Видеоконферецсвязь

Хочу вынести на обсуждение вопрос организации видеоконферецсвязи (ВКС) в компаниях. Считаю, что это весьма актуальная на данный момент тема, хотябы уже в плане экономии средств.
Интересуют в первую очередь многоточечные варианты между удаленными подразделениями. Какие существуют решения, технологии, ПО, оборудование. Про какие подводные камни необходимо знать. А самое главное, у кого какой успешный или не успешный опыт.

520
Комментарии (57)
  • 18 февраля 2010 в 18:48 • #
    Александр Лещинский

    Технически обсуждать вопрос (пока) не буду, скажу только личное мнение - видеомания это фетиш

  • 18 февраля 2010 в 22:03 • #
    Сергей Геокчоглян

    К сожалению часто приходится сталкиваться именно с фетишем руководства. смысл строить конференцию в отдельно взятом предприятии? Во-первых, расходы превысят пользу, во-вторых, личное общение исключает игры подчинённых. Если брать масштабы МЧС, ГАЗПРОМ, то это конечно единственное решение. Но только увольте от подобного когда офис занимает 2-3 этажа одного здания.
    Может я и не прав

  • 27 февраля 2010 в 02:17 • #
    Рушан Якубов

    Вся штука в этом - "Основная польза ВКС - экономия территориально распределенных организаций на расходах, связанных с командировками, и ускорение принятия управленческих и других важных решений." (Михаил Зырянов ниже написал об этом)

    Зачем идти на второй этаж, когда можно сделать видеозвонок? Да и с контрагентами общаться по видео тоже не помешает.

    Решения - ну хотя бы скайп.

  • 18 февраля 2010 в 19:12 • #
    Михаил Зырянов

    Михаил, вот реальный опыт:
    http://www.osp.ru/cio/2010/1/11040380

    Я знаю, что ВКС применяют "Роснефть", "М.Видео", "Вимм-Билль-Данн Продукты Питания", Трубная металлургическая компания и ряд других компаний, а также Пенсионный Фонд, Федеральное казначейство, Федеральная миграционная служба, Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) .

    Основная польза ВКС - экономия территориально распределенных организаций на расходах, связанных с командировками, и ускорение принятия управленческих и других важных решений.

  • 18 февраля 2010 в 19:22 • #
    Игорь Зуев

    МЧС России также применяет ВКС, система построена по всей России матушке, соглашусь с Александром, у нашего руководства это фетиш, если требуется более подробная информация пишите.

  • 18 февраля 2010 в 19:30 • #
    Михаил Зырянов

    Игорь, спасибо большое, что напомнили еще об одном направлении применения видеоконференцсвязи, которую МЧС берет на вооружение, - о телемедицине: http://www.osp.ru/cio/2007/08/4326366/

  • 18 февраля 2010 в 19:34 • #
    Игорь Зуев

    Михаил, могу более подробно описать строение системы с применямыми технологиями, если необходимо!!!!!

  • 18 февраля 2010 в 19:38 • #
    Михаил Зырянов

    Игорь, буду признателен! Если, конечно, это не отнимет у Вас много времени. Можно прямо в почту: #.

    Спасибо большое!

  • 20 февраля 2010 в 05:15 • #
    Рамиль Гирфанов

    мне тоже интересно. если не трудно в почту #

  • 27 февраля 2010 в 02:15 • #
    Рушан Якубов

    В точку. Даже на малых предприятиях они нужны. Например, чтобы сотрудник мог работать удаленно.

  • 18 февраля 2010 в 20:17 • #
    Евгений Бялый

    Михаил!
    Доброе время суток!
    Если будет интересно, готов поделиться опытом нашей компании!

  • 18 февраля 2010 в 20:33 • #
    Анатолий Гурский

    Очень актуально - по своему опыту - CSC, Hughes, Raytheon, etc.

  • 18 февраля 2010 в 20:38 • #
    Михаил Малышев

    Системы ВКС используются по-разному. В телемедицине, для проведения совещаний, для дистанционного обучения и даже для удалённой поддержки пользователей.
    Компания Adobe предлагает решение Acrobat Connect Pro.
    Подробное описание можно посмотреть тут:
    http://www.adobe-connect.ru/
    Готов ответить на вопросы по почте #

    С Уважением,
    @mbmal

  • 18 февраля 2010 в 23:52 • #
    YOUPORN.COM YOUPORN.COM

    пользуемся скайпом... и не паримся...

