. Лаврова в Объединенные Арабские Эмираты в феврале этого года. В ходе бесед с министром иностранных дел ОАЭ Абдаллой Аль Нахайяном произошел обстоятельный обмен мнениями по представляющим взаимный интерес актуальным международным и региональным проблемам. Как отмечается пресс-службой МИД России, «в предметном плане рассмотрен широкий спектр российско-эмиратского сотрудничества. Стороны подтвердили последовательный настрой на дальнейшее углубление политического диалога и взаимодействия на различных уровнях, совершенствование двусторонних связей в торгово-экономической, научно-технической, культурной и других областях».

До событий 11 сентября 2001 года страны Персидского залива были традиционно ориентированы на тесное сотрудничество с США, которые имеют большое влияние в этом субрегионе. Однако, как показывает развитие событий, активность США к насаждению американской «демократии» в арабском регионе не особо приветствуется в мусульманском мире. Представляя собой государства, где исламские ценности пронизывают все без исключения явления политической и экономической жизни, арабские страны хотят идти по своему пути развития, являясь активными участниками международных отношений, но и не отказываясь при этом от традиций своей культуры. Возможно, это обстоятельство также подталкивает страны данного субрегиона к поиску новых надежных партнеров на международной арене в лице стран ЕС, Индии, Китая и России.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ: НЕИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Новый этап развития внешнеполитических российско-арабских отношений является благоприятным фактором и для нового осмысления торгово-экономического потенциала как России, так и стран арабского региона. О взаимном интересе к развитию отношений свидетельствует частота официальных и рабочих визитов глав государств, в ходе которых обсуждение экономических вопросов сотрудничества является предметом повышенного внимания. Со стороны арабских партнеров неоднократно звучали предложения о необходимости расширения торгово-экономического сотрудничества. В сфере развития внешнеэкономической деятельности существуют реальные перспективы, как для экспорта российской продукции на рынки арабского региона, так и для импорта товаров на российский рынок. Имеются перспективные возможности для развития финансового сотрудничества и организации совместных предприятий.

Вследствие отсутствия достаточной инфраструктуры и традиций в сфере промышленного производства, основу импорта большинства арабских стран занимают такие группы товаров как: специализированное промышленное оборудование (для нефтегазовой, нефтехимической и агропромышленной отраслей, объектов энергетики), транспортные средства (включая суда, локомотивы, дорожно-строительную и сельскохозяйственную технику, легковые и грузовые автомобили, запчасти), сырьевые материалы, металлы и изделия из них, отдельные группы продовольственных товаров. Значительным аспектом внешнеторгового сотрудничества является продукция военно-промышленного назначения. Важным и перспективным направлением сотрудничества России с арабскими странами является взаимодействие в высокотехнологичных отраслях, таких как телекоммуникации, авиционная и космическая промышленность, ядерная энергетика, био- и нанотехнологии и др.

На сегодняшний день наибольший удельный вес во внешней торговле арабских государств имеют западные государства. Основными странами-экспортерами продукции промышленных предприятий являются США, европейские страны, а также страны азиатского региона. Учитывая временное отсутствие России в данном регионе, сегодня можно говорить лишь об ограниченном взаимодействии российских компаний с регионом, а также о новом открытии этого рынка для российских предприятий. Наряду с западными компаниями, в рассматриваемых странах свою работу активизируют ряд белорусских и украинских предприятий. Запаздывание в реализации имеющихся сегодня возможностей для наращивания российско-арабского сотрудничества может негативно отразиться на более отдаленных перспективах торгово-экономического взаимодействия России и данного динамично развивающегося региона.

К сожалению, до последнего времени основным залогом успеха продукции российских предприятий на отдельных региональных рынках являются низкие цены при весьма невысоком качестве. Корни этого явления лежат еще в многолетней промышленной политике Советского Союза, когда руководство страны не особо озадачивалось конкурентоспособностью выпускаемой продукции на мировом рынке, за исключением продукции ВПК.

Усиливающееся технологическое отставание не позволяло расширять объемы экспорта промышленной продукции. А позже, после развала СССР, большинство промышленных предприятий было поставлено на грань исчезновения. Руководство страны самоотстранилось не только от необходимой модернизации производственной базы страны, но и вообще от политики адекватного промышленного развития России.

Начало 90-х для экономики России было периодом резкого снижения объемов промышленного производства, инвестиций, ВВП, реальных доходов населения. Реформа цен 1992 года лишила большинство промышленных предприятий накопленных средств, которые в благоприятных условиях можно было использовать на осуществление инвестиционных программ. В связи с этим говорить о каком-либо развитии производства или улучшения качества экспортной продукции в тот период очень сложно. Такая обстановка превалировала до конца 90-х годов, до того момента пока не сложилась благоприятная обстановка на рынке энергоресурсов. Выход из, казалось бы, фатальной ситуации способствовал улучшению положения дел в экономической сфере, расширению производства российских товаропроизводителей и повышению качества выпускаемой продукции.

