Одаренные дети – будущее России

Одаренные дети – будущее России

Мы обращаемся к опекунам человечества, в особенности к тем, кто может способствовать улучшению работы с одарёнными детьми.
Никогда ещё к обществу не предъявлялось более справедливого требования, чем участие в деле великой пользы по воспитанию нравственно чистой элиты Российского государства.
Мы полагаем, что для этого необходимо иметь неформальную общественную организацию наделенную большими полномочиями, целиком посвящающую себя созданию благополучия для талантливых детей и их совершенствованию. Как для всего общества, так и для отдельного гражданина России важно познакомиться с благими намерениями и гражданскими целями учебных заведений для одарённых детей, которые дадут начало совершенно новому порядку человеческой жизни. Если подобные заведения быстро распространяться по России, то в реформе образования произойдет великая и многообещающая перемена, которую при беглом взгляде трудно даже представить.
Поэтому настоящий долг каждого истинного друга России – культивировать и охранять идею заботливого отношения к одарённым людям нашей Родины, и настойчиво предлагать её людям, имеющим возможность реальной помощи талантливым детям. Голос достойных и облечённых доверием людей, которых нужно собрать в ближайшее время на съезде, должен побудить всех, кому дорога Россия, принять деятельное участие в столь благородном деле. Для тех, кто желает быстрого распространения этого благого дела, самой большой заботой должен быть отбор способных кандидатов. Для того, что бы в ближайшем будущем иметь везде хорошие школы для одаренных детей требуется, по-видимому, незамедлительное внимание и великодушная поддержка, прежде всего, со стороны состоятельных покровителей.
В нашей стране нет недостатка в учебных заведениях и усердии учителей принести всем пользу в образовании. Тем не менее, в настоящее время можно считать доказанным, что эти учебные заведения мало внимания уделяют одаренным детям. Эти дети вызывают у педагогов чувство раздражения, поскольку не вписываются в учебный процесс, который они практикуют. Из талантливого ребёнка извлекается далеко не все, чем наделила его природа. К тому же, эти дети, как правило, с юных лет испытывают зависть, насмешки, издевательства со стороны окружающих. Это приводит к тому, что теряется одаренная личность, вынужденная приспосабливаться к современной жизни (в том числе и бегством за рубеж).
Мы бьем тревогу, поскольку уничтожается лучшая часть российского интеллектуального генофонда.
Не медленная и бездарная реформа, а только быстрая революция в отношении образования одаренных детей способна создать условия для формирования российской творческой элиты. А для этого требуется создание школ для талантливых детей людьми просвещенными не корыстолюбивыми, работающими из благородного рвения (такие ещё остались). Совершенствование этих школ должно быть предметом внимательного наблюдения и доброжелательной оценки знатоков.
Наукам и искусствам мы отводим важное место в работе. Мы гарантируем высочайший уровень обучающихся в ней школьников, которые естественно, будут предметам гордости за нашу отчизну. Мы добьёмся того, что учащихся будут приглашать для дальнейшего обучения во все ведущие вузы страны, без всяких экзаменов, с огромным удовольствием и радостью, если ученик даст согласие на поступление в приглашаемый вуз.
Ждём от Вас конкретной помощи в этом благородном деле.
Прежде всего нужно объединиться всем, кто разделяет (хотя бы частично) изложенных выше взгляды.
У Вас есть все основания любить своего ближнего, и это справедливо даже в отношении ваших врагов.

478
Комментарии (15)
  • 9 мая 2010 в 11:34 • #
    Ольга Юнтунен

    Два замечания:

    1. А неодаренные, значит, не будущее? Все дети - будущее России. Что будем делать с неодаренными? И кто будет судить: одаренный - неодаренный? и в каком возрасте начинать? у некоторых таланты и способности проявляются лишь к окончанию средней школы или института, или того позже. А те, кто научился читать в год, ничем себя по жизни не проявляют, ибо не в умении читать и считать заключается творческая одаренность.

    2. В свое время и фашистский рейх, победу над которым сегодня празднуем, пестовал подобные идеи... С праздником!