  • 19 февраля 2010 в 09:45 • #
    Сергей Мацкевич

    +1

  • 19 февраля 2010 в 11:05 • #
    Михаил Семакин

    ну мы тоже пользуемся, но как вы сможете организовать в skype групповую ВКС на 15 и более удаленных друг от друга точек?

  • 19 февраля 2010 в 01:39 • #
    Юрий Нестеркин

    Игорь, Евгений, было бы очень интересно узнать про применённое решение ВКС.
    У нас сейчас нарождается задача - многоточечная (пока 4 филиала, потом м.б. до 12) связь. Скайп не подходит по параметрам секретности - никто не гарантирует уровня его защиты.
    Стоял ли у Вас такой вопрос, если да - как решался?

  • 19 февраля 2010 в 04:53 • #
    Дмитрий Зайцев

    У скайпа закрытый протокол, который еще не взломан (хотя некоторые сообщения проскакивали). Так что организация большой системы там, где можно обойтись готовым скайпом - лишь дань паранойе ;-)

  • 19 февраля 2010 в 08:38 • #
    Михаил Малышев

    Коннект устанавливается в локальную сеть, так что все данные в вашем распоряжении.

  • 24 февраля 2010 в 14:53 • #
    Налетов Александр

    Защитить видеотрафик можно, но сложно - шифраторы нужны мощные, да и все равно получите ухудшение качества.

    Хотя для скайпа и качества CIF (352х288) 10-15 кадров/с это не существенно.

  • 19 февраля 2010 в 07:21 • #
    Константин Новоселов

    Мы пользуемся Скайпом для организации телеконференций. Бесплатность и уровень секретности нас устраивают.

  • 19 февраля 2010 в 08:36 • #
    Павел Дугаев

    Используем систему объединенных коммуникаций от Microsoft. Аудио и видео конференции, интеграция с телефонией, электронной и голосовой почтой, IM, контроль присутствия, интеграция с офисными приложениями. Внедряем у крупных заказчиков (от 500 пользователей). По сравнению со скайпом есть масса преимуществ

  • 19 февраля 2010 в 10:57 • #
    Михаил Семакин

    Речь я так понимаю идет об Office Communication Server... Я ни как не смог выудить в интернете информацию о функционале сего продукта в плане проведения групповых ВКС (как мне уже давно не странно, на сайте microsoft нормальной информации об этом нет, ну или ее очень сложно найти/понять).
    Если есть время, можете в кратце обрисовать реальность и на что оно способно?

  • 19 февраля 2010 в 11:42 • #
    Павел Дугаев

    Сложновато вкратце. По функционалу применительно к ВКС
    1. Многоточечные конференции в стандартном режиме реализованы таким образом, что одновременно можно видеть только одного человека. Решается использованием оконечных устройств 3-х вендоров (Polycom)
    2. Интеграция с телефонией (можно участвовать в конференциях голосом по телефону)
    3. Есть возможность подключать к конференциям внешних пользователей (например партнеров или клиентов)
    4. По пропускной способности канала. 2-хстороннее видео нормально работает при пропускной способности 250k в каждую сторону. Звук работает от 56k
    5. Безопасность. Используется AD-аутентификация, шифрование обеспечивается за счет использования PKI, на транспортном уровне TLS, HTTPS
    6. Клиенты хорошо работают под Windows, для остальных есть варианты веб-доступа
    Надо понимать, что это решение более общее, чем просто ВКС. Соответственно ценность от внедрения выше
    Если есть конкретные вопросы или нужна более детальная информация - могу ответить по почте #

  • 19 февраля 2010 в 11:59 • #
    Михаил Семакин

    понятно, спасибо

  • 19 февраля 2010 в 09:21 • #
    Глеб Щукин

    для организации видеоконференции создали сервис для аутсорсинговой организации ВКС (http://umtel.ru/conference). Преимущества - отсутствуют капитальные затраты на приобретение и запуск ВКС, минусы - ежемесячные операционные расходы. Также имеется бесплатная возможность ознакомиться детальнее с сервисом (http://umtel.ru/conference/demo_conf).

