Размножить «Касперских»
1 июля 2010 в 17:41

Размножить «Касперских»

В современной России явно чего-то не хватает для того, чтобы сделать экономику инновационной. Деньги есть, умы есть, даже желание, вроде бы, есть, по крайней мере, у президента. Но все-таки пока не получается. Возможно, роли участников в этом процессе распределены не совсем верно. Возможно, приоритеты расставлены немного не так или акценты делаются не на самые правильные слова. Не удается заразить россиян идеями модернизации. О ней не говорят на кухнях, не рассуждают в вузах, не спорят в цехах, не задумываются в офисах на Садовом кольце и за его пределами.

Но политика провозглашена – экономика России должна стать инновационной. По последним выступлениям чиновников чувствуется, что понимания того, как достичь желаемого результата, не выработано. А ведь состоялось уже больше десяти президентских комиссий по модернизации экономики, несколько советов по развитию информационного общества, целый ряд мероприятий более низкого уровня. Поделены какие-то деньги, какие-то – пообещаны. На помощь инновациям призваны госкорпорации и крупный частный бизнес. Но в то, что ситуация резко изменится, пока не верится. Во всем представленном наборе инициатив не хватает важного элемента – мощной идеологической работы, пропаганды и красивых историй успеха.

Вспомните советское кино. Монтажники-высотники, трактористы-мотористы, сталевары, агрономы, инженеры – все эти люди стали главными героями страны на несколько десятилетий. Именно на специалистах этих профессий во многом был основан промышленный рост СССР в послевоенный период. Именно эти люди премировались, награждались, воспевались, становились звездами в масштабах всей страны. О результатах и достижениях промышленности той поры сейчас мало кто спорит. Но где такие герои сейчас? Где фильмы? Где книги?

Что делает государство?

Справедливости ради скажу, что отдельные пропагандистские работы государством сегодня ведутся. Взять, например, Росмолодежь, их Зворыкинский проект и форум на Селигере, или цикл передач об инноваторах на телеканале Вести24. Периодически с ними встречается и президент Медведев. Но пока это капля в море.

А вот характерный обратный пример – недавно я читал документ, подготовленный в недрах Минкомсвязи, в котором был прописан план создания фильма о программистах. Источники в ведомстве говорят, что уже нашли продюсера и прикинули бюджет. Но тут возникла проблема. Кто-то вышестоящий посчитал, что в таком кино сейчас нет необходимости, и порезал финансирование.

Что делают предприниматели?

В пример приведу Евгения Касперского, который переплюнул в деле пиара большинство своих конкурентов. Будучи молодым и никому не известным, он брал интервью сам у себя, сам писал статьи и рассылал их в специализированные журналы. Спустя несколько лет он стал звездой своего рынка. А сегодня в очередь на интервью с ним могут стоять по 20 журналистов ежедневно. Касперский нанял в «Лабораторию» целый ряд знаменитых экспертов – говорящих голов — по всему миру, которые от имени его компании продвигают антивирусные идеи. Лицо Касперского смотрит на вас почти из каждого более-менее крупного магазина по продажам софта в Японии. Рекламу «Лаборатории» можно увидеть на болидах Феррари в гонках Формулы 1. Американские технологические СМИ называют Касперского одним из главных мировых ИТ-экспертов. А доходы его компании быстро растут даже в кризис, даже не смотря на то, что многие «продвинутые» пользователи часто недовольны продуктами. Вряд ли без столь агрессивной PR-политики компании удалось бы так выстрелить.

Обратных случаев привести можно сколько угодно. На этом останавливаться не буду. Пиар – важная вещь. Но эту банальную истину до сих пор не понимают и сами предприниматели. Нанять девочку, которая бы сочиняла пресс-релизы, не означает заниматься пиаром.

Что делаю я?

Периодически забегая в книжные магазины, я вижу целый ряд изданий, посвященных историям успеха инновационных и не очень компаний – начиная от Toyota и заканчивая Google, но где наши собственные истории? Понятно, что книга про АвтоВАЗ вряд ли кого-то сможет научить чему-то хорошему. Но если героями станут тот же Евгений Касперски

82
Комментарии (24)
  • 1 июля 2010 в 18:52 • #
    Никита Халявин

    Могу стать одним из первых читателей Вашей книги, Александр :)

  • 1 июля 2010 в 19:46 • #
    Александр Левашов

    договорились!

