Чем определяется экологичность дома?

Чем определяется экологичность дома?

Чем определяется экологичность дома?Не секрет, что стремясь вырваться за пределы городов и обосноваться с собственным домом на кусочке собственной же земли, кроме экономических или иных соображений, сегодняшние застройщики преследуют цель сделать свое жилище экологичным. Но вот что это означает на самом деле, каждый определяет для себя по своему.

Западная версия эко-строительства российским застройщиком в расчет чаще всего не берется — ну что нам до применения легких и технологичных материалов, возможности демонтажа и переработки вторично используемых продуктов, снижение уровня потребления природных ресурсов! Социальная ответственность пока еще, к несчастью, не свойственна нам массово.

Нашего соотечественника чаще волнует вопрос, поставленный примерно в такой вот форме: «Надо сделать выбор материала для постройки дома, помогите выбрать наиболее оптимальный по соотношению экологичность/стоимость. 1. Дерево; 2. Кирпич красный; 3. Кирпич силикатный. Как можно расположить в списке керамзитобетонные блоки, блоки по тежнологии ТИСЭ, пенобетон, газобетон и другие материалы для строительства стен.» И в какой-то степени это верно — в соседней конференции по монолитному домостроению (https://professionali.ru/Topic/966609) эти вопросы неизбежно были затронуты.

Но вот еще и третий взгляд на проблему — экологичность определяется не только и не столько строительными материалами (они просто должны быть не агрессивными!). В основу критериев экологичности дома закладывается качественный преимущественно естественный воздухообмен, достаточное количество естественного освещения с минимизацией искусственного, защищенность от ненужных электро-магнитных излучений и воздействий, использование природных источников энергии (солнца, ветра, недр). И именно на этом строится система проектирования зданий, сводящая к минимуму применение систем искуственного комфорта — кондиционеров, приточно-вытяжной вентиляции, бойлеров и пр.— а как следствие, снижение и энергопотребления.

Каково мнение профессионалов по этому поводу, и каковы с вашей точки зрения перспективы спроса на подобные решения со стороны российских застройщиков?

1207
Комментарии (23)
  • 29 марта 2009 в 21:33 • #
    Михаил Дубынин

    Если подходить к проблеме комплексно, то подлежит обследованию все. К примеру, многие минералы имеют свой радиационный фон не редко превышающий окружающий. Например примеру, щебень из гранита. И т.д. Вода, обследование местности.

  • 29 марта 2009 в 21:39 • #
    Николай Алексеев

    Экологическая ситуация места строительства - бесспорно определяющий фактор, но поскольку меня в немалой степени интересует правильность проектного и строительного подхода к дому, можно было бы обсудить, как защитить дом от внешних воздействий. Если конечно не менять место строительства, что в ряде случаев не вариант для застройщика (пример из моего опыта - Пушкинский район Санкт-Петербурга, пос. Александровская, в котором радоновый фон превышает нормы раз эдак в 5, но тем не менее это никого не останавливает!)

  • 29 марта 2009 в 21:47 • #
    Михаил Дубынин

    К сожалению, я могу помочь на этапах проектного и строительного подхода только путем переписки. Я нахожусь в Челябинске. То что у Вас в пос Пушкино это цветочки, у нас это тоже встречается. По Экологической ситуации места строительства более компетентен только в своей области и городе. Стоит также обратить внимание на близость высоковольтных ЛЭП.

  • 29 марта 2009 в 21:52 • #
    Николай Алексеев

    Экранирование в составе конструкции крыши и стен от излучения ЛЭП не спасает? Или в составе фундамента, подвала от радиационного фона грунтов? Есть ли какие-то решения в этой связи?

  • 29 марта 2009 в 21:47 • #
    Николай Осипов

    Николай. Уже год профессионально занимаюсь темой "Экология жизни", как подсистемы туда входят темы "Экология жилища" и "Экология дома (жилья)"- разделение условно.. Кратко можно сказать так:
    "Экология жилища" - это оптимизация здорового комфортного жизненного пространства для человека.
    "Экология дома (жилья)"- это минимизация вредно воздействия на окружающую среду.
    Темы эти очень актуальны, но.... у нас в Росси пока в основном жильё - это скорее нужда, а вот перевод её в социальную потребность приводит к понятию экологии.
    В Германии - это уже социальная потребность, и как результат отказ от пластиковых окон, применение экологичных материалов, до 50% компенсация стоимости государством за применение экологичных энергоносителей и т.д.

    Решения со стороны российских застройщиков никакое. Пока для них актуальнее - построить дешевле и получить побольше ПРИБЫЛЬ. И как правило проектировщики даже не задумываются об экологической составляющей, кроме норм которые диктует санэпидемнадзор; да и практика экозащиты жилья отсутствует....
    А вот для потребителя, особенно в индивидуальном строительстве, наметились сдвиги: хотят быть ближе к ПРИРОДЕ и жить в чистой экологии, но жить с городским комфортом...