  • 9 мая 2010 в 20:16 • #
    Елена Колесова

    Уважаемая Ольга!
    Мне кажется, что не стоит передергивать. Конечно, все дети - будущее России. И во всех школах должны быть условия для всестороннего развития. Действительно, многие дети развиваются позже, раскрывают свои способности не сразу. Зато потом, становятся хорошими работниками и приносят пользу обществу.
    Но...продвижение науки и искусства вперед невозможно только при помощи хороших работников. Для этого требуются таланты! И в нашей школе, куда отбирали детей со всей России по конкурсу (стало быть, критерии отбора давно отработаны советской педагогикой, а вовсе не фашистской), как раз создавали условия для всестороннего развития талантов. А я, в свою очередь,эту методику применяю ко всем детям, какие ко мне приходят. И..., как в старые советские времена, из середняков получаются хорошисты, из хорошистов - отличники, а, вообщем, много будущих хороших работников. Новое - это хорошо забытое старое! И не надо сюда приплетать политику и путать творческую одаренность со способностями.

  • 10 мая 2010 в 15:00 • #
    Наталья Львовна Гузик

    Елена, в чем заключается Ваша методика работы с одаренными детьми.
    У меня есть девочка - аутист. Не говорит. Но пишет гениальные стихи.
    Сейчас нашли методику возвращения ее в общество - и признаки гениальности стали исчезать, получается просто способный нормальный ребенок.
    Поэтому, я и заинтересовалась Вашей фразой об особых способностях.
    Практика показывает, что революционеры взрывают общество. А развивают его, все же, те самые способные... но не революционеры... да, как то так...

  • 14 мая 2010 в 10:19 • #
    Елена Колесова

    Наталья, я против революций и взрывов общества. Хочется спокойствия и равновесия.
    Гениальные люди генерируют идеи, способные их поддерживают и развивают. Остальные тоже где-то работают (кто языком, кто метлой)... как -то так...
    У меня не было учеников аутистов. Сейчас, правда, привели учиться семилетнюю девочку очень способную к музыке, говорят, она до 5 лет не разговаривала. Может быть это похожий случай? Мне нужно будет посмотреть какую -то специальную литературу. Может быть Вы что-то посоветуете?
    Что касается методики работы с одарёнными детьми, то с нами занимались по спиралеобразной методике: 1.обязательное образное восприятие изучаемого материала - это позволяет легко и надолго запомнить текст.
    2.освоение технических приёмов исполнения с постоянным возвращением к точке "отсчёта" (даются лёгкие приёмы игры, затем приёмы с небольшим завышением трудности-это даёт толчок к техническому развитию, затем возврат к лёгким - это позволяет отработать качество, вновь завышение и т.д.) Главное здесь - не перегнуть палку с завышением трудности.
    Я эту методику применяю к обычным, способным детям и детям с плохой координацией (одарённых сейчас меньше).Они хорошо развиваются, но(в отличие от одарённых детей) на начальном этапе, конечно, "хромает" качество, что нужно просто пережить. Позже всё выравнивается. Правда,одарёнными ни те, ни другие не станут.

  • 13 мая 2010 в 15:22 • #
    Виталий Юрашев

    Ольга, Ваши замечания тривиальны.Подобные "суждения"интересны в круге обывателей, но не профессионалов.