  • 15 июля 2010 в 07:04 • #
    Алексей Банцикин

    Самореклама форева! Саша, неужели PR нужен только для торговли "мыльными пузырями"? Пример с Касперским считаю не вполне корректным. Будем великодушны и честны по отношению к предпринимателю: он рекламировал не столько себя, сколько свой антивирус, который действительно эффективен. Можно потратить немало энергии на рекламу болгарских помидор, но если они не будут пользоваться спросом, никто и ухом не поведет на рекламу, какой бы эффектной и настойчивой она не была.
    Виртуальный образ помидора никогда не заменит вам ежедневной пищи. Образу монтажников-высотников в кинематографе СССР соответствовали реальные продукты в виде ракет, построенных ГЭС, телевизоров, радио, многоэтажных домов. Россия может сколько угодно производить PR продукты, но до тех пор, пока не появятся реально востребованные на рынке материальные и вещные товары, об инновациях можно болтать и болтать.

  • 15 июля 2010 в 09:07 • #
    Сергей Мищук

    Абсолютно верно. Просто даже нечего добавить.... Если только собственный опыт, или некоторую мыль, подтвержденную им. А именно: очень большая доля российских специалистов-разработчиков новых технологий (мне кажется иногда, что большинство) работают на различные иностранные компании. Почему? Смешной вопрос. Мы здесь не требуемся. А российские предприятия, которые могли бы создавать конкурентную продукцию при приходе туда активных менеджеров, вместо этого либо меняют профиль, либо исчезают. Впрочем, этот процесс уже завершается....
    Поздно спохватились. Да и на словах пока только.

  • 15 июля 2010 в 10:51 • #
    Александр Левашов

    Алексей, напомню, что антивирус Касперского до недавнего времени был заметно хуже конкурентов по тому же быстродействию. Его ругали все кому не лень. Поэтому говорить о том, что он стал пользоваться спросом исключительно из-за своей эффективности - неверно.

    К слову, сейчас сам Касперский определяет свою основную функцию в компании как PR.

    Я не призываю торговать "мыльными пузырями" и производить PR-продукты. Я утверждаю, что никому не стоит пренебрегать пиаром, т.к. это существенная часть успеха любого дела.

  • 15 июля 2010 в 11:14 • #
    Алексей Банцикин

    Саша, я на 99 процентов с Вами согласен! И в отношении PR тем более, коли работа моя так или иначе связана с этим понятием! Я только хотел сказать, что продукт Касперского СУЩЕСТВОВАЛ и существует, плох он или хорош. Проект можноь пропиарить, когда есть собственно что пиарить. Вот я пишу про продукцию казахстанских металлургов, которая есть :)) Я не могу писать про суслика из кинофильма ДМБ, которого "не видно, но есть".

  • 15 июля 2010 в 11:17 • #
    Александр Левашов

    Я тоже с Вами не спорю)

  • 9 сентября 2010 в 12:42 • #
    Николай Купцов

    Ой-ой-ой-ой! :) Александр, ну вроде всё и так ясно: верх-низ, президент-народ... "чёрная молния Бекмамбетова". С превеликим скрыпом, но процесс пошёл. Мне вот нашего президента весьма жаль. Я давеча смотрел по ТВ инновационный форум в Твери и когда губернатор Тверской области говорит, мол, дорогие коллеги, а у нас тут есть суперкомпьютер с 40 гб памяти... обращайтесь... поможем хранить важную информацию и гордо он так надулся ппц. Ответная реплика Медведева про то, что 40 "гектаров" это в среднем 20 домашних компьютеров заставила Д. Зеленина вспыхнуть алым маком, а потом побледнеть! Да и много кто из чиновников не "вьезжает" в интернет и компьютеры. Ликбезы нужно проводить для госслужащих. Президента жаль. Правда.

    P.S. А за мной Александр вы zдесь присматривайте. ;) Мало ли...

  • 14 декабря 2010 в 01:55 • #
    Евгений Курганов

    Товары ни когда сами не появятся, если кроме пустых призывов и деклараций о необходимости инновационного развития, не будут приняты конкретные шаги.
    Например, введение прогрессивного налога и напрвление этих средств в инновационную сферу, запрет на экспорт сырьевых материалов, а только готовых продуктов, снижение налогов при выпуске инновационных товаров и тд.

