Нужно ли учителю педагогическое образование?
30 августа 2011 в 12:35

Нужно ли учителю педагогическое образование?

Недавно Президент Дмитрий Медведев поднял вопрос об очередной реформе в сфере образования — детей должны обучать не люди с педагогическим образованием, а специалисты в той или иной области (то есть математику должны преподавать математики, географию – геологи и т.п.). Мнения по этому поводу отнюдь не едины. Одни считают, что эта реформа приведет к падению уровня образования (http://www.direktor.ru/blog.htm?id=243), другие же считают, что это благотворно отразится на школьном образовании.

Учителя в школах помогают детям не только в изучении физики, химии, литературы, они также помогают им при решении их личных проблем (например, проблем во взаимоотношениях с одноклассниками), несмотря на то, что в их прямые обязанности это не входит. Ведь школа для детей — второй дом, и там они должны чувствовать себя спокойно, уютно. Что же касается школьной программы, то учителя на протяжении 5 лет учебы в педагогических вузах, а потом и работы в школе, хорошо ей владеют и могут доносить информацию до учеников.

Однако, к сожалению, иногда случаются такие ситуации, когда у школьника есть вопрос по определенной задаче, не входящей в школьную программу, и учитель, в связи с недостаточным владением материала, не может на него ответить. Если же в школах будут преподавать узкие специалисты — химики, физики, математики, то они с большей вероятностью смогут ответить на вопросы учащихся и, возможно, смогут сильнее заинтересовать их в изучении предмета.

Но, с другой стороны, весомый довод в пользу обучения детей именно специалистами с педагогическим образованием – то, что после окончания педагогических вузов, специалисты умеют оформлять журналы, составлять конспекты уроков, владеют знаниями по детской и подростковой психологии, педагогическими методиками и т.д., а специалисты без педагогического образования должны пройти программы повышения квалификации. Не формальность ли это?

Уважаемые директора и учителя! Как вы считаете, кто должен учить детей в школах: математик или учитель математики, химик или учитель химии? Кто сможет больше заинтересовать ребенка в изучении предмета: человек, владеющий материалом и ориентированный на школьников, или человек, который блестяще владеет знаниями не только в рамках школьной программы, но ориентирован на науку, а не на учеников?

18678
Комментарии (35)
  • 30 августа 2011 в 14:42 • #
    Лев Штернберг

    То, что от учителя математики ожидают еще и решений семейных проблем школьника - это ужасно. Еще более ужасно, что наши учителя настолько привыкли к подобным обязанностям, что иначе себе даже не представляют работу преподавателя. Нынче в школе нужны преподаватели новой формации прежде всего для того, чтобы сломать у преподавателей стереотип о профессиональных правах и обязанностях. Учитель ничуть не более имеет право или обязан лезть в личные дела школьника, чем уборщица той же школы или продавщица из ближайшего магазина.

    Автор топика совершенно напрасно утверждает, что учитель, обученный в пединституте - это человек, способный увлечь школьника своим предметом. К сожалению, в сегодняшние педвузы чаще всего идут абитуриенты, сами ничем не увлекающиеся и, естественно, никого другого ничем увлечь не способные. За редким исключением.
    Математик-профи - это не просто тот, кто "блестяще владеет знаниями не только в рамках школьной программы". И не правда, что он непременно "ориентирован на науку, а не на учеников" - такой ученый червь, интроверт, просто не пойдет к детям работать учителем. К детям пойдет как правило УВЛЕЧЕННЫЙ математикой человек, и ЖЕЛАЮЩИЙ УВЛЕЧЬ ею других, и непременно экстраверт по натуре. Хотя, и тут тоже существует профессиональный учительский стереотип. В преподавательские обязанности не должно входить "увлекание" учеников математикой, во всяком случае в старших классах. В старших классах приходить к учителю-математику должны лишь те ученики, кто математикой уже увлечен. А кто не увлечен - им достаточно основ арифметики, которая давалась в средних классах.

    Это ИМХО.

  • 28 декабря 2013 в 21:01 • #
    Михаил Попов

    Лев! для Вас учитель и преподаватель идентичные по содержанию профессии?
    Если девочка на уроке ничего не в состоянии усвоить по причине, что ночью её насиловал отчим (специально беру запредельную ситуацию), то УЧИТЕЛЮ не нужно "лезть" в эту её личную ситуацию?
    - "Знания без воспитания – это меч в руках сумасшедшего." Д.И.Менделеев

  • 30 августа 2011 в 17:02 • #
    Ирина Пичугина

    Конечно, каждый должен делать свое дело! Пекарю - пекарево!!! Конечно УЧИТЕЛЬ должен учиться ВСЕГДА, просто потому, что нужно шагать в ногу со временем. Но ПЕДОГОГИКУ, по моему еще ни кто не отменял!

