Аттестация педагогов меняет курс?
8 января 2011 в 22:53

Аттестация педагогов меняет курс?

Коллеги! Возможно я ошибаюсь, но у меня сложилось ощущение, что курс в отношении образования несколько поменялся за последнее время…. К примеру, аттестация педагогов — ранее это стимул к повышению своего статуса и зарплаты… сейчас, скорее, механизм «дрессировки»…. С помощью аттестации можно свести счеты с неудобными учителями…. манипулировать…. Это скорее средство контроля, чем стимул к развитию……

890
Комментарии (30)
  • 13 января 2011 в 22:17 • #
    Лилия Мусина

    У нас аттестация давно уже превратилась в оружие расправы. И в таких условиях развиваться могут только те учителя, которые могут идти вперёд не "благодаря", а "вопреки". Что только я не пережила и от администрации, и от "дедов" за то, что посмела аттестоваться на высшую категорию. Сплетни, клевета, травля. Каждый раз отвечала новым достижением.

  • 10 июня 2011 в 22:10 • #
    Марина Серова

    Согласна целиком и полностью с Лилией Габдрахимовой. У нас тоже...клевета,травля. сплетни.... сама лично прошла через ЭТО 4 года назад,когда аттестовывалась.Кому нужна эта АТТЕСТАЦИЯ? Дети идут к учителю заниматься углублённо предметом,не спрашивая его квалификационной категории..Идут,потому что наслышаны про методы его обучения.Так к чему линчевание?

  • 13 июня 2011 в 16:46 • #
    Лилия Мусина

    В 2009/2010 году я подтвердила свою высшую по новым требованиям. Завуч оспаривала каждый балл. И это при том, что каждый раз, когда нужно отчитаться по каким-то параметрам, вызывают меня. Публикации в газетах, доклады на республиканских конференциях, участие в республиканских конкурсах - только моя фамилия в отчётах.Но при этом не то что звания, даже почётной грамоты у меня нет. Предлагают и пропускают чьих-то жён.
    В этом году подтвердиться на высшую сама завуч побоялась. Показателей-то нет, аттестовалась за шу-шу с завметодобъед РОО. А ту "ушли на пенсию". На её месте новая работает без шу-шу. Так что завуч своё заявление переписала на первую категорию. А потом на педсовете заявила, что по новым правилам учителя высшей категории должны написать на 1 кат. и только через 3 года могут снова аттестоваться на высшую. Видимо, когда сама аттестуется.

  • 14 января 2011 в 15:41 • #
    Январина Стужева

    Вы забыли еще один аспект. Повышение разряда-это бесплатный подарок от администрации угодным людям.

    А завистники всегда были и будут!

  • 14 января 2011 в 18:11 • #
    Людмила Сидорова

    Уважаемые коллеги! Мы должны четко понимать, что аттестация - не кнут или пряник, а процедура объективной оценки квалификации,профессионализма и продуктивности деятельности конкретного педагога или управленца.Этому служат основанием конкретные показатели, заложенные в положение об аттестации. Если педагог на основе их подготавливает собственное портфолио, отражающее его соответствие показателям, демонстрирует в рамках профессиональной деятельности компетентное владение содержанием предмета, методиками его преподавания и показывает качество своей работы, он способен эффективно пройти аттестацию. Есть конечно реальные факты, когда к аттестации в учреждении культивируется отношение как к способу управления угодными и неугодными. В других случаях бывает, когда сами педагоги не считают важным ее проходить и ищут для этого внешние основания. Но хочу отметить, что все зависит от самих людей и так называемый "человеческий фактор" здесь значит многое. Решают не единицы, решают соответствие заявленной квалификационной категории члены аттестационной комиссии учреждения и они же затем выходят с ходатайством на Главную аттестацию комиссии о том, присвоить ее человеку или нет. В нашем коллективе на начало учебного года издается приказ о составе аттестационной комиссии, на уровне научно-методического совета четко разработана и осуществляется технология поддержки педагогов в рамках подготовки к аттестации, даны требования к представляемому пакету документов (портфолио педагога к аттестации). Могу сказать, что на данный момент 92% из работающих в колледже прошли аттестацию и достаточно успешно. 6% - начинающие преподаватели, которые работают не более 2 лет и пока к аттестации готовятся. Один преподаватель - стажист не считает целесообразным ее проходить. Но с учетом нового положения ему придется это сделать через прохождение аттестации на соответствие должности. Таким образом, главное - внимательно изучать документы, разрабатывать и проводить процедуру в соответствии с ними, учить людей рассматривать аттестацию как способ презентации собственного уровня квалификации, профессионализма и продуктивности.

