Аутсорсинг. Скрытая угроза - давайте обсудим

Аутсорсинг. Скрытая угроза - давайте обсудим

ИТ — аутсорсинг в виде облачных SaaS, IaaS, сервисного обслуживания и managed services – давно на слуху. Бизнес нивелирует «пики» за счет привлечения сторонних ресурсов, избавляется от непрофильных активностей, транформирует неподъемные CaPex’ы в прогнозируемые OpEx’ы. За «главным по ИТ» остается управление процессом, «перевод» бизнес-целей на язык конкретных информационных решений и технологий. За ним – ответственность. Но давайте спросим себя, что мешает бизнесу пойти до конца в деле повышения эффективности? Что мешает, в дополнение к внутренней ИТ-службе, создать внешнего поставщика услуг, конкурирующего с внутренним ИТ-департаментом? Почему бы бизнесу – следуя логике аутсорсинга, не переложить ответственность и полномочия по выбору и внедрению ИТ-решений на функциональных заказчиков – глав производственных департаментов, исключив ИТ-руководителя из «цепочки питания»?

Это основная мысль статьи Константина Чернокожина, начальника отдела инфраструктурных решений Oberon. Более подробно в блоге компании http://oberon-itblog.livejournal.com/10578.html. Как вы думаете, уважаемые коллеги, насколько озвученный сценарий футуристичен?

343
Комментарии (7)
  • 5 октября 2011 в 21:10 • #
    Денис Ларькин

    Добрый день Сергей, этот сценарий не футуристический и даже работает, но работает он как не странно чу-чуть в другую сторону.

    Некоторые компании, передают ИТ полностью сторонней организации, которая их поддерживает и развивает, НООО после определенного уровня развития бизнеса, эти компании нанимают уже свой персонал, так как оутсорсер уже не отвечает или не так оперативно реагирует на потребности бизнеса. Причем с такой ситуацией уже сталкивался 2 раза.

    Пусть поправят меня коллеги, но разве суть оутсорсинга - предоставления качественных, тиражируемых услуг ? Когда за счет масштаба и количества клиентов, маржа аутсорсера ясна и понятна. А если у клиента постоянно появляются новые сервисы и услуги, особенно если они достаточно уникальны или мало тиражируемым то что тогда ? Оутрсорсеру держать спецов под каждый такой бизнес ?

  • 5 октября 2011 в 22:42 • #
    Сергей Новиков

    Сергей, добрый вечер!

    К тому что написал Денис могу добавить вопрос про конфиденциальность данных.
    Многие рискнут пойти на то, чтобы хранить свои данные у ауторсера - сторонней компании? Или что бы администрировал сервер с теми же данными сторонний человек, личность которого к тому же может периодически меняться?

    "За «главным по ИТ» остается управление процессом, «перевод» бизнес-целей на язык конкретных информационных решений и технологий. За ним – ответственность. "

    А вот в этом очень часто кроются проблемы которые возникают между IT и бизнесом.. как только IT начинают "управлять процессом" :).
    Часто эту проблему озвучивают как непонимание между IT и бизнесом.

    Должно быть с точность наоборот!
    "Главный по бизнесу" должен представлять себе возможности IT технологий, и тогда используя возможности IT (как один из возможных инструментов!) можно действительно повысить эффективность бизнеса, в том числе и создать "честную" систему мотивации персонала.

    С уважением,

  • 6 октября 2011 в 18:51 • #
    Георгий Сергеевич Цедилкин

    Сергей, подскажите, пожалуйста, как Вы себе видите, что "главный по бизнесу" в компании, торгующей цветами по всей России, который вырос/выросла из продавца цветов у метро, будет разбираться в "возможностях ИТ технологий"? Вендоры и интеграторы должны для CEO организовывать курсы и тренинги? "Что дает ИТ бизнесу"? :)

  • 10 октября 2011 в 22:16 • #
    Сергей Новиков

    Георгий, ваш вопрос правильный, часто ГД компаний действительно в ИТ не разбираются, бывает да же и с компьютером на вы.
    Для ГД обычно важны другие качества.

