Совы и жаворонки

Действительно ли существуют совы и жаворонки или это вопрос способности или неспособности к самоорганизации? Необходим ли различный режим работы для сов и жаворонков?

307
Комментарии (52)
  • 14 января 2009 в 15:58 • #
    Ольга Ананенкова

    Нет, просто когда того требует жизнь - ты в одночасье можешь стать совой или жаворонком. :)

  • 16 января 2009 в 09:53 • #
    Елена Ашарапова

    Это да, но кем-то труднее, а кем-то проще )) Кстати, такой вариант ответа много раз слышала от женщин и никогда - от мужчин. Как Вы думаете, женщины более адаптивны в этом смысле или у меня просто нерепрезентативная выборка?

  • 19 января 2009 в 17:16 • #
    Антон Малега

    Вот от меня теперь послушайте. Я также считаю, что это дело адаптивное, за исключением клинических случаев (если такие бывают).

  • 15 марта 2009 в 23:58 • #
    Людмила Логвинова

    Бывают.

  • 14 января 2009 в 16:03 • #
    Владислав Зубарев

    В некоторых случаях да.
    Например, в некоторых компаниях, работающих в режиме "творческой демократии" применяется подход к организации рабочего процесса, при котором работник должен отработать определенное количество часов в день, в неделю, а со скольки и до скольки это будет, работник определяет сам. Но это возможно только при "творческой демократии". В рыночных компаниях и в компаниях, представляющих рыночную бюрократию (большие компании) унификация неизбежна. И тут совам нужно становится немножко жаворонками.

  • 15 января 2009 в 01:30 • #
    Светлана Мартынова

    Вот было бы здорово, пол-ночи не спать (как мне нравится), а потом, как ранняя пташка вскакивать ни свет-ни заря и весь день щебетать :)) Эх, нет на свете совершенства!
    Мой последний опыт стажировки в Германии - там во многих компаниях рабочий день начинается с 5.30, а заканчивается после 20. Не пугайтесь. Есть фиксированное время с 10 до 14 - в это время ВСЕ работники должны быть на рабочих местах. Но ты можешь прийти полшестого - и в два уже домой, или в 10 - тогда часов до семи-восьми проторчишь.
    Очень удобно! Жаль, что у нас такое редко практикуется. Тут и жаворонки сыты, и совы целы. :)

  • 15 января 2009 в 02:42 • #
    Генрих Лемке

    Всегда был и остаюсь СОВОЙ, даже тогда, когда необходимо было быть жаворонком, например в армии. Бывало полдня ходишь как идиот, а к ночи прилив сил, энергии и вдохновения.

    Сейчас в свободном полёте, посему сплю до 3-х дня, а потом с 10 вечера до 7 утра работаю. Ночь прекрасна тем, что никто и ничто не отвлекает.

  • 31 января 2009 в 12:09 • #
    Марина Маковская

    Это чем же таким армия к ночи вдохновляет? :)) По-моему, всегда спать хочется! Классическая фраза - солдат спит, служба идет!

  • 2 февраля 2009 в 03:30 • #
    Генрих Лемке

    Да я ещё до армии, по всей видимости, уже при рождении был совой, разве что без перьев.
    :-)

  • 15 января 2009 в 11:42 • #
    Сайёра Зияева

    Сколько себя помню, всегда была Совой, даже в школе и в универе никогда не могла делать уроки днём, всегда всё делалось ночью, потом вставать утром конечно было проблематично, да и от родителей немало выслушивала по этому поводу, но от этого ничего не менялось. На предыдущей работе, даже штрафы за опоздания не могли меня заставить приходить во время. Сейчас слава богу работаю в творческой компании (хотя сама далеко не творческий человек), соответственно раб день начинается не раньше 10, а то и в 11 часов, и главное здесь результаты твоей работы и на опоздания особого внимания не уделяется.

  • 15 января 2009 в 21:42 • #
    Сергей Борисов

    однозначно существуют...