  • 16 января 2011 в 15:38 • #
    Анна Купреева

    Людмила! А Вы могли бы поделиться опытом- технологией о которой Вы пишите: "четко разработана и осуществляется технология поддержки педагогов в рамках подготовки к аттестации, даны требования к представляемому пакету документов (портфолио педагога к аттестации)"
    Заранее благодарна.

  • 17 января 2011 в 10:06 • #
    Людмила Сидорова

    Хорошо, Анна. Я кратко сделаю описание нашего опыта и представлю отдельные материалы. Быть может они будут интересны коллегам, которые занимаются разработкой и проведением процедуры аттестации в образовательных учреждениях.

  • 18 января 2011 в 18:16 • #
    Анна Купреева

    Спасибо, Людмила. Где эти материалы можно будет прочитать?

  • 30 мая 2011 в 15:49 • #
    Светлана Гобова

    Оценка всегда субъективна, ведь все мы имеем свое мнение. А бумажной волокиты с введением новой формы аттестации прибавили.

  • 14 января 2011 в 18:41 • #
    Январина Стужева

    Мы это четко понимаем, но, к сожалению, на практике прописные истины не всегда работают.

  • 14 января 2011 в 19:08 • #
    Январина Стужева

    Конечно, важную роль в этих вопросах играет административная политика. Только руководитель или заместитель директора по НМР способны дать правильное направление в решении этих вопросов.

  • 14 января 2011 в 23:13 • #
    Ирина Беляева

    Добрый вечер, коллеги! Вы несколько ушли от сути вопроса.. Я выражаю сомнение в том, что аттестация до 1 января 2011 года (при всех ее минусах) все же стимулировала к творческому росту - можно было не ждать разряда по стажу, а повышать квалификацию, если не ленив и творчески активен. Сейчас, почитав приказ об аттестации и рекомендации по критериям оценки (на 179 стр), у меня есть реальные сомнения, что новый механизм будет мотивировать к творчеству.. Читая документы, которыми надо представить результаты своей деятельности педагогу, сразу возникают вопросы... К примеру, доля учащихся, получающих 4 и 5 по предмету в динамике за 3 года. А если я работаю в коррекционной школе или в вечерней или классы мне будут предложены администрацией не очень сильные? Далее аналогичные замеры по ЕГЭ... А если ребят,выбирающих физику для сдачи ЕГЭ будет варьировать эти три года от 2 человек до 22 чел.? Справка об участии в олимпиадах уч-ся.. а если нет у детей такого желания? Или они больше тяготеют к химии или географии? Когда каждый учитель будет настаивать на участии к конкурсах, олимпиадах и др. .... так и до шантажа дойти может... Показатели всем нужны, а тех, кто соображает не так уж и много... И что? Куча бумаг, стимулирующих к наращиванию бюрократии и очковтирательству... Вы не согласны?

  • 25 января 2011 в 08:57 • #
    Наталия Соболева

    Ирина, здравствуйте! Абсолютно с Вами согласна, особенно в плане участия детей в олимпиадах. А потом, не каждый педагог работает на олимпиады, некоторые "специализируются" на научно-исследовательской деятельности учащихся. А это почему-то показателем не считается. Наверно, потому что творчество, а не тупая зубриловка.

  • 15 января 2011 в 11:00 • #
    Людмила Сидорова

    В этом аспекте согласна в Вами, показатели оценки достаточно завышены. Акцент сделан на не всегда реальных цифрах, отражающих результативность профессиональной деятельности в отношении качества подготовки обучающихся. А творческий подход, как не печально, сегодня рассматривается лишь как дополнение к первому.

