«Некомпетентность учителя. Кто виноват?»
21 сентября 2011 в 18:06

«Некомпетентность учителя. Кто виноват?»

В последнее время часто ведутся споры о некомпетентности учителей. Одни утверждают, что в этом виноват сам учитель, потому что он сидит на своем месте без развития и заинтересованности. Но есть и другие мнения на этот счет. Нечитайло Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы на сайте журнала «Директор школы» в своем блоге (http://direktor.ru/article.htm?id=46) задается вопросом: кому нужна компетентность, которую учитель должен обеспечивать себе исключительно сам? Это вполне справедливый вопрос, потому что по существующему положению дел учителям приходится все делать самим. Зачастую учителя за свой счет чинят сломанную аппаратуру, на свои деньги заказывают нужную литературу и решают многие другие вопросы самостоятельно.

Говоря о том, сколько забот свалилось на плечи учителей, можно сделать вывод, что и 24-ти часов в сутках недостаточно. Педагогам не хватает времени на повышение квалификации. Кажется, общество забыло о первоначальном предназначении учителя.

Уважаемые коллеги, а существует ли в вашей школе подобная проблема? Возможно, вы приведете примеры успешного решения этого вопроса? http://konkurs.direktor.ru/forum.htm?do=readtopic&id=11

1391
Комментарии (9)
  • 22 сентября 2011 в 07:23 • #
    Юлия Дивинская

    В нашей школе существует такая форма методической работы, как психолого-педагогическая школа (ППШ) для учителей. Ведут её заместители директора по УВР, привлекая при необходимости школьного психолога. ППШ направлена на активизацию профессионального саморазвития педагога, оказание помощи учителю в решении возникающих проблем при обучении, развитии и воспитании. За год проводится 3 занятия длительностью не более 45 минут, в течение которых предполагается смена деятельности педагогов путём комбинации различных форм проведения. Занятия строятся с использованием таких форм как лекция, в том числе сопровождаемая мультимедийными презентациями, тренинг, мастер-класс, включают в себя обзор информационных источников по определённой проблеме. Занятия могут включать музыкальное сопровождение для релаксации на определённых этапах. Для получения обратной связи с целью дальнейшей корректировки работы ППШ могут быть использованы анкеты. Учителю предоставляется возможность индивидуальной работы с презентациями, памятками, подготовленными к определённому занятию ППШ в электронном и печатном виде, для использования при подготовке отчётов по самообразованию, проведению уроков, классных часов, родительских собраний, работе в творческих коллективах. Всё это помогает педагогу, с одной стороны, освежить свои знания по вопросам педагогики и психологии, а с другой, - даёт определённое направление для дальнейшего самообразования.

  • 22 сентября 2011 в 11:01 • #
    Тугеус Владимир

    К сожалению, никакой ППШ и даже АКМ не научат НЕКОМПЕТЕНТНОГО учителя тому, как учить детей математике или физике. Научить проведению внеклассных мероприятий - тут, возможно, толк есть.

  • 23 сентября 2011 в 13:34 • #
    Анна Аубакирова

    Работая преподавателем технического вуза и будучи мамой двоих детей (14 и 3) вижу проблему с двух сторон, безусловно их больше :)
    1) действительно некомпетентность учителей проблема очень актуальная, и мне кажется, фундамент ее закладывается еще в педвузе - кто и как учит этих людей?!
    Есть конечно педагоги "от Бога"... но их наверное тоже можно чему то учить, а остальных тем более...:)
    2) профессиональный рост преподавателя высшей школы - это его ежедневная забота, иначе никак, это подразумевается... почему для учителя в школе нужны какие то особые условия?
    Тем более,что профессиональная компетенция каждого выпускника Вуза на его совести и только учителя требуют дополнительного внимания!

