Школа нуждается...или помогите педагогу. А надо?

Школа нуждается...или помогите педагогу. А надо?

Каюсь, я специально в заголовок статьи вынесла вопрос.
Потому что, мы привыкли говорить о нищете школьного учителя, защищать его. Предлагаю пристально рассмотреть проблему. Боюсь, не решив её, мы лишимся будущего…

Олеся Салунова из газеты «Вести образования» возникла, как всегда, неожиданно, и попросила прокомментировать коротенькую заметку по поводу подушевой оплаты труда педагогов.
Вот она:
«Переход на новую систему оплаты труда по-свердловски — это благо?»
Сейчас я работаю в музее истории Екатеринбурга, каждый день к нам приезжают педагоги со своими учащимися из школ города и области. Из бесед с педагогами на тему: «Новая система оплаты труда, действует, как это вы ощущаете на себе?»,— могу сделать вывод, что большинство педагогов особой разницы не видят. Да и не мудрено: методика расчетов стала иная, а итог — прежний. Сразу же надо сказать — система распределения стимулирующей части не действует нигде: ни в области, ни в городе. Просто потому, что её нет, она не выделена школам, эта стимулирующая часть. Тогда напрашивается резонный вопрос — зачем переходить на новую систему оплаты труда?

А я вспомнила скандал на форуме 5 канала (Санкт-Петербург) где простая мама спрашивала что делать, поскольку НА УРОКЕ ФИЗКУЛЬТУРЫ её ребенок, ученик 2 класса, сломал руку — и ему НЕ ОКАЗАЛИ помощь.
Обращаю Ваше внимание именно на эти моменты: дело было в стольном граде, дело было на уроке, последующие уроки ученик 2 класса сидел с распухшей рукой — и ему никто не помог.

Учитель клятвы Гиппократа не дает.
У меня учительница в Саратовской области ходит обучать на дому умственно отсталых детей.
Она разработала собственную методику — и у неё дети учатся.
А она перебивается с хлеба на квас, воспитывая троих детей. И её муж — учитель вынужден ездить работать на Север, чтобы семья смогла выжить…
Кому нужен этот подвиг Галины Васильевны?
Никому.
Кто ответит по факту травмы в той школе?
Никто.
Зато разговоров огромное количество о необходимости поддержки неимущих, куда попадают учителя, и о финансовом кризисе, который, вроде бы, должен стимулировать подтянуть ремешки…
Мы забываем одну азбучную истину: что кризис — это время избавляться от балласта.
Может быть, мы наконец-то задумаемся: а нужны ли нам такие учителя?
Может быть, наконец-то, задумаются государственные мужи и КАРДИНАЛЬНО пересмотрят все образовательные программы в ВУЗах, а так же соответствие читаемых курсов этим программам?
Может быть, будут у нас принимать в ВУЗы не только по оценкам, но и по тестам на соответствие званию педагога?
Может быть, проведут переаттестацию профессорско-преподавательского состава? И получив истинную картину этого образования — сделают выводы?
Мечтать не вредно, правда?
А иначе — как защитить наших детей?

165
Комментарии (15)
  • 27 февраля 2009 в 21:56 • #
    Воробьев Василий

    Ничего не получится,пока не случится перестройка в голове,помните как в "Собачьем сердце"?Уходит старшее поколение в образовании и в медицине, а на их место НИКОГО!!! нет, потому что престижность профессий низка,да и зарплата,сами знаете...
    Ну,избавитесь вы от(кого?) педагогический "террариум единомышленников"как раз и избавится от толковых ребят. И что?

  • 27 февраля 2009 в 23:46 • #
    Владимир Диденко

    Вы хотите защитить от травм? Дело не только в учителях. Можно отменить физкультуру, например, но дети могут и без уроков вне школы подвернуть ногу на улице, что тогда? Защитить детей можно и по-другому. Про другие уроки не знаю, а вот привел в школу страховщиков и хоть это нашло отклик... И в первую очередь на уроках физкультуры. Лучше полное годовое страхование. Часть может и школа оплатить. Посмотрим, что даст. Думаю, что в школах этого пока нет, но уже ведется разговор... и на более высоком уровне.