    В настоящее время в нашей стране нет целостной и продуманной до мелочей школьной системы образования и воспитания. Каждый из учителей проводит в жизнь отработанную систему натаскивания учеников по своему предмету. У него часто нет даже мысли о том, что он не может называться педагогом, если школьники не умеют грамотно рассуждать по предмету, который он преподает. На его уроках не практикуются диспуты, диалоги, на которых ученики высказывают свою точку зрения по изучаемым вопросам и доказывают ее, используя получаемые знания. Поощряется исключительно форма натаскивания по схеме вопрос-ответ.
    Кроме того, что самое страшное, нет единого ответа преподавателей школы на вопросы: каких людей мы готовим к жизни, нравиться ли детям та форма общения, которая сложилась между ними и педагогами.
    Да мы преуспели в том, что сумели занять уроками все время жизни ребёнка. Возможно, что это необходимо на начальной стадии его учебы. Кроме того, школьные работники при помощи родителей сумели заставить детей бояться учителей в начальных классах.
    По логике образования и воспитания этот страх со временем должен перерасти в любовь к предмету и педагогу. Но этого не происходит потому, что учителя пытаются добиться теме же палочными методами продолжение образовательного процесса и в более старших классах. Это невозможно! Дети начинают ненавидеть преподавателей, грубить, возникают большие проблемы с дисциплиной.
    Учебная программа настолько насыщена многими предметами, ненужными подробностями, количеством изучаемых тем, что детская душа с неприязнью отвергает всю эту мешанину. Ребенок не может найти ответа на интересующие его вопросы, используя знания, получаемые в школе. Нравственные и этические нормы поведения, патриотизм, вера в науку плохо представлены в образовательном процессе. Часто учащийся не может поступить в институт даже, если он закончил специализированное учебное заведение (например, физико-математический лицей). Общеизвестно, что для поступления в престижный ВУЗ требуется репетитор.
    И что самое страшное, что чистейшие нравственные начала детской души ребенка в школе мало кого волнуют, и учащийся начинает думать, что нравственность и добродетель являются препятствием в его будущей жизни. И наш милый добрый ученик идет на «улицу», где легко получает ответы на интересующие его вопросы. В этом случае предусмотренные в школьной программе уроки по использованию «секс-предохранителей» могут быть весьма кстати.
    Мы не будем исследовать те роковые причины, которые привели к столь пышному распространению порока среди молодежи в последнее время. Я желал бы, чтобы те, кто жалуется на великий и повсеместный упадок добродетели, образования и культуры среди молодого поколения, задумались над тем, как это скорее справить. И если не позаботиться о насаждении и сохранении подрастающем поколении невинности, умеренности и трудолюбия, то будет смешно рассчитывать, что те, кому предстоит в ближайшее время выступить на жизненной арене, будут иметь в изобилии добродетели, способности и образование, которое до недавнего времени обеспечивали в России ее роль в мире.
    Итак, не скороспелая развязность или мелкие приемы житейской хитрости, а добродетель является высокой и труднодостижимой целью воспитания. Всякие другие цели и достижения должны отступить перед нею на задний план.
    Это и есть то прочное и существенное благо, которое не должно быть только предметом наставлений и бесед, но весь труд и все искусство воспитания должны быть направлены к тому, чтобы вооружить душу добродетелью, закрепить ее в ней, не прекращая усилий до тех пор пока душа органически не полюбит ее и не начнет видеть в ней свою силу, свою славу, свое удовольствие.
    Нравственные законы усваиваются не посредством наблюдений за тем, что происходит и как поступают. Разум предписывает, как поступать даже в том случае, если до этого не было еще никакого примера. Разум не принимает в расчет выгоду, которую можно получить в результате этих поступков. Эти рассуждения особен

  • 16 мая 2010 в 09:47 • #
    Андрей Черных

    Виталий, добрый день!
    Допустим, что диагностика вами проведена.
    Что бы вы предложили учителям?
    Есть конкретные программы, методики?

  • 9 мая 2010 в 19:48 • #
    Елена Колесова

    Уважаемый Виталий!
    В целом поддерживаю Ваши идеи по созданию как можно большего числа школ для одарённых детей. Они существовали и в советское время: физико-математические, художественные, музыкальные. Я закончила одну из них - МССМШ им. Гнесиных - это музыкальная школа. Выпускники нашей школы (в большинстве) разъехались по миру, где успешно преподают, дают концерты, вообщем, несут русскую культуру в иностранные массы. Иностранная "масса"
    принимает их охотно и обеспечивает нормальные , достойные их таланта условия жизни. А их общество получает и соответсвующую отдачу от этих талантов, которые были воспитаны в России, но здесь оказались не нужны. Также обстоит дело и с физикой, и с математикой...
    Конечно, Россия богата талантами, и можно открыть много новых школ - они не будут пустовать (сами уже три года бьёмся за помещение для культурного центра - желающих у нас заниматься очень много). А вот, как быть дальше? Какую программу разработать для реализации новых талантов в России. Как Вы считаете?
    С уважением Елена.