  • 31 августа 2011 в 12:14 • #
    Цветкова Юлия

    Лев, вы, несомненно, правы, в том, что учитель не должен лезть в личную жизнь ученика. Но случаи бывают совершенно разные! Как, например, неблагополучные семьи, которым помогают учителя. Очень часто ребенок не может с кем- то поделиться, а учитель видит его состояние и хорошо, когда принимает меры.
    Логично, что младшим классам нужен более ориентированный на них человек, а в старших классах могут преподавать и узкие специалисты, сконцентрированные в большей мере на науке. Но, как сказала Ирина Пичугина – педагогику, еще никто не отменял.

  • 31 августа 2011 в 16:12 • #
    Лев Штернберг

    Юлия, такую педагогику, какую мы унаследовали от Советского Союза, уже давно пора отменить. В Европе наших учителей считают профессионально непригодными, и все наши установки называют в высшей степени антипедагогичными.
    И заметьте, что еще чуть-чуть - и эту педагогику таки отменят. Цитирую из текста топика:
    "Недавно Президент Дмитрий Медведев поднял вопрос об очередной реформе в сфере образования - детей должны обучать не люди с педагогическим образованием, а специалисты в той или иной области".
    То есть если вы, российские педагоги, ожидаете лишь команды чтобы "педагогику отменили" - то готовьтесь, это уже не за горами.

  • 28 декабря 2013 в 21:05 • #
    Михаил Попов

    Может Д. Медведеву перечитать Л.Н. Толстого? Или познакомиться с трудами Ушинского или Иллича?
    У нас, если чиновник занимает высокий пост, то становиться автоматически специалистом даже аптечном деле, будучи юристом по образованию. Не лучше бы, что бы сапоги делал сапожник?
    Да, на западе не признают ряд наших, так называемых "педагогических" установок, которые затрагивают права личности, но это не значит, что там учителя не имеют педагогического образования. Или не так?

  • 28 декабря 2013 в 20:54 • #
    Михаил Попов

    Юлия! Вы со Львом говорите о разном. Он о ПРЕПОДАВАТЕЛЯХ, а Вы про УЧИТЕЛЕЙ. Два разных термина и, соответственно, с разным содержанием.

  • 31 августа 2011 в 23:30 • #
    Тугеус Владимир

    Математик-специалист может оказаться с талантом педагога от рождения. Нет сомнения, что он будет преподавать математику в школе не хуже учителя-специалиста.
    Но даже увлечённого математикой человека будут слушать в обычном среднем классе в лучшем случае порядка 10% учащихся, если он не будет "владеть" классом, не будет учитывать дифференциацию способностей учащихся и других чисто школьных премудростей преподавания.
    Помню, пришла к нам молодая учительница химии с красным дипломом, которая, не доработав года, ушла из школы, потому что совершенно не умела ОБЪЯСНЯТЬ материал ДЕТЯМ.

  • 1 сентября 2011 в 04:27 • #
    Людмила Семенюк

    Приветствую всех неспящих!
    Я - Учитель! Но я больше не работаю Учителем. Лев Штернберг может быть доволен. Педагогику так-таки уже пытаются отменить. А знаете: не в сторону узкоспециального профессионализма. Увы! Цель стара как мир - коммерция, а потому поиск покладистых, молчаливых, лучше бы ущербных - ими легче управлять. А ещё кричащих, но не о деле, а чтоб заметили!

    Главный вопрос конференции: "Нужно ли учителю педагогическое образование?". Глубоко убеждена, что это лишний вопрос. Ведь если "Да", то скоро мы продолжим ряд: наши врачи "не умеют лечить" - пусть лечит какой-нибудь экстраверт, увлечённый, например, педиатрией , желающий вылечить всех детей. Полицейские и иже с ними "сплошь коррупционны". А бандитов пусть обезвреживает другой экстраверт, увлечённый и желающий. Инженеры наши "бездарны" (те, кто не уехали). Учёные наши "ничего не открывают в науке". Широкое поле для экстравертов! Стоит только начать!

    Конечно, учитель на виду для каждой семьи. Также как и врач, и полицейский. А вот работа каждого именуемого ученым или инженером, или менеджером видна только специалистам или ситуационно. И только ленивый не пнёт первых трех "гуртом" - чего мелочиться.

    "Автор топика совершенно напрасно утверждает, что учитель, обученный в пединституте - это человек, способный увлечь школьника своим предметом". Нас, выпускников педагогического вуза города Москвы, очень много, тех, кто учились у блестящих учёных-педагогов: Кобрина, Кузьмина, Ильинской, Запорова, Шорина и других. Эти узкоспециальные учёные учили нас своей специальности. Но мы, в отличие от них, учителя, и мы впитывали от каждого знания, манеру изложения материала, способы общения. Потрясающая ученый-педагог Щуркова деликатно вводила нас в мир воспитания. Пять лет шаг за шагом.

