Как можно решить конфликтные ситуации в школе?
25 октября 2011 в 15:18

Как можно решить конфликтные ситуации в школе?

На днях Общественная палата предложила новый подход к решению конфликтных ситуаций в школе, которые в последнее время участились.

Как пишет газета «Московский комсомолец» (http://www.mk.ru/social/article/2011/10/23/635571-zamirenie-shkolyi.html), законопроект о медиации (не путать с медитацией) поможет разрешить конфликт между сторонами с помощью независимого посредника, который не склоняется ни к чьему мнению. Задача такого посредника — помочь участникам конфликта выявить причины, которые «подпитывают» взаимное недовольство, и благодаря этому найти решение, удовлетворяющее обе стороны.

Разработчики полагают, что данный метод поможет в острых конфликтных ситуациях не только ученикам, но и родителям, директорам, учителям и школьной администрации. Директор центра медиации и права отмечает, что главной целью школьной медиации является защита интересов ребенка, а медиаторами должны быть обязательно люди из школы.

Уважаемые коллеги!
На ваш взгляд, полезно ли данное нововведение, поможет ли оно улучшить ситуацию в школах? Стоит ли учить медиации учителей при повышении ими квалификации? С какими конфликтами вам приходится сталкиваться чаще всего в школе, и как вы выходите из конфликтных ситуаций?

1735
Комментарии (20)
  • 26 октября 2011 в 10:50 • #
    Наталья Жужукина

    Я считаю. что необходимо: 1. Прекратить грязные толки об учителях с экрана телевизора. 2.Проводить открытые лектории для родителей по НРАВСТВЕННОМУ воспитанию своих детей. 3.Разработать тренинги для родителей по общению, поведению самих взрослых. Грубость,хамство - процветает. Срочным образом . на 1 канале, обсуждать эти вопросы.

  • 26 октября 2011 в 11:05 • #
    Александра Елатомцева

    Меня лично как учителя очень раздражает тот момент, что всегда говорят о правах ребенка, но никогда о правах учителя. Получается мы бесправные и любой невоспитанный ученик или родитель может сделать с нами все , что захочет.

  • 26 октября 2011 в 14:00 • #
    Валерий Меренков

    Вы абсолютно правы. Отсутствие чётко очерченных прав учителя - одна из главных причин школьных конфликтов. Там где нет официально регламентированных прав, сильный (в данном случае - учитель) берёт их гораздо больше, чем ему действительно необходимо.

  • 27 октября 2011 в 00:28 • #
    Людмила Семенюк

    Если родителей беспокоит психологическая и физическая безопасность ребёнка, то отдельных директоров, получивших сейчас неограниченную власть и разнообразные средства манипуляции в образовательных учреждениях, где они всего лишь СЛУЖАТ, беспокоит лишь собственное благополучие. И в одном и в другом случаях реально существует только ответственность учителя, педагогического работника. Их права никому не интересны. Что-то не устраивает? Ищите другое место работы. Либо ты превращаешься в безмолвного "раба", либо ищешь и вновь ищешь нормальное отношение и нормальные условия работы, а на самом деле - уважение к своему труду и своей личности, либо ты уходишь из этой системы вообще...

  • 26 октября 2011 в 10:56 • #
    Александра Елатомцева

    Идея, конечно, хорошая. Только, учитывая несовершенство нашего общества ( и правовое, и общеморальное), не получится ли как в той пословице:"хотели как лучше, а получилось как всегда".
    Да и не всякое руководство учебного учреждения согласиться ознакомить со своими проблемами человека со стороны.
    Но, в любом случае, учителям необходимо больше грамотности в правовых вопросах.

  • 26 октября 2011 в 13:57 • #
    Валерий Меренков

    Мне кажется. что организуется очередная чиновная кормушка. Конфликты в образовательных учреждениях решаются переходом ребёнка в другое учебное заведение. И придумывать что-то иное можно лишь с целью потратить больше государственных денег. Если что-то и нужно школе, то - школьный психиатр, обслуживающий учителей, и в критической ситуации оказывающий помощь ученикам.