  • 19 февраля 2010 в 09:42 • #
    Михаил Семакин

    Спасибо всем за реакцию.
    1. Для нас это явно не фетиш руководства. Месячные расходы на командировки в компании большие и их уменьшение хотя бы на треть позволяет говорить об окупаемости почти любых решений. Тут еще важно учитывать, сколько ценного времени теряют дорогие сотрудники в дороге
    2. В нашем случае, основной проблемой я вижу качество интернет-каналов на местах. Большую долю нашего присутствия составляют небольшие города, где с Интернетом мягко говоря все оставляет желать лучшего

  • 19 февраля 2010 в 12:07 • #
    Василий Сиваков

    Внедрили решение от Polycom для проведения видеосовещаний с удаленными филиалами. Руководству очень нравится. Телефонные конференции не дают полного представления о состоянии собеседника и степени знания обсуждаемого вопроса. Когда идет обсуждение глаза в глаза, то спрятататься некуда. Второй момент - это командировки. Частые выезды в удаленные филиалы невсегда возможны.

    Polycom представляет многоточечные решения как в виде отдельных териминалов, так в виде софтовых решений. Выбирали между Polycom-ом и Tamberg - ом. Остановились на первом по оптимальности цена-качество. В плане настройки была небольшая заморочка с сервером.

  • 19 февраля 2010 в 12:26 • #
    Айдар Исаев

    В нашей компании вот уже несколько лет существует такой сервис в режиме точка-точка на оборудовании Polycom.
    На практике выхлоп очень маленький, операционные расходы по травелам не снизились.
    Один из выводов, да это красивая идея не принятая для реального применения. Чтобы применять технологию массово нужно чтобы оно стало частью культуры общения.
    Поддежать все это удобством и простотой использования, плюс тренинг, безупречный сервис и тех поддержка.

    И мое субъективное мнение: Я не думаю, что видео конференция сможет на 100% заменить реальное общение, но может быть сократить.
    На пример, бизнес не будет применять эту технологию для установления контакта или принятия важных решений.
    И еще, даже при внедрении не стоит позиционировать это решение как панацею позволяющую сократить все травел косты. А ограничить scope применения решения: статус митингами по проектам, оперционными митингами и т.д.

  • 19 февраля 2010 в 12:46 • #
    Gregory Krasnozhenov

    Как и любое общение, видео-конференция тем эффективнее, чем более подготовлены участники.
    При высоком уровне "культуры" обсуждений видео-конференция имеет чуть большую эффективность, чем конференц связь телефонная. Потому что подавляющее число людей в России невербальные знаки не читает и не использует. Практика показывает, что для "обычных" людей общение даже не в ICQ а e-mail гораздо эффективнее, так как формат письма заставляет их сосредотачиваться на проблемах, опускать лишнее и "стараться" понять собеседника. Всё вышесказанное верно для окнференций в формате "обсуждений". Так называемых "совещаний".
    Для консультаций, особенно -узко профессиональных (например: системное администрирование, инженерные, медицинские...) видео-конференция, конечно, предпочтительна перед любыми другими видами со-общения. Причина понятна: поток информации не несет лишнего и четко направлен, а визуальная составляющая его обогащает.
    Вывод: для проведения совещания использовать видео-конференцию в большинстве компаний нецелесообразно. Достаточно громкой связи. Для проведение профессиональных консультаций - целесообразно весьма.

  • 19 февраля 2010 в 14:16 • #
    Михаил Семакин

    Не могу полностью согласиться с последним выводом, и звучит он как приговор видео-конференциям в мировом масштабе :)

    Конечно, групповая видео-конференция не является полноценной заменой совещания вживую. Но, позволяет экономить время и деньги. А телефонная конференция имеет свой ряд недостатков.

    Но я согласен, что просто внедрить ВКС недостаточно, нужно еще и предусмотреть реальные стимулы для целевых пользователей

  • 19 февраля 2010 в 14:37 • #
    Юрий Нестеркин

    Согласен.
    Добавлю о своём, что вопрос безопасности связан не с паранойей как таковой (вся безопасность с ней связана), а с требованием органов - у нас есть секретность. Отсюда желательно наличие сертификата устойчивости защиты передачи по открытым каналам.