    я люблю утро и чувствую дискомфорт, если рабочий день начинаю после 8-00, идеал 7-30, но семья последние года три мешает, ребенка надо забрасывать по утрам

  • 16 января 2009 в 10:08 • #
    Елена Ашарапова

    Да, есть такая ерунда. В те дни, когда ребенка в школу отвожу я, теряю еще час плюсом к тому времени, что тратится собственно на дорошу в школу, - на движение в пробке.
    Утро - идеальное время для работы. Я когда стажировалась в Германии, прониклась этим режимом. Все приходят на работу в 7 утра, а в 15-16 уже никого нет на работе. И обедают очень быстро, полчаса, не больше на обед. Остается куча времени на личную жизнь. Причем, в той компании, где я работа, начало дня было плавающим - с 6 до 11 утра, но приходили все в районе семи, им реально так было удобнее. И вот какой вопрос не дает мне покоя: неужели вся страна - жаворонки?

  • 18 января 2009 в 21:11 • #
    Ирина Куприяшкина

    всегда была СОВОЙ, по необходимости, увы режим работы с 8-00 до 17-00, перешла в категорию жаворонков (т.е это для меня не составило никакой проблемы), а вот за новогодние каникулы вновь прочувстововала - СОВА!!! и никуда от этого не деньшься. Все эти переходы, насильный перевод организма, когда нибудь скажутся негативно.

  • 17 января 2009 в 23:03 • #
    Карен Арутюнянц

    Я - соворонок)

  • 17 января 2009 в 23:10 • #
    Елена Ашарапова

    Это тот, который всегда спит, или тот, который всегда бодрствует?

  • 17 января 2009 в 23:18 • #
    Карен Арутюнянц

    Это тот, который не всегда витает в облаках)

  • 18 января 2009 в 21:24 • #
    Владимир Шелухин

    Существуют. Но это вопрос не столько самоорганизации, сколько стимула (в исконном, римском, значении этого слова).
    Необходимость особого режима работы зависит исключительно от ценности «совы» или «жаворонка» в качестве специалиста. Если он стоит того, то имеет смысл и режим. Нет — существует старый метод воспитания средой «народного академика» Лысенко. :-)

  • 19 января 2009 в 20:53 • #
    Юлия Билялетдинова

    "...вопрос не столько самоорганизации, сколько стимула..." - вот здесь согласна - зависит от стимула, от цели.
    Если на работу идти не хочется, то не хочется одинаково и в 8 утра, и в 11. а если, что называется, "на работу, как на праздник" - потому что интересно, потому что знаешь, что день будет насыщен встречами с разными людьми, что за этот день ты научишься еще чему-то новому, чего-то достигнешь, то только радуешься, что уже прозвенел будильник, и начался новый день!!

    п.с. всегда считала, что "сова", а сейчас посыпаюсь в 6 утра, в 8 уже в офисе - и чувствую себя ОТЛИЧНО!!!

  • 19 января 2009 в 21:15 • #
    Владимир Шелухин

    Не знаю, мне на работу ходить не хотелось никогда, и годы этого нежелания не притупили. Работа отвратительна сама по себе уже тем, что является необходимостью. И стимул здесь — обеспечение себе крова и пищи сейчас и в будущем. Если вынужден ходить на работу, какие могут быть совы и жаворонки? Договорился, что будешь продавать своё время, так будь добр обеспечивать регулярные поставки качественного товара; и кто не будет арбайтен гут, тот получит мало шнапс.

  • 19 января 2009 в 22:04 • #
    Юлия Билялетдинова

    >И стимул здесь — обеспечение себе крова и пищи сейчас и в будущем.

    Всегда считала работу "за еду" рабством...
    Владимир, неужели никогда не хотелось чего-то большего??

  • 20 января 2009 в 17:17 • #
    Владимир Шелухин

    При чём тут желания и какое отношение они имеют к работе (уж молчу про тему ветки)?
    Рабством работа становится, когда вас гонит на неё из барака вертухай, и конвой же сопровождает обратно. Шаг вправо, шаг влево считается побегом, прыжок на месте — провокация…
    Тут вы, как и я, добровольно обмениваете на дензнаки часть своего права использовать своё время и таланты по своему усмотрению. Рабства тут не больше, чем в охоте или возделывании участка вдали от цивилизации. Можно хотеть большего и не продавать, на охоту не ходить и не возделывать, но очень скоро высокое изначальное хотение поддастся потребности хоть что-то бросить в желудок.
    Один мой знакомый еврей как-то очень мудро заметил, что если то, за что тебе платят деньги, тебе ещё и нравится — это и есть счастье. Было это в начале перестройки. Тогда мне казалось, что так оно и есть, ни отнять, ни прибавить. А сейчас уже думается, что не может быть счастьем то, что ты вынужден делать. Разве что наименьшим злом.

