Почему наша образовательная практика не уважает теорию?
10 октября 2010 в 08:31

Почему наша образовательная практика не уважает теорию?

Государство тратит огромные деньги, чтобы обучить педагогов новой профессии «менеджер образования». Но практика показывает, что дипломированные специалисты, особенно те, кто пока является рядовыми учителями, так и остаются с дипломом «на стенке», их редко включают в резерв управленческих кадров, им не дают дороги «наверх». И наоборот — управленческие должности до сих пор занимают «свои» люди — они не имеют образования, они ничего не знают в управлении, они нередко даже на своем предыдущем месте работы были «серыми мышками», но именно это качество «серомышесть» и является их главным достоинством, их назначают директорами школ и даже институтов. Неужели этот феномен российского образования непреодолим? Почему у нас вышестоящие управленцы совершенно не уважают законы менеджмента и игнорируют такую важную составляющую работы с персоналом, как «резерв управленческих кадров»?

320
Комментарии (38)
  • 11 октября 2010 в 18:28 • #
    Ирина Иванова

    "менеджер образования" . Скажите, пожалуйста кто сегодня в школе может встать и в открытую сказать об этом на педсовете? Только стойкие, яркие индивидуальности, а после как сказал нужно еще ежедневно доказывать своей работой, ДЕЛОМ, отношением к предмету, что ТЫ МОЖЕШЬ лучше других выполнить эту же работу, капля по капле камень точит. А еще нужно заниматься самоанализом и педагогическими приемами- это и есть "новизна".

  • 11 октября 2010 в 19:00 • #
    Галина Михайловна Пономарева

    Верно, а "серые мышки" будут управлять и им ничего доказывать не надо. Мне просто за державу обидно, ведь на обучение менеджеров тратятся немалые деньги, и хоть бы кто сверху спросил, а почему это у вас на местах управленцы без образования, когда рядом стойкие, яркие индивидуальности с опытом и дипломом?

  • 12 октября 2010 в 07:39 • #
    Ирина Иванова

    "Разруха не в клозетах, а в головах"- слова профессора Преображенского из "Собачьего сердца".

  • 12 октября 2010 в 10:21 • #
    Анатолий Присяжнюк

    "Если Земля вертится - значит это кому-то нужно." - И.Кеплер

  • 12 октября 2010 в 10:29 • #
    Галина Михайловна Пономарева

    Вот только со звездами получается наоборот - их тушат...

  • 12 октября 2010 в 10:28 • #
    Галина Михайловна Пономарева

    Прости их, Господи, ибо не ведают, что творят!

  • 12 октября 2010 в 19:18 • #
    Ирина Иванова

    Только упорство и трудолюбие побеждает всегда, а еще вера : в справедливость, хороших людей, себя. Хороших больше чем плохих, уверяю вас.

  • 12 октября 2010 в 19:30 • #
    Галина Михайловна Пономарева

    вот хотелось бы на форуме более конкретного обсуждения, неужели у действующих директоров нет слов? а возвышенные слова хороши, но они не дают информации о проблеме, хотя и за них спасибо.

  • 13 октября 2010 в 07:37 • #
    Ирина Иванова

    Извините, каких обсуждений вы хотите конкретных. Что оборудование дают только тем, кто на нем не умеет работать, а те кто не умеет в опале у начальства? Этим должны заниматься управляющие органы, а мы- ПЕДАГОГИ учим, приобретая все часто на свои деньги. Я 26 лет борюсь с косностью в образовании, но сегодня необходимо решать проблему более тактично и деликатно, с шашкой на врага это не актуально.

  • 13 октября 2010 в 13:19 • #
    Галина Михайловна Пономарева

    правильно, вот я и задаю вопрос управляющим органам, т.е. хотя бы самим директорам - почему вы назначаете на руководящие должности людей, не имеющих образования, руководствуясь по-старинке - если хороший педагог, значит будет хорошим руководителем. а ведь сегодня на первом месте образование и у нас много специалистов, имеющих второе высшее образование "менеджер", именно их надо ставить в резерв управленческих кадров и работать потом с этим резервом.
    а насчет шашки - она всегда актуальна, а слова "тактично и деликатно" - это аналог "манипулирования", хотя можно и так...

  • 13 октября 2010 в 19:53 • #
    Ирина Иванова

    Справка."Шашка применяется", когда основу государства составляет тоталитарная система, государственно-плановая экономика пример - Муссолини, Гитлер, Сталин(1945- 53 гг. , "тактично и деликатно"-реформы-путь к демократии и гражданскому обществу с рыночной, смешанной экономикой.