    А слово КОРДИНАЛЬНО пишите все же более правильно :)))

  • 28 апреля 2009 в 03:34 • #
    Александра Саушкина

    Уважаемый Владимир, пользуйтесь, пожалуйста, орфографическим словарём прежде чем кого-то исправлять.

    http://www.gramota.ru/slovari/dic/

    кАрдинально - вот верное написание.

    Best regards.

  • 1 мая 2009 в 23:44 • #
    Владимир Диденко

    Уважаемая Александра! Я-то знаю и как писать и даже от Натальи получил спасибо, почитайте ниже ее слова и отлично, что она уже исправила. И Вам спасибо за совет пользоваться орфословарем, я пока стараюсь писать без ошибок. Вроде еще в школе этому учился. Спасибо тем учителям! Дело-то не в ошибках, они и у Вас бывают, а в отношении к ним. И, конечно, больше о теме, затронутой Натальей. Вы бы по теме лучше сказали, по сути вопроса... Но дело Ваше, на что обращать внимание... И напоследок. Найдете ошибку в тексте - не судите строго.
    И Наталье. Это не замечание, а пожелание :))) А если по теме - то от одного упоминания ЕГЭ ( а Вы говорите, что реформ нет???) - берет в дрожь...

  • 2 мая 2009 в 08:13 • #
    Наталья Львовна Гузик

    Ох, Владимир, на больную мозоль наступили...
    На днях была у мамы мальчика, которого обучают на дому. Здесь, в Москве. Так вот, массовый психоз докатился и до них. То есть, надомников стращают этим ЕГЭ так же, как и здоровых учеников в школе. Были случаи, что дети из окон выбрасывались :(((.
    Куда писать, кому говорить???
    Президенту??? Или Фурсенко?
    А оно им надо?

  • 2 мая 2009 в 09:31 • #
    Владимир Диденко

    Я тоже говорю:"А зачем это надо?". Нельзя быть просто подражателем. Скорее всего так им проще. Еще в прошлом век один из известных людей сказал, что тесты - это меч обоюдоострый ..., смотря с какой стороны возмешь

  • 2 мая 2009 в 09:37 • #
    Наталья Львовна Гузик

    У нас не та страна, куда "в тупую" можно копировать западные методы.
    Вечно создаем проблему, потом её преодолеваем :(((

  • 2 мая 2009 в 12:23 • #
    Владимир Диденко

    Согласен.

  • 28 февраля 2009 в 06:41 • #
    Наталья Львовна Гузик

    Спасибо, Владимир, за замечание. Я написала - и интернет пропал :). Вот и получился ляп :).
    Теперь по сути вопроса.
    Василий, я уже однажды слышала это мнение - о необходимости смены поколений. Из других уст и при других обстоятельствах... Мы все забываем, что смена поколений "работает" тогда, когда изначально прведены если не революции, то реформы - точно.
    Где они у нас?
    Владимир, я не хочу защитить от травм в том прямом смысле. Я хочу, чтобы в школе ученика считали личностью. Травма лишь высветила проблему.

    У меня подруга - директор частной школы. Не может работать в "обычной, средней", потому что душат инициативу на корню. А человек она уникальный. Дружит с Владимиром Леви, обучает детишек с гиперактивностью "на ах". Однажды на весь шарик прославилась - ей из Штатов привезли мальчишку и она его "вылечила": ребенок перестал принимать таблетки и стал нормально учиться.
    Я, зная проблему изнутри, поскольку пришлось проводить практику у наших студентов, знаю, что ДУМАТЬ им возбраняется. Основной принцип обучения: "делай, как я", "шаг вперед, шаг назад - расстрел", то есть пара на экзамене.
    Кого эти мальчики-девочки научат? Они сами думать разучились.
    Но я Вам скажу. Однажды нас пригласили на расширенное заседание Общественной палаты. Было это, если я не ошибаюсь, в 2006 году.
    И там тоже говорили о необходимости поддержки инициативного педагога. И говорили о необходимости повышения квалификации через каждые 4 года на годовых курсах в обязательном порядке. И о необходимости пересмотра программ преподавания в ВУЗах.
    Только тот разговор и остался разговором.
    А так хочется, чтобы кризис не только заставил задуматься наше руководство, но и вычистил всю ту «пену», которая калечит наших детей…

  • 28 февраля 2009 в 12:10 • #
    Воробьев Василий

    Наталья,ваше мнение как раз и созвучно моему (См. выше).Вот я тоже новатор и достижения до мировых и что? Террариум отдельно,я отдельно,правда меня это мало беспокоит,своей линии следую чётко и это получается,но большинство это воспринимает а лучшем случае РАВНОДУШНО!!!
    Пофигизм по всем направлениям! Наверное за многие годы "чисток "отучили от инициативы и это трудно приживается ОСОБЕННО в школе.