    Обычно это касается компаний среднего и большого бизнеса, там ГД занимаются уже больше вопросами стратегическими.

    Знать возможности ИТ нужно не на уровне программиста, достаточно просто понимать, что возможно с помощью них (ИТ) сделать.

    Поэтому человек, который в компании отвечает за повышение эффективности бизнеса в современном мире просто обязан представлять себе возможности ИТ, т.к. это один из инструментов, который можно использовать для повышения эффективности деятельности компании.

    Если ГД компании не обладает такими компетенциями, значит он может пригласит в компанию специалиста с необходимыми навыками.
    Конечно такой специалист должен быть соответствующим образом мотивирован, что бы работать именно в интересах компаний, а не например в интересе получить откат от вендоров различных систем, как это на практике частенько бывает ;)

    Есть такая крылатая фраза
    "Незнание - основной критерий возможности водить за нос."

    Так что либо этот вопрос решать, либо вендоры и интеграторы будут идти в разрезе своих интересов. А у них как вы понимает задача продать ПО :), и это несколько расходится с задачей, которую обычно хотят решить ГД компаний.

    "Вендоры и интеграторы должны для CEO организовывать курсы и тренинги? "
    Это тупиковый путь, требования к системе должны быть сформулированы со стороны компании, а вендоры и интеграторы должны наглядно показать, что предлагаемые ими решения смогут удовлетворить потребности компании.

    С уважением,

  • 12 октября 2011 в 23:11 • #
    Сергей Мульчин

    Сергей, добрый день!

    Или я что-то не понял, или Вы в корне не правы. Что значит "Многие рискнут пойти на то, чтобы хранить свои данные у ауторсера - сторонней компании?". А десятки и сотни дата-центров? Например, Ситибанк отдал хранение части данных на аутсорс, дата-центр в Индии. И это далеко не единичный пример. Статистика показывает, что у сотрудников "родной" службы IT гораздо больше возможностей для кражи-порчи-подмены-и т.д. конфиденциальных данных, чем у аутсорсера. Соглашусь, что есть разная степень конфиденциальности. И вот тут уже можно выбирать. Но в общих случаях - ничего страшного в аутсорсе хранения данных нет. Скажу, как человек, который имел опыт поддержки сторонних организаций - мне, извините, по фигу, что там на серваке хранится. главное, чтобы он работал 24х7. Взять данные не проблема. Вопрос - куда их потом деть:) А это большой гемморой и приключения. Все на поверхности. Для больших компаний и серьезных специалистов - это удар по имиджу и конец бизнеса. А с несерьезными людьми и связываться не соит.

  • 16 октября 2011 в 00:07 • #
    Сергей Новиков

    Сергей, приветствую!

    Я не могу быть правым или не правым :), я всего лишь высказал свой взгляд на проблему. Но судя по всему основателю этой темы, это всё уже не интересно :)

    Крупные компании предпочитают строить свои дата-центры я говорю про Россию, да и на западе банки предпочитают иметь свои ЦОДы :)
    Как я понял речь шла о России, следовательно нужно учесть еще так сказать "национальные" особенности - например, уровень развития связи и телекоммуникаций.
    В случае пропадания связи компания, просто останется без своих данных, это очень серьезный риск, который необходимо учитывать при принятии решения хранить данные"на стороне".

    В любом случае это всё считается на уровне финансов + учет рисков, и после этого любая компания сама сделает вывод на счет выгоды аутсорсинга.

    То что у сотрудников "родной" IT службы больше возможностей согласен, но так же нужно учитывать, что у вас есть все нужные данные на сотрудников + в серьезных организациях эти сотрудники проходят проверку в службе безопасности при поступлении на работу.
    В случае же аутсорсинга картина несколько иная.

    С уважением,

  • 7 октября 2011 в 22:41 • #
    Николай Ребров

    А кто сказал что это футуристично? Вопрос лишь в деньгах, можно сделать расчет восколько обходится содержать собственных ИТшников и сколько будут стоить Итшники на аутсорсе. По своему опыту могу сказать что подрядчики быть дешевле никак не смогу особенно если у организации сложная инфраструктура а время простоя по SLA не должно превышать 1 час.