"Художественно-творческое" начало при решении бизнес-кейсов

"Художественно-творческое" начало при решении бизнес-кейсов

По правилам игры М-36, одно из требований к решениям кейсов — «творческое переосмысление» представленной ситуации. В исполнении «артистов от офиса» это выглядело малоубедительным и неинтересным или же явно притянутым за уши. Т.е. была упущена возможность через «мыследеятельностную, эмоциональную метафору» оказать воздействие на картину мира заявителя ситуации…

Видится три выхода:
Вариант-1.
На стадии подготовки кейса подыскивать адекватные художественные сюжет, прием и форму подачи. Т.е. в резюмирующей части кейса должно быть написано приблизительно так: «Команда должна разыграть сценку по мотивам басни И. Крылова „Кукушка и Петух“, применительно к ситуации, обстоятельствам и бизнес-задачам, заявленным в кейсе»

Вариант-2.
Уже в ходе игры, специальные люди (условно — массовики-затейники) помогают командам найти художественно-творческие сюжет, прием и форму подачи.

Вариант-3.
Давать эту часть кейса как домашнее задание (а ля КВН).

Посоветуйте, коллеги, что тут можно сделать?

256
  • Тема закрыта
Комментарии (22)
  • 23 марта 2009 в 13:20 • #
    Игорь Третьяков

    ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРИВЛЕКАЙТЕ РЕАЛЬНЫХ СОТРУДНИКОВ И ДЕЛАЙТЕ ВИДЕОЗАПИСЬ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО "РАЗБОРА ПОЛЕТОВ".

  • 23 марта 2009 в 13:31 • #
    Петр Капустин

    Игорь, дело в том, что нет задачи развить творческое начало у участников игры. Задача - показать заявителю ситуации иной взгляд на его проблему, через "метафору" нащупать выход из тупика; путь, на котором несоответствия будут устранены или доведены до приемлемого уровня.

  • 23 марта 2009 в 14:12 • #
    Tono Bolevi

    "Нащупать выход из тупика" - подобно заочному лечению? Клиенту ставят диагноз и назначают курс в его отсутствии? Думаю, если в "творческом переосмыслении" не будет отстраненных наблюдателей (имитирующих переживание за заказчика), а сам же заказчик освоит технику самоперевоплощения, станет актором, то ему же это и пойдет скорее на пользу. Другое дело, что процесс этот небезболезненный, требующий предельной честности перед самим собой, прежде всего, "саморазоблачения", если хотите, а за это нередко и не прощают... Даже если все это - в его же благо. "Лечение как способ диагностирования" ...

  • 23 марта 2009 в 17:05 • #
    Петр Капустин

    Назым,
    Заявитель ситуации присутствует лично, но не участвует в разборе кейса. Он наблюдает, записывает, отвечает на вопросы команд...
    ВЫ правы, что "погружение" заявителя внутрь нового эмоционального, структурного или иного поля, содержащего фабулу его проблемы, может оказать сильное "терапевтическое" действие :)
    Одна из команд на прошедшей игре так и сделала. Мне показалось, что на Заявителя это не произвело никакого впечатления и он вообще не понял, зачем это было сделано (завтра уточню при встрече). Дай бог, чтобы я ошибся...

  • 23 марта 2009 в 14:15 • #
    Леонила Подпора

    Здравствуйте. Мой совет - внутри группы сотрудники должны выбрать режиссера, который распределит между ними роли и будет руководить постановочным процессом. Сначала группа должна обсудить предлагаемый сюжет, найти аналогии с бизнес-задачей потом просто прочесть "по ролям". Следующий этап - "встать на ноги". Пройти постановку три раза. Первый - буквально, кто где стоит, откуда появляется и что за кем говорит. Второй - от начала до конца, с остановками и корректировкой. Третий - без остановок, с полной отдачей. И можно демонстрировать коллегам. Режиссера -обязательно своего. Для рядового сотрудника очень интересный опыт, возможность проявить себя.
    Добавьте элементы костюмов, смешные маски, боа , парики - все что найдете. Или сделайте сами из бумаги. Будет весело, и здорово разрядит обстановку.

  • 23 марта 2009 в 17:09 • #
    Петр Капустин

    Людмила, хороший ход - просто назначать режиссера внутри команды.
    Но судя по предлагаемому сценарию - времени (на 3 описанных вами этапа) нужно минут 15-25. Правила игры более жесткие - у команды ВСЕГО 30 минут на разбор ситуации и подготовку к представлению решения...
    Тем не менее, какой из 3-х предложенных мной вариантов вам представляется более оправданным?