  • 26 октября 2011 в 23:12 • #
    Ирина Беляева

    Надо доверять профессионализму учителей и создавать условия, когда люди хотят горы свернуть за светлое будущее, а не устраивать одну структуру над другой, подчеркивая несостоятельность других.... Сейчас очень тяжелое для нас время, когда размыты ценности или происходит их подмена, огромное количество семей, где воспитание надо начинать с родителей (нецензурная брань, пьянство, безразличие и психозы.....). Я не говорю, что это повсеместно, но доля семей с такого рода проблемами стало очень много. А если бы учителя и школьная администрация занималась не бумаготворчеством, а общением с детьми, родителями и решением педагогических задач, то и пользы было бы больше. Бумага может лишь подстраховать, но в воспитании она не поможет - надо видеть глаза, слышать собеседника, думать...

  • 27 октября 2011 в 01:25 • #
    Людмила Семенюк

    Уважаемая Ирина! Я с Вами согласна, подписываюсь под многими Вашими словоми. Вместе с тем, думаю, что медиатор - это не дополнительная структура, а необходимый в условиях нестабильности положения людей, приводящих порой к их поспешным выводам и неадекватным реакциям, специалист, который сможет предупредить обострение конфликта. Наличие такого специалиста не умаляет профессионализма работников школы и не подчёркивает их "несостоятельности", но защитит их время от бесполезных многомесячных хождений по судам, когда кому-то нужно просто удовлетворить свои личные потребности и решить свои личные проблемы, а весь коллектив и дети, и учителя, и родители вынуждены идти на звуки дудочки. И уже не до процесса обучения и воспитания, не до написания бюрократических бумаг (которые всех уже достали до печёнок свей бесполезностью!).

    Подобные ситуации всё-таки не так часты в большинстве школ, но бывают. А вот опыт цивилизованного решения конфликтов мог бы быть полезен для учащихся.

    Медиатором в школе мог бы быть учитель права или обществознания, или социальный педагог, или один из психологов школы, но обязательно прошедший переподготовку по специальности "медиация".

  • 27 октября 2011 в 11:17 • #
    Ирина Беляева

    Добрый день, Людмила! Я двумя руками "ЗА" те мероприятия, которые экономят время, но.. возникает вопрос: медиатор - это специалист широкого профиля? Ведь помимо того, что человек должен владеть методами разрешения конфликтных ситуаций он еще должен разбираться в тонкостях проблемы, лежащей в основе конфликта. Это и юридические, и управленческие, и правовые, и психологические и т.д. аспекты. Модератору все равно придется обращатся и не раз как к участникам конфликта, так и к специалистам. И еще, не всегда участники конфликта хотят внешнего вторжения, и не факт. что модератор положительно разрешит конфликтную ситуацию.

  • 28 октября 2011 в 05:50 • #
    Людмила Семенюк

    Доброй ночи\утра\дня или вечера, Ирина!
    Если подходить серьёзно и профессионально к подготовке медиаторов, то нужно учитывать важные обстоятельства, о некоторых из которых Вы и пишите.
    1. Медиатор - это особая профессия, которой необходимо обучать также, как и всем остальным: обстоятельно, что в данном случае подразумевает и юридическую, и психологическую, и управленческую подготовку, а также отраслевую специализацию.
    2. Медиатор - профессионал. Он не специалист широкого профиля. Он - юрист, имеющий психологическую и управленческую подготовку, но не как повышение квалификации, а как изначальную профессиональную подготовку (это в идеале). Сейчас проводят переподготовку юристов по данной программе. Но этого маловато. Поэтому обсуждаются и варианты переподготовки педагогов и психологов для их работы в качестве медиаторов в системе образования. Кому-то из них это будет интересно. И ладно. Если к подготовке медиаторов подойдут ответственно, а не как всегда, то это будут специалисты, которые обязаны "разбираться в тонкостях проблем, лежащих в основе конфликтов".
    3. Медиатор ведёт переговоры с участниками конфликта. Поэтому естественно, что он будет обращаться к ним. А иначе как? Это ведь не его конфликт!
    4. Профессионально медиатор должен уметь положительно разрешать конфликтную ситуацию. Его задача - решить проблему без суда. Но отдельные исключения бывают в любом деле.
    5. По поводу "внешнего вторжения". Если медиатор работает в организации, то это уже пространство микросоциума. Проблема в том, что в нашей стране люди не имеют традиции несудебного решения проблем, тем более с помощью специалистов. Мы проблемы прячем, загоняем вглубь или со всей силы выплёскиваем на публику. А когда оказываемся в тупике, то - суд, депрессия, суицид.
    Человек быстро привыкает к хорошему: удобно, когда есть кто-то, кто разрулит ситуацию. Я это ощутила на себе. Но для меня это было дополнительным грузом, который отвлекал меня от основных обязанностей. Школе было удобно, а мне... - свою работу приходилось делать в личное время, что плохо было для моей семьи и меня.
    6. При профессиональном управлении организацией многие конфликтные ситуации (нацеленные на судебные разбирательства) отпадают сами собой. А, следовательно, отпадает необходимость и в медиаторах. И тогда достаточно будет классных руководителей, профессиональных учителей, педагогов-психологов, социальных педагогов, заместителей руководителя, чтобы решать школьные межличностные конфликты.

