Долг - вещь нерациональная?

Долг - вещь нерациональная?

Цитата из Дмитрия Соколенко с любезного разрешения автора:
«Если я считаю себя обязанным поступать вполне определенным образом, то я так и поступаю, вне зависимости от того, кто и как это может оценить. Или не оценить. Когда выполняешь то, что считаешь естественным своим долгом — какой разговор может быть об утешении? Долг вообще вещь нерациональная и, как Вы неоднократно уже наверное убеждались, неудобная; к тому же весьма сомнительная по части доходности, как мне кажется.»

Вы согласны, что долг — вещь нерациональная и сомнительная по части доходности?

359
Комментарии (26)
  • 9 февраля 2009 в 21:44 • #
    Владимир ЧЕРНЫШЕВ

    Наверное, это из той категории воззрений, где утверждается, что всё можно купить и всё можно продать. Своего рода, любовь можно купить за деньги...

  • 9 февраля 2009 в 21:49 • #
    Владимир Шелухин

    Кратковременное умственное расстройство с благоприятным течением — за деньги? Это преувеличение! :-)

  • 9 февраля 2009 в 21:52 • #
    Владимир ЧЕРНЫШЕВ

    Не преуменьшайте свои возможности! =)))

  • 9 февраля 2009 в 21:54 • #
    Владимир Шелухин

    А они тут каким боком? Вы ж не про возможности, а про деньги! :-)

  • 9 февраля 2009 в 21:57 • #
    Владимир ЧЕРНЫШЕВ

    Деньги приходят и уходят... А высшие ценности - ценность неразменная. Я про это. А вы про что?

  • 9 февраля 2009 в 22:13 • #
    Владимир Шелухин

    Буквально про то, что написал: помутнения рассудка этого (равно как и иного рода) таким способом не индуцируются. Какие тут могут быть толкования и неясности? А вы уже совсем перешли в область абстракций. Ладно ещё высшая нервная деятельность — так теперь уже и высшие ценности объявились. осталось только об их истинности и ложности порассуждать. Я вот ещё помню времена такой высшей ценности как «партийная совесть»… А ведь оксюморон оксюмороном. :-)

  • 9 февраля 2009 в 21:53 • #
    Владимир Шелухин

    По части доходности она несомненно крайне сомнительна и, как и все чувства, относимые к высшим — нерациональна, вдвойне — для носителя.
    Ну абсолютно я с автором согласен. И что теперь?
    Непонятен смысл вопроса: сам автор в своей максиме сомневался и попросил вас спросить, или вы засомневались и решили проверить?

  • 9 февраля 2009 в 22:06 • #
    Елена Ашарапова

    Я засомневалась. По-моему, люди, совершающие что-то из чувства долга, сознательно или бессознательно ожидают, что действия эти рано или поздно будут конвертироваться в репутацию. А репутация - штука, которая может приносить дивиденды при определенных усилиях. Особенно во время кризиса доверия.

  • 9 февраля 2009 в 22:36 • #
    Владимир Шелухин

    Бессознательно ожидать вряд ли можно (ну абсурд это — как можно ожидать неосознанное?), а вот когда сознательно… Не скажите.
    Если они поступают так, и не иначе ИЗ ЧУВСТВА, то речь не идёт о дивидендах — как то совершенно верно и отметил автор. Более того, когда речь о чувстве долга, чаще всего дивиденды где-то в туманной перспективе, если вообще будут, а прям щаз сделанный из него поступок означает в лучшем случае разной степени величины неприятности, неполучение прибыли, прямые убытки, а то и смерть. Какие к чёрту перспективы у отдавшего последний парашют или проголосовавшего в защиту вейсманиста-морганиста? Мать сыра земля его дивиденды…
    Как-то попалось мне удивительное место у Фейербаха. Рассуждая о религиозной морали, он обращает внимание читателя, что фактически 10 заповедей это ВНЕШНИЕ, ПОЛИЦЕЙСКИЕ законы: я поступаю определённым образом не потому, что сам считаю верным именно такой поступок, а потому, что так велел бог. Который, кстати, чуть погодя обещал всем воздать (это уже моя отсебятина)…
    Так что когда вы ведёте речь о дивидендах и временах кризиса доверия, то из области чувств смещаетесь в область коммерции. Заложенное мамой с папой с детстве и отрочестве представление об абсолютной ценности личной чести и достоинства либо подчиняет себе все поступки носителя, либо… либо ему о них просто рассказали на уроках литературы.
    И потом: репутация не так быстро нарабатывается, чтобы дивидендами с неё можно было воспользоваться, пока на честность особый спрос. Пока её выстроишь, или сам ласты склеишь, или кризис закончится. :-)

  • 9 февраля 2009 в 22:07 • #
    Вера Никольская

    Один умный человек однажды посоветовал мне: "Хочешь произвести благоприятное впечатление на нужного тебе человека - займи у него денег, отдай раньше времени и с милым подарком".