  • 29 марта 2009 в 21:50 • #
    Николай Алексеев

    Скажу так, что не только в Германии - опыт общения с финскими друзьями и коллегами говорит о том же самом. Но...
    Если говорить о строительстве, то немалая часть "экологических мероприятий" не стоит ровным счетом НИЧЕГО, а другое - удорожает стройку всего лишь на проценты! Достаточно на стадии проекта сделать правильные расчеты, чтобы, в частности, воздухообмен и инсоляция были на должном уровне! Или для целей пароизоляции в кровельном пороге применить тот же Tyvek, но фольгированный, за счет чего и излучения уменьшатся, и теплосбережение повысится!

    Так что, проблема только в том, что застройщики позволяют себе покупать (строить) просто не задумываясь. Я не прав?

  • 29 марта 2009 в 22:06 • #
    Николай Осипов

    Германию привел к примеру, экологией сейчас занимаются и в других развитых странах....
    Вы правы, но только отчасти. Мне очень часто приходилось сталкиваться с проектировщиками: с одной стороны, за редким исключением они работают по шаблону и переубедить их в чем-то бывает очень трудно, с другой стороны, информацию о новых материалах, оборудовании и строительных технологиях они получают от строителей, а не наоборот.

  • 29 марта 2009 в 22:11 • #
    Николай Алексеев

    Это факт, согласен, но... мы объединяем большое число проектировщиков и у нас есть инструменты воздействия на них, а информацию, чтобы повысить их компетентность, мы как раз здесь и аккумулируем. Так что - давайте поговорим о конкретных доступных для большинства решениях - гарантирую внедрение на стадии проекта!

  • 29 марта 2009 в 22:22 • #
    Николай Осипов

    Согласен, но уже не сегодня.

    Единственный вопрос напоследок...
    Уже который год пытаюсь разобраться с коэффициентом экологичности стройматериалов:
    дерево - 1;
    ячеистый хебелевский бетон - 2;
    кирпич глинянный - 10;
    бетон и силикаты - 12-14.
    Николай не поможете разобраться откуда "ноги растут"?

  • 29 марта 2009 в 22:55 • #
    Николай Алексеев

    Насколько знаю, эта мифическая классификация была выдумана в недрах Минздрава СССР (куда перекочевала в директивы Минздрава Беларуси и прочих стран постсоветсткого пространства). По этому поводу есть такое соображение: "«Экологичность» и «коэффициент экологичности» - разные вещи. Второе вычисляется как частное затрат на эксплуатацию (как минимум с учетом ущерба окружающей среде, нанесенного в результате такой эксплуатации) и затрат на восстановление экологического паритета к начальному уровню. «Коэффициент экологичности» происходит из области экологиечской сертификации промышленности. Его задача оценить воздействие на человека и внешнюю среду отдельных материалов на всех этапах жизненного цикла материала – от добычи сырья, ее переработки и вплоть до утилизации. Этот коэффициент нельзя считать универсальным критерием оценки экологичности материалов, а соответственно и нельзя применять при разговоре об экологии жилища. Это относительный коэффициент, различающийся в каждом конкретном случае применения."

    Уж не знаю, насколько это все так на самом деле, оригинальных разработок советских ученых, по крайней мере я, не видел. Но то, что попытками классификации материалов увлекались на только мы в своем отечестве, говорит такая вот ссылка на британские изыскания http://www.greenspec.co.uk/html/materials/insulation.html.

  • 30 марта 2009 в 14:44 • #
    Николай Осипов

    Николай, здравствуйте! Смотрю прошлись тем же путем и выскочили на английский сайт.
    Если продолжать рассматривать данную тему , предлагаю начать с классификации тем которые имеет смысл рассматривать...

  • 30 марта 2009 в 14:56 • #
    Николай Алексеев

    Просто в результате этого, не занявшего кстати слишком много времени "исследования", стало понятно, что сей путь достаточно бесперспективен.
    Что вы имели в виду под "классификацией тем"? Может лучше попытаться сформулировать нечто, аналогичное вот этому? http://www.efficiencyvermont.com/stella/filelib/VESH_Specs.pdf
    И далее, согласно выработанным критериям, перейти к формированию по сути задания на проектирование экологичного дома?

  • 7 апреля 2009 в 19:36 • #
    Николай Осипов

    Подумаю...

  • 7 апреля 2009 в 05:26 • #
    Александр Воробьёв

    Николай, а чем подтверждается отказ Германии от пластиковых окон? Я про него тоже знаю, но из общения. Заикнулся где-то здесь про этот запрет, так меня чуть не сгрызли:))

  • 7 апреля 2009 в 09:21 • #
    Николай Алексеев

    Ну, на самом деле тоже из общения, или из интернета. "На протяжении всей истории окон материалом для изготовления рам служило дерево. Пластиковые окна появились лишь в середине 20-го века, но они сразу потеснили деревянные аналоги, чему способствовала невысокая цена и широкая рекламная кампания. Но со временем ситуация изменилась: пластиковые окна теперь устанавливают в основном в нежилых помещениях: в офисах или на производстве. Для жилых домов все чаще выбирают деревянные окна, которые являются натуральным природным продуктом, экологически чистым, сделанным из материала, который не препятствует доступу воздуха, но сохраняет тепло в доме. Пластиковые окна не "дышат", и именно из-за этой их особенности необходима дополнительная система приточной вентиляции, а ее стоимость высока."

