А я вдруг стал о своей шкатулке писать стихами.

А я вдруг стал о своей шкатулке писать стихами.

А я вдруг стал о своей шкатулке писать стихами. Соционический ассессмент в НИИ Соционики: рассказ участника.

Когда-то я даже понятия не имел, что означает это загадочное слово. Слово то и впрямь не наше, не из русского языка.

Из контекста объявления на сайте socionics. ru, я понял, что на ассессменте определят мой психотип, то есть раскроют секрет структуры моей психики. На основании этого я смогу получить профессиональную консультацию о том, что я за птица и что, скажем так, поможет мне летать выше, чем сейчас. А вот, что мне ответил господин Интернет на вопрос, что же такое ассессмент (позже меня разобрало любопытство и я, всё-таки, полез искать):

Ассессмент (от англ. assessment — оценивание) – это методология комплексной оценки поведения, методом наблюдения группы экспертов за тем, как он выполняет задачи, типичные для его текущей (или будущей) должности.

В чём же заключается эта методология, я узнал, посетив в прошлое воскресенье НИИ Соционики.

Скажем так, я многому был приятно удивлён. Помимо того, что это познавательно и полезно, это ещё оказалось чертовски весело и интересно.

В самом начале каждый участник немного рассказал о себе. Сразу же создалось впечатление, что мы все уже хорошо знакомы, собрались единомышленники, у всех одна цель.

Что мне очень понравилось, так это то, что всем было позволено вставать и наливать себе чай – хочешь чёрный, хочешь — зелёный или кофе, брать, соответственно вафельки, печенья и пряники, садится за любые столы, общаться с кем угодно. Полная свобода – настоящая демократия.

Всем раздали цветные карандаши, ручки и бумагу и вот, первое задание – нарисовать мир и себя в нём. Меня будто бы погрузили в совершенно непринуждённую обстановку радости и детства. Я нарисовал мир – дома, остров, пальмы, море, всё это разукрасил цветными карандашами. Само только это действие очень подняло мне настроение.

Во время задания, я заметил, что за нами тщательно наблюдают все специалисты и делают какие-то записи у себя. Но, что интересно, я не чувствовал никакого контроля. Я не чувствовал ничьего тяжёлого взгляда, это наблюдение было настолько незаметным и деликатным.

Следующая ролевая игра заключалась в том, что каждому было предложено изобразить без слов известное четверостишье. А остальные должны угадать, что же именно каждый пытался показать, какое стихотворение заложено в его сценке. Это было весьма забавно, много смеялись. Некоторые показывали настолько необычно, что я бы, например, ни за что бы так не догадался изобразить. Например, один парень настолько чётко показывал слово «точно», а никто не мог понять, что же именно человек показывает. Он прищуривал один глаз, показывал маленькое расстояние между большим и указательным пальцем – все думали, что он имеет в виду нечто маленькое, а оказывается — это было слово «точно». Я изображал орла, который кровавую пищу клюёт под окном темницы сырой. Было очень весело. Затем, следовали ещё интересные креативные задания. Мы еще рисовали, раскрашивали, писали мини-сочинения. И все это, повторюсь, в очень позитивной и добродушной атмосфере.

К последнему заданию я получил столько эмоционального заряда, ощущения полной свободы творчества, что сам себе был удивлен и, похоже, удивил всех остальных. Задание было:

  • У вас есть шкатулка, опишите её.

И всё, больше никаких критериев. Каждый предоставлен сам себе. Кто во что горазд. Полная свобода творчества. Вариантов, конечно же, одинаковых не было. Одна девушка вообще описала некую метафизическую шкатулку, которая находится в её душе. Причём описала это очень красивыми словами, мне это очень запомнилось и очень понравилось. А я вдруг стал о своей шкатулке писать стихами. Получилось четверостиший пять, наверное. И уже, выйдя «на сцену», включил на телефоне мелодию «В гостях у сказки» и под это сопровождение прочитал своё творение. Аплодисменты! Занавес.