    Знаете как действует? Словами не скажешь...

    Ну как, долг - это всё ещё нерационально?

  • 9 февраля 2009 в 22:09 • #
    Елена Ашарапова

    Спасибо, Вера, очень интересный пример.

  • 9 февраля 2009 в 22:35 • #
    Вера Никольская

    Не за что, Елена, спасибо за интересную дискуссию)))

    Я так думаю, что поведение человека, обремененного долгом (особенно в том случае, когда он не может вернуть его вовремя и с подарком) - это наилучшее испытание для его репутации

  • 9 февраля 2009 в 23:19 • #
    Светлана Ахмадеева

    Соглашусь с Еленой.
    Кто-то работал в вузе? Преподавал на связях с общественностью коммерческим студентам или бюджетникам "с крышей" (= "позвоночным" - сдающим сессию по звонкам сверху)?
    Так вот я сплю спокойно, делаю, что и должна делать, взяток не беру и на стороне не подрабатываю, и тем не менее - родственники говорят, что брать надо,потому что берут все, в вузе называют точные цифры, сколько мне в конверте на зачет несут, а сколько на экзамен, а я работаю под это шипение, открыто назначаю пересдачи тем, кто не заработал знания во время сессии, причем у нас не принято оплачивать это в кассу вуза, это запланировано Положением о сессии.
    Это к вопросу о доходности.
    Но я знаю, что после каждой пары меня ждут интересные вопросы, а творческие работы радуют меня чаще, чем раньше, и когда выпскник говорит, что на госах ему помогли лекции, рочитанные ему мной на первом курсе, - я радуюсь.
    А когда после вуза мне звонят бывшие студенты, предлагая поучаствовать в интересных проектах, когда я вижу их работу, - это очень дорого стоит. И пониаю, что никакие слухи не поколеблют мою репутацию.
    Это об имени, которое во втрой половине жизни работает на меня, отому что я когда-то в первой половине работала на него.

  • 10 февраля 2009 в 06:53 • #
    Елена Ашарапова

    Светлана, спасибо, что Вы с нами и успехов Вам в Вашей нелегкой, но очень важной работе

  • 10 февраля 2009 в 23:55 • #
    Светлана Ахмадеева

    Спасибо, Елена, надеюсь на это. Жду новые темы:)

  • 9 февраля 2009 в 23:49 • #
    Наталья Ульянова

    Долги необходимо всегда отдавать, лучше думать не о том "сколько отдавать", а лучше работать над вопросом "Как больше зарабатывать"

  • 10 февраля 2009 в 01:19 • #
    Светлана Крус Мендоса

    Долг платежом красен - и это все, что в нем интересного. По крайней мере, для меня.

  • 10 февраля 2009 в 03:24 • #
    Сергей Филин

    Не могу понять, о каких долгах идет речь. Если занял, верни. Иначе просто деловые связи полетят.
    Если вы о моральном долге, то что это такое не понимаю. Ну вот нет у меня таких долгов. Потом, где долг, там и вина.

  • 10 февраля 2009 в 06:55 • #
    Елена Ашарапова

    Сергей, а что с родительским долгом?

  • 10 февраля 2009 в 10:43 • #
    Дмитрий Мернов

    Родительский долг - это пожалуй, одна из самых иррациональных вещей. Наверное даже иррациональнее совести.

  • 10 февраля 2009 в 16:59 • #
    Сергей Филин

    Я у детей ничего взаймы не брал, ущерба им не наносил, ничего не проигрывал. Откуда долг? Я считаю, что долг перед родителями и детьми глубоко аморален.
    Многие просто путают долг с любовью. Если говорить о любви, то причем здесь долг. Если говорить о долге, значит нет любви.

  • 10 февраля 2009 в 17:15 • #
    Елена Ашарапова

    Ну как же не брал )) Мы ж не спрашиваем у детей, хотят ли они быть рожденными ))

  • 10 февраля 2009 в 17:49 • #
    Сергей Филин

    Ваше право! Хотели бы вы, чтобы Ваши дети были Вам должны?

  • 10 февраля 2009 в 17:59 • #
    Елена Ашарапова

    Нет, это напрягает. Я поймала Вашу мысль. Спасибо.

  • 10 февраля 2009 в 18:39 • #
    Сергей Филин

    Да что уж тут!


Выберите из списка
2013
2013
2012
2011
2010
2009