Сегодня, когда руководство России говорит о необходимости диверсификации российского экспорта, одним из перспективных направлений которого является арабский регион, перед российскими предприятиями стоит вопрос дальнейшей модернизации и технического перевооружения существующих производств. Создание высококонкурентной продукции включает в себя целый комплекс мер совершенствования производства. Сюда входят такие направления как модернизация производственной базы, повышение качества выпускаемой продукции и расширение ее номенклатуры, а также способность к разработке и внедрению инновационных технологий. При реализации такой стратегии можно говорить не только о возможных успехах российской продукции на внешних рынках, но и о перспективах дальнейшего развития всего комплекса российской промышленности.

Будущее российской промышленной отрасли и диверсификации экспортной структуры во многом зависит от дальнейшей политики государства. Как было сказано выше, основную роль в успехах экономического роста России сыграли факторы, связанные с обеспеченностью страны природными, прежде всего, минерально-сырьевыми ресурсами и благоприятной ситуацией на внешнем рынке. У российского правительства появился карт-бланш для последующего развития России. Необходимый шаг в этом направлении — создание условий для реинвестирования прибыли, полученной в добывающем секторе, в другие отрасли экономики, а также развитие механизмов государственной поддержки экспортной деятельности российских предприятий. Принятие и грамотная реализация адекватной промышленной политики может явиться важным этапом на пути укрепления российской экономики и ее постепенной диверсификации.

Благоприятным фактором в сфере государственного стимулирования экспортной деятельности российских предприятий могла бы стать поддержка национальных производителей через предоставление им государственных кредитных гарантий и механизмов финансирования экспорта. Подобный подход активно практикуется западными странами в конкурентной борьбе за заказы в арабских странах. Определенные шаги в совершенствовании системы продаж экспортной продукции и стимулирования экспортной деятельности проводит и руководство Республики Беларусь. Решения и действия на государственном уровне обеспечили бы возможность значительно расширить перспективы участия российских организаций в сооружении объектов электроэнергетики, нефте- и газоперерабатывающих предприятий, сельскохозяйственных систем мелиорации, поставках промышленного оборудования и техники.

Пока что, наиболее доступными путями повышения конкурентоспособности российских предприятий являются привлечение сторонних инвестиционных ресурсов и сертификация продукции в соответствии с международными стандартами качества, в том числе и по системе стандартов ISO 9000. В настоящее время эти международные стандарты находят все более широкое применение в мировой практике как средство совершенствования качества продукции на уровне предприятия. В отношении инвестиционной деятельности, необходимо также отметить перспективность взаимодействия российских предприятий с потенциальными арабскими инвесторами, в том числе и для создания совместных финансово-промышленных групп, особенно в странах Персидского залива. В частности, активное содействие в этой сфере оказывает Российский промышленно-инвестиционный фонд, постоянное представительство которого работает в Объединенных Арабских Эмиратах.

Кроме совершенствования политики промышленного производства, не менее важную роль в сфере плодотворного развития внешнеэкономического сотрудничества России и арабских стран играет маркетинговая стратегия российских предприятий. К сожалению, у большинства российских компаний отсутствует грамотная проработка экспортной программы для ее последующей реализации. Или она строится без учета местной коммерческой практики и особенностей окружающей маркетинговой среды. А ведь, в большинстве случаев, экспортная маркетинговая программа может кардинально отличаться от возможно и успешно действующей, но местной, маркетинговой программы компании. И простой перенос местной программы на внешнеэкономическую деятельность без учета специфики внешнего рынка, может оказать свое негативное влияние на развитие данной деятельности.

Внешняя политика прежнего руководства России, направленная на гипертрофированное развитие сотрудничества с Западом, способствовала образованию новых барьеров на пути российско-арабского сотрудничества. Забвение былого сотрудничества нашего государства с арабскими странами, а также произошедшие за это время изменения в развитии этих стран, привели к отсутствию знаний налоговых, таможенных, юридических и иных аспектов арабского законодательства. Это также является одним из барьеров на пути расширения экспортных поставок на арабский рынок. К ряду негативных факторов относится и сравнительно низкая бизнес-культура менеджмента российских предприятий в области международных норм делового общения (необязательность, неорганизованность, несоблюдение условий, сроков и проч.). К таким же отрицательным явлениям относится и ориентация бизнеса на получение максимально возможной прибыли в максимально короткие сроки. Такой бизнес заранее обречен на провал в странах арабского региона.