  • 20 января 2009 в 18:58 • #
    Юлия Билялетдинова

    Согласна, что я немного ушла от темы ветки...
    Может, я действительно счастливый человек, так как работа, кроме денег приносит удовольствие?? кроме того, а возможно и важнее всего, что в том, чем я занимаюсь, вижу дальнейшую перспективу.

    возможно, про рабство - это моя личная ассоциация. просто рабы (если очень упростить) работали за еду, одежду, кров. и большинство из нас работает за то же самое. раньше гнал конвой, сейчас вы едите сами, но в чем принципиальная разница?? "шаг вправо, шаг влево - побег" - а сейчас Вы можете уйти раньше с работы?? или вообще самовольно, ни с кем не согласовывая не прийти пару дней, так как у Вас есть свои дела??

  • 21 января 2009 в 00:04 • #
    Владимир Шелухин

    Вообще-то могу и раньше уйти, и прийти позже часа на три, если мне чего с утра понадобится — я не знаю толком, когда она в компании формально и начинается. И без всякого согласования могу, только должен хотя бы к обеду поставить начальство в известность, что моё величество пару дней не будет. Другое дело, что у меня и у коллег, насколько я их знаю, есть известное представление о порядочности, так что проданное время все честно отрабатывают.
    Да только разве в этом дело? Ну да, на этот раз повезло — и руководство отличное (просто придраться не к чему) и коллеги решительно все вменяемые, ни склок, ни ни подсиживания. И режим такой, что проблема сов и жаворонков просто не стоит. Есть, есть принципиальная разница с ГУЛАГом.
    Но всё равно, большее — это когда избранное занятие никак не связано с постоянно обеспеченным комфортным уровнем и качеством жизни. Помните, у Твена: восходить на Монблан или водить омнибус по воскресеньям — развлечение, а вот белить забор — уже работа. :-)

  • 17 марта 2009 в 20:02 • #
    Антон Малега

    :)))))

  • 19 января 2009 в 19:10 • #
    Михаил Коноплев

    Иногда обстоятельства формируют тот или иной стиль поведения.. Например, если добираться до работы в 8.00 то попадешь в такие пробки, что когда до работы доберешься будет уже не до работы... А если ехать например в 11 то можно спокойно доехать куда угодно.. зато настрой будет что надо, а на работе задержаться можно и попозже.. в общем, я за сов!!!

  • 19 января 2009 в 21:13 • #
    Ирина Мусаелян

    Действительно существуют и совы, и жаворонки. Себя не могу отнести ни к тем ни к другим. Скорее всего я умею самоорганизовать себя к любому времени если это необходимо. Могу привыкнуть к любому режиму (только нужно время адаптации).
    По поводу режима - лучше как в Германии ( адаптированый и удобный для всех ).
    Ведь есть структуры , где режим особенный (ночной, суточный ). Что тогда?

  • 19 января 2009 в 23:20 • #
    Юлия Билялетдинова

    Что угодно, только не суточный!!! испытала на себе - никому не пожелаю!!! здоровья просто не остается уже через пару лет такого "режима"!!!

  • 19 января 2009 в 23:22 • #
    Ирина Мусаелян

    Вы правы, это режим для мужчин.

  • 19 января 2009 в 23:29 • #
    Юлия Билялетдинова

    Ирина, Вам что, мужского здоровья не жалко??? :)))

  • 19 января 2009 в 23:41 • #
    Ирина Мусаелян

    Почему , жалко. Нато они и сильный пол, чтоб работать в экстремальных условиях.