  • 13 октября 2010 в 22:47 • #
    Галина Михайловна Пономарева

    ну это вы с позиции истории или философии, а я - психологии и менеджмента. кстати, вы - пример непонимания содержания управления. наверняка, вы хороший педагог в своей области, но пока я не заметила, что вы грамотный управленец. вот и будет беда, если вы вдруг станете большим начальником "по-знакомству"

  • 14 октября 2010 в 06:59 • #
    Ирина Иванова

    Уважаемая Галина Михайловна! В обществе всегда присутствуют представители всех социальных групп, а оттого какой политический строй и экономическая платформа зависит кто этим строем руководит, управляет. Я не спрашиваю Вас, как Вы оказались на этом посту, поэтому про меня не беспокойтесь, управленцем меня назначали задолго до вашего назначения, но я выбрала другую сферу-рядового педагога, хотя все знают меня по работе много, много лет. Из семейной истории - служилые люди-начиная с XVI в. мои предки занимали в государстве посты в военной, медицинской и педагогической деятельности, являлись крепкими управленцами и хозяевами. Свое дело нужно делать !

  • 14 октября 2010 в 10:14 • #
    Галина Михайловна Пономарева

    я в сфере управления более 30 лет, но речь идет не о служилых людях и их потомках, а о сегодняшней ситуации, когда в управление идут не профессионалы со специальным образованием, которых держат на посту простого педагога только потому, что есть принцип семейственности и "дружбы", хоть и не профессиональный, но свой.

  • 15 октября 2010 в 20:11 • #
    Владимир Зуев

    А я бы не стал просить за них перед Господом, всё они ведают, но заботятся исключительно о своём кармане. Старый директор, которого недавно у нас фактически сняли, новую квартиру сыну(он, кстати из тюрьмы недавно вышел) купила, а новый, не успев вступить в должность, ремонтом своего кабинета занялась, несмотря на текущую крышу в школе, гнилой пол, не работающую толком систему отопления и т.д.

  • 16 октября 2010 в 10:48 • #
    Галина Михайловна Пономарева

    Владимир, а вот это разговор о результатах "своего" управления. Действительно, именно для этих целей и берут "своих", ведь можно и все дела покрывать, прикармливая "своего". Учителя работают и ждут стимулирующих надбавок, а все деньги идут лояльным и молчаливым "своим". И ошибки, которые они допускают, списывают на головы исполнителей.
    но так было, есть и будет потом, я же поднимаю эту проблему для того, чтобы был ну хоть какой-то государственный подход к специалистам, которых это государство выучило, а потом не дает им дорогу. Зачем?

  • 12 октября 2010 в 19:46 • #
    Анна Кириллова

    Не знаю, как у вас, коллеги, а в нашем городе директорам живется очень тяжко. Прокуратура, которой закрыт вход на территорию частных предпринимателей, обрушилась на ОУ. Проверяют все: количество унитазов для мальчиков и девочек,расстояние первых парт до доски, наполняемость классов и т.д. Чуть что не так - штраф. Незащищенность директора очевидна. Субвенции на этот год (2010) не получили, хотя осталось до окончания года 2,5 месяца. А тот вал бумаг, который обрушился в этом учебном году на ОУ не подлежит никакому сравнению. "Сосватать" на должность директора почти не возможно.

  • 12 октября 2010 в 21:21 • #
    Галина Михайловна Пономарева

    вот-вот, но ведь есть люди, которые получили образование и могут решать проблемы, а их "задвигают". директорствовать тоже можно по-разному, например, закидывать поручениями исполнителей и потом писать приказы о наказании или "гуманно" отчитывать их на совещаниях, не решать проблему, а находить виновного, исполнитель всегда виновен, если плохое руководство. проверки были всегда и будут, но ведь и с поста директора редко кто уходит по своей воле, значит, не все так плохо.

  • 13 октября 2010 в 18:51 • #
    Анна Кириллова

    Галина Михайловна! Я не поняла - "могут решать проблемы",т.е. справляться с потоком бумаг?
    Вы правы - редко, кто уходит сам с поста директора..

  • 13 октября 2010 в 22:43 • #
    Галина Михайловна Пономарева

    Анна, я вам приведу один пример. сегодня от школ требуют не просто составить годовой план работы, а программу развития учреждения на перспективу. это совершенно другой документ и по структуре, и по содержанию. к счастью, у нас есть директора, которые могут организовать правильно процесс разработки этого документа и как результат - серьезная программа. но таких мало. чаще пишут такую ерунду, а то и вообще в прошедшем времени (отчет о будущей работе) и ведь не понимают, что ничего не понимают, т.к. не знают, что такое маркетинг, что такое экономический прогноз, чем анализ проблем отличается от анализа работы школы и др. а уж понимание, что цель и задачи - это совершенно разные понятия и формулировать их надо по разному - это вобще китайская грамота. как пишут программу - берут предыдущий документ предшественника (чаще такого же некомпетентного) и переписывают его. но ведь такое происходит потому, что в начале управленческой практики директора никто не научил, его назначили из бывшего хорошего учителя, а там пурхайся как знаешь. годы пройдут, пока научится, и сколько он ошибок натворит? я подняла эту проблему для того, чтобы обратить внимание управленцев на то, что сегодня есть люди, которые имеют образование,и именно из них надо формировать управленческий резерв, а не брать "своих"...

  • 14 октября 2010 в 19:30 • #
    Анна Кириллова

    Хотелось бы верить, что таких специалистов действительно где-то готовят...

  • 14 октября 2010 в 22:26 • #
    Галина Михайловна Пономарева

    Да их готовят практически во всех институтах развития, где есть лицензия на программу "Менеджер организации", но это второе образование. я считаю, что государство, оплачивая повторное обучение как-то должно регулировать трудоустройство выпускников таких специальностей, а то ведь получается деньги на ветер.

  • 14 октября 2010 в 10:12 • #
    Константин Михайлович Ушаков

    Может быть мы не доказали, что обученные нами работают лучше?

  • 14 октября 2010 в 10:26 • #
    Галина Михайловна Пономарева

    Здравствуйте, Константин Михайлович, соглашусь с Вами, что не доказали, хотя у меня есть примеры удачной карьеры моих выпускников. Среди них - начальник отдела образования и ее заместитель нашего города , специалисты этого отдела, специалисты отделов в районах, стали директорами школ несколько слушателей, хотя пока учились, были рядовыми учителями. одна дама была назначена даже в отдел банка руководителем, такая молодец! и еще много таких, за которых я рада и горжусь, что они мои выпускники.
    но на счету много мотивированных педагогов, имеющих диплом и очень умненьких, успешных в своей профессиональной деятельности, но им не дают дорогу. Как только возникает вакансия - берут, извиняюсь, тетеньку с улицы, но не "менеджера организации". работы с управленческим резервом в том смысле, какой должен быть, не ведется. я бы не поднимала этот вопрос, если бы не было вакансий для руководителей, но вот так получается...и вакансии есть, и специалисты есть, но принцип "семейственности" пока процветает.

    Спасибо за внимание к проблеме. Мне было приятно послушать ваши лекции и побывать в вашем гостеприимном офисе.

  • 14 октября 2010 в 10:53 • #
    Константин Михайлович Ушаков

    Здравствуйте, Галина Михайловна. Я имел ввиду, что "доказательство" не всегда опирается на большое количество удачных примеров. Руководство должно оказаться в положении, когда оно вынуждено признать, что без нашего обучения невозможно делать эту работу (директорскую). Это требует других инструментов воздействия.
    Второе мое соображение заключается в том, что (как представитель системы СПК) я не совсем уверен, что практика так уж не уважает теорию, мне чаще встречалась ситуация когда теория не уважает практику

  • 14 октября 2010 в 11:51 • #
    Галина Михайловна Пономарева

    Константин Михайлович, а вы уверены, что наше руководство признает, что не может обойтись без науки? я долгие годы наблюдаю, что даже самый маленький начальник предпочитает принимать решения так, как хочет сам, не опираясь на то, что там пишут в книгах. и потом сама система так поставлена, что приоритет отдается тому, кто знаком или "свой", другие качества вспоминают, когда свой отказывается. я вот много лет пытаюсь научить директоров писать программу развития школы, они на занятиях все делают правильно, а потом приносят что-то невообразимое, отвечая на мой вопрос - так сказал специалист из отдела и они вынуждены подчиниться ему, а не тому, как предлагают ученые, т.к. этот специалист их будет контролировать, а не наука.
    хотя совет о иных инструментах я приму, вполне возможно, что я тоже "зациклилась" на своей проблеме и не могу увидеть что-то важное. спасибо

  • 14 октября 2010 в 10:29 • #
    Анатолий Присяжнюк

    Для начала желательно доказать, что обученные нами (Вами) действительно работают, а не зарабатывают деньги.
    К большому сожалению всё больше и больше в образование приходят не те кто хотят работать, а те, кто хочет делать как можно меньше и получать как можно больше...
    Понятно, зарплата педагога и так низка, но речь именно не о величине зарплаты, а об отношении к труду в этой отрасли, ибо в принципе образование за деньги (как и работа педагогом за деньги) - это нонсенс, ибо тогда это уже не образование, а бизнес.

  • 14 октября 2010 в 10:44 • #
    Галина Михайловна Пономарева

    посоветуйте, как им доказать, если они не имеют возможности продемонстрировать свои знания на практике, т.к. они не в резерве, им не дают поручений как управленцам, их советов не слушают и т.д. они пока - просто учитель, и уж учителя они сильные. и наоборот - "назначенцы" не могут даже план работы школы отличить от образовательной программы школы, сами учителя им же все объясняют. насчет денег - хуже другое, когда этот самый "свой" получает намного больше простого учителя и ничего не делает, только перекладывает свои ошибки на плечи других

  • 14 октября 2010 в 11:22 • #
    Константин Михайлович Ушаков

    Галина Михайловна, а почему тот человек (ваш выпускник), который стал руководителем, не не распространяет Ваш успешный опыт, не назначает ваших выпускников?

  • 14 октября 2010 в 11:42 • #
    Галина Михайловна Пономарева

    а вот это и удивляет, она совершено не вмешивается в процесс, пока наблюдает, наверное потому, что все-таки работа с резервом - одна из самых последних в списке проблем вышестоящих, и от них, как везде у нас, пока не требуют отчета по этому пункту. кстати, мы успешно подвели итоги по программе "Современный образовательный менеджмент" и работа действительно была очень интересная и нужная, но это никак не повлияло на работу с резервом кадров.

  • 14 октября 2010 в 12:03 • #
    Константин Михайлович Ушаков

    Но ведь это значит, что чему-то очень важному его не научили, не так?

  • 14 октября 2010 в 12:15 • #
    Галина Михайловна Пономарева

    не научили смелости. и верно, не научили, нет такого предмета. но я обязательно пересмотрю часть программы на следующие курсы.
    наш начальник отдела всего год как начальник, когда училась, была хорошим директором, а до этого учителем, она моего сына учила, а теперь с ним в Городской Думе общается. но она, я думаю, пока не может повлиять на традиции, т.к. даже сама взяла на работу в отдел кроме специалистов с образованием менеджера и человека по-знакомству. на форуме психология управления мне посоветовали научить людей презентовать себя, думаю, что воспользуюсь этим советом.

  • 14 октября 2010 в 12:35 • #
    Константин Михайлович Ушаков

    Вообще, мне кажется, что на курсах обучается примерно три группы людей:
    1. те, кого просто прислали, подошла очередь
    2. те, кто хочет совершенствовать свою сегодняшнюю деятельность
    3. те, кто хочет делать карьеру

    Эти люди имеют совершенно разные интересы, по разному интерпретируют материалы и по разному их используют.
    Последние, кстати, особо интересны - это будущая группа влияния. Все эти люди, похоже требуют разных программ и способов обучения

  • 14 октября 2010 в 12:42 • #
    Галина Михайловна Пономарева

    да, согласна, именно эти группы и учатся. к сожалению, программа едина за небольшим исключением - содержание корректируем без громкой огласки - но вот нельзя составить единую группу, как-то не собираются они , а было бы хорошо и прок был бы побольше. вот в 2011 году у меня по списку много "резерва", уже сейчас готовлю занятия такие, чтобы "зажечь"!. Константин Михайлович, а Вы не хотели бы к нам приехать? У нас директора очень уважают лично Вас и ваш журнал, нам было бы о чем поговорить ...

  • 14 октября 2010 в 12:54 • #
    Константин Михайлович Ушаков

    Что-то далековато...

  • 14 октября 2010 в 13:00 • #
    Галина Михайловна Пономарева

    это точно, но можно придумать что-нибудь по скайпу, какую-нибудь вводную лекцию, например, как вы нам читали на курсах в декабре, ну очень познавательно. мы вас оформим как преподавателя, еще и денежку заработаете, правда, наши тарифы у профессора где-то 800 рублей учебный час... А? 21 век на дворе!!!

  • 14 октября 2010 в 13:10 • #
    Константин Михайлович Ушаков

    Дело не в денежках, дело в расстоянии и времени. А на счет интернет версии можно подумать насчет формата

  • 14 октября 2010 в 13:30 • #
    Галина Михайловна Пономарева

    надеюсь, что я Вас не обидела... давайте, подумаем , курсы сразу после новогодних праздников, часа 2 ведь при желании можно найти, или мы подготовим какие-нибудь вопросы заранее, или еще чего...

  • Желаете ознакомиться с остальными комментариями или оставить свой? в сеть, чтобы получить полный доступ к функционалу Профессионалов.ru! Еще не участник сети?