  • 23 сентября 2011 в 22:03 • #
    Тамара Сербинова

    Профессиональный рост педагога зависит только от его желания.У нас ,например, в лицее ЗАКРЕПЛЕНА И ДЕЙСТВУЕТ УЖЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ МНОГИХ ЛЕТ ФОРМА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА И КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ,КАК ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ЧАСЫ.ПО ПЯТНИЦАМ УРОКИ В ЛИЦЕЕ НАЧИНАЮТСЯ НЕ С 1-ГО ,А СО 2-ГО. в ЭТОТ ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ РАБОТАЮТ НАД ИЗУЧЕНИЕМ НОВИНОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ,КАЖДАЯ КАФЕДРА СОГЛАСНО ПЛАНА ЛИЦЕЯ РАБОТАЕТ НАД ТЕМОЙ, КОТОРУЮ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ВСЕМ ПЕДАГОГАМ ЛИЦЕЯ С ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ, ПОТОМ КАКИЕ- ТО НОВЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ДЕМОНСТРИРУЕТ НА ОТКРЫТЫХ УРОКА С ДЕТЬМИ НА РАЗНЫХ УРОКАХ ЦИКЛА ИЛИ В ВИДЕ " МАСТЕР-КЛАССОВ".КОНЕЧНО ЖЕ ПО ЗАВЕРШЕНИИ ВСЕХ ЭТИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОВОДИТСЯ ОБСУЖДЕНИЕ КОРРЕКТНОСТИ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ,ВЫЯВЛЯЮТСЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ,ПОДВОДИТСЯ ИТОГ О ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИХ НА ДРУГИХ УРОКАХ, ДРУГИХ ПРЕДМЕТАХ.ТАКИМ ОБРАЗОМ МЫ РАБОТАЕМ УЧАСЬ,РАЗВИВАЯ СВОЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ.

  • 26 сентября 2011 в 12:58 • #
    Цветкова Юлия

    Приятно видеть примеры поддержки и мотивации учителей. Конечно, и отдача от них самих последует. Мотивация очень важна для любой профессии.

  • 27 сентября 2011 в 20:09 • #
    Марина Макарова

    А еще добавьте, что мы теперь за свой счет еще и курсы повышения квалификации проходим.Когда будет осуществляться на деле программа переподготовки на базе вузов, многие из нас уйдут из школы, потому что и на это нас заставляют выкладывать деньги из своего кармана.

  • Да, действительно, перегрузки учителей колоссальные, но к счастью в любой школе есть творческие талантливые педагоги от бога, за лидерами тянутся и другие.
    В нашей школе все педагоги работают в 4 научно-методических комплексах: научно-исследовательском, социально-педагогическом, художественно-эстетическом, физкультурно-спортивном уже в течение 5 лет. поверьте, это дает высокие результаты. такая система работы позволила создать свою корпоративную культуру в школе и взаимопонимание с детьми и родителями, которые постепенно тоже включаются в этот вид деятельности.

  • 22 октября 2011 в 23:27 • #
    Ирина Беляева

    На мой взгляд, хорошо, когда учитель - эрудит. Однако все знать человек не может (как говорил мой отец - "те, кто считает, что знает ВСЕ, являются пациентами психбольницы"). Учитель должет учиться постоянно, а государство должно создавать условия для повышения квалификации. Постоянное общение с детьми, их вопросы - лучший стимулятор для того, чтобы не стоять на месте в своем развитие... Очень важно учителю обладать организационными способностями и эмпатией, а так же помимо работы увлекаться чем-то еще - путешествиями, марками, музыкой и т.п.....ну и просто быть порядочным человеком с жизненными принципами.

  • 3 января 2013 в 15:51 • #
    Сергей Воинов

    Удивительная дискуссия! Практически все (между строк или явно) занимают враждебную позицию относительно учителя. Кто-то еженедельно "читает" ему методички (как школяру неразумному!), кто-то намекает, что учитель не "самообразовывается". Да о ком Вы, господа, беседу ведете? Может быть повернуться к Учителю, посмотреть внимательно на его трудности (речь идет об образовательном процессе, а не его "психологическом" настрое). Посмотрите - может и увидите, что стоит только помочь Учителю, хоть немного разгрузить его от несвойственных учительской профессии функций (только перечислление их займет не одну страницу!)? Например, обеспечьте класс для преподавания литературы хорошим оборудованием, да предоставьте ему материал, подобный приложению к данной реплике...Увидите - все в школе объедииятся вокруг главной проблемы - ученики. А Вы проблему придумали - "некомпетентность Учителя"...

  • Желаете ознакомиться с остальными комментариями или оставить свой? в сеть, чтобы получить полный доступ к функционалу Профессионалов.ru! Еще не участник сети?