Аутсорсинг: угроза или подспорье?

Аутсорсинг: угроза или подспорье?

Шесть лет назад один немолодой ИТ-руководитель, приехавший с Запада работать по контракту в Россию, заявил буквально следующее (цитирую по старой публикации): «Над ИТ-службой нависла угроза аутсорсинга… Для того, чтобы избежать судьбы аутсорсинга, ИТ-службе необходимо направить свои усилия на поддержку программ по определению, развитию и внедрению бизнес-стратегии и операционной модели вместе с бизнес-руководством и ключевыми заказчиками. В противном случае вопросы организации ИТ-структуры будут решаться поставщиками услуг аутсорсинга».

Пояснение, не вошедшее в текст, было примерно таким: ИТ-руководителям необходимо с полной серьезностью отнестись к налаживанию отношений с бизнесом и реализации его целей, задач, стратегии. Если это не будет сделано, топ-менеджеры уволят ИТ-руководителя, взяв на его место другого, или вовсе отдадут ИТ-хозяйство на аутсорсинг, передав управление ИТ сторонним подрядчикам. В этом смысле у ИТ-руководителей есть серьезные основания рассматривать аутсорсеров как реальную угрозу их персональным интересам.

Я бы вряд ли вспомнил эту реплику «старого варяга», если бы не состоявшийся на этой неделе разговор со знакомым PR-менеджером, который отметил, что широкое использование аутсорсинга входит в конфликт персональными интересами ИТ-руководителя: ИТ-директора уже привыкли к тому, что на многих предприятиях их значимость и влияние определяется в том числе количеством подчиненных в их подразделении (на мой взгляд, подобные взгляды формирует корпоративная культура конкретного предприятия), а широкое применение аутсорсинга приведет к тому, что ИТ-подразделение, вероятнее всего, станет заметно меньше по численности, следовательно, значимость ИТ-руководителя и его статус снизятся.

Разделяете ли Вы эти точки зрения? Рассматриваете ли Вы аутсорсинг как реальную угрозу Вашим персональным интересам ИТ-руководителя? Или же для Вас аутсорсинг — важное подспорье для достижения задач ИТ-подразделения?

323
  • Тема закрыта
Комментарии (16)
  • 15 мая 2009 в 14:11 • #
    Константин Куличенко

    Опытные it директоры используют it аутсорсинг как способ стратегического управления и инструмент достижения целей, а не только как возможность сокращения издержек.
    Может вопрос в другом, что у нас много it директоров, которые не соответствуют своей квалификации?

  • 18 мая 2009 в 21:44 • #
    Александр Денисов

    Я согласен с Константином. Вопрос тут действительно в том что не каждый IT руководитель может построить бизнес-ориентированную службу. А аутсорсер заходя к клиенту сразу мотивируется бизнес-импульсом.
    Хотя с другой стороны грамотный руководитель IT может использовать аутсорсера как инструмент повышения эффективности и реализации бизнес-стратегий, увеличения собственного веса в компании.

  • 15 мая 2009 в 15:29 • #
    Артем Осутин

    Думаю, дело действительно не в аутсорсинге, а в квалификации it-директора.

  • 19 мая 2009 в 09:39 • #
    Геннадий Беседин

    Тема очень деликатная, т.к. все зависит от конкретных условий конкретной компании. Стратегически ИТ директор должен строить дело так, чтобы в первую голову блюсти интересы бизнеса, его содержащего, а посредством чего - аутсорсинга ли, собственной поддержки ли, некой смеси того и другого - все зависит от его умения сбалансировать ресурсы.
    Кто может оценить, правильно ли ведет себя ИТ руководитель в рассматриваемом ключе? Наверное, только внешний аудит, но непредвзятого аудитора я еще не встречал (наверное, мне не везло :)
    В любом случае можно попытаться сформулировать некие реперные точки для руководителя фирмы, по которым от "может вывести на чистую воду" своего ИТ директора.
    Михаил, если я не слишком отклонился от заданной темы, то предлагаю это попробовать - что-то типа теста на беременность.

  • 19 мая 2009 в 10:21 • #
    Игорь Смирнов

    Может стоит остановиться в изобретении сущностей? Остановиться и посмотреть назад на уже существующие и описанные теории, на основы рыночной экономики... Да действительно у внутренних подразделений, в первую очередь задействованный во вспомогательных процессах (ИТ, Бухгалтерия, HR и т.п.) появились дополнительные конкуренты в лице компаний-аутсорсеров. Но не надо ассоциировать конкуренцию с войной, с игрой с нулевой суммой, конкуренция и партнерство идут рука об руку. Если личные амбиции ИТ директора застлали ему очи до такой степени, что главной целью становиться - победить конкурентов, а преимущества бизнеса уходят на второй план и становятся всего лишь средством достижения своей цели.. ну что же, это не новость такое происходит сплошь и рядом. Только нет смысла возносить это явление как нечто новое, это всего лишь появление на рынке труда субститута в лице ИТ-аутсорсера и обострение конкурентной борьбы.

  • 8 июня 2009 в 07:25 • #
    Николай Желтовский

    Ответ однозначен.
    "Аутсорсинг - важное подспорье для достижения задач ИТ-подразделения".
    Важно понимание, какие из процессов можно передать на обслуживание, а какие оставить себе, и как писали выше, все зависит от конкретных условий конкретной компании.

  • 11 июня 2009 в 09:47 • #
    Максим Смирнов

    Боюсь, что ИТ-директоров и спрашивать особо не станут.