  • 7 апреля 2009 в 09:43 • #
    Александр Воробьёв

    Я знаю из уровня спроса на клееный брус, из лиственницы, в частности. Но при этом сами немцы упоминали, что применение пластика запрещено (именно в такой формулировке) в жилых домах. И что именно с этим связана экспансия пластика к нам в Россию.

  • 7 апреля 2009 в 10:16 • #
    Николай Алексеев

    Да,об этом была речь еще 15 лет назад, на первой выставке МосБилд в Москве, когда добрая ее треть была экспозицией заводов по производству оборудования для оконного производства. И именно из пластика.
    Но правда нашей жизни к том, что люди, стремясь к экономии, по-прежнему для строительства своих домов используют газобетон, пенополистирол, пластиковые окна... Потому чуть выше я и писал, что говоря об экологичности жилища, можно идти на допущение, что материалы строительства по крайней мере не должны быть агрессивны.
    Кстати, под запрет попадают многие из таких технологий на Западе. Например, та же SIP-технология строительства каркасных домов (пенополирол между двух панелей OSB-3) на сегодня де-факто запрещена в Канаде. Нет, строить такие дома вы конечно можете, но ни одна из страховых компаний не застрахует ваш дом, а без этого - вы не получите кредит. Причина проста - при пожаре из-за мнгоновенного выделения отравляющих газов от горения дерево-стружечной плиты на формальдегидных связующих и пенополистирола люди просто не успевают выйти из дома... Полагаю, что с окнами в Германии где-то схожая история.

  • 7 апреля 2009 в 18:50 • #
    Александр Воробьёв

    С окнами, как мне объяснял один из изготовителей деревянного бруса в Германии, сложнее. В камерах внутри рамы постепенно скапливаются микробы из квартиры, из них вырабатываются суперустойчивые штаммы, которые лечатся все сложнее и сложнее. Результат - падение иммунитета и пр. А чем прикрыли официальный запрет, не знаю. А такую статистику вряд ли кто рискнет обнародовать....

  • Цена: 700 000 руб.

  • 12 апреля 2009 в 21:54 • #
    Евгений Крупин

    Кстати, тоже помню эту выставку. Прямо в выставочных павильонах пилили и резали.
    По поводу штампов бактерий и грибков, нечто схожее мне недавно озвучили по поводу сотового поликарбоната, но правда ли это, не знаю.

  • 7 апреля 2009 в 19:35 • #
    Николай Осипов

    Александр, прежде всего экологичность, не учли парниковый эффект в котором пластик ведет себя не очень чисто. А чуть не загрызли, ....это вопрос заработка. Кстати обратите внимание на окна типа "Вилюкс" - из чего их делают..

  • 7 апреля 2009 в 19:37 • #
    Николай Алексеев

    Окна Велюкс делают исключительно из дерева, причем бессучкового! Окна "типа Велюкс" делают из чего угодно.

  • 29 марта 2009 в 21:49 • #
    Михаил Дубынин

    Во многом согласен, с Николем Осиповым

  • 7 апреля 2009 в 20:05 • #
    Николай Осипов

    Николай! Последнее время не так часто, как хочется, выхожу в интернет, но хотелось бы добавить пару слов к сказанному:
    1. Экология начинается с выбора места и размещение на нем здания и др. построек - это и раньше считалось важным, сейчас обычно не обращают на это внимание или начинают применять фен-шуй и не всегда правильно или корректно.
    2. Затем, перед проектированием дома, очень важно постараться изменить психологию восприятия жилища - это не КВАРТИРА....
    3. Далее, конечно важно помочь клиенту подобрать конфигурацию помещений, а не навязывать.
    Пример: один клиент у меня большой любитель объемной музыки - еле еле уговорил его по размещению гостинной и его кабинета с дополнительной звукоизоляцией; после переезда его семьи в новый дом куда-то ушли старые конфликты в семье.... вот тут и экология жизни...
    4. Выбор из чего строить - ....об этом уже прошлись... поэтому пока не трогаем эту тему.
    5. И ВОТ ТОЛЬКО СЕЙЧАС НАЧИНАЕТСЯ ПРОЕКТИРОВАНИЕ...
    6. Экология СТРОИТЕЛЬСТВА - это еще не изученный вопрос......Можно все продумать и на моменте проектирования - сделать ДОМ экологичным, а построить МОНСТРА!?!?!?
    Вот так.....