В качестве отрицательного фактора можно назвать и ограниченный спектр применяемых средств и инструментов маркетинга на пути расширения рынков сбыта российской продукции. Одним из таких инструментов является участие в международных специализированных выставках, проводимых в арабском регионе, в ходе которых, существует благоприятная возможность для организации презентации и номенклатуры выпускаемой продукции. Существует необходимость более активного участия российской стороны в подобного рода мероприятиях, которые позволяют включаться в процесс восстановления и укрепления своего экспортного потенциала, расширения выгодных внешнеторговых и внешнеэкономических связей. Этот вид деятельности способствует решению сразу нескольких маркетинговых задач: коммуникативной, товарной, распределительной, ценообразовательной и задачи позиционирования.

Актуальность на данном направлении приобретает своевременность и эффективность изменений маркетинговой политики в части максимального использования региональных особенностей для формирования стратегии продаж своей продукции. Это, в том числе, и решение вопросов по расширению дилерской сети и системы сервисного обслуживания, развитию сети собственных представительств и торговых домов на данной территории. Один из возможных способов выхода на арабский рынок — создание совместных производств с компанией-резидентом на национальном рынке для организации сборочных производств на основе использования льготного налогового и таможенного режимов, местных и международных источников сырья, рабочей силы и российских технологий. Все эти шаги позволяют прочно закрепиться на арабских рынках и перейти от случайных, разовых поставок к долговременному и взаимовыгодному сотрудничеству.

В связи с перспективностью экспортных продаж российской сложнотехнической продукции в арабский регион важное значение приобретают вопросы решения послепродажного сервисного обслуживания (гарантийное обслуживание, снабжение запчастями, техобслуживание и ремонт, обучение операторов). Имеющаяся практика разовых поставок техники и оборудования без гарантий надлежащего технического обеспечения и обслуживания негативно влияет на имидж российской продукции. Компания, приходя на новые рынки даже с самой первоклассной техникой и оборудованием, должна понимать, что потенциальные потребители ее продукции предпочитают приобретать ту продукцию, которая может быть обеспечена последующим сервисным обслуживанием.

ВЫВОДЫ
Резюмируя вышеприведенную информацию, можно сделать следующие выводы:

  1. Арабский мир представляет собой важный стратегический регион как в отношении его внешнеполитического веса, так и с точки зрения экономического значения. Рынки этого региона являются не только обширными, но и, что самое главное, платежеспособными. В силу этого они чрезвычайно привлекательны для сбыта самой разнообразной продукции — от промышленных комплексов до продовольствия и потребительских товаров. Некоторые представления о емкости рынков арабского региона могут дать, например, данные о масштабах строительной деятельности: общая стоимость строительных проектов только в странах Персидского залива достигла в настоящий момент 1 триллиона долларов.
  2. Советский Союз на протяжении многих лет являлся партнером большинства стран арабского региона. В бытность его существования были налажены тесные оношения в сфере внешнеполитического и внешнеэкономического сотрудничества. К моменту распада СССР арабские страны были главными экономическими партнерами Советского Союза в развивающемся мире.
  3. В настоящее время, когда государство отошло от прежних идеологических установок во внешней политике и смогло справиться с основными кризисными ситуациями в сфере внутренней, Россия имеет шанс вновь возвратиться в данный регион уже в новом качестве. Существуют хорошие предпосылки как для продолжения развития взаимовыгодных отношений со странами — давними союзниками, так и для углубления этих отношений с новыми партнерами в регионе.
  4. Значение арабского региона для России в качестве важного рынка сохраняется и в настоящее время. В рамках работы российских предприятий на арабских рынках существует множество потенциальных проектов как в сфере прямого экспорта российской продукции, так и для таких более гибких форм кооперации, таких как организация совместных предприятий и развитие инвестиционного сотрудничества.
  5. Учитывая реалии 90-х годов, рынки этого региона, расположенные в стратегически важной части мира, остаются слабо освоенными с точки зрения продвижения на них продукции российских предприятий. Необходимым условием для работы российских предприятий в данном регионе является повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, совершенствование маркетинговой политики и использование инструментов активного маркетинга.
  6. В сфере экспортных продаж продукции потенциально хорошие перспективы имеются у российских предприятий тех отраслей промышленности, номенклатура продукции которых занимала и занимает большой объем в импорте стран арабского региона, в том числе с учетом динамики и изменения в структуре спроса в данном регионе.
  7. При более активной позиции в области совершенствования производственной структуры и маркетинговой политики российские предприятия могут не только занять определенные ниши на рынках арабского мира, но и со временем успешно конкурировать на рынке с другими производителями.
2659
Комментарии (11)
  • 15 марта 2009 в 23:12 • #
    Олег Бойчун

    А какие - то конкретные предложения у Вас есть.
    Как совладелец Ukraine-Gulf Holding в Абу-Даби заинтересован
    в возможности вложения арабских денег в Африку.
    У нас были проекты крупного строительства на Украине,
    но кризис пока отложил все планы.

