ИТ — центр затрат или стратегический актив?

ИТ — центр затрат или стратегический актив?

Добрый день, коллеги.

Хочу обсудить с Вами интересную для меня тему. Надеюсь, и Вам она покажется интересной.

Как Вы считаете, что является основным активом бизнеса? Движущей силой, которая развивает бизнес? Ответ прост — люди! Сотрудники Ваших компаний, Вы сами. Все мы стремимся достигать успеха в своем деле, объединяя усилия, мы движем за собой наши компании. На этой простой идее компания Microsoft создала концепцию — People Ready Business. Смысл этой концепции прост — бизнес инфраструктура должна быть ориентирована на сотрудника, таким образом, чтобы максимально устранить все рутинные операции, которые выполняет любой сотрудник.

Какие это операции:

  1. Коммуникации с коллегами, партнерами и клиентами.
  2. Генерация информации.
  3. Поиск информации и ее анализ и последующее принятие решения.

Согласитесь, каждый делает это. Вне зависимости от типа или структуры бизнеса.

Какие возможности есть, чтобы максимально снизить рутинные операции? Упростить коммуникации? Повысить доступность сотрудников, при это повышая их мобильность? Как получать выгоду от лавинообразно растущего потока информации? Как контролировать его при этом обеспечивая доступность информации для широкого круга сотрудников или клиентов?

Даже если Вы не владелец компании или не входите в число ТОП-менеджеров, Вы как эффективный сотрудник задумываетесь как минимум над повышением продуктивности собственной деятельности.

Я не хочу рекламировать Microsoft, но прошу Вас уделить время и прочитать статью на сайте MS, это займет у Вас еще 5–10 минут —

http://www.microsoft.com/rus/bpio/default.mspx

Microsoft опираясь на концепцию People Ready описывает путь, при котором ИТ инфраструктура эволюционирует от хаоса в данных, неавтоматизированных процессов, нескоординированной инфраструктуры к инфраструктуре, оптимизированной для решения пользовательских задач и обеспечивающей новые возможности ведения бизнеса.

Теперь, я хочу перейти непосредственно к моему вопросу. Все очень хорошо и красиво, не правда ли стройная идеология? Но! Для эволюции ИТ необходимо движение, это очень серьезные изменения и не только инфраструктурные, но и организационные.

Уверен, если Вы эффективный ИТ директор или руководитель отдела АСУ, то Вы прекрасно поймете о чем говорит MS и какие процессы влечет за собой такая эволюция.

Я же хочу взглянуть на ИТ со стороны бизнеса. На каком уровне сейчас ИТ по модели зрелости MS? В подавляющем большинстве это базовый.

Бизнес в общем случае воспринимает ИТ как центр затрат. Это черная дыра которая сосет деньги. Нет, практически, ни какой связи между непосредственно зарабатыванием денег для компании и ИТ.

К примеру — банк. Банки, без ИТ жить не могут. Но! Кто зарабатывает деньги в банке? Кредитный отдел, кассовое обслуживание, инвестиционные подразделения. Что делает ИТ для зарабатывания денег в банке — ничего! Конечно, кто-то из Вас будет спорить, ведь без ИТ даже кассир в банке работать не сможет. Да, это действительно так. И поэтому банк тратить деньги на ИТ. Почувствуйте разницу — тратит деньги, а не инвестирует в развитие. Я уверен, что среди Вас есть представители прогрессивных банков или других компаний, которые опровергнут эту точку зрения. Конечно, сейчас уже есть компании видящие стратегическую ценность в ИТ, но это капля в море.

Еще один пример, может быть более явный. Производство. Какая роль ИТ на современных крупных предприятиях? Как ее воспринимает ТОП-менеджмент? Именно как центр затрат. Ни кто не инвестирует в ИТ. Да покупают ERP системы, но это не инвестиции, это затраты на ИТ для автоматизации управления предприятием. С ERP и автоматизацией тех. процессов, все проще, это то, что нужно менеджменту предприятий. С ИТ инфраструктурой все гораздо сложнее. Бизнес не видит ни какой связи между ИТ инфраструктурой и развитием предприятия. Тратят, потому что это надо ИТ подразделению, для обслуживания и поддержки систем. Нужно ИТ, а не бизнесу.

В результате ИТ или совсем не развивается или движется путем непомерных усилий конкретных ИТ директоров.