  • 21 января 2011 в 18:54 • #
    Ольга Андроняк

    Чуть-чуть с Вами не соглашусь по поводу творческого подхода. В пункте 30 Порядка аттестации педагогических работников при определении соответствия первой квалификационной категории на первое место поставлены критерии: "владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;
    вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания", и только в третьем абзаце: "имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации". А в разъяснениях к применению Порядка пояснено, что в отношении педагогов, занимающихся в коррекционных классах, используются только два первых требования.

  • 17 января 2011 в 21:58 • #
    Ирина Беляева

    И еще, просматривая на многих сайтах мнения коллег, которые еще раньше включились в аттестацию по похожей схеме, приходишь к грустному выводу - бумаги плодятся как кролики, а время отнимает у детей с которыми надо глаза в глаза работать, а не бумаготворчеством заниматься...

  • 30 мая 2011 в 15:52 • #
    Светлана Гобова

    Абсолютна согласна! На уроке - получаю удовольствие от работы, а вто глядя на очередной ворох бумаг, описывающих эту работу - только грусть

  • 21 января 2011 в 18:44 • #
    Ольга Андроняк

    Коллеги! Подскажите, где можно найти методические рекомендации, содержащие критерии и показатели к требованиям, предусмотренным пунктами 30 и 31 Порядка аттестации педагогических работников, в целях установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) или подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям, для использования их в аттестационных процедурах. В разъяснениях к Порядку сказано, что они должны были быть разработаны в ноябре 2010 г. Перевернула весь интернет - не нашла, может кто-нибудь их видел?
    А еще непонятно, как будут аттестоваться по новому порядку руководители, заместители руководителей, и руководители структурных подразделений, вернее, там сказано, что этот новый порядок не предусматривает проведение аттестации указанных педагогических работников. ?????
    А второй категории теперь уже не будет? А что это за "аттестация на подтверждение соответствия занимаемой должности", да еще и по приказу руководителя, а не по желанию, а что, диплом об образовании уже не котируется? И что дает такая аттестация педагогу (в материальном плане), или это один из способов избавиться от неугодных?
    А вообще, согласна с Вами, Ирина, бумага как монстр из фильма ужасов заглатывает современного педагога. Педагогам в доп. образовании повезло больше, чем учителям школьным, у них есть методист по аттестации (у нас в учреждении это - я), который помогает подготовить все бумаги к аттестации, а порой и сам большую часть их пишет.

  • 21 января 2011 в 20:23 • #
    Ирина Беляева

    Добрый вечер, Ольга! Вначале о критериях и показателях... данный документ есть в интернете, но если не нашли, то напишите свой электронный адрес - я вышлю. Второй категории по новому порядку аттестации действительно уже нет. По руководителям пока непонятно - я четкого определения не видела.... А вот аттестация на соответствие меня тоже очень возмущает! Если ты учитель, то тебя имеют право рассматривать под разными углами зрения и ты все время должен - должен научить, воспитать, соответствовать... Почему ни один чиновник не проверяется на соответствие занимаемой должности, почему не провести опрос населения на эффективность работы тех или иных управленцев? А согласно новым правилам такая процедура опроса родителей и школьников предполагается в отношении к учителям.... Понимаете, я не против опроса... но важно, когда этим занимаются специалисты..... Как то грустно все это... Не верю, что это повлияет положительно на качество обучения....

  • 25 января 2011 в 06:49 • #
    Анна Кириллова

    Доброго здоровья, коллеги!Спасибо за поднятые вопросы! Меня волнует еще и защита учителей, вышедших из декретного отпуска. На каком основании 2 года они должны получать по минимальному? Почему они не имеют права аттестоваться через год? Почему отменили право продления категории?Может быть существуют какие-то комментарии?
    Второй вопрос - ученые, которые пришли в школу. Уважаемые люди, имеющие звания кандидатов наук тоже должны подтверждать соответствие, получать по минимуму.
    Есть ли дополнения к документам?