  • 28 октября 2011 в 10:51 • #
    Ирина Беляева

    Доброго времени суток, Людмила! Интересная мысль приходит в голову - если медиатор штатная единица в школе, то результат его деятельности будет оцениваться по числу положительно решенных конфликтов, так? Через некоторое время при результативной работе медиатора число конфликтов должно бы снижаться до эпизодических случаев... а это значит медиатор останется без работы? Или он еще будет что-то делать? Тогда опять встанет вопрос о том, что работа основная страдает от неосновной..Это как по замкнутому кругу.

  • 29 октября 2011 в 02:48 • #
    Людмила Семенюк

    Приветствую Вас, Ирина! Было бы здорово, если бы медиаторы, психологи и социальные педагоги со временем остались бы без работы. Но, увы... Любая государственная система такова, что всегда будут люди, которые слишком зависят от "обстоятельств" жизни. А это означает, что работы этим специалистам хватало бы всегда. Вместе с тем психологов как штатные единицы уже хотят сокращать. До медиаторов в реальной жизни (в образовании) дело скорее всего вообще не дойдёт. Так что и замкнутого круга не будет.

  • 26 октября 2011 в 23:36 • #
    Лилия Мусина

    Конфликтные ситуации возникают постоянно с детьми из неблагополучных семей, они просто мстят нам за свои обиды на родителей, на мир взрослых. Типы этих семей: пьющие многодетные родители, которые рожают, чтобы пьянствовать на детские пособия; 2) одинокая пьяница мама, периодически пытающаяся устроить свою жизнь, отчего дети вынуждены часами после школы мёрзнуть на холоде, так как мама заперлась с очередным мужиком и не открывает дверь; 3) одна бабушка, потому что мама родила, не смогла женить и уехала, бросив бабушке; 4) многодетные мамы, у которых дети от 3-4 разных отцов и т.д. Особый бич сельских школ: дети психически нездоровые, которых родители не хотят отдавать в спецшколы. Какие тут воспитательные работы с родителями? Они годами не приходят в школу.

  • 27 октября 2011 в 01:08 • #
    Людмила Семенюк

    Уважаемая Юлия! Спасибо за Ваши вопросы!
    Полагаю, что в наш стрессовый век подобное нововведение весьма полезно для любой большой организации, и тем более для образовательного учреждения, где сталкиваются интересы разных людей и социальных групп:
    -ученик-ученик
    -ученик-родитель
    -ученик-родители других учеников
    -ученик-учитель, педагогический работник
    -ученик-администратор
    -ученик-директор школы
    -ученик-работники школы
    -ученик-охрана
    -учитель-учитель
    -учитель-ученик
    -учитель-класс
    -учитель-админисратор
    -учитель-директор школы
    -учитель-работник шклы
    -учитель-охрана
    -родитель-родитель
    -родитель-ученик
    -родитель-другие ученики
    -родитель-учитель. педагогический работник
    -родитель-администратор
    -родитель-директор школы
    -администратор-администратор
    -администратор- и т.д.
    -директор школы-учитель
    -директор школы и т.д.