  • 28 февраля 2009 в 17:00 • #
    В К

    Чтобы любого школьника признавали в школе всеми школьниками и преподавателями, а также родителями в семье, или врачами в поликлинике личностью,
    т.е. четко знали и уважали его права и ожидали осознанного выполнения им своих обязанностей,
    в таком случае,
    директору школы, школьникам и управлениям отделом образования, как и министрам,
    надо будет научиться уважать права и обязанности самого простого преподавателя,
    это значит,
    что министрам, президентам, людям на улице, олигархам, бомжам, родителям, придется научиться уважать и считаться с личностью, правами и обязанностями, родителей школьника,
    личностью бомжа и личностью министра, в равной мере.

    Это, только внешне, конечно, соблюдается в странах запада, никогда не будет соблюдаться в странах имперского цикла (страны бывшего СССР) и просто непонятны в странах востока, за ненадобностью.

    Так о чем вы хотите говорить, о правах личности преподаваетля в странах имперского цикла,
    или о системе оплаты труда нигде и никем неуважаемой личности,
    или о здоровье никем и нигде не уважаемой личности школьника?

    Что именно вас волнует конкретно?
    В странах имперского цикла каждый виживает самостоятельно и все мечтают о светлом будущем.
    Ну и о чем говорить?
    И так будет еще и еще, но не ранее 2029 года!

  • 28 февраля 2009 в 22:40 • #
    Наталья Львовна Гузик

    Начну с того, что я не верю в смену поколений, точнее в тот смысл, который в эту фразу вкладывается.
    Если мы: я-Вы-они, не будем стучаться и говорить о том, что надо пересматривать нравственные устои (в том числе и в школе), об уважении человеческого в человеке, то ни одна смена поколений не поможет. Разумеется, имхо.
    Вот, сейчас мы говорим о том, что бардак, разброд, безобразие в наших школах.
    Это тоже не на пустом месте возникло. Я имею в виду то, ЧТО МЫ ЭТО УЖЕ ВИДИМ.
    Давайте вспомним методики Никитиных, Зайцева, ныне работающую школу Щетинина и прочих.
    Да, там было все не просто. И сейчас не просто.
    Но, благодаря им я в начале 90-х в Российском открытом университете смогла приобрести брошюрку, изданую самиздатом, под названием "Какая школа нам нужна?"
    В ней рассказывалось о принципах самоуправления в школах. Пошагово и достаточно подробно, насколько это возможно в брошюре.
    Там школьники и преподаватели были сотрудниками. А школа была местом получения знаний. Там раз в неделю, в дни школьного самоуправления, ученик вместо учителя становился к доске и рассказывал ученикам новый урок.
    И, если у кого-то возникали проблемы с поведением или с учебой - совет школы, ученики и учителя совместно, их разрешали.
    Там учились мыслить, учились справедливости и чести. Хотя таких предметов и не было в учебных планах... Но необходимость стать на место обиженного или, наоборот, на место учителя - и нести ответственность за свои решения - она здорово мобилизует, как мне кажется. И учит мыслить по новому - однозначно.
    Вот об этом я говорю, Владимир.
    О необходимости уважения человека. О необходимости воспитания в нем чувства ответственности за мысли и дела.
    Потому что, ребенок, унижаемый с детства, может стать только агрессивным или сломленным взрослым.
    А это нам надо?

  • 28 февраля 2009 в 22:50 • #
    В К

    Ну так вот начните с того, чтобы научить всех желающих добровольно родителей, хотя в вашем регионе думать по-новому, не в секте и не религиозно, и не как йоги, а просто по новому, т.е в уважении и правильном воспитании детей и себе и своих родителей

    учите и в своих каких-то там условиях, потом они будут учить своих детей..
    тогда и получится ..

  • Желаете ознакомиться с остальными комментариями или оставить свой? в сеть, чтобы получить полный доступ к функционалу Профессионалов.ru! Еще не участник сети?