  • 12 мая 2010 в 22:37 • #
    Виталий Юрашев

    Роль учителя в работе с одаренными детьми

    Для одаренных детей существуют свои особые правила восприятия. Для того, чтобы их распознать, учитель обязан следовать рассуждениям, проводимыми учащимися. Совместными усилиями педагог и школьник получают решение поставленной задачи. Эта форма общения помогает наставнику понять, как одарённый ученик познает науку и искусство.
    Следует также прививать у школьников чувство ответственности за повторение уже известных высказываний и доказательств. Они не должны доверять слепо всему, что пишется в книгах и говорится учителем на уроке. Нужно всегда требовать от учеников разумных доводов в пользу того, что утверждается. Иногда имеет смысл преподавателю нарочно ошибиться в рассуждениях.
    При подготовке к занятиям педагог должен тщательно обдумывать темы урока и проблемы, которые необходимо решить на занятиях. Не нужно иметь уже готовые решения задач, которые будут поставлены перед учениками. Импровизация учителя на уроке позволяет заинтересовать учащихся, создает приятную атмосферу творчества. Увлекает школьников и то, что преподаватель ищет решения поставленных вопросов вместе с ними. Делать это следует без каких-либо претензий на оригинальность и новизну. По своему опыту знаю, что самые старомодные и общепринятые рассуждения обыкновенно бывают самыми лучшими. К тому же для обучения нужно привлекать людей, сведущих в различных областях, дабы воздвигнуть систему прочного знания, приносящего людям счастье.
    Особое внимание нужно обратить на самостоятельное изучение учебной и научной литературы. Для успешной работы с литературой преподаватель накануне объясняет наиболее трудные места рассматриваемой темы. Такая форма работы с одарёнными школьниками позволяет добиваться хорошего усвоения материала. Ведь любой предмет лёгок и доступен каждому, кто только усвоит смысл его слов, желая именно таким способом проникнуть в его тайны.
    Учитель должен установить для учащихся следующее: в словах и других мысленных знаках они должны всегда искать ясность, а в делах – пользу. Первая служит основой всякого суждения, а вторая – всякого открытия. Ибо многие ошибаются оттого, что недостаточно чётко разъяснили себе свои выражения и не разлагали их до последних элементов, другие же не умели пользоваться результатами опыта оттого, что не упражнялись в вопросах «Зачем?», «Ради какой цели?».
    Неформальное отношение «ученик-педагог» способствует творческой атмосфере на уроках. Учащиеся не должны чувствовать интеллектуального давления со стороны учителя. Наставник вмешивается на уроке в обсуждения задач и проблем только в тех случаях, когда решение поставленных вопросов зашло в тупик. Эти вмешательства должны быть исключительно доброжелательными. Ни в коем случае мы не имеем морального права ранить детские души грубыми и нетактичными замечаниями. Отметим, что преподаватель всегда охотно должен пользоваться случаем сознаться в своих ошибках; ведь возвращение к истине и разуму даже более почетно для учителя, чем самое безошибочное суждение. Человек, исправляющий свои ошибки, выказывает в одно и то же время и здравый ум, и искренний чистосердечный нрав.
    При объяснении нового материала учитель всегда стремится к тому, чтобы дух школьников охватывало удивление, совершенно отличное оттого, что некогда было в них. Раньше их удивление происходило от незнания и приводило к страданию. Желание учителя всеми силами приблизить школьников к созерцанию высшего совершенства есть добродетель, обладать которой есть подлинное счастье.
    Мы не скрываем, что в этой жизни есть степень добродетели и счастья без отчётливого и глубокого знания истины. В этом случае порождаются тайное тщеславие, озлобленность, зависть. Зуд исключительности имеет своим следствием то, что даже благонравно настроенные люди не желают объединить свои усилия во имя общего блага.
    Школьные учителя часто гордятся тем, что много материала дают на дом и умеют выколачивать из учеников все, что задано. Объясняется это тем, что знания слишком возросли, многое стало яснее благодаря обобщению познаний наших предков. Однако такие методы не позволяют достичь желатель