    Не все школьные конфликты ведут к судебным разбирательствам. Но тем не менее служба медиации весьма была бы полезна для образовательных учреждений. Можно было бы при её помощи решать проблемы, пока они находятся в плоскости межличностных отношений.

    Во многих школах пока ещё существуют психологические службы, но у них иные задачи.

    Медиатор образовательного учреждения должен получить педагогическую, психологическую и юридическую подготовку в равной степени. Только в этой ситуации он сможет эффективно решать конфликтные ситуации через переговоры.

    Учителям на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки основные навыки медиации было бы полезно получить. Однако, они имеют право не быть юристами, чтобы работать в школе. Медиаторов же нужно обучать специально, не наспех и не кое-как.

  • 27 октября 2011 в 12:15 • #
    Цветкова Юлия

    Да, к сожалению, в последнее время в СМИ выходит достаточно много негативных новостей об учителях. Хочется, чтобы СМИ поддерживали и защищали учителей гораздо чаще, чем осуждали. По поводу родителей могу сказать, что нередко бывают ситуации, когда родители некорректно себя ведут, а дети берут с них пример. Конечно, взрослые должны это понимать и не забывать, что дети - это их отражение. И еще. Мне кажется, что решать конфликтные ситуации, переводя ребенка в другую школу, – это не совсем правильно. Уходить от проблем не нужно, стоит их решать. А если в другой школе возникнут конфликты, опять придется переводить ребенка?

  • 27 октября 2011 в 18:22 • #
    Эркин Исмаилов

    ...говорим о правах . а о обязанностях учеников и их родителей...повисло в воздухе.
    ...обязанностей же учителей "выше крыши ". а вот прав...

  • 27 октября 2011 в 22:02 • #
    Лилия Мусина

    Не только прав, даже конкретного рабочего места у учителя нет. Вы когда-нибудь задумывались об этом? Чиновники требуют всё больше бумаг, а где учителю хранить их? Где хранить тетради? Всё, что нужно для работы, учитель тащит домой и снова в школу, потому что в школе нет конкретного стола, который бы принадлежал только ему. В учительской 2 шкафа, 3 стола для всех, и учебники, тетради лежат везде: на столах, подоконниках. Хочется проверить тетради в школе, не нести домой, но где попить хотя бы чаю? Столовая работает только для школьников и обслуживание учителей - обуза для поваров, чего они чаще всего откровенно не скрывают. Поражаюсь униженности нашей профессии...

  • 31 октября 2011 в 13:00 • #
    Цветкова Юлия

    Лилия, конечно, школы должны обеспечить педагогов учительскими, где бы всем хватало места для работы. По поводу столовых могу сказать, что может быть, руководству школ стоит документально закрепить за учителями определенное время обеда и ужина, беря в расчет рабочий график. Или можно сделать расписание, где указывается время посещения столовой учителями и учениками, например, на разных переменах.

  • 31 октября 2011 в 23:35 • #
    Лилия Мусина

    Где школам взять новую мебель, на чьи средства? Сколько лет работаю, столько лет наши учительские без стульев. Нынешний директор работает только третий год, она молодец, в отличие от предыдущих, старается найти спонсоров, что-то покупает... В прошлом году, например, купила б/у стенку для школы, две секции поставили в учительской. Но проблем ведь много, а учительская всегда на последнем месте.
    Столовые в школах работают до обеда. На какой-нибудь перемене можно, конечно, успеть перекусить, обжигаясь и опаздывая. Но, если хочется остаться после уроков? Столовая уже закрыта.

  • 31 октября 2011 в 09:53 • #
    Галина Кулькина

    В школе достаточно специалистов, которые могут разрешить практически все проблемы, которые возникают между участниками "школа-семья". Учителей готовят пед. институты и др. учебн. заведения. Вопрос нужно рассматривать на одной из дисциплин при обучении.

  • Желаете ознакомиться с остальными комментариями или оставить свой? в сеть, чтобы получить полный доступ к функционалу Профессионалов.ru! Еще не участник сети?