  • 19 января 2009 в 23:54 • #
    Юлия Билялетдинова

    :)) я все же предпочитаю видеть мужчин полными сил, а не замученных)))

  • 19 января 2009 в 21:41 • #
    Арина Пономаренко

    У нас вариантов нет. Заказчики предпочитают чтобы мы работали с 9 до 18. Всех при приеме на работу предупреждаю - индивидуальный подход не приемлем, неудобно всем. Так что хотим или не хотим - мы жаворонки. Архитекторы народ совиный - мучаются.

  • 20 января 2009 в 01:02 • #
    Юлия Еремеева

    Приведу реальный пример корпоративного режима труда, подходящего и жаворонкам и совам, и решившего еще массу проблем, помимо "индивидуального биологически активного времени". Правда, он не везде подойдет, но "сделано с умом"!! Крупная компания, капитал иностранный, высшее руководство заграницей.

    Проблема решена следующим образом:
    40 отработанных часов в неделю гарантируют оговоренную зарплату. Меньшее кол-во времени - з/п пропорционально уменьшается. Систематические "полуставочники" и "частоболеющие" являются нежелательными сотрудниками, плохо продвигаются по служебной лестнице. Переработки не оплачиваются, если только не объявлен Овертайм. Представляете - всех устраивает: и семейных, и несемейных, и сов, и жаворонков, и тех, кто вынужден отвозить детей в школу с утра пораньше, и тех, кто хочет избежать пробок.))

  • 20 января 2009 в 11:26 • #
    Ирина Мусаелян

    Очень правильная система! Заставляет всех правильно работать.

  • 20 января 2009 в 17:24 • #
    Владимир Шелухин

    Сложновато в управлении, предполагает наличие и блестящую работу унифицированных коммуникаций и огромную степень автономии индивидуальных рабочих процессов от общего. Очень много нюансов.

  • 20 января 2009 в 17:50 • #
    Юлия Еремеева

    Так и есть. IT-шники!)) Электронный контроль входа-выхода=контролю рабочего времени. ( К слову, работа на дому невозможна). Овертайм назначается персонально - т.е. это предложение определенным сотрудникам поработать за повышенную оплату!
    Но с другой стороны - альтернативы? В Москве, говорят, народ по пробкам полдня рабочего теряет. Смысл ехать всем одновременно?
    В Киеве к тому же придем)))

  • 20 января 2009 в 18:51 • #
    Владимир Шелухин

    А контроль тут каким боком? Я о нём и не упоминал (хотя это же у вас «сделанный с умом» режим мерилом работы считает длительность сидения за клавиатурой). Тут не об альтернативах речь, а о сложностях внедрения. Особенно по ту сторону МКАД.
    Кстати, внутри МКАД такой народ попросту выезжает часа на три позже (или раньше, но это редкость). На работу и с работы.

  • 20 января 2009 в 20:53 • #
    Юлия Еремеева

    Плюс-минус 3 часа - практически та же возможность "скользить" по графику. Просто, когда эта возможность узаконена, люди чувствуют себя увереннее. И "совы", и "жаворонки".
    Я, кстати, о "мерилах работы" тоже ничего не писала, разумеется, количественные параметры не самые важные в таком вопросе, как продуктивность! Это контролируется по-другому, и здесь, как Вы справедливо заметили, много сложностей. Которые, впрочем, никуда не деваются и при стандартных режимах работы))
    И что означает это "у вас", Владимир??

  • 21 января 2009 в 00:07 • #
    Владимир Шелухин

    «У вас» означает «в вашем сообщении», разумеется. Вы же написали про 40 отработанных часов? Я всего лишь прокомментировал единственное приведенное числовое значение.

  • 21 января 2009 в 00:20 • #
    Юлия Еремеева

    Ясно. 40 часов - это для основного контингента. Есть специалисты с инд. графиком, наподобие Вашего., но их единицы, а остальных - сотни, и контроль необходим.

  • 21 января 2009 в 00:58 • #
    Владимир Шелухин

    Кстати, нет ни у меня, ни у коллег индивидуальных графиков. Просто джентльменский уговор отрабатывать положенное — те же 40 часов в неделю. Де-факто смарткарты, без которых ни одну дверь не открыть, и обеспечивают учёт времени где-то в недрах системы, только я сомневаюсь, что эту статистику кто-нибудь не ленится просматривать. Во всяком случае, я о таком не слыхивал.