  • 14 мая 2010 в 09:35 • #
    Елена Колесова

    Уважаемый Виталий!
    С интересом прочитала Ваши мысли и хочу сказать, что я с ними солидарна. Вот, что касается работы с одарёнными детьми, то всё высказанное верно, но при одном условии, что педагог тоже одарён и тоже творческая, ищущая личность. Тогда он всё это делает по велению души,а не только из чувства долга. Как показывает многолетняя практика мастерклассов и открытых уроков, бесполезно объяснять людям ограниченным что-то про творческую фантазию, этапы развития и т.д. Они убеждены в своей ограниченной правоте и чувстве долга: орут на детей, выбивают какие-то результаты, желают заниматься лишь с одарёнными, не понимая, кто из них одарён, вообщем, тоже воспитывают. На самом деле - не могут определить перспективу развития ребенка (как одарённого, так и обыкновенного).
    Результат: интерес к таким занятиям пропадает, так как существенной пользы они,конечно, не приносят, один только вред здоровью. Дети уходят, многих ждёт "улица". Мы их своим менторством и назиданиями, рассказами о сложности обучения отвращаем от музыки, от истории, от культуры.
    Вывод: нужно создавать новые школы, культурные центры, где будут практиковаться творческие формы обучения и работать будут творческие люди.

  • 14 мая 2010 в 12:13 • #
    Виталий Юрашев

    Что делать? С чего начинать?Сформулирую одно из возможных направлений.
    Нужно обратится к богатым (олигархам) людям.
    Образование-благороднейшее поле деятельности для бизнеса!
    Только безмозглое, коррумпированное сообщество рускоязычных политиков способно планомерно, безжалостно и тупо душить то, что составляет основу жизнедеятельности государства.
    Бизнесмен, если ты не двоешник и не бандит, должен понимать, что крохи его богатства, вложенные в образование, в ближаешее будущее(5-7 лет) дадут тебе большое богатство и славу спасителя отечества. Но ТОРОПИСЬ!
    Вымирают "зубры" старой школы, готовые трудиться за мизерное жалование, которое стыдно платить даже лицу "тяньшаньской" национальности.
    Итак, нужно выбрать несколько учебных заведений(обязательно средних и высших, например школа и ВУЗ).Пересмотреть программы обучения и сделать их соответствующих мировому уровню.Увлечённые наукой педагоги- бессеребники помогут осуществить такую реформу.(Я знаю это, поскольку работаю в ВУЗе уже много лет). Учить БЕСПЛАТНО таланты, которые можно найти (мы это делать умеем) увлечь их. Эти выпускники составят "золотой" фонд не только Вашего бизнеса, но и отечества.
    А какое наслаждение общаться с такими людьми, умными, образованными, которые поддержат Ваш бизнес своими знаниями и своим участием в его развитии.

  • 14 мая 2010 в 13:04 • #
    Елена Колесова

    Виталий, спасибо за совет, уже пробую пойти по этому пути, может быть что-то и получится.

  • 14 мая 2010 в 15:34 • #
    Виталий Юрашев

    Елена, в нашем институте (МГИЭМ) есть великолепные "зубры"старых математических школ.

  • 14 мая 2010 в 16:35 • #
    Елена Колесова

    Виталий,если удастся выклянчить помещение, то "зубры" очень даже пригодятся. Работаем в этом направлении, ведем бои местного значения.

  • 16 мая 2010 в 09:53 • #
    Андрей Черных

    Виталий, замечательная идея!
    Вы предлагаете это делать только в ВУЗе?
    Площадка уже выбрана?
    И как это будет выглядеть в схеме?
    Объясняю свой интерес - у меня тоже есть дети, они растут, и даже если они не попадут в такую школу, есть над чем подумать.
    Возможно и я могу быть вам полезен.