    Приход в школу к подросткам - это всегда испытание. Я наблюдала приход к ним "увлечённых и желающих" не учителей, но специалистов. Очень часто жалкое зрелище. И даже в старшей школе. Чтобы увлечь, надо сначала умудриться, чтобы тебя на уроке хотя бы заметили. Ситуации, конечно, бывают разные. И среди учителей бездарей и мошенников хватает, как и во всех специальностях.

    Сегодня Президент Медведев предложил то, что было широко распространено в советской школе. Встречи ведущих профессионалов (он говорил почему-то только о бизнесменах, как будто другие специальности это так...) с учащимися, где они рассказывали бы о своем успешном пути в карьере, как они его прошли. Но вот по поводу некоторых сегодняшних бизнесменах я бы подумала, стоит ли детям с ними знакомиться. Но речь уже не идет о том, чтобы учителей заменили иные.

    У преподавателей ломать стереотип о правах и обязанностях не удастся!!! У них его просто нет!!! Зато есть нормативный документ, где всё подробно расписано про обязанности - должностная инструкция. Поэтому Лев этот камень кидает не в ту сторону. Учитель по нормативным документам не только урокодатель, на чём настаивает Лев, но и воспитатель. Педагог - ведущий за собой. Я ссылаюсь обобщённо на нормативные документы, так как кому-то слово учителя не авторитетно.

    Теперь ещё об одном "авторитете" - Европа! Это покажется странно кому-то, но мне, Учителю, довелось работать в Европе, в разных странах. И вот, не журналисты, не чиновники, а обычные обыватели, наблюдая со стороны за моей работой с детьми, говорили одно и тоже: вот если бы наши учителя так работали! А секрет успеха прост - искренность в отношениях. И гиперответственность за тех, кто доверился тебе как учителю, перед теми, кто доверил тебе самое сокровенное, самое дорогое - своего ребёнка.

    В прессе любят клевать советскую школу. А я её очень люблю! Она научила меня мыслить, а вовсе не запоминать формально информацию, которую тебе подсовывают. Учить и учиться было не легко: много недосказанного, много между строк. Но именно советские учителя сформировали у меня т.н. критическое мышление, способность к анализу, которыми потом восхищались и которых боялись вузовские преподаватели. Но я была не единственным учеником в нашей школе. Ежегодно школу закончивали 150-180 выпускников. Неуспешных из них - един

  • 1 сентября 2011 в 11:49 • #
    Цветкова Юлия

    Людмила, я согласна с вами в вопросе искренности в общении! Ведь очень важно, чтобы каждый преподаватель, как вы сказали, чувствовал гиперответственность за ребенка, которого ему доверили родители. А по поводу Европы могу сказать, что очень часто говорят - все бы у нас так работали, как в Европе. Но ведь очень много примеров, когда все наши «лучшие умы» выезжают за границу и наши специалисты (в том числе и педагоги) за границей нарасхват

  • 1 сентября 2011 в 12:37 • #
    Людмила Семенюк

    Именно так!

  • 2 сентября 2011 в 12:42 • #
    Лев Штернберг

    Ох, Людмила!
    Вы так много сказали, что и не знаю, надо ли на всё это отвечать, или это просто риторические рассуждения.
    Но вы так горячо, так эмоционально сказали, что ответить нужно ну минимум поклоном. Кланяюсь Вам, горячий искренний человек. Однако не расцените, пожалуйста, мой поклон как согласие.
    А не согласен я прежде всего с тем, как Вы путаете профессиональные обязанности и человечные порывы. Вам нравится оказывать помощь попавшим в беду детям - прекрасно, флаг Вам в руки, помогайте (если они не против, конечно). Однако это есть Ваше человеческое, и оно не обязано быть профессиональным. Может быть Вам следует сменить профессию - пойти работать социальным педагогом, Детским Человеком, спасателем - назовите как хотите, но возможно у Вас к такой работе талант. Задача же преподавателя - объяснить ученику учебный материал или научить, где он, ученик, еще сможет сам найти толковые объяснения, то есть научить ученика учиться самостоятельно. Бегать с флагом по улице и искать пропавших детей - это не учительская работа, это в свободное от работы время, пожалуйста.