  • 21 января 2009 в 01:02 • #
    Юлия Еремеева

    Я вас))) поняла, я соглашаюсь. А штат в 500чел слабо на джентльменском соглашении...?

  • 21 января 2009 в 01:46 • #
    Владимир Шелухин

    Подозреваю, что их и в одной только материнской компании больше. Но говорить могу только о Службе маркетинга, в составе которой работаю. А её что-то около полутора десятков всего.
    Да и я же сразу сказал: сложновато будет. :-)

  • 20 января 2009 в 19:59 • #
    Арина Пономаренко

    А как же с заказчиками, они платят деньги, они и музыку заказывают :)))

  • 20 января 2009 в 21:05 • #
    Юлия Еремеева

    Арина, я не уверена, но мне кажется, что такой вариант в вашей профессии возможен, во всяком случае в "офисной" части Вашей работы, если у Вас работает над проектом не один человек, а группа, причем правильно структурированная группа.
    А заказчик - он же не сидит в офисе. Ему нужен результат, по ходу дела - консультации и согласования - через интернет и в телефонном режиме.

  • 20 января 2009 в 21:44 • #
    Арина Пономаренко

    Понимаете, Юлия, заказчик или субподрядчики или партнеры у нас офисные, с довольно стандартным рабочим днем. А мы работаем в команде и очень неудобно, когда возникает вопрос, а архитектора или еще нет или уже нет. Так что проверено, единый график лучше всего. С утра голова свежая, все заказчики звонят или приходят, а мы готовы их выслушать или встретить.

  • 21 января 2009 в 00:05 • #
    Юлия Еремеева

    Ясно. Остается только наблюдать, изменится ли "контекст". Иначе "вся рота не в ногу, а я - в ногу")))

  • 16 марта 2009 в 00:10 • #
    Людмила Логвинова

    Уважаемая, Арина.
    Позволю с Вами не согласиться по поводу "голова свежая". В компании я работаю уже 5 лет, говорю это к тому, что мой руководитель и коллеги изучили меня, и все прекрасно знают, что утро и свежая голова несовместимы с моей личностью. И не потому что я не хочу, например идти на работу как замечено было выше, и не потому что я поздно ложусь спать. Поэтому и встречи назначаю самое раннее 11.00.

  • 16 марта 2009 в 16:07 • #
    Арина Пономаренко

    Людмила, исключения есть всегда. Но эти выводы были сделаны на основании обработки статистических данных и для большинства людей признаны более эффективными утренние часы. Вы вправе, при наличии лично Ваших особенностей, назначать индивидуальные графики, а Ваше руководство, конечно вправе Вам это разрешить, если Вы являетесь таким ценным работником. Так что я за вас искренне рада, видимо, Вы того заслуживаете.

  • 4 февраля 2009 в 18:48 • #
    Алексей Оглоблин

    Я конкретно конченый жаворонок. Много раз пытался переделать суточный режим - безполезно. В утренние часы могу сделать очень много. В общем-то, в вечерние тоже не жалуюсь... Но 23:00 - конкретный "Рубикон". Гы.

  • 10 февраля 2009 в 23:34 • #
    Ирина Реутова

    А я сова - еще та... Даже -если самоорганизуюсь и приползу в самую рань на работу-то все равно толку от меня не будет, как минимум, до 11 часов. Зато к вечеру наступает время гиперактивности. Примерно , как в сказке про Буратино. (уже сгущаются сумерки, а в стране дураков кипит работа:) )))))).

  • 10 марта 2009 в 13:41 • #
    Светлана Рыжова

    Я как сова,совершенно с Вами согласна.Просто жаль впустую потраченного времени((А уж как хорошо работается после 16!Фонтан идей.Все получается без проблем!(К сожалению,дело здесь не в самоорганизации ..Медики знают объяснение этому.)


Выберите из списка
2013
2013
2012
2011
2010
2009