Top.Mail.Ru
"Морской фасад" построит "Орловский тоннель" под Невой?

"Морской фасад" построит "Орловский тоннель" под Невой?

«22.02.2010

В конкурсе на строительство Орловского тоннеля будет участвовать лишь одна компания. Из ожидаемых четырех консорциумов интерес к проекту проявило только ООО «Невская концессионная компания» группы Vinci.

Губернатор города Валентина Матвиенко считает, что этот факт показывает заинтересованность со стороны бизнеса городскими инвестиционными проектами.
На прошедшей неделе состоялось вскрытие предложений участников конкурса на право заключения конкурсного предложения о проектировании, строительстве, финансировании и эксплуатации Орловского тоннеля. «Конверт» был только один. Это предложение ООО «Невская концессионная компания», созданного на базе французской группы Vinci. Это крупнейшая европейская строительная компания, реализующая такие инфраструктурные объекты, как дороги, мосты, туннели, аэропорты и паркинги.
Напомним, что Орловский тоннель является важнейшим городским инфраструктурным проектом. Это автодорожный тоннель под Невой, который должен соединить правый и левый берега Невы в районе Пискаревского проспекта и Смольной набережной. Предполагается, что этот объект с пропускной способностью в 60 тыс. автомобилей в сутки решит проблему соединения левой и правой части центра города в период летней навигации и разводки мостов. Несколько раз сроки реализации проекта отодвигались из-за кризиса, хотя первоначально планировалось построить объект уже в 2012 году. Согласно сметной документации, стоимость тоннеля около 1 млрд EUR. При этом в его финансировании в равной степени должны принять участие компания-концессионер, Петербург и федеральный инвестиционный фонд.
Согласно резюме технической части конкурсного предложения, Невская концессионная компания предлагает построить под водой два тоннеля общей протяженностью более 2 км. При этом расстояние между ними будет около 15 м. А до дна реки минимальное расстояние – 13 м. Ширина проезжей части каждого тоннеля составит также 13 м. Участник конкурса предполагает, что прорыть подобный тоннель способна только техника немецкой фирмы «Херренкнехт». Напомним, что подобная техника сейчас привлечена для строительства главного канализационного коллектора города, а также станции метро «Обводный канал». Невская концессионная компания предполагает, что проектирование объекта продлится до марта 2011 года. В мае того же года планируется получить уже подтверждение госэкспертизы, а уже полностью открыть построенный тоннель к концу 2015 года.
«Сегодняшним фактом было показано, что проекты государственно-частного партнерства представляют интерес для крупных компаний», – резюмировала Валентина Матвиенко. Однако стоит напомнить, что 2007 году предварительную квалификацию для участия в конкурсе прошли четыре консорциума с участием иностранных компаний. Это ООО «Невская концессионная компания» (Vinci), ООО «Невский тоннель» (Strabag AG, Suri Holdings Limited, Zueblin AG, Egis Project SA), ЗАО «Буигпроект оперейтинг» (группа Bouygues) и Neva Traverse GmbH (Hochtief Construction AG, Hochtief PPP Solutions, Royal Boskalis Westminster NV). Отсутствие конкурсных предложений от трех остальных консорциумов градоначальница объяснила неблагополучной финансовой ситуацией.»

конец цитаты

«Руководители проекта «Морской фасад» (намыв территорий и строительство пассажирского порта на Васильевском острове в Санкт-Петербурге) участвовали 18 февраля в церемонии вскрытия конвертов конкурсных заявок на право заключения концессионного соглашения о проектировании, строительстве, финансировании и эксплуатации Орловского тоннеля под Невой в Санкт-Петербурге, хотя самостоятельно компания не подавала заявку. Как неофициально стало известно корреспонденту ИА REGNUM Новости, группа First Quantum Partners, реализующая проект «Морской фасад», стала одним из участников ООО «Невская концессионная компания» (НКК) — единственной компании, подавшей заявку на конкурс по «Орловскому тоннелю». Основной владелец этого ООО — французская компания Vinci.