    Когда руководители компаний осознают, что software можно потреблять как услугу и расплачиваться за это OPEX-ом они так и будут делать. Очень привлекательно выглядит идея замениить ИТ подразделение со всеми его серверами и программистами на одну сетевую розетку с широполосным интернетом.

  • 11 июня 2009 в 17:23 • #
    Андрей Глухов

    Здесь приходит на ум другая аналогия: продать собственный автомобиль и пересесть на такси.

  • 11 июня 2009 в 17:31 • #
    Михаил Зырянов

    Скорее, речь не просто о такси, а о долгосрочном сотрудничестве с таксопарком - по сути, покупке услуг такси по оптовому прейскуранту. :)

  • 11 июня 2009 в 18:59 • #
    Максим Смирнов

    Знаете, я думаю что сценарий, когда нас всех пересадят на такси имеет некоторую вероятность. Сейчас на рынке бизнес-приложений очень высокий уровень концентрации. Несколько компаний скупили все что могли от СУБД и серверов приложений до ERP, CRM и отраслевых решений.

    Сейчас на своих форумах они уже делают порой удивленные глаза и спрашивают а почему вы не покупаете все необходимое вам программное обеспечение у нас. У нас же есть все, что вам когда-либо может понадобиться.

    Завтра они придут и скажут: мы тут подумали и поняли, что на подготовку хорошего специалиста по нашему решению уходят годы. Зачем вам держать в штате своих администраторов. Вы их обучите за счет компании, а они потом уволятся. Давайте мы лучше развернем приложения у себя, организуем вам безопасный доступ через Интернет и обеспечим поддержку 24х7. Весь мир уже давно так работает. Посмотрите, например, на Google. Будете регулярно платить небольшую абонентскую плату и никаких проблем.

  • 11 июня 2009 в 19:45 • #
    Михаил Зырянов

    Кстати, о примерно таком сценарии превращения ИТ в некое подобие коммунальной услуги говорил небезызвестный Николас Карр.

    Но вопрос - захотят ли топ-менеджеры арендовать инструменты стратегического управления своим бизнесом? Или им, образно говоря, по барабану, на какой машине ездить - на собственной или арендованной, лишь бы марка была подходящая? Если ИТ - это инструменты стратегического управления, то они, вероятно, имеют стратегически важное значение для бизнеса. Можно ли их в этом случае арендовать? Или их необходимо держать в своих руках, внутри своего предприятия?

  • 11 июня 2009 в 20:13 • #
    Максим Смирнов

    Мы обстоятельно анализировали этот вопрос и обнаружили довольно много нюансов.

    В двух словах (все это исключительно моё личное мнение, с которым я и сам не вполне согласен :)

    - так называемые industrial solution(обычно переводится как промышленные решения) не дают существенных долгосрочных конкурентных преимуществ. В каждой отрасли, компании примерно в одно и тоже время внедряют системы одного типа. Грубо говоря, все приступили к внедрению, например CRM и мы приступили. Однако,
    - уникальные продукты, поддерживаемые заказными системами могут дать конкурентное преимущество, пусть и не навсегда. Однако,
    - вероятность "попадания в рынок" такого продукта не очень велика. скорее это эксперименты, "пилоты" и т.п.
    - кстати, иногда надо запуститься настолько быстро, что времени на раскатывание приложения по своей инфраструктуре просто нет.
    - и еще, довольно значительная часть ИТ систем вообще не имеет никакого отношения к стратегии. "Добрые ИТшники" сделали их по просьбе уважаемых пользователей, которым в свою очередь либо просто хочется поиграться во что-то новое, либо они думают, что ИТ система позволит им реализовать личные амбции, ну либо что-то еще...

    А вообще, я думаю что значительное большинство скажет однозначное "нет" передаче данных и бизнес-логики за свой корпоративный firewall. Но поставщики решений от нас не отстанут. Ненавязчиво и постепенно, чтоб никого не спугнуть, они будут утаскивать свои приложений из КИС в облака

  • 14 июня 2009 в 10:26 • #
    Андрей Глухов

    Максим, с этими выводами трудно не согласиться, тем более интересно Ваше мнение по теме. Вы "за" или "против"?
    А по последнему пункту мне кажется, не так уж они и ненавязчивы.

  • 11 июня 2009 в 17:22 • #
    Андрей Глухов

    Согласен с теми коллегами, которые считают, что компетентный IT-директор сможет использовать аутсорсинг для нужд бизнеса. Хотя для этого должны существовать определенные условия. И, конечно, наличие на рынке качественных услуг по разумным ценам (мечта) усиливают требования к IT внутри компании.

  • 23 июня 2009 в 18:49 • #
    Михаил Зырянов

    Уважаемые коллеги, вот ссылки на несколько свежих публикаций по теме.

    Аутсорсинг в "М.Видео": http://www.osp.ru/cio/2009/06/9120336/

    Несколько мыслей по поводу того, какое значение отводит ИТ-аутсорсингу бизнес: http://www.osp.ru/cio/2009/06/8713374/

    Тонкости контрактной работы с ИТ-поставщиками:
    http://www.osp.ru/cio/2009/06/9004534/
    http://www.osp.ru/cio/2009/06/7698910/
    http://www.osp.ru/cio/2009/06/7388561/
    http://www.osp.ru/cio/2009/06/9001055/

  • 25 июня 2009 в 08:17 • #
    Илья Соколов

    Аутсорс - это инструмент, который при грамотном использовани принесет выгоду всем сторонам.
    Я за аутсорс!