    И формировать у учеников-старшеклассников интерес к литературе или к химии - это тоже не должно входить в обязанности преподавателя. Думаю, идея привлечения в старшую школу учителей без педагогического диплома именно на то и нацелена, чтобы искоренить в старшей школе это традиционное "формирование интересов и потребностей". Это болезнь прежней педагогической системы, ложная установка. Никакой другой профи не считает себя вправе заставлять кого-то заниматься тем, чем тот заниматься не хочет. Только учителям это свойственно. И таким учителям придется в школе потесниться.
    В старших классах уже поздно чего-то формировать, это задача младших и средних классов. В старших классах ученик должен уже самостоятельно следовать своим собственным сформировавшимся интересам, выбирая себе предмет и преподавателя. А преподаватель должен лишь толково продвигать ученика вглубь и вширь по данной специализации. Не любит старшеклассник читать историческую литературу - ну еще не хватало, чтобы учитель его к этому принуждал, проводил беседы с родителями и говорил "Книжки надо любить,. Историю надо знать." Взрослые дети сами разберутся, что им надо любить или знать, не учительская это забота.

    Я - актер по образованию. Стихи и прозу читаю так, что у слушателя дыхание задерживается. Я знаю, после моего чтения некоторые идут и ищут тех авторов, которых я читал. И я работаю с детьми - с дошколятами, с младшими и средними школьниками - как раз с теми, у кого можно и нужно формировать интересы. Педагогического диплома у меня нет. Я не пойду работать в школу, пока там такие маленькие оклады. Но я знаю, что моя актерская подготовка и мой личный интерес к художественной литературе дают мне преподавательский профессионализм намного выше, чем подготовка и интерес обычного школьного учителя. Нужно ли мне для работы с детьми получать педагогический диплом? Наверное можно и без него обойтись, я так думаю. Во всяком случае Медведев дает школьникам шанс однажды поучиться и у меня.

  • 2 сентября 2011 в 18:34 • #
    Людмила Семенюк

    Спасибо Лев!

    В оценки роли учителя старшей школы мы не оппоненты. Интерес к исследованию, познавательные способности формировать надо, как говорили на Руси, пока ребёнок лежит поперек лавки. Это преувеличение небольшое. Применительно к школе - это 1-5 классы.

    Я учиталась сама в такой школе,где мы имели возможность изучать объёмно те предметы, которые нам интересны. Поэтому идея индивидуального учебного плана сразу мне стала интересна. В реальной жизни её частичная реализация стала возможна только в больших школах (проблемы финансирования) при наличие группы 11-15 человек. Реформа школы, если не решит проблемы финансирования - я говорю не о НСОТ, а о согласовании идей новой школы и политики Министерства финансов. Школа получает средства для реализации учебного плана, рассчитанного на индивидуализацию обучения, но их непросто использовать в том контексте, о котором Вы пишите. Много ограничителей: например, количество часов на математику для каждого ученика в обязательном порядке не меньше, чем для профильного уровня. ЕГЭ по математике обязаны сдавать все и гуманитары, и естественники, и спортсмены - все. В заданиях убран базовый уровень. Если школа - гимназия, то иностранный язык также забирает на себя количество часов, необходимое для углублёнки + второй иностранный. Вместе с обязательной математикой - это уже 14 часов в неделю. Прибавьте ещё несколько обязательных предметов: ОБЖ, физкультуру, историю, обществознание и др. Тут вмешивается ещё один ограничитель - Санитарные нормы. В этом примере, ученик уже выбрал предельно допустимую нагрузку. На расширенное изучение необходимых предметов, которые он сам выбрал бы, у него нет возможности. Учитель, который ведёт обязательный предмет, - заложник установленных порядков. Учитель математики рад был бы тратить свои знания, силы на мотивированных учеников. Да и кто бы был не рад? Но все ученики обязаны с дать ЕГЭ по математике. Уровень его зарплаты, в частности, будет зависеть от качества результатов сданного выпускниками экзамена. Может ли он не заставлять? Так в чём же его вина? За что его менять? Может, реально изменить условия обучения?!

    В том случае, если человек, не имевший педагогического образования, но сильный специалист в той или иной области знаний, захотел работать в школе. Кто бы возражал. Но мои несколько эмоционально описанные примеры направлены были только на то, чтобы показать необходимость знания и понимания особенностей физиологического и психологического развития детей разных возрастных групп.

    Социальный педагог и психолог в каждой школе есть. С новой системой оплаты труда (НСОТ) их ставки под вопросом. Но это 2-3 реальных сотрудника на всю социально-психологическую службу в школе, где 800-900 учащихся. И социальный педагог во многих случаях занимается организацией питания для этих учащихся.

    Извините, Лев, что многословно. Просто Вы меня зацепили. Вы легко предложили мне покинуть школу даже не зная, как я выполняю свою работу. На уроке многие из нас, учителей, увы, работающих на маленьких зарплатах, всегда актёры, причем театральные. И материал до учеников доносим так, что им, как и Вашим воспитанникам, хочется тут же найти книги по тематике и почитать самим. Поучиться у Вас у детей есть возможность и сейчас, но Вы правы, что отказываетесь работать за ТАКИЕ деньги. Обещания Медведева, в том числе и по поводу повышения зарплаты, дают шанс Вам поучить детей в школе. Я попыталась быть корректной.