В ООО "Управляющая компания «Морской фасад» корреспонденту ИА REGNUM Новости не подтвердили, но и не опровергли участие в конкурсе по «Орловскому тоннелю». Председатель председатель комитета по инвестициям и стратегическим проектам администрации Санкт-Петербурга Алексей Чичканов сообщил журналистам, что информация о составе НКК может быть обнародована примерно через неделю после изучения представленной заявки. Официальные итоги конкурса будут подведены 30 марта.

Напомним, что французская компания Vinci работает в Санкт-Петербурге с начала 2000 годов и, в частности, построила торговый центр «Радуга», а также будет участвовать в строительстве платной автодороги Москва-Санкт-Петербург. В мире компания широко известна как строитель тоннелей, мостов, зданий различного уровня сложности.

Группа First Quantum, подконтрольная депутату Госдумы РФ Виталию Южилину, является акционером Национальной контейнерной компании и некоторых других перевозчиков. Реализуемый входящими в группу компаниями проект «Морской фасад» является единственным успешным в последние годы инфраструктурным проектом в Санкт-Петербурге.»

Конец цитаты

«В кризис государство приходит на помощь. Сначала помогает оффшорам, затем олигархам, потом деньги кончаются. Страна раздает резервные фонды по карманам уже не первый месяц и общие суммы, пущенные на оздоровление экономики, исчисляются триллионами рублей. Кризисная обстановка дает бюрократам карт-бланш: финансирование можно за считанные дни пустить в любой мало-мальски «засвеченный» проект.

Как пишет «Фонтанка.Ру», расходная часть бюджета Петербурга на 2009 год вырастет на 12,1 млрд рублей. Большую часть дополнительных средств по поправке губернатора планируется направить на сферу обеспечения нуждающихся жильем, которая с учетом поступивших федеральных средств выходит на показатели прошлого года и составит 24 млрд рублей. При этом на 1,6 млрд уменьшится статья на расселение граждан из аварийного фонда. Однако, как отметил глава комитета финансов Эдуард Батанов, уменьшение происходит в связи с уточнением потребностей. Кроме этого, средства будут дополнительно направляться в сферу энергетики (1 млрд), на строительство Юго-Западной ТЭЦ (3 млрд), на выкуп облигационного займа «Морского фасада» (2 млрд рублей). На 200 млн рублей планируется достроить физкультурный центр для молодежи, столько же направить КБДХ — на содержание дорог. 162 млн выделят на ремонт 46-й больницы; 577 млн пойдут на лекарственное обеспечение и 156 млн рублей выделят комитету по социальной политике.

Читая весь список «через запятую», не сразу заметишь цифру в 2 миллиарда дополнительных рублей, предназначенных «Морскому Фасаду». Если раньше, по официальной информации, на этот проект планировалось потратить 1,5 миллиарда, теперь город будет готов пожертвовать в пассажирский порт 3,5 млрд рублей. Вот такой вот «секвестр».

При этом выкуп облигаций не создаст не одного нового рабочего места ни в городе, ни за его пределами (оффшорные компании – не в счет). Это финансовая операция, смысл которой в кризисный год понять уже невозможно. Очевидно, что в условиях кризиса финансовые показатели проекта «Морской фасад» значительно ухудшатся. Почему в этих условиях город, дефицит бюджета которого достигнет в этом году запредельных величин, должен увеличивать его финансирование, не ясно.

Финансовые аналитики в один голос утверждают, такие решения финансовых властей ведут город семимильными шагами к бюджетной катастрофе. Колоссальный дефицит бюджета в условиях углубляющегося финансового кризиса просто невозможно будет покрыть. У города нет ни своей ФРС, которая обладает наивысшей степенью доверия, ни своего ЦБ, способного печатать деньги. Государственные и тем более частные инвесторы либо вообще окажутся не в состоянии профинансировать такую дыру в бюджете, либо цена этих денег будет гигантской. Выходом может стать очередное сокращение расходов, например, после первого полугодия. Но «фокус» заключается в том, что деньги на покупку облигаций уже будут потрачены – еще в мартеи сокращать придется расходы на «социалку».

