Top.Mail.Ru
Последняя информация о COVID-19

Cерверный вопрос

В компании сильно сократили IT-бюджет. До сих пор мы как-то выкручивались, но сейчас стоим перед необходимостью менять серверы (их у нас 5). Руководство очень просило экономить. Я думаю над двумя вариантами:

  1. Аренда сервера у сервисной компании
  2. Покупка одного сервера, на котором можно консолидировать множество серверных и прикладных программ
    Коллеги, что думаете?
283
Комментарии (44)
  • 1 ноября 2009 в 20:30 • #
    Яков ЛЫСКОВ

    Я бы по "общим признакам" выбрал аренду.
    Сергей, вы идете в сторону сокращения расходов на "железо"? не пробовали сокращать на "софте"? опен сорс?

  • 2 ноября 2009 в 17:34 • #
    Сергей Кораблев

    расходы на софт сокращать не пробовали

  • 1 ноября 2009 в 21:50 • #
    Юрий Барабаш

    Добрый вечер Сергей!

    Для определения верного решения необходимо, как минимум, знать:
    - бюджет для решения данной задачи;
    - какие сервисы запущены на серверах, которые решено заменить;
    - насколько эти сервисы критичны для бизнеса;
    - затем оцениваете, можно ли оптимизировать размещение сервисов в рамках текущей инфраструктуры.

    Вариант "Аренда сервера у сервисной компании" может выглядеть по-разному: от поставки оборудования и установку на вашей техплощадке, до использования cloud-решений, поэтому решить можно только оценивая риски и затраты в каждом конкретном варианте.

    Вариант "Покупка одного сервера..." подразумевать может как запуск всех необходимых сервисов на одном сервере без виртуализации, так и установку раздельных виртуальных машин для каждого сервиса или группы сервисов, и опять же - выбор возможен только оценивая риски и затраты внедрения и эксплуатации.

    Панацеи универсальной нет. Вполне возможно, что дешевле позтапно заменять оборудование, по мере появления средств, так как в каждом конкретном случае ситуация своя, и всегда требует внимательного, взвешенного подхода.

    А любые миграции подразумевают расходы, порой сложно прогнозируемые. При этом в условиях сильно ужатого бюджета Вы, вполне вероятно, окажетесь заложником решения о миграции.

  • 2 ноября 2009 в 17:35 • #
    Сергей Кораблев

    большое спасибо, Юрий

  • 2 ноября 2009 в 10:15 • #
    rrr rrr

    Сергей, а с чем конкретно связана такая необходимость, для каждого сервера? Не хватает мощности, места, постоянно валится, закончилась гарантия, почему решили, что пора менять и менять сразу 5? Дело в том, что для небольшой организации редко, когда сразу надо менять 5 серверов, кстати, а их у вас всего сколько?

    Можно добавить вариант, когда покупается один сервер под критичные сервисы, а освободившиееся ресурсы пускают на усиление остальных серверов или распределяют нагрузку ужу на 6 серверов.

    В кризис нагрузка снижается, это подтверждается и тем, что вас просят с экономить на серверах, вопрос, а почему они раньше справлялись? запускаете новые сервисы?

  • 2 ноября 2009 в 17:39 • #
    Сергей Кораблев

    всего их 5 и есть. А менять надо по тому, что во-первых стали медленно работать и стали часто сбоят, а во-вторых бухгалтерия требует купить новые, чтобы поставить на баланс)

  • 3 ноября 2009 в 14:02 • #
    rrr rrr

    Медленно работают и часто сбоят - возможно, причина у одна и та жа.
    Бухгалтерия не может требовать покупки серверов! Это не ее зона ответственности. Бухгалтерия может указать на то, что она не удовлетворена работой предоставляемых ей сервисов. В этом случае проблему надо расматривать в комплексе, так как возможны разные варианты ее решения (например: сделать блок интеграции КИС и бухгалтерии, что высвободит время на ввод данных). Необходимо знать, за счет чего будет возврат инвестиций. Например: бухгалтерия не справляется и планирует брать еще одного сотрудника, хорошо, тогда зп сотрудника + 70% от зп + затраты на орг. и обслуживание рабочего места, это с одной стороны весов, с другой стороны затраты на мероприятия по увеличению производительности существующих сотрудников. Дальше смотрим сроки возврата инвестиций, в кризис он у многих организаций уменьшился, предположим 6 месяцев, тогда затраты на сотрудника * на 6 месяцев, получаем бюджет и критичные сроки на решение проблемы.

    По поводу баланса... не обязательно реально покупать сервера, чтобы поставить их на баланс.