  • 2 сентября 2011 в 18:58 • #
    Лев Штернберг

    О, вот тут я с Вами очень согласен. Система оплаты и требования ЕГЭ на сегодняшний день никак не согласуются с идеей привлечь специалистов из иных сфер. И забюрократизованнось учительских функций тоже. Творческий человек не пойдет работать в систему, пока система сама делает всё, чтобы запретить творчество. Думаю, что, сказав "А", министерство вынуждено будет вспомнить и весь остальной алфавит, иначе это "А" зависнет в воздухе как пустой звук.

  • 2 сентября 2011 в 19:57 • #
    Людмила Семенюк

    Предполагаю, что ещё долго так и будет. И бюрократия в образовании, даже на самой нижней ступеньке, очень сильна.

    Нечаянно возникла маленькая ассоциация: школа для некоторых - приусадебный участок, где можно собирать "монетный урожай", что нелишнее к бюджетной зарплате. А это уже старая система кормлений, которая в нашем государстве, в административно-бюджетной его части, сохраняется и культивируется до сих пор. В это втягиваются и учителя. И благо есть ещё и руководители, и учителя, которые несмотря на все трудности УЧАТ и УЧАТ ОТЛИЧНО!

  • 28 декабря 2013 в 21:42 • #
    Михаил Попов

    Лев! Откуда столько оптимизма в отношении нашего министерства? Разве мало примеров, когда "А" зависало в воздухе? Ещё хуже, когда алфавит начинали с "Ъ"?

  • 1 сентября 2011 в 13:51 • #
    Леонид Долинер

    Тема обсуждения слегка абстрактна. Думаю, каждый из участников дискуссии в состоянии привести кучу примеров, когда человек без пед. образования - прекрасный педагог. Можно привести и кучу примеров, когда человек с педагогическим (университетским!) образованием учителем просто не смог быть. Ну не приняли его дети, нет у него чего-то...
    Учитель = прекрасное владение и увлеченность предметной областью + владение методикой и образовательными технологиями + знание и умение использовать основы прикладной психологии и педагогики + обаяние + человеколюбие + (продолжите ряд сами)... Кто сказал, что таких людей много? Почему в театральные вузы - дичайший конкурс и отбор на профпригодность, а в педвузы - лишь бы пришли? Почему в Швейцарии, чтобы стать учителем, требуется пройти жесточайший конкурс? А если ты его прошел, то твоя зарплата (минимум в 5000 евро) позволит тебе достойно жить? Помните 90-е, когда в школу хлынуло огромное количество людей с разорившихся производств? На места выбирали ЛУЧШИХ. Сейчас большинство из них, к сожалению ушло... Остальные явно или неявно мечтают уйти...
    То, что сегодня происходит в школе - это следствие ряда причин, которые все прекрасно знают. Престиж профессии учителя правда, как выразилась одна из коллег, "ниже плинтуса". Талантливая молодежь учиться на учителя не идет (догадайтесь, почему). А в школе нужен УЧИТЕЛЬ, который УМЕЕТ УЧИТЬ и, что самое важное, УЧИТСЯ ПОСТОЯННО САМ. А какое у него образование... Для директора школы , бухгалтерии и др. руководителей нужно педагогическое (чтобы учителю дали спокойно работать, не ущемляли в оплате труда и постоянно не получать полунамеки о своей ущербности и профнепригодности). Для ребенка - лишь бы было интересно учиться, ему все равно. Для родителей - знания б современные и качественно давал... Для вузов - все равно, лишь бы хорошо научил УЧИТЬСЯ, остальное сделаем мы. Так что тема обсуждения (если она предметна) должна была заканчиваться фразой "... для (кого или каких целей?).

  • 1 сентября 2011 в 14:57 • #
    Людмила Семенюк

    Талантливая молодёжь идёт учиться в педвузы, но, проработав в школе хотя бы год, уходит. А причины мы обсудили.

    Нужно ли было обозначать в названии конференции "для каких целей или для кого" необходимо профессиональное образование, думаю, что особого смысла не было. Так как это очевидно. Ученик. Всё остальное - привнесённое.

    В 90-е я работала в школе. Не выбирали лучших, а брали хоть кого-нибудь. Но были школы, где этой проблемы не было. Например, та, в которой я когда-то училась. Там всегда был тщательный отбор учителей.

    В остальном, уважаемый Леонид, я с Вами полностью согласна.

    Врачу мы говорим: не навреди! Для учителя эти слова также очень важны! Учитель, конечно, - это призвание. И вступительный экзамен для него - уж точно не ЕГЭ, а собеседование на профпригодность. Основам наук для преподавания в современной школе в педВУЗе научат. Но главное - это внутренняя потребность в этой профессии, желание добиться мастерства и постоянно его совершенствовать.