  • 19 февраля 2010 в 15:03 • #
    Михаил Семакин

    Еще выскажу свое мнение, что очень привлекательно выглядят решения от аутсорсеров ВКС....
    1. Начальные вложения минимальны.
    2. Далеко не факт что свой собственный видеосервер + интернет-канал переварят большое количество точек. Тут еще следует учитывать, что скорость от каких-нибудь удаленных точек до вашего центра может оказаться значительно ниже, чем межу этой точкой и аутсорсером ВКС.
    3. Если фишка с ВКС не покатит, то почти ни чего и не теряем

  • 19 февраля 2010 в 15:50 • #
    Александр Кулибаба

    Михаил, мы организуем конференц связь при помощи программных средств. Это и экономично и удобно. Более того в нашем продукте существует возможность асинхронной беседы, другими словами - видео-сообщения, которые впоследствии монтируются в единую беседу.

  • 19 февраля 2010 в 15:51 • #
    Александр Кулибаба

    Добавлю. Естественно, все идет через ваши сервера и по шифрованным каналам.

  • 19 февраля 2010 в 16:48 • #
    Юрий Нестеркин

    "Фиксация договорённостей в единой системе приучает сотрудников отвечать за свои слова и выполнять задачи в срок."
    Золотые слова...
    Скажите пожалуйста, а шифрованный канал у вас имеет какие-нибудь документы, по уровню стойкости - для предъявления ответственным товарищам.

  • 19 февраля 2010 в 18:14 • #
    Александр Кулибаба

    Юрий, мы используем стандартный протокол SSL. Это стандарт шифрования WEB трафика. Заход в систему осуществляется через HTTPS. По этому протоколу можно найти любую документацию для предъявления товарищам)

  • 20 февраля 2010 в 21:24 • #
    Андрей Малаховский

    Ребят, а кто нибудь вообще слышал о SIP-телефонии?

    вот тут на основном Казахстанском провайдере написано немного об этом, пожет кто что нового для себя откроет :)
    http://www.telecom.kz/index.php?actn=business&uin=1255335633&lang=rus

  • 23 февраля 2010 в 16:44 • #
    Talat Numanov

    Ест така программа FOSS, называется Asterisk. Опка сам не пробовал но для ВКС в небольшой организации может подойти в полне

  • 27 февраля 2010 в 02:27 • #
    Рушан Якубов

    Asterisk глючит, обрывы связи, дорогущее оборудование (плата - 60-90 т.р., сервер - под тыщи 3-5 зеленых)

  • 24 февраля 2010 в 14:30 • #
    Юрий Ерохов

    Tandberg - почти 20 точек в России чуток СНГ
    Radvision Scopia IBM Sametime
    all integrated

    сэйлс совещания с RSD - основное

    президент дэй
    тренинг онлайн
    просто приятно не только слышать но и видеть собеседника

    контролеры отчитываются о существенной экономии
    экономия работает при активном контроле за трэвэл - без этого в массы не пойдет

  • 26 февраля 2010 в 09:34 • #
    Михаил Семакин

    если можно ссылочку, где можно посмотреть в каких городах есть точки

  • 27 февраля 2010 в 11:00 • #
    Юрий Ерохов

    я описал нашу инфраструктуру..думаю список представительств Данон Вам не очень пригодится

  • 27 февраля 2010 в 11:09 • #
    Михаил Семакин

    я просто подумал, что вы арендуете специально подготовленные студии в городах :)

  • 24 февраля 2010 в 14:57 • #
    Налетов Александр

    Обычно делают несколько специализированных переговорных в разных регионах с хорошим качеством.
    По оборудованию (не сочтите за рекламу).

    Если смотреть сегмент верхнего уровня, то там однозначный лидер Tandberg.
    Работает на любых каналах (спутник, через обычный Интерент и т.п) с прекрасным качеством и стабильно. Но дорогой.

    Polycom хуже, на спутнике постоянные проблемы.

  • 25 февраля 2010 в 12:52 • #
    Петр Артамонов

    Не овсем про ВКС, но "в связи". Может кто-то, кто пользовался поделится опытом. Хочется не просто "посмотреть в глаза" собеседнику. Хочется параллельно порихтовать эхельный/вордовый файл и посмотреть на лежащую на столе бумажку (типа, сканер). Есть подобные решениия?