    По поводу серверов.... Я бы сделал следующее:
    1. Сделал бы инвентаризацию сервисов, которые крутятся на серверах. Необходимо знать, что предоставляем, сколько ресурсов этот сервис требует, где сейчас находится и есть ли с ним проблемы (по нагрузке, устойчивости).
    2. Проверка распределения сервисов, дело в том, что не все сервисы могут нормально жить друг с другом, необходимо проверить и заново перераспределить их, так как это должно быть (на сайте MS поэтому вопросу есть, что почитать).
    3. К этому этапу у вас уже есть схема, где и какие сервисы будут в последствии стоять из расчета 5-6 серверов, и схема перехода с учетом того, что необходимо проведение полной профилактики остальных серверов. Соответственно выбор и покупка сервера под конкретные сервисы.
    4. Поднимаем сервис, освобождаем первый сервер (смотрим на план перехода), делаем профилактику (скорей всего преустановку), запускаем в работу, переносим необходимые сервисы и т.д. Возможно, когда увидите схему размещения сервисов, то пустите один из серверов на разбор под увеличение производительности остальных.

  • 18 января 2010 в 16:44 • #
    Кирилл Щербинин

    "...тогда зп сотрудника + 70% от зп + затраты на орг. и обслуживание рабочего места..."
    Если не затруднит - объясните, что такое 70% в формуле. Зачем они закладываются?

  • 18 января 2010 в 20:44 • #
    rrr rrr

    Всю формулу расписывать не буду, более точные цифры вы можете узнать в своей бухгалтерии и в отделе кадров (если конечно они собирают статистику)... Если кратко, то все отчисления по налогам, больничные (как собственные так и по уходу за детьми), отпуска, премии, социалка, праздники и т.п. Эти доп затраты могут варьироваться от 50% к зп и выше, зависит от базисной зп, в бухгалтерии она от 25 до 40т..
    Конечно если в вашей компании платят в черную, отпуска только за свой счет, при организации праздников все скидываются, а премию выдают бракованной продукцией, которую только, что списали и ее не кому вывезти со склада, то можно и меньше ставить процент... :)

  • 18 января 2010 в 20:51 • #
    Кирилл Щербинин

    Спасибо за пояснения. Как-то про данные издержки для компании не подумал. Была мысль, что это какая-то общепризнанная константа, о которой я один не знаю...
    :-)

  • 3 ноября 2009 в 14:24 • #
    rrr rrr

    Виртуализация... В вашем случае наверное не стоит... Это потребует дополнительных вложений: единое хранилище/карзинка диски к нему апгрейт серверов (как минимум, чтобы подцепить их к корзинке) сотрудник с опытом работы, с виртуализацией затраты на ПО (можно запросто улететь на 15-20 т уе только на этом)...

    Да, вы распределите нагрузку, но не думаю, что у вас так много сервисов, чтобы за счет этого существенно выграть, у вас всего 5 серверов, покупка 6-го означает прирост производительности как минимум на 30%.
    Да и требования бизнеса, скорей всего, к устойчивости системы не такие большие и возможно бизнес откажется платить за возможность работы 24х7 с несколькими девятками...

  • 3 ноября 2009 в 14:41 • #
    rrr rrr

    Аренда серверов... Не плохой вариант, его нужно тоже считать! Я бы рассматривал возможность выноса почтового сервиса.

    Причины:
    1. На сколько я помню у вашей компании есть достаточно много небольших удаленных филиалов. (возможно это приведет к вывобождению дополнительных серверов в филиалах и снижению трафика в цо, и однозначно повысит надежность)
    2. Высвобождение мощности на другие сервисы, в этом случае покупать новый сервер не потребуется.
    3. Экономия на налогах.

    Можно конечно привести еще и снижение нагрузки с серверной по энерго и тепло потреблению, но это если такая проблема стоит, например один из вариантов падения серверов запросто может быть повышение температуры в серверной или недостаточное напряжение в сети (лучше конечно замерять, но если бесперебойники постоянно щелкают, то с жим надо что-то делать).

  • 5 ноября 2009 в 15:19 • #
    Сергей Кораблев

    огромное спасибо, Дмитрий)

  • 15 декабря 2009 в 23:36 • #
    Dmitry Kuznetsov

    Не пробовали разобраться с причиной медленной работы?
    База разрослась? Индексы?
    А сбои в чем проявляются?

  • 29 декабря 2009 в 16:13 • #
    Виктор Чулкстан

    Бухгалтерия требует купить новые:-) Удивительное дело.
    Козырев прально посчитал. Надо разбираться что же собственно с серверами происходит.
    И одельно разбираться с бухгалтерией - если по сроку службы начислена амортизация на эти 5 серверов, то денежки-то надо в другие сервера вкладывать.