  • 2 сентября 2011 в 21:48 • #
    Леонид Долинер

    Спасибо за Ваш ответ. Так получилось, что помимо студентов я работаю в системе повышения квалификации учителей. Есть талантливые и великолепные педагоги, хорошо обучаемые и заводные. Скажем, их 1-2 в группе из 15 человек. Но не в каждой группе. Скажем, на каждые 100 - не больше 5-6. Не маловат процентик? Куда своих детей-то поведем учиться? В комментарии Льва Штернберга сквозит легкая ирония - мол, конечно, дать 2000 баксов - конечно, проблемы решим... Нет ощущения, что речь идет о будущем страны - наших детях? Даже не об учителях... А дети достойны того, чтобы их учили лучшие... Одна из учительниц сказала потрясающую фразу: "Я равнодушна к деньгам. Но стыдно. Стыдно проходить мимо учеников и их родителей в старом протертом пальто. Они ж меня не уважают, они меня жалеют...". Может как-то начнем уважать? И начнем действительно с 2000 баксов, серьезного отбора преподавателей и в школу, и в вуз, и в колледж?

  • 3 сентября 2011 в 04:31 • #
    Людмила Семенюк

    Каждый раз, ставя точку, надеюсь, что выхожу из полилога. Но не получается.

    Конечно все мы уже давно ушли от темы конференции. Замечание Президента сыграло провокационную роль. Одни в напряжении ждут своей участи, а другие радуются, что скоро, вероятно, у них появится возможность заработать, если, конечно, зарплаты преподавателей и учителей вырастут. На лицо вялотекущий конфликт интересов. В одном из комментариев я подчеркнула, что единственно ребёнок в центре деятельности педагога. Это аксиома. Может быть поэтому разговор часто поворачивается в сторону оценки профессионализма учителя, его статуса. но в контексте оценки значимости его работы в развитии\обучении учащихся и студентов.

    Леонид! Вы затронули больной вопрос, связанный с эффективностью курсов повышения квалификации. Очень часто занятия бывают формальными, да и мотивации к самосовершенствованию у некоторых учителей нет. В процентном отношении не считала, но, полагаю, как и в любом коллективе обычное соотношение 3-х категорий слушателей. А потому активных\творческих по-любому примерно 1\3 от общего числа. Когда я проводила занятия с учителями, то понимала: часть слушателей пришли специально на мой курс, они знакомы с моим стилем, они знают, чего от меня можно получить (как раз активизацию их собственной активности). Некоторым нужен пинок, некоторые хотят узнать "что-нибудь новенькое", кто-то случайно по приказу директора попал, и он ничего не хочет - по-скорей бы закончилось. Тот процент экстравертов, который Вы называете, конечно, маловат. А большая часть, просто приходит уставшая, в стрессе, а кто-то в глубокой депрессии. Леонид! А как Вы думаете, в каком-нибудь среднестатистическом НИИ, Университете, фирме процент творческих, великолепных будет больше, чем в школах?

    Если бы учитель\преподаватель получал достойную зарплату, то у него не было бы необходимости брать большую нагрузку: учитель-классный руководитель-педагог доп. образования- т.п. Соответственно у него было больше возможности отдыхать, восстанавливать силы, общаться со своей семьёй, делать домашние дела, реализовывать свои культурные и досуговые потребности, заниматься спортом\фитнесом, просто гулять и, конечно, повышать свою квалификацию (достаточно для многих было бы чтения специализированной научной и популярной литературы; открытых лекций преподавателей Университетов, учёных; участия во всевозможных конференциях. и т.д.). И вот в этом случае вряд ли бы пришла в голову идея замены учителей.

    Если сделать краткий конспект того, что мы обсуждали, то получился бы перечень основных требований к учителю и пожеланий к тем, кто обладает властными полномочиями, для принятия адекватных главным целям образования мер.

    По поводу главного вопроса конференции, который обозначила Анастасия: "Нужно ли учителю педагогическое образование?". Да, полученное в любой форме: переподготовка, курсы, самообразование.

  • 2 сентября 2011 в 11:44 • #
    Лев Штернберг

    Леонид, согласитесь, если бы российскому учителю положили месячный оклад в пару тыщь евро, то уже через год-два конкурс в пединститут стал бы самым дичайшим, не правда ли? И отбор проходил бы скорее всего по технологии именно актерского конкурса - насколько молодой человек умеет быть выразительным и заразительным.
    Сегодня в пединститут не идут молодые люди, чувствующие себя способными, достойными высокого заработка. Увы.

  • 2 сентября 2011 в 18:48 • #
    Людмила Семенюк

    Некоторые идут, учатся, получают диплом и даже в школу приходят, но очень быстро уходят.