  • 17 мая 2010 в 18:42 • #
    Виталий Юрашев

    Одна из возможных форм обучения одаренных детей

    Допустим, что у нас есть группа ребят, набранных на конкурсной основе с обязательными рекомендациями учителей школ.
    В течение одного семестра ими изучаются только те предметы, по которым они проявили способности и желания учиться. Для обучения выбирается небольшое количество тем, соответствующих общей направленности учебного заведения. Скажем, если речь идет о физико-математическом лицее, то можно выбрать 1-2 темы по математике и 1-2 темы по физике, являющихся основными в общей программе обучения. Темы отбираются очень тщательно. Первое, на что нужно обратить внимание, - возможность изучения материала практически без предварительной подготовки. Второе – тема должна быть наукоемкой, то есть допускала бы возможность получения интересных и нетривиальных результатов.
    Обучение основным понятиям и навыкам в решении задач осуществляется на лекциях и на практических занятиях.
    Для чтения лекций приглашаются ведущие ученые московских вузов (ведь дело же Государственной важности), которые помогают также сформулировать интересные комплексные задачи по изучаемым вопросам.
    Решение учащимися комплексных проблем и их обсуждение происходит поэтапно, в зависимости от пройденного материала. Вся учебная и дополнительная литература по изучаемым вопросам должна иметься в школьной библиотеке в достаточном количестве. Если по некоторым вопросам существуют лишь отдельные экземпляры литературы, то необходимо предусмотреть в школе читальный зал. Кроме того хорошая работа сотрудников читального зала позволит эффективно использовать его в самостоятельной работе учащихся.
    В помощь школьнику в учебном заведении имеется совет, состоящий из ведущих педагогов, способных провести грамотную консультацию по изучаемым темам.
    Еженедельно в школе проводятся круглые столы по «интересам». Участие в них ученых, ведущих педагогов и учащихся обязательно. Школьники заранее готовятся к обсуждению темы вместе с преподавателями. Дети должны уметь вести диалог по решаемым ими задачам, и в публичном диспуте отстаивать свою точку зрения перед учеными и своими коллегами.
    Кроме того, во время обсуждений различных проблем они учатся слушать и слышать грамотный диалог ученых мужей, тщательно аргументированный в деталях и с обоснованными прогнозами. Заметим, что иногда прогнозы и суждения об одних и тех же явлениях могут сильно отличаться у преподавателей различных научных школ.
    Интересна позиция самих учащихся по обсуждаемым вопросам. Свободная воля школьника при этом выражается в том, что он сам выбирает количество и разнообразие тем для исследования, а также тщательность подготовки.
    Практические занятия (семинары, уроки) закрепляют знания, полученные на лекциях, позволяют детально разобраться с тонкими моментами, которые прозвучали на лекции. Кроме того, достаточное количество хорошо подобранных примеров позволяет углубить знания и приобрести навык решения комплексных (в частности параметрических) задач. Лекционный материал должен быть обязательно усвоен. Связь между лекциями и семинарами должна быть настолько тесной, насколько это необходимо для изучения материала. Например, наиболее сложные моменты теории могут быть повторены на лекциях достаточное число раз.
    В конце семестра проводиться экзамен, состоящий из двух этапов:
    1. Решение задач и ответов на вопросы по изучаемой теме.
    2. Обсуждение реферата или самостоятельной работы по одной из проблем той темы, которая вынесена на экзамен.
    Еще раз подчеркнем, что количество тем для изучения и обсуждения на экзаменах выбирается самим учащимся. Важным моментом такого подхода является характеристика школьника, как будущего ученого. В этом случае можно ответить на вопрос, является ли он разносторонним исследователем, либо его больше всего интересует изучение тонких моментов при работе в одном направлении науки, искусства или техники? Если учащийся выбирает для исследования лишь одну тему, то по остальным он должен обязательно получить дифференцированный зачет (т.е. зачет с оценкой).
    Оценки за экзамен выставляются, например, по 20-ти бальной системе, ч