  • 4 февраля 2011 в 01:33 • #
    Семен Голубев

    Здравствуйте уважаемые коллеги! Я читал в журнале" Вестник: официальные документы в образовании" вопросы и ответы по аттестации педагогических работников по новому порядку и узнал о том что этот порядок не распостраняется на педагогов работающих в негосударственных образовательных учреждения? Как вы думаете или про такие учреждения забыли или они выпали из внимания? Или все новое только набирает обороты а потом к этом подключат все остальных)))) Хотя закон об бразовании одинаково распространяется на всех независимо от организационной формы образовательных учреждений!

  • 5 марта 2011 в 08:22 • #
    Анна Кириллова

    Вот и весна! А проблемы все те же! Вы заметили, коллеги, что диалога нет? В основном задаем вопросы. Ответов нет.

  • 5 марта 2011 в 09:42 • #
    Ирина Беляева

    Доброе утро, Анна! Действительно весна, но еще зима цепляется... А так хочется тепла... Вы знаете, проблемы льются как из рога изобилия и просто не успеваешь реагировать, так как движение на всех фронтах! Те труды, которые выпускают наши академики для аттестации учителя, вызывают просто ужасающий восторг! Хочется направить их энергию в нужное русло: изучали бы технологии, методики, методы работы с детьми... определили бы наиболее эффективные, подсказали б как, используя современные технические средства, сделать образовательный процесс наиболее результативным.... Вместо того, чтоб все время выражать сомнения в квалификации педагога.... В конечном итоге надо понять и помочь, а не наказать и уличить... Толку будет больше, на мой взгляд!
    Вы знаете, мне кажется люди в министерских кругах забыли о том, что и запас прочности имеет предел. Я не жалуюсь... Просто хочется в этой жизни ощущать не только свистящий в ушах ветер и мелькание, оставляемых позади сюжетных картинок, но и вдохнуть жизнь, получая наслаждение настоящего мгновения! Вы скажите, что зависит это только от меня?! Боюсь, что иногда обстоятельства диктуют нам свою игру!

  • 15 апреля 2011 в 14:09 • #
    Виктор Попов

    Читаю размышления коллег и ловлю себя на мысли, что почти все высказывающиеся - женщины! В царской России, да и в Советское время, всё- таки мужчин в школе, было больше! А почему,....... потому, что оплата была другая, профессия была уважаема и даже престижна! Сейчас это нищенская зарплата, а престижны совсем другие профессии...... и поэтому работают 95% женщин (а мужья, кормильцы, зарабатывают, где могут и кормят семью! ), я постепенно перехожу к вопросу об аттестации, на соответствие занимаемой должности! Уже сейчас в школах не хватает учителей и даже если есть учителя, которые не очень добросовестно выполняют свои должностные обязанности...... заменить их совершенно не кем! И что же делать......, а прийдётся их аттестовывать, согласно положения об аттестации (а без них никуда, не будут же дети просто без учителя болтаться в школьном дворе!), всё это приведёт к тому, что....... учителя быстро поймут.... что всё равно аттестуют и...... никакого стимула...... мы не добьёмся, вот если бы.... стояла очередь из желающих работать в школе..... ну тогда, может быть.... это и имело бы какой то смысл, хотя, как сказала одна из участниц диссуссии - а диплом уже ни на что не годиться? (он разве не даёт права работать в школе?). А что касается уж совсем нерадивых, так для этого существует Трудовй Кодекс, где всё очень чётко прописано! Хотелось бы ещё высказаться и по первой и по высшей категориям- доплаты на столько незначительны, а процедура настолько утомительна, что...... больше для престижа, а не для материального стимула учителя "идут", на эту аттестацию, собираются такие папки, что в пору кандидатские писать! И правильно замечают..... а если класс "такой" попался, а если дети по предмету не учавствуют в олимпиадах, не выбирают ЕГЭ.......? Всё таки думаю..... надо создать сначала конкуренцию на рынке педагогического труда а потом...... создавать сложности, для материального стимула и престижа!