Мой ключевой вопрос — что нужно сделать, чтобы бизнес увидел стратегическую перспективу в ИТ инфраструктуре? Чтобы информационная инфраструктура стала бизнес инфраструктурой, а ИТ подразделение из обслуживающего персонала перешла в разряд бизнес персонала, развивающего и двигающего бизнес.

343
  • Тема закрыта
Комментарии (5)
  • 22 апреля 2009 в 09:55 • #
    Геннадий Беседин

    Замечательно.
    Микрософт просто слямзила концепцию "Информация по требованию" у IBM. Не верите? Почитайте сайт IBM, они уж лет как 8 толкают свой концепт.

    Ответ на вопрос "что нужно сделать, чтобы бизнес увидел стратегическую перспективу в ИТ инфраструктуре?" прост: разумные руководители давным давно увидели это. И если кто-то еще не допер - это их большая проблема.

  • 22 апреля 2009 в 10:05 • #
    Александр Руднев

    Геннадий, MS просто донесли это понятным языком. Концепция же была разработана еще раньше Gartner. На основе этой модели HP создали свою, IBM свою, а за ними и MS. По сути все одно и тоже, но MS как-то доступнее. Лично я мозг сломал, когда пытался в HP вникнуть.

  • 22 апреля 2009 в 10:22 • #
    Геннадий Беседин

    Александр, Gartner я не читал. Обратите внимание на временной интервал между выходами "толкований" Gartner (кстати, а когда концепция появились у Gartner?).

    С моей колокольни у IBM все понятно.
    Можно ссылку на материалы Gartner?

  • 6 мая 2009 в 00:01 • #
    Михаил Плисс

    Ошибка. Люди не являются стратегическим активом. Тех людей, которые таким активом являются, в компаниях от 1 до 6% максимум. Это причем социологический закон. Он везде. В интернете 6% авторов пишут то, что другим интересно читать, в популяции зверей 6% лидеров. Так и в любой группе 6% золото - остальное говно. Причем эти 6 % - далеко не всегда топы. 94% - это станки. Когда я работал в западной компании, там станок по обертыванию пленкой палет не купили, так как в европе посчитали, что люди у нас обойдутся дешевле. Большая часть людей - не актив. Соответственно и бизнес-инфраструктура, которая обслуживает большую часть народа, должна быть ориентирована на сокращение затрат.

  • 15 мая 2009 в 09:28 • #
    Дмитрий Гунин

    Люди, действительно, не ахти какой актив бизнеса. Эта мысль существует ровно столько, сколько существует промышленность. Иначе никто из бизнесменов не стал бы "заморачиваться" автоматизацией. Другой вопрос, что вот те 6-10% (в идеале 10%), которые являются "золотым фондом" бизнеса ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ реализовывать свою функцию в рамках бизнеса МАКСИМАЛЬНО ЭФФЕКТИВНО, а вот уже под это и ориенторованы программы поддержки Гартнера (пардон, лень переключать на латиницу), Хьюлет, АйБиЭм и пр. пр. пр. Как следствие, высокоразвитые и ориентированные на ДОЛГОВРЕМЕННОЕ пребывание в бизнесе конкретной компании ТОПы и ключевые специалисты ОДНОЗНАЧНО ОБЯЗАНЫ ПОНИМАТЬ, что ИТ - стратегический инструмент - заметьте, не актив, а ИНСТРУМЕНТ. А стоимость конкретного инструмента ДОЛЖНА быть оценена исходя из конкретных реалий конкретной компании как бы это не выглядело прискорбно для нас, ИТ-шников. Тогда КАЖДЫЙ КОНКРЕТНЫЙ ТОП, или конкретное предприятие, или его владелец (владельцы) определяются со схемой финансирования ИТ - инвестирование или вынужденное терпение. И ключевой вопрос: инвестирование кто и как будет обосновывать/расчитывать??? По стандартной методологии Прожектов, бизнес-планы? А судьи кто??? А объективный измеритель что??? Уж слишком глубоким надо быть управленцем ТОПу для того, что бы РЕАЛЬНО осознать В КАКОМ МЕСТЕ и КАК ИМЕННО ИТ ПРЯМО влияют на его результаты... Жаль, конечно, но, мне кажется, я уже выйду на пенсию к тому времени, когда так будет реально в жизни... :-(