После этого нам давали ещё несколько весьма интригующих задания, в ходе которых каждый проявлял себя во всей своей красе, увлечённо и, не замечая времени. Все задания были творческие, все занимались интересным делом, всё сопровождалось неизменным духом юмора, сарказма и иронии. И, конечно, чаем с пряниками.

Так с небольшим перерывом прошло все трехчасовое занятие, но я, если честно, даже не заметил, как пролетело это время.

И вот, после всех наших забавных развлечений, все участники ассессмента собрались в круг, и каждому было предложено высказать свои мысли на счёт всего произошедшего. Каждый высказывался о своих впечатлениях. У людей блестели глаза, как у детей. Скрываясь за масками взрослости, стараясь, порой, сдерживать восторг, каждый постарался спокойно высказать свою точку зрения обо всём произошедшем. Такого эмоционального подъёма и душевного комфорта никто от такого мероприятия не ожидал. При этом практически все добавляли, такие слова, что, мол, это конечно было хорошо, только вот посмотрим, какие будут результаты, и тогда уже поговорим более конструктивно.

Полчаса перерыв для подведения итогов. Все пока свободны. Участники разбились по мелким группам, кто делился впечатлениями, кто обсуждал состоятельность такого рода заданий, кто просто молча пил чай, кто вышел воздухом подышать, кто смотрел книги на витрине. Коллегия специалистов удалилась для детального анализа работ каждого участника.

Вот что любопытно. До сих пор не пойму – как так можно определить ключевые качества человека по тому, как он показывает стих. На что они обращают внимание? Я вышел подышать на улицу, прогулялся по зелёной аллее рядом с институтом, подумал о чём-то своём, внутреннем, таинственном…

Через полчаса все снова собрались и специалисты нам стали раздавать распечатки с описанием типа. Я оказался Есенин – интуитивно-этический интроверт. Удивительно, на сколько похоже описание на меня настоящего. Я задумался, неужели все Есенины так похожи? И стихи!!! Я же и стихи написал!!! Удивительно! Совпадение, или наука уже и это раскрыла? Периодически я слышал от других участников восторженные возгласы, мол, ну надо же – прямо как будто моя биография описывается! Когда я читал своё описание типа, и у меня сложилось такое впечатление, что данные взяты из моей личной жизни. Отражены были не факты быта, а именно тонкости душевных мотивов, то, как я вижу мир.

Определение психотипов участников на групповом тренинге.
Насколько я понял по себе и услышал краем уха из других концов аудитории, собеседования проходили как качественные психологические консультации. Люди задавали вопросы, хотели узнать всё больше и больше. Многие записались на групповые занятия, на отдельные психологические консультации. Любопытство всех было удовлетворено только часам к девяти вечера. В итоге никто не ушёл неудовлетворённым, все остались довольны.

Меня очень порадовала теплота общения.

Михаил

312
Комментарии (13)
  • 19 февраля 2010 в 03:14 • #
    ПЁТР КАН

    На самом деле, впечатляет!!!

  • 19 февраля 2010 в 08:53 • #
    Радий Кумаитов

    Только не надо ассоциировать себя и прототипа....

    Для новообращенных частая проблема, что они переносят качества типажа на свою личность. Особенно у подростков это болезненно проходит.

  • 19 февраля 2010 в 09:49 • #
    Виктор Прокофьев

    Спасибо, Радий. Очень точное замечание.
    Мы об этом говорим нашим клиентам на собеседовании после диагностики.
    Многолетний опыт практического консультирования, поставленные эксперименты позволили нам далеко продвинуться в понимании границ разделения типологического и личного. Поэтому, мы даем клиенту не литературное описание его типа, а рассказываем, как обычно работают у людей его типа функции в ячейках модели А. И разбираем с ним их наполнение непосредственно на примерах из его же интервью или как в случае ассессмента на примерах его реакций на созданные нами ситуации.