  • 25 февраля 2010 в 13:13 • #
    Налетов Александр

    Если говорить про верхний сегмент.
    Для работы с бумагами есть т.н. документ-камера, что-то типа цифрового кодоскопа.
    Шаринг приложений ИМХО тоже должен быть. Точно есть передача слайдов из PowerPoint.

    Для простых софтверных. Шаринг приложений в большинстве ПО есть.
    Скан бумаги в виде tiff или pdf можно показать через шаринг соответствующего приложения.

  • 26 февраля 2010 в 00:15 • #
    Петр Артамонов

    Я понимаю, что все это можно собрать. Вопрос в том не видел ли кто этого "в одном влаконе" и если да, то насколько оно удобно не подготовленному юзеру.

  • 26 февраля 2010 в 06:48 • #
    Налетов Александр

    Однозначная проблема с бумажными документами. Если смотреть полностью А4 текст меньше 12 птч в принципе не читается.

    Обучить пользователей работать со всем этим удается редко. Как правило, нужен выделенный оператор (если речь идет о переговорных комнатах с ВКС).

  • 26 февраля 2010 в 17:20 • #
    Михаил Семакин

    На данный момент решили делать ВКС на онлайн-сервисе VideoPort.ru ...
    Обоснование:
    1. Тесты показали хорошую скорость и качество звука/видео для большого количества наших точек. Программа-клиент не требовательна и может подключаться даже через прокси. Единственный минус (для нас) - нет версии под Linux.
    2. Основным применением ВКС пока планирум средние и большие ролевые конференции. У ВидеоПорта вполне подходит для этого сервис "Селекторное совещание". Сомневаюсь, что для нас реально обеспечить собственным сервером и каналом (без участия провайдера) вещание видео на более 50 удаленных точек
    3. Доступная цена, которая сразу экономит командировочные расходы. Минимум расходов на оборудование (мы сами этим всем оборудованием торгуем).

    ... параллельно тестим вот это:
    http://code.google.com/p/openmeetings/
    весьма интересно для организации небольших видео-конференций на своей базе и, к тому же, бесплатно. Клиент работает на флеше (через браузер) и для Linux тоже особых проблем нет.

  • 1 марта 2010 в 20:15 • #
    Яна Волконская

    Михаил!
    Продуктов, которые сейчас предлагает рынок - миллион и высказанные выше мнения - тому подтверждение. Если позволите, то основной момент при выборе того или иного продукта - это задачи, для решения которых Вы планируете внедрение ВКС. Если это уменьшение костов на командировки без изысков и фетишизма бизнеса, то вполне подойдет OpenSource решение + 30$ за веб-камеру. Если речь идет о более серьезных требованиях бизнеса и заделе на будущее + готовность потратить некоторую сумму, то круг сужается, пропорционально числу требований. Второй момент, на который важно обратить внимание, - это Ваше спокойствие. Поясню: если есть достаточный штат квалифицированных специалистов, которые будут в любое время, когда вздумается бизнесу, ложиться костьми, чтобы все работало, то можно сэкономить на продукте. Если нет, то претензии бизнеса, как показывает практика, летят в сторону IT руководства.
    Что касается сомнений в пропускной способности каналов, то большинство вендоров через партнеров предлагают услугу тестирования своего оборудования. Стоимость этой услуги = 0 руб 00 коп. Здесь готова поспособствовать не только рассуждениями.
    На тему "в одном флаконе" (телефония и ВКС) у того же Tandberga есть красивые решения http://www.tandbergrussia.ru/products/tandberg-video-voip.jsp, но вопрос опять же: Какие требования?

  • 2 марта 2010 в 09:27 • #
    Михаил Семакин

    Основная цель: уменьшение расходов на массовые сборы для проведения собраний и разных совещаний в центральном офисе. При этом, важнейшей частью этих расходов является время сотрудников в пути

    Как я говорил выше, решения на OpenSource (и не только) мы тестируем, но на это надо время (пока нет возможности полностью загрузить этим хотя бы одного сотрудника), а также необходимо установить свое оборудование у провайдера (относительно нас пока не вижу другого решения проблемы с исходящим трафиком). Поэтому, услугу аутсорсинга ВКС я вижу оптимальной пока по затратам времени и денег.