  • 23 марта 2009 в 17:31 • #
    Леонила Подпора

    Я Леониила))) Имя трудное.
    Времени не много . 30 минут вполне хватит, если четко поставить задачу. А из ваших вариантов - первый. Интересное должно быть задание, может слегка отклониться от точного выполнения правил игры 36? Послушать людей, почему неудача и что бы они хотели?
    Это не легкая задача, и разобрать -почему не вышло, нужно обязательно. Может и потратить на первый раз времени побольше, но получить положительный результат?

  • 23 марта 2009 в 17:37 • #
    Петр Капустин

    Леонила, - конечно :)
    просто неожиданно...

  • 23 марта 2009 в 18:13 • #
    Леонила Подпора

    Конечно, неожиданно)))
    Я не очень опытна в корпоративных тренингах. Но мне кажется , что их творческая часть направленна на высвобождение, переключение личности.
    У актеров это называется - этюд. Цель - я в предлагаемых обстоятельствах. То есть даже если ты персонаж - ворона, ты - актер должен пропустить ее через себя. Получается - я -ворона, предлагаемые обстоятельства - на дереве. У этюда может быть четкий финал, к которому артист должен придти. А может и не быть, тогда исполнитель просто существует в предлагаемых обстоятельствах, то есть ходит , дышит, живет, как ворона.
    Может стоит давать вашим сотрудникам для начала такую задачу? То есть этюд. Вы в предлагаемых обстоятельствах. Например - рассерженный клиент ворвался в офис. Секретарша на телефоне ( причем секретаршей сделать какого нибудь мужичка по брутальнее). Можно придумать кучу интересных для вас этюдов))))

  • 23 марта 2009 в 17:50 • #
    Петр Капустин

    Леонила:
    вот некоторые подробности правил М-36:

    • На подготовительной стадии Заявитель излагает экспертам свое видение ситуации и формулирует вопросы, на которые он бы хотел получить ответы.
    • Эксперты уточняют вместе с ним ситуацию и переформулируют ее в кейс. Текст кейса обязательно согласовывается с Заявителем. При этом иногда приходится переформулировать и даже изменять смысл вопросов Заявителя. Но, в любом случае, - его согласие обязательно.
    • В игре 6 команд и 3 кейса. Распределение кейсов между командами - случайное. Одно условие - заявитель не может играть в команде, которая будет работать с его кейсом.
  • 23 марта 2009 в 18:52 • #
    Леонила Подпора

    Ох, как все запутанно)))
    Я никогда не занималась решением таких кейсов.
    Для меня всегда были задания или задачи - которые мне нужно было решить в команде или самостоятельно. Для тренировки мозгов, так сказать)))
    Что значит слово "кейсы", я узнала сравнительно недавно))
    В любом случае , это интересно для ваших сотрудников, переводит их на другой уровень.
    Все это - творчество, даже если вопросы кажутся сугубо профессиональными.

  • 23 марта 2009 в 19:47 • #
    Петр Капустин

    Леонила, если бы вы были в СПб я бы вас пригласил посмотреть-поучаствовать-попробовать :)
    Этюды по смыслу-действию похожи на управленческие поединки (Тарасова)...
    Кейс - это и есть задание/задача, которую нужно решить команде. Просто мы добавили три обязательных контекста, которые должны быть учтены при его решении

    • "психологический" - исходит из допущения, что конфликт может быть разрешен на уровне внутри- и межличностных взаимодействий;
    • "организационно-функциональный" - исходит из допущения, что несоответствия могут быть устранены через анализ и оптимизацию структурных отношений, функций и регламентов;
    • "творческий, художественный" - исходит из допущения, что ситуацию можно раскрыть через некое культурное явление - драму, комедию и т.п.
  • 23 марта 2009 в 20:07 • #
    Леонила Подпора

    спасибо за приглашение. Аспекты, которые вы добавили я тоже использую в своей работе. Она конечно большей частью творческая. Основные постулаты для выбора драматического произведения, этюда, сценки которую вы используете на тренингах это - тема
    идея
    конфликт
    Тема -актуальная, Идея- кереативная, Конфликт -острый. Тогда будет интересно.
    Прошу прощения, если не точно понимаю ваши мысли)))

  • 24 марта 2009 в 10:53 • #
    Петр Капустин

    Леонора,
    понимаете вы точно ... жизнь во всех ее проявлениях, какими бы они не были, где бы и как бы они на проявлялись :) - одинаковы по сути.

    Наши деловые игры - с бинес-контекстом. Тема всегда актуальная для реального Заявителя ситуации. Другой вопрос, как за сухой задачей разглядеть конфликт, сюжет, метафору и переложить "суть" на язык "плаката".