  • 2 ноября 2009 в 12:05 • #
    Игорь Сухарев

    Добрый день! Вариант аренды подразумевает все равно либо, использование одного сервера на котором можно консолидировать множество серверных и прикладных программ, либо аренда нескольких серверов, что по цене дороже.
    Сейчас существует достаточно большое количество программ которые позволят организовать сервер:
    - на базе LINUX можно
    - можно попробывать какой-нибудь интернет-шлюз с множеством прикладных программ

  • 2 ноября 2009 в 12:05 • #
    Сергей Мацкевич

    Виртуализация, как вариант. Есть ли необходимость менять все 5 серверов? Думаю, на них можно "сгрузить" некритичные задачи и данные, или на их базе создать дисковый массив, на который слить архивы, занимающие место на "боевых" серверах, и т.п. Я сейчас готовлю к старту свой блог, на котором хочу поделиться с народом некоторыми своими (и своих коллег) наработками по сокращению расходов на ИТ при сохранении необходимого функционала. Обязательно выложу ссылку на него в ближайшее время, может, кому-то он будет полезен :)

  • 2 ноября 2009 в 15:27 • #
    Юрий Нам

    Согласен с Сергеем. Наиболее интересный вариант с точки зрения развития это закупка более мощного сервера и применение виртуализации.

  • 3 ноября 2009 в 06:59 • #
    Сергей Кораблев

    Ок, Юрий! Тогда при помощи какого ПО посоветуете провести виртуализацию?

  • 4 ноября 2009 в 17:57 • #
    Сергей Мацкевич

    WmWare ESX

  • 2 ноября 2009 в 15:44 • #
    Николай Ледовский

    1. Аренда может и не окупиться. Вернее так - через полгода-год собственные сервер может начать приносить прибыль, а арендованный - убытки.

    Может быть имеет смысл размещать ресурсы где-то в "облаках" - мы например мониторинг клиентских серверов, а так же несколько почтовых серверов держим в Amazon Web Services и очень довольны.(по сравнению с отечественными площадками - небо и земля, увы)

    2. Покупка одного сервера - здесь могу посоветовать HP DL 5xx. Но
    он очень не дешев, и если все ставить на один сервер - у вас появляется "единая точка отказа", чего настоятельно стоит избегать.

    В качестве очень общей рекомендации - ювелирный "capacity planing" вам должен помочь, но для этого нужно знать не только нагрузку "сейчас", но и прогнозировать рост, итд. То есть вы должны иметь на руках четкий план использования ресурсов на ваших серверах в ближайщее и не очень будущем, иначе вам придется приобретать сервера каждый месяц;-)

    Еще немного общих рекомендаций - я бы взял пару серверов класса hp dl 380(по две головы/16GB озу/быстрый RAID), все "домен контроллеры" файлопомойки, 1С и проч. виртуализировал и зазеркалировал весь интренет перенес на специальное железо(firewall router) перенес почту/антиспам например в AWS. После этого остается только сократить админов, подсчитать TCO и ROI и выписать себе премию;-)

  • 2 ноября 2009 в 17:41 • #
    Сергей Кораблев

    спасибо, Николай, особенно про премию вдохновляет)

  • 2 ноября 2009 в 20:50 • #
    Алексей Сергеевич Демиденко

    Виртуализация + жёсткое контролирование количества используемого ПО и лицензий.

  • 3 ноября 2009 в 20:35 • #
    Сергей Кораблев

    Алексей, а что Вы порекомендуете из софта для виртуализации?

  • 3 ноября 2009 в 20:46 • #
    Алексей Сергеевич Демиденко

    Я предпочитаю VmWare... В Вашем случае будет достаточно бесплатной VmWare ESXi

  • 2 ноября 2009 в 22:31 • #
    Виктор Таланов

    +1 За виртуализацию. Тем более если задача действительно сводится к апгрейду 5-ти серверов. Покупается одна мощная железка + бесплатный вариант VMware.

  • 3 ноября 2009 в 07:01 • #
    Сергей Кораблев

    А насколько VMware стабильна в своей работе исходя из вашего опыта?

  • 3 ноября 2009 в 08:35 • #
    Виктор Таланов

    Опыт у меня не большой. В постейшем варианте работает стабильно. На самом деле VMware фактически первые на этом рынке и судя по всему ушли далеко вперёд своих конкурентов. С VMware я первый раз работал в 1998-1999 году, уже тогда нареканий к их продуктам у меня не было.

  • 3 ноября 2009 в 20:33 • #
    Сергей Кораблев

    спасибо за ответ, Виктор!