  • 16 марта 2009 в 11:06 • #
    Александр - UAE

    Здравствуйте, Олег!

    Размещение статьи не преследовало выдвижение каких-либо конкретных предложений. Как я писал выше "возможно кому-то информация будет интересна и полезна".
    Однако, если Вы работаете в сфере арабских инвестиций, то должны знать Российский промышленно-инвестиционный фонд. Можем встретиться на данной площадке.

    С уважением, Александр

  • 16 марта 2009 в 04:52 • #
    Лариса Брандт

    У Вас основной фокус на аравийские государства, Но совсем ничего не написано о Магрибе. Помимо богатого и до сих пор неспокойного Алжира,так еще есть и Марокко - страна небогатая природными ресурсами, но стремительно развивающаяся несмотря на кризис в Европе, США и т.д. С одной стороны живущая в Европе диаспора вкладывает туда деньги, а сдругой стороны страна была бы интересна и для России.

  • 16 марта 2009 в 10:58 • #
    Александр - UAE

    Лариса, здравствуйте!

    Я не журналист. Хотя имеются публикации.
    Действительно фокус в данной статье на аравийские страны.
    Во-первых, это связано с тем, что я работаю в ОАЭ. А это Аравия.
    Во-вторых, намечалась целая серия статей в том числе и по Северной Африке.

    С уважением, Александр

  • 16 марта 2009 в 22:32 • #
    Лариса Брандт

    Я бы с интересом познакомилась с Вашими статьями о Магрибе. Марокко экспортирует в Данию много фруктов и овошей, а также изделия легкой промышленности. Алжир сотрудничает в области газа. В обоих странах интересна надвижимость.

  • 20 апреля 2009 в 16:07 • #
    Наталия Деменкова

    Вообще-то, в обеих странах.
    Извините, но у меня рефлекс. Особенно непозволительны такие грубые ошибки тем, кто позиционирует себя как переводчик.

  • 21 апреля 2009 в 12:54 • #
    Лариса Брандт

    Spasibo za vashe zamechanie, ya vsegda s interesom otnoshus k kritike i schitayu, chto kritika dayet åpolozhitelnye rezultaty, esli ona ne grubaya. Mne kazhetsia, chto my prosto govorim o raznykh veshchakh. I primery vsega est primery, dazhe esli oni samye elementarnye na bytovom urovne. I primery byli privedeny o Danii, kak odin iz primerov sotrudnichestva. Podobnyi eksport takzhe mozhet byt interesen i dal Rossii. Rech poka ne shla o tekhnike, okhrane okruzhayushey sredy. Alzhei sotrudnichaet v oblasti gaza kak s Rossiei, tak i s Zapadnoy Evropoy.Neponiatna Vasha neterpimost.

    Arabskii mir mnogolik - est Magrib i Mashrek. Ya prosto pointeresovalas po povodu Magriba. i interesa avtora k dannoy spetsificheskoy chasti arabskogo mira. Avtor v svoyem obrashenii uakazal Arabskii mir.

    Po povodu chego u Vas vozniknul rafleks?

  • 21 апреля 2009 в 16:07 • #
    Наталия Деменкова

    Рефлекс в связи с речевыми ошибками, остальное критике не подвергалось. :)
    Странно, что для человека, работающего с языком, это осталось загадкой. Сказанула бы такое буфетчица - не стала бы и внимания уделять, но коллега ....

    ЗЫ. Прошу прощения у публики за офф.

  • 13 мая 2009 в 22:21 • #
    Лариса Валишевская

    Здравствуйте, Александр! Можно узнать, где можно прочесть Ваши статьи о Западной Африке? С уважением, Лариса.

  • 13 мая 2009 в 22:29 • #
    Александр - UAE

    Здравствуйте, Лариса!

    Я писал, что "намечалась целая серия статей".
    То есть материал был собран, анализ начат...
    Но в связи с нехваткой времени - был отложен в полку.
    А так как прошло время, то надо начинать все сначала.
    А для этого пока тоже нет времени. Извините.

  • 15 мая 2009 в 13:35 • #
    Лариса Валишевская

    Спасибо, Александр, что нашли время для меня, так как я , действительно, буду ждать от Вас статей. Как понимаете, у меня есть свой интерес. Прекрасно понимаю Вас, когда не хватает времени и второстепенное откладываешь . Желаю успехов и всего доброго! С уважением, Лариса.

  • Желаете ознакомиться с остальными комментариями или оставить свой? в сеть, чтобы получить полный доступ к функционалу Профессионалов.ru! Еще не участник сети?