    Конкурс должен быть не только в пединститут, но и при поступлении на работу в школу. Испытание профессиональной пригодности, в том числе и творческие испытания.

  • 2 сентября 2011 в 09:14 • #
    Инна Петронюк

    Можно уметь, но не научить другого. А можно не уметь, но уметь научить учиться других. Педагогическое сопровождение, а не просто трансляция знаний - вот что самое важное в искусстве учить.

  • 4 сентября 2011 в 10:23 • #
    Владимир Стебнев

    согласен с инной петронюк .Неплохо хо бы конечно ,чтобы человек душевный был.

  • 3 января 2013 в 16:06 • #
    Сергей Воинов

    Удивительно! Есть законы развития человеческого сознания. "Трансляция знаний" неокрепшему детскому и подростковому сознанию принесет только вред. Надолго затормозит (в лучшем случае!) развитие подростка в Человека. Я полагаю, что г-н Медведев говорил о частном, а не о всеобщем образовании. Безусловно, есть в образовательном процессе такие области, где нужны узкие специалисты, например, спорт, танец, балет и т.п.

  • 2 августа 2013 в 12:00 • #
    Лидия Стремоусова

    Вопрос требует серьезных философских размышлений

  • 22 ноября 2013 в 11:05 • #
    Иван Петров

    У нас директор школы имеет среднеспециальное образование - бухгалтер, высшее образование - экономист. Школа по всем показателям ползет вниз.

  • 13 марта 2014 в 01:07 • #
    Татьяна Колыхалова

    К сожалению, уважаемый Лев, не каждый математик профессионал может увлечь школьника математикой. Хороший учитель должен должен знать методику преподавания. Педагогика наука не простая, дидактика в том числе. В школе учатся дети, которые мечтают не только о математике, таких не много. И причины этого вне стен школы. Это и неблагополучные семьи и неформальные детские организации, а если проще плохие компании друзей. Еще плохая экологическая ситуация, которая влияет на развитие детей. Ну и наконец специальные способности у всех детей разные. Есть те, кто любит литературу, к примеру.
    Каждый из этих детей имеет право на внимание и профессиональную помощь.
    Я не думаю, что специалисту в области математики будут интересны уроки с детьми не имеющими способности к этому предмету, я даже не говорю о науке. Возникнут обязательно конфликты. А как их решать? К завучу бежать или к социальному педагогу, психологу. Они работать с ребенком будут, но на уроке хозяин-это учитель.
    Я абсолютно согласна, что для работы с одаренными детьми необходимо заключать контракты с преподавателями высшей школы, кандидатами и докторами наук.
    Школа-это маленькая жизнь. Для всех участников образовательного процесса она должна быть полезной и счастливой. Причем деньги и удовольствие от деятельности равенства не имеют у творческих людей. ИМХО

  • 3 февраля 2015 в 17:03 • #
    Светлана Кафланова

    Давно ничего нет бесплатно и в школах. Учителя дают детям только минимум знаний. Получить глубокие знания могут дети только из обеспеченных семей. И опять таки, все зависит от руководителей школ. Кто то видит нуждающихся семей и помогает таким семьям, а кто то делает вид что помогает, зато умело отчитываются на бумагах.

  • 13 марта 2014 в 01:23 • #
    Татьяна Колыхалова

    "Я - актер по образованию. Стихи и прозу читаю так, что у слушателя дыхание задерживается. Я знаю, после моего чтения некоторые идут и ищут тех авторов, которых я читал. И я работаю с детьми - с дошколятами, с младшими и средними школьниками - как раз с теми, у кого можно и нужно формировать интересы. Педагогического диплома у меня нет. Я не пойду работать в школу, пока там такие маленькие оклады. Но я знаю, что моя актерская подготовка и мой личный интерес к художественной литературе дают мне преподавательский профессионализм намного выше, чем подготовка и интерес обычного школьного учителя. Нужно ли мне для работы с детьми получать педагогический диплом? Наверное можно и без него обойтись, я так думаю. Во всяком случае Медведев дает школьникам шанс однажды поучиться и у меня."
    Очень рада за Вас, думаю, что Вы даете благотворительные выступления для детей. Это было бы очень здорово!!!

  • 4 апреля 2014 в 18:26 • #
    Светлана Кафланова

    Трудно однозначно ответить кто лучше будет преподавать детям, это зависит от конкретного человека. Из практики школьной жизни приходилось видеть тех преподавателей, которые попали под сокращение и пришли работать в школу из заводов и других мест, очень хорошо знающие математику, химию и др.предметы.Такие "преподаватели" работали только с теми детьми,кто имел знания по этим предметам, в основном в каждом классе это 2,3 ученика, а на других детей они просто не обращали внимания, не знали как это научить, увлечь других детей.