    Рассматривали решения на оборудовании Tandberg, VCon и др., но пока не видим смысла так вкладываться, тем более, что основную проблему - медленный и ненадежный Интернет в некоторых городах, они не решат.
    Обращались к одному из партнеров Tandber и др. - предоставить оборудование на тестирование они отказались, сказав что они так ни когда не делали.

  • 2 марта 2010 в 20:37 • #
    Яна Волконская

    Аутсорсинг - здорово! Но аутсорсится не сама ВКС и каналы связи, а только сервер ВКС. При этом вопрос: не смущает оставлять все координаты и конференции 3-му лицу? Служба безопасности не против? С этой точки зрения OpenSource выглядит привлекательнее.
    А требования, о которых я писала, это требования бизнеса к конференции. То, что участники увидят картинку, пожалуй, не стоит сомневаться, а вот что хочется от картинки: степень (радиус) охвата камерой, разрешение, возможность дистанционно управлять камерой (поворот, фокусировка)? Веб- камера охватывает только лицо человека, сидящего перед монитором. Зал она не охватит. Как раз по этой причине один из наших партнеров думает о замене оборудования ВКС. Внедрили, а разрешающая способность оборудования низкая. Бизнес, который говорил, что им ничего не нужно, остался недоволен.
    Желательно сформулировать, что хочется от сервера: количество точек в конференции одновременно, возможность переключения с точки на точку, картинка в картинке, возможность полноэкранной презентации..
    Ответив себе на эти вопросы (искренне советую сделать это устами бизнеса!!!) Вы определитесь с решением.
    Еще один посыл из практики: ВКС - очень деликатная вещь и если она будет неудобна именно Вашему бизнесу, то пользоваться ей не будут. Это трижды зря потраченные деньги: Ваше время на тесты, покупка решения, на котором остановились и... командировочные.

  • 3 марта 2010 в 09:43 • #
    Михаил Семакин

    Все что Вы перечислили справедливо и я тоже задавался этим вопросами. Мы были очень ограничены во времени, завтра проводим первую большую видеоконференцию (по рабочим вопросам, но в тестовом режиме). И я заинтересован, чтобы уже на начальном этапе защитить хороший бюджет на данную инновацию для нашего бизнеса, потому что потом будет сложно с обоснованием, и делать это, конечно, я собираюсь на языке понятном бизнесу. Согласен, ВКС вещь деликатная и делать ее "на коленках" - себе в убыток и именно так, по всей видимости, и разочаровываются в этой идее. Спасибо за пост, постараюсь это донести до руководства :)

  • 26 февраля 2010 в 19:19 • #
    Виктория Хамидова

    Не убуд описывать тех. часть, но скажу что у нас удачный опыт. У нас филиалы находятся в разных городах - общение по телефону, почте не всегда эффективно, особенно обсуждение вопроса, волнующего например 3 территориально удаленных филиала одновременно. Мы проводим видео конференцию - считай совещание, где могут принимать участие сразу несколько филиалов. Плюсы очевидны: живое (по видео связи) общение всегда лучше, чем иной вид общения.

  • 27 февраля 2010 в 13:47 • #
    Татьяна Малинина

    не сочтите за рекламу, 4 марта мы проводим в Питере семинар "Видеоконференцсвязь: каждому своя", участие бесплатное. будет демо-оборудование, рассказ о производителях - лидерах в этой области и сеанс связи нашей аудитории с 2мя точками - московским дистрибьютором и представительством Tandberg в Москве. кому интересно, пишите #, пришлю приглашение.

  • 27 февраля 2010 в 15:28 • #
    Михаил Зырянов

    Кстати, коллеги из журнала "Сети" проводят круглый стол "Видеоконференции и системы коллективной работы: от экономии расходов к перестройке бизнес-процессов". Для представителей организаций-заказчиков участие в круглом столе бесплатное, так что регистрируйтесь и приходите, коллеги будут рады.

    Подробную информацию можно будет найти здесь:
    http://www.ospcon.ru/event/kruglyi-stol-videokonferentsii-i-sistemy-kollektivnoi-raboty-ot-ekonomii-raskhodov-k-perestroi