  • 4 ноября 2009 в 18:00 • #
    Сергей Мацкевич

    Два виртуальных сервера - сервер доступа и вторичный контролер домена больше года работают на бесплатной VmWare ESXi . Сбоев нет. Нагрузка, правда, тоже небольшая. Железо - МВ Supermicro ну и т.д.

  • 5 ноября 2009 в 17:10 • #
    Михаил Алексин

    А как насчет лизинга? Лизинговые программы есть у всех вендоров. При этом там реально много плюсов с точки зрения финансистов.

  • 6 ноября 2009 в 18:22 • #
    Сергей Кораблев

    спасибо, интересный вариант

  • 6 ноября 2009 в 15:05 • #
    Тимур Калимагамбетов

    Лизин однозначно. Вашей бухгалтерии понравится. Есть преимущества по налогам.

  • 6 ноября 2009 в 22:14 • #
    Александр Неволин

    Еще хороший вариант - облачный хостинг. Платите за столько, сколько ресурсов реально потребляете. Можно мгновенно, без переустановки серверов, перейти от мизерной до огромной нагрузки. В России такую услугу по-моему сейчас, правда, предоставляют всего 1 или 2 хостера, но на западе больше предложений.

  • 7 ноября 2009 в 10:12 • #
    Денис Смирнов

    Несомненно аренда. Это позволит сильно экономить и в то же время наращивать мощности.

  • 8 ноября 2009 в 12:16 • #
    Сергей Кораблев

    Денис, можете порекомендовать подрядчика?

  • 10 ноября 2009 в 20:28 • #
    Денис Смирнов

    К сожалению не могу. Я не из Москвы

  • 11 ноября 2009 в 11:53 • #
    Михаил Зырянов

    Сергей, попробуйте разместить свой вопрос о подрядчике аренды в теме "ТРЕБУЮТСЯ ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ" в нашей группе(http://www.professionali.ru/Topic/17780251), возможно, подрядчики откликнутся.

  • 9 ноября 2009 в 06:39 • #
    Андрей Кармаданов

    Я бы порекомендовал VMware ESXi. Дешево (дешевле ESX), а при некоторых ограничениях - бесплатно. Удобно, при грамотном планировании распределения серверов не влияет на производительность. Однако, не очень хорошо (медленно) работает с серверами баз данных с большим числом транзакций.

  • 9 ноября 2009 в 06:59 • #
    Сергей Кораблев

    спасибо за ответ, Андрей! А что можете порекомендовать, если речь идет о серверах баз данных с большим числом транзакций?

  • 10 ноября 2009 в 13:48 • #
    Сергей Мацкевич

    Насколько большим? Возможно, под него нужен будет отдельный сервер.

  • 16 ноября 2009 в 00:09 • #
    Андрей Кармаданов

    Да, полностью согласен с Сергеем Мацкевичем. Под базу данных лучше держать отдельный сервер.
    Скачайте ESXi, установите куда-нибудь и потестируйте. Для переноса физичекой машины на ESXi можно использовать конвертер P2V, тестовую версию

  • 12 ноября 2009 в 22:54 • #
    Дмитрий Мосолов

    2. Покупка одного сервера, на котором можно консолидировать множество серверных и прикладных программ Вам вряд ли походит - надежная виртуалицация может быть только на кластере. А это минимум пара приличных серверов + SAN хранилище. Зато действительно все будет в шоколаде.

    1. Аренда - более оптимальное решение. Возможно даже не все 5 серверов Вам стоит арендовать - адерндовать можно только сервисы. Это доступнее и надежнее.
    Если уточните требования к серверам в личку - попробую что нибудь посоветовать из хороших SaaS и VPS провайдеров.

  • 12 декабря 2009 в 12:16 • #
    Денис Ларькин

    Я бы в Вашем случае предложил совместить оба решения: покупка двух-трех серверов под необходимые Вам задачи и виртуализация их (тут на любителя Citrix Xen, MS Hyper-V, VMWare ESX (esxi)) Если админы виндовые, то лучше MS, если без разницы, то VMWare ESXi. Часть сервисов если возможно переместить в "облака" например роль пограничного почтового сервера, легко отдается например томуже MS Forefront online security for exchange и стоит 1.5 доллара в месяц на человека. По моим расчетам в компании на 50 человек, сервер даже с бесплатным ПО (linux+sendmail+spamassasian+clamAV) окупит себя только через 3 года. Если в компании сами хостят веб приложения, возможно имеет смысл рассмотреть вынос их на хостинг, как рекомендовали коллеги Выше. На счет AMAZON не стоит спешить, не давно как раз проскакивала новость, что хакеры получили доступ к системной панели сервиса... но хостингов много.

    Самое главное не делить все "Один сервер" или "все в аренды". один сервер - одна точка отказа, сервер упал все встало.