  • 21 апреля 2014 в 22:24 • #
    Владимир Ефимович Петров

    Давайте отправим фантиков с липовыми дипломами юристов преподавать в школу?
    И пусть их ученики сдадут выдуманные ими ЕГЭ.

  • 2 февраля 2015 в 12:27 • #
    SIP ТЕЛЕФОНЫ

    Конечно!

  • 18 июня 2016 в 10:02 • #
    Николай Солнечный

    Жизнь удивительна, но еще более удивительны законы самой жизни. Чтобы их узнать не стоит обращаться к юристам, иначе придется выбирать: жизнь или кошелек. Но жизнь — это дар и она бесценна. Принципы цивилизованной жизни есть основа законов и устоев общества.
    Вспоминаю советскую школу, как учитель спросила: «Почему А. Гайдар назвал свою книгу «Школа»? Ответов было несколько: школа жизни, мужества и т.д. Другими словами, ни много ни мало, школа — это святая святых, сердце общества, его центр и двигатель. Так как именно в школе закладывается отношение человека к миру, в котором он будет существовать.
    Со школы меня удивляла персона учителя, его авторитет, принципиальность — отличительные черты учителя, ведь это не просто работник системы образования, получающий свою зарплату, а это еще и воспитатель, который исполняет свой долг перед обществом. А воспитание держится на принципах, которые нельзя игнорировать, иначе общество разрушится изнутри. Эта история произошла в Алматы (Алма-Ата).
    В ней мне, как очевидцу, хотелось приоткрыть секрет полишинеля. Кому-то покажется ерундой, ценой меньше 30 серебряных грошей, но почему ее так упорно замалчивают?
    Сценарий прост: школа перешла на самоокупаемость, привлекли к ее проблемам родителей и педагогов, кому-то это естественно не понравилось. Недовольные обратились в управление образования города с просьбой разобраться, были подключены правоохранительные органы, суды, пресса, контролирующие органы. В управлении образования предупредили тех, на кого жаловались. Они в свою очередь всеми правдами и неправдами защищались. Те, кто жаловался — оказались неугодные.
    Потом вдруг открылось, что самоокупаемость школы — миф, ей помогать не надо, а все что необходимо: все расчеты — входит в обязанности управления образования.
    Ситуация многим знакомая. Что же делать, как отстоять правду и свою позицию? К таким проблемам никто не готов, нет опыта. А наши отцы не сталкивались.
    Мой отец всю жизнь честно проработал на заводе им. Кирова, больших связей не имел, и у меня их нет. Но в последнее время часто вижу газетные статьи, где упоминают мои фамилию, имя, отчество, иногда только фамилию. Не скажу, что я известный даже в своих кругах. Просто скромный преподаватель дополнительного образования с университетским дипломом, окончил с отличием спортивную школу со званием КМС, колледж. Десять лет отдал школе, 6 лет учил детей в доме школьников (ДШ), так теперь называют дома пионеров, наследие советской эпохи. Теперь рыночные отношения. Это значит: все, что хочешь можно продать, снова купить, а потом опять продать, но уже дороже. Продать можно даже свою совесть. Рынок и это предусмотрел. Но мы воспитывались по-другому. Итак, воспитание.
    Кто еще не знаком с моим бывшим работодателем директором дома школьников №2 Алмалинского района города Алматы Диаровой Еленой Альбертовной, 1959 года рождения? Национальность по паспорту — украинка, родственники ее проживают частично кто в Израиле, кто в Ростове-на-Дону. Подруга у ней есть Сидоренко… может, слышали такую фамилию?! Ну, дело то громкое было! В кулуарах директрису прозвали «Белладонной», может за подражание певице Пугачевой, а может за редкий артистизм, не могу знать. На ежегодном мероприятии под общим названием «Ёлки», направленных для общего развития детей начальных и средних классов и входящих в обязательный репертуар деятельности дома школьников, по приказу директора проводились мини спектакли по мотивам советских мультиков, разрабатывались сценарии, по которым в новогодних костюмах педагоги ДШ развлекали детей. Каждый раз это были персонажи рисованного мультфильма про поросенка Фунтика. Мультгероя «Белладонну» играла либо методист Кувалдина, либо кто-нибудь из педагогов. Фунтика играла методист Мусаева, надевала накладной пятачок на резинке и, протянув руку, жалобно побиралась: «Подайте на домики для бездомных поросят!»
    Я работал в доме школьников №2 с 2004 года. Пришел на место пожилого шахматиста, который ушел и два года уже не работал. Я ему позвонил, когда меня уже уволили, чтобы тот снова пришел и продолжал работать с детьми, на мое место. Чело

  • Желаете ознакомиться с остальными комментариями или оставить свой? в сеть, чтобы получить полный доступ к функционалу Профессионалов.ru! Еще не участник сети?