  • 15 июля 2010 в 09:24 • #
    Дмитрий Ситников

    Очень хороший пример про Касперского!!!!

  • 15 июля 2010 в 10:52 • #
    Александр Левашов

    Спасибо)

  • 15 июля 2010 в 09:47 • #
    Ольга Подойницына

    Подойницына Ольга (журналист)
    Вот именно. Побольше бы Касперских, поменьше бы ложной рекламы и подлогов. Журналист должен писать, программист - разрабатывать технические программы, экономист - руководить денежной массой. Хватит заниматься ложным пиаром - от этого все наши неудачи и огромные потери.

  • 16 июля 2010 в 11:46 • #
    Сергей Аверин

    Уважаемый Саша! Я разработчик тех самых новых технологий.
    Чтобы таким как я стало хорошо, государство должно отказаться от части того, чем, и зачем оно живет. А при том интеллектуальном уровне они (оно!) этого сделать не смогут.

  • 16 июля 2010 в 12:10 • #
    Александр Левашов

    Сергей, спасибо за Ваше мнение.

    Правильно ли я понимаю, что сейчас вам живется плохо?

  • 16 июля 2010 в 14:16 • #
    Сергей Аверин

    Мне - хорошо, но могло быть гораздо лучше.
    Все достижения - вопреки (невзирая).
    Но это нормально.
    На моем веку ничего не изменится.
    На Вашем - тоже.

  • 16 июля 2010 в 14:25 • #
    Александр Левашов

    а какие продукты выпускает ваше предприятие, если не секрет?

  • 16 июля 2010 в 14:29 • #
    Сергей Аверин

    Это не потребительский рынок.

  • 18 июля 2010 в 04:59 • #
    Алексей Касьянов

    можно было ставить точку после четвёртого слова, написанного серым шрифтом : ))

  • 22 июля 2010 в 10:59 • #
    Дмитрий Желвицкий

    Не стоит уж очень восхвалять Касперского, как и других антивирусников. Слишком они заинтересованы в том, чтобы вирусов было больше, как и спрос на их продукты. Вирусы, конечно, есть и будут в любом случае, но что-то не вериться, что бизнес не управляет процессом их появления. По крайней мере, он не убивает самого себя слишком активной борьбой с распространением заразы.

    Но Касперский продвигает свои решения, действительно, успешно.

  • 22 июля 2010 в 19:12 • #
    Виктор Натальчук

    ПР можно продавить любое фуфло но только 15-25 летним а кто старше чем больше им давишь на мозги тем меньше шансов продвинуть свой товар

  • 23 июля 2010 в 11:26 • #
    Екатерина Завьялова

    Для того чтобы на уровне советских времен поднять престиж профессии нужен как минимум госзаказ (фильмы, награды, почет, уровень оплаты труда). Меньшим вряд ли можно обойтись! А что казается конкретного пиара самого себя и своего бизнеса, тут я согласна пример Касперского на 5+. Но это две разные сказки.

  • 14 декабря 2010 в 02:08 • #
    Евгений Курганов

    Екатерина! да, не о престиже профессии идет речь, а речь об инновациях. и тут нужен не госзаказ а финансирование науки, а не церковников, как сейчас делает правительство.

  • 14 декабря 2010 в 02:19 • #
    Евгений Курганов

    Уважаемый Александр!
    ...."Монтажники-высотники, трактористы-мотористы, сталевары, агрономы, инженеры – все эти люди стали главными героями страны на несколько десятилетий. " - сейчас этот фокус не пройдет! Как ни пиарь отдельных талантливых личностей, сумевших раскрутить свой бизнес. Эти прецеденты останутся каплей в море. Для внедрения инноваций нужны действия правительства а не болтовня и пустые призывы. например:
    введение прогрессивного налога и напрвление этих средств в инновационную сферу, запрет на экспорт сырьевых материалов, а только готовых продуктов, снижение налогов при выпуске инновационных товаров и тд.

  • 4 января 2011 в 07:56 • #
    Роман Алексеевич Грибоедов

    Я по своему опыту скажу, что инновации неизбежны с пиаром или без, единственное что может сильно помешать - это действия мужиков (правительства) пытающихся помочь (помолиться как следует) ;)


Выберите из списка
2010
2010