  • 19 февраля 2010 в 12:19 • #
    Евгения Миронова

    Виктор, можно вопрос?!

    Мой тип раньше определяли как "Есенин", но занявшись новым проектом, сильно отличавшимся от всех предыдущих, я заметила, что сильно изменилась, вплоть до мышления, не говоря о том, что мне стал нравится порядок, бумажная волокита и пр. моменты.
    Мне сейчас очень комфортно в таком состоянии, в чем может быть причина?

  • 19 февраля 2010 в 12:47 • #
    Виктор Прокофьев

    Евгения, мы заочно не диагностируем.
    Могу назвать две возможных причины, а Вы уже выбирайте:
    - неправитьная диагностика;
    - не напряженный и не требующий постоянного креатива характер новой работы.
    Если теперь Ваша главная задача содержать и вести эти бумаги в порядке, постепенно этот порядок совершенствуя, а не каждый день разрабатывать новые, манипулируя правилами и законами, то это для "Есенина" даже может быть очень приятно.
    У "Есенина" структурная логика в СуперИде (Детский блок) в референтной, то есть хорошо обучаемой функции.
    Работа по детскому блоку в принципе комфортна и характерзуется достаточно быстрой обучаемостью. А проблемы усталости и разочарования результатами могут начаться с выходом на должность, например, Главного бухгалтера.

  • 19 февраля 2010 в 14:35 • #
    Евгения Миронова

    О, да! :)
    Бухгалтером мне точно не быть :) Я с людьми больше дружу, чем с цифрами :)

    А Вы описанные техники используете только в качестве диагностики или есть долнительные цели ( к примеру саморефлексия)?

  • 19 февраля 2010 в 15:56 • #
    Виктор Прокофьев

    Евгения.
    Мы применяем соционику в психологическом консультировании, в работе нашего центра профориентации, в управленческом консалтинге.
    Наши обучающие программы одновременно являются тренингами личностного роста. Участники тренингов применяют полученные умения и навыки в первую очередь на себе.

  • 19 февраля 2010 в 17:04 • #
    Евгения Миронова

    Понятно. Спасибо за ответ :)

  • М-да... Каменный век. И до сих пор с помощью таких тестов эйчары набирают людей на руководящие позиции.
    Если бы эти тесты использовались в качестве развлечения - то почему бы не поиграть?

    Человеческую личность нельзя измерить с помощью подобных опросников. Она уникальна. Люди слишком многогранны, обладают разным менталитетом, различным жизненным опытом, противоречивыми устремлениями и ценностями.
    Мы можем лишь наблюдать видимые проявления тех или иных личностных качеств. Причем, в обычном, повседневном состоянии человек может проявлять одни характеристики, а находясь в состоянии стресса или под давлением, изменить линию поведения и действовать совершенно иначе.

    Согласна - репутацию человека можно оценить, но никак не саму личность.

    P.S. Предлагаю уважаемым профессионалам ознакомиться с новейшими методиками оценки персонала - инструментами компании Hogan Assessment Systems. Они представлены и на русском языке тоже.

  • 20 февраля 2010 в 01:00 • #
    Виктор Прокофьев

    Эльмира, соционика и не претендует на характеристику всей личности, также как рекомендуемые Вами новейшие методики.
    НОВЕЙШИЕ соционические подходы совершенно не отменяют любых других, но дают дополнительную информацию о работе человеческой психики в различных ее проявлениях, в том числе очень эффективную в части оценки способностей к тем или иным видам деятельности.

  • 22 февраля 2010 в 04:35 • #
    Шевалдин Михаил

    Согласен! Именно в части оценки способностей и общие тенденции поведения весьма чётко моделирует соционика с помощью указанных методик. Можно сказать, что соционика даёт отличный бонус в исследовании человеческой психики. В исследовании, в конце концов, способов обработки информации.

  • 22 февраля 2010 в 22:11 • #
    Виктор Прокофьев

    Спасибо, Михаил, за Ваше дополнение!