Как помочь ребенку развиваться
29 октября 2012 в 15:10

Как помочь ребенку развиваться

Как помочь ребенку развиватьсяСегодня я посетила семинар на тему того, чем и как заниматься родителям с маленькими детьми дома. Для меня эта тема очень актуальна, поскольку дочери в декабре будет уже два года.

Несмотря на то, что я как психолог занимаюсь проблемой детско-родительских отношений, мне было интересно узнать об особенностях психического развития ребенка в это время и его потребностях именно в этот период.

Мне откликнулась та идея, что, если нашей задачей является развитие творческих и любых других способностей ребенка, а не погашение интереса к игре и деятельности, то не следует прерывать и нарушать его игру. Прерывание игры означает следующее:

1) я запрещаю ребенку что-либо делать, говорю «нельзя»:

 — лить и разбрызгивать воду;

 — мазаться красками, размазывать еду по столу, размазывать крем, рассыпать крупу, муку и прочие предметы;

 — передвигать предметы и складывать их во-что-то сообразно логике самого ребенка;

 — подметать, вытирать пыль с любых поверхностей;

2) я учу, как делать «правильно»;

3) я выражаю свое недовольство тем, как он играет;

4) критикую, оцениваю, сравниваю с другими детьми;

5) я прерываю его игру без его согласия и заставляю заниматься другим делом;

6) отнимаю у него из руг предметы, которые не несут опасности;

7) прерываю его потребность в движении и разрядке чувств:

 — не вертись;

 — не бегай;

 — не кричи;

 — не смейся;

 — не плачь.

Я и раньше знала это. Мало того, я провожу циклы встреч с родителями, которые хотят вырастить свободного ребенка. Но сегодня я сделала печальное для себя открытие: мое понимание любящего отношения к ребенку довольно часто расходится с моими действиями. Объясню, что я имею в виду.

Даша очень любит рисовать. Она часто просит, чтобы я достала ей краски. Я достаю с неохотой. Достаю, потому что это ее действительная потребность: делать свои открытия в манипуляциях с красками и получать удовольствие от самого процесса намазывания их на бумагу, на лицо, руки и все остальное. Через пять минут, пока я занимаюсь чем-то своим в другой комнате или на кухне,она прибегает ко мне взя вымазанная, вытирая по пути руки об обои и новую чистую одежду. И я, когда вновь достаю ей краски, начинаю говорить всякие глупости типа:

 — рисуй только на бумаге;

 — себя не разрисовывай;

 — не мажь стол…

На самом деле детям двухлетнего возраста мало одного листа бумаги, чтобы удовлетворить свою потребность в манипуляциях с красками. И даже не рекомендуется их сажать за стол или парту. Оказывается, лучше всего рисовать на большом листе бумаги на полу, предварительно надев на ребенка фартук и постелив пленку, чтобы лего убрать последствия бурной деятельности. А еще мне понравилась идея рисовать красками прямо в ванной. Можно и ванну раскрасить, и тело. Ваш ребенок это оценит.

И, конечно, чтобы он сохранял интерес к творчеству и развитию, необходимо отказаться от критических замечаний по поводу его творческой деятельности, а давть как можно больше позитвной обратной связи: даже если вы не увидели в аморфном пятне грязного цвета его котенка, все равно нужно выразить свою радость по поводу замечательной работы и отметить то, что на ваш взгляд, наиболее удалось. В этом смысле был прав Остап Бендер, когда, представив свое художественное произведение сеятеля, разбрасывающего облигации, сказал публике, что он, художник, так видит…

Юлия Васюкова

106
Комментарии (0)

Выберите из списка
2013
2013
2012