  • 15 апреля 2011 в 23:43 • #
    Ирина Беляева

    Доброй ночи, Виктор! знаете грустно, что все или очень многие осознают, что происходит, но изменить что-либо уже трудно.... Я не пессемистка. Вполне четко осознаю необходимость перемен....однако, направление изменений настораживает. Такое ощущение что всех нас хотят загнать в угол.... Причем, тенденция не к росту альтернатив и выбору вариантов , а к ужесточению, унификации, тотальному контролю.... при этом лучше не становится. Понимаете, в школе все равно будут учиться разные дети - отличники и двоечники, те, кто любят спорт и те, кому нравится участвовать в олимпиадах, те, кому наплевать на учебу и те, кому нравится учиться..... Дети все РАЗНЫЕ и никогда не станут поголовно отличниками или патриотами, как бы ни хотелось.. Понимаете, каждый должен нести свою долю ответственности: учитель за качество обучения, директор за организацию условий обучения и кадровую политику, начальник отдела муниципального органа образования за создание единой информационной среды и инфраструктуры, обеспечение образовательных учреждений необходимыми ресурсами и др... А у нас идет подмена понятий и функций... Так мне кажется....

  • 1 мая 2011 в 15:02 • #
    Владимир Панков

    Уважаемая Ирина Беляева! Я поддерживаю Ваш вывод: новая форма аттестации педагогов скинула прежнюю маскировку ( стимулирование творческого потенциала учителя), обязательность участия в современной аттестации- это ни хорошо, ни плохо! У Вас вызывает обеспокоенность именно данное условие , даже требование. Но , надеюсь, что аттестационные комиссии будут состоять из людей приземлённых к педагогической практике, эначит, и требования , и критерии будут вдохновляющими...

  • 1 мая 2011 в 15:45 • #
    Ирина Беляева

    Мою обеспокоенность больше вызывает нарастающее количество бумаг, назначение которых можно расценивать двояко: с одной стороны - это уход в некий виртуальный мир прожектов и самообмана (бумага, как известно, все выдержит), когда драгоценное время отдается не детям, коллегам, родителям и т.п., а трактатам...., с другой стороны - это прекрасное средство для размножения структур, занимающихся проверками (есть бумажка - есть объект проповерки!). Безусловно бумаготворчество в школах кому-то сильно облегчает жизнь, а кому-то усложняет... Но ведь чтобы оценить влияние бумажного бума, надо сравнить результативность систем школьного образования сейчас, 5, 10, 15, 20 лет назад по определенным критериям. Например по призовым местам на международных олимпиадах и др. видах состязаний, по числу читающих среди молодежи, числу правонарушений и другие важные для развития страны критериям.
    А в плане аттестации, конечно, соглашусь с вами - везде люди от сохи работают - прорвемся... Только вот к чему так много кутерьмы и подмены одних понятий другими?

  • 1 мая 2011 в 15:56 • #
    Владимир Панков

    Ирина, за 42 года работы повидал многое, конечно, но с завалами циркуляров, которые сыпятся в школу ежечастно, теперь с помощью интернета, не всегда справляюсь. Это очень напрягает. Многие конкурсы учителей превратились в конкуренцию портфолио, хотя всё можно бы организовать иначе, но что-то не до всех вышестоящих это доходит. С праздником Вас, с Первомаем!

  • 1 мая 2011 в 15:58 • #
    Ирина Беляева

    И Вас с праздником!

  • 30 июня 2011 в 07:52 • #
    Ирина Пичугина

    Аттестация и получение категории-это понятно, но заставлять людей сдавать экзамен на соответствие занимаемой должности, это издевательство!!!!!зачем нам дипломы о высшем педагогическом образовании????? Курсы повышения квалификации????? опять и как всегда переусердствовали!!!!!

  • Желаете ознакомиться с остальными комментариями или оставить свой? в сеть, чтобы получить полный доступ к функционалу Профессионалов.ru! Еще не участник сети?