    Вот пример кейса (уже разобран):

    КЕЙС «Диктат потребителя»

    ИСХОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.
    Компания производит комплектующие для крупного машиностроительного завода. Продукция поставляется в кредит, без предоплаты. В условиях спада дебиторская задолженность Покупателя растет. Он предлагает оплатить долги своей конечной продукцией, но с точки зрения ликвидности это не представляет для компании-поставщика интереса. И хотя доля Покупателя в общем портфеле заказов компании не велика – 10%, из оборотных средств компании под «сотрудничество» с этим клиентом заморожено 30-40%.
    При переговорах Покупатель навязывает свои условия. Все сводится к позиции - или берете товар вместо денег, или мы с вами не работаем. Других вариантов он не рассматривает.
    На сегодняшний день отгрузки остановлены.

    ЗАЯВИТЕЛЬ ХОТЕЛ БЫ ПОЛУЧИТЬ ОТВЕТ НА ВОПРОС:
    Что делать?

    P.S. Тема -актуальная, Идея- кереативная, Конфликт -острый.

    Но решения, предложенные командами и их творчество получились, с точки зрения Заявителя, малоинтересными.

  • 24 марта 2009 в 12:16 • #
    Леонила Подпора

    Меня зовут ЛЕОНИЛА))) Имя сложное, но задача выполнимая)))
    Я не смогу сейчас предложить вам свое видение проблемы. Так как суть кейса профессиональная. И нужно разобраться, что бы не сесть в лужу.
    Тема - несомненно актуальная.
    Идея - мне новой не показалась. Как в мультике - "Что бы подать что нибудь ненужное, надо сначала купить что нибудь ненужное!"
    Я бы может бы придумала сюжет по этому мультику про дядю Федора. Матроскин поставляет молоко для производства сырков. Хочет вторую корову брать. А ему вместо денюшек, второй месяц сырками отдают. Назревает революция в доме - завтрак, обет, ужин - все сырки!
    Это просто фантазия. Может я и не правильно понимаю проблему.

  • 24 марта 2009 в 15:49 • #
    Петр Капустин

    Леонила, я смеялся до колик: Людмила, ЛЕОНИЛА, Леонора ... Можно я буду звать вас ЛЕО :)
    Лео, не надо решать этот кейс. Я его привел просто в качестве примера.
    Сюжет из Простоквашино хорошо иллюстрирует ситуацию, но не показывает выхода ...

  • 24 марта 2009 в 16:20 • #
    Леонила Подпора

    Я тоже , например. Так выход и должны найти сотрудники)) Я просто привела пример, свои фантазии и ассоциации на тему, а выход у моих мультяшек может быть совершенно не пригодный для тонкостей вашего бизнеса)))
    У меня бы по наставлению Матроскина, Печкин, как единственный обладатель колесного средства типа "велосипед", поехал бы по окрестным деревням продавать сырки по ценам ниже рыночных.
    Или занялись поставками сырков в Африканские страны, путем перевозок на чартерной компании "Гуси & лебеди - сезонные миграции на юг".
    В сказке все можно.

  • 24 марта 2009 в 22:23 • #
    Петр Капустин

    Леонила,
    предложенные одной из команд решения как раз и лежали в области "продавать всем и везде", "начать выпускать вместо сырков йогурт" и т.п.
    НО! вопрос заявителя - ЧТО ДЕЛАТЬ С ДОЛГАМИ, КАК ПОЛУЧИТЬ ЗАМОРОЖЕННЫЕ СРЕДСТВА, а не как увеличить объем продаж ...

  • 24 марта 2009 в 22:33 • #
    Леонила Подпора

    Я не знаю как выколачивать долги))
    Извините, что не смогла вам помочь.

  • 25 марта 2009 в 10:00 • #
    Петр Капустин

    Леонила,
    ваша помощь нужна не для решения кейса :)
    По сути, вы уже дали дельный совет - назначить режиссера-постановщика внутри команды ...
    Правда, где взять, хотя бы, начинающих режиссеров? Может среди скубентов поискать?
    Интересно, захотят ли они работать бесплатно, платить за участие и за шанс выиграть приз?

  • 25 марта 2009 в 18:41 • #
    Леонила Подпора

    Своего выбирайте) из коллектива) Наверняка найдутся желающие руководить, или те , кто никогда этого не делал, но хочет обзавестись подобным опытом)

  • 29 марта 2009 в 14:38 • #
    Роман Золотовицкий

    Петя! Здравствуй! Уже больше 10 лет я делаю это с помощбю метода социодрамы 1( больше спонтанной импровизации 2) не КВН 3) Очень важен разогрев сначала диагностика, потом подготовка плана события, потом разогрев и потом 4) Встреча (термин Морено) разных реальностей
    а иначе все эти условности НИКОГДА не поднимут людей на серьезные изменения
    Приглашаю в группу ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ТЕАТР