Сторонники выкупа облигаций в один голос говорят о десятках круизных лайнеров, которые томятся на рейде Санкт-Петербурга и не могут никуда причалить. Якобы, у каждого иностранного туриста на борту есть золотая «сотня» евро, которую он прямиком понесет в городскую казну. Противники, ссылаясь на экспертов в области портовой деятельности, говорят, что в новых условиях пассажиропоток едва ли в ближайшие пять-семь лет достигнет запланированных значений, финансовые показатели «Морского фасада» обрушатся, а, значит, облигации проекта получат статус «мусорных».

Объяснение ретивости чиновников, вероятно, следует искать в истории проекта «Морской Фасад». Для ответа на этот вопрос достаточно более пристально присмотреться к тем самым «стратегическим инвесторам», которые в 2005 году взялись за осуществление эпохального проекта. Интересные факты тогда опубликовала «Новая Газета»: «Дорогостоящий проект «Морской фасад» без конкурса был отдан в концессию некоей фирме ООО «Перспектива», которая зарегистрирована в городе Никосия, Кипр. Единственный учредитель этой компании — Marine Perspektiva (Cyprus) Limited. Построенных объектов у ООО «Перспектива» не было да и быть не могло — фирме без году неделя. «Морской фасад», стоимость которого оценивается в миллиард долларов (порядка тридцати миллиардов рублей), отдают ООО «Перспектива», у которого уставной капитал — десять тысяч рублей.

Юридическая схема строительства, заложенная в том же 2005 году, предельно сложна. На самом деле строить будет вроде как не одна компания, а сразу три — ООО «Морской фасад», УК «Морской фасад» и та самая «Перспектива». О разделении функций внутри данного триумвирата доподлинно почти ничего не известно. Известно другое: все три фирмы близки к британской компании First Quantum, которая, по мнению участников рынка, имеет отношение к депутату Госдумы Виталию Южилину.

В Питере Южилин известен в первую очередь благодаря тому, что подконтрольной ему компании Nasdor (входящей в группу First Quantum) в 1999—2004 годах удалось сперва отбить у городского Комитета по управлению госимуществом (КУГИ), а потом с выгодой перепродать контрольный пакет акций ОАО «Морской порт Санкт-Петербурга». Сейчас Южилин — член Комитета Госдумы по бюджету и налогам и одновременно глава Ассоциации морских торговых портов России. Совмещение из серии «лоббируй — не хочу».

Экстренное увеличение расходов города на «Морской Фасад» — тревожный сигнал. Можно представить, что у инвестора настолько все плохо с деньгами, что иного выхода, как залезть в карман жителям города, просто нет. Согласитесь, увеличение бюджетных расходов для инвестора – это игра ва-банк. И в эту игру он готов втянуть чиновников, которые в случае успешной реализации своей затеи, вероятно получат солидные бонусы. Настолько солидные, что готовы рисковать своим местом, проталкивая через ЗС предложения, коррупционность которых просто невозможно не заметить. Все это, кстати, очень напоминает ситуацию в российских и зарубежных банках, которые с одной стороны постоянно просят помощь, а с другой – раздают многомиллионные бонусы своим топ-менеджерам, «успешно» поработавшим с «мусорными» ценными бумагами.

В любом случае не понятно, почему каждый житель города должен из своего кармана оплачивать чьи-то непомерные амбиции и поддерживать на плаву проекты, вложения в которые в нынешних условиях не только не дают городу ни копейки прибыли, но и могут послужить причиной коллапса городской финансовой системы.»

Конец цитаты

337
Комментарии (0)

Выберите из списка
2018
2018
2017
2015
2014
2012
2011
2010
2009
2008