Методология обучения взрослых

Методология обучения взрослых

Методология обучения взрослых:
Взрослые люди не учатся, поскольку не считают это нужным. Взрослый человек, как правило, считает, что:

  • он всё и так знает;
  • он самый умный;
  • его никто ничему научить не может.
    Взрослый человек скептически относятся к любой информации и не воспринимает ничего на веру, поэтому попытка изложить ему пустые теории.
    Взрослый человек, как правило, долго учился, и смог на опыте убедиться в неэффективности, оторванности от жизни такого обучения, поэтому обучение у взрослого небезосновательно ассоциируется со вздором, пустой траты времени и денег.

Поэтому взрослые не думают об обучении, пока жизнь их не окунет пару раз в навоз, намекая, на недостаток знаний и умений. Но, нетрудно убедиться, что большая часть людей винят в своих бедах, проблемах и неудачах исключительно окружение, а не себя, чтобы не снижать свою ценность, значимость в своих же глазах.
И только единицы задумаются, что им следует поднять уровень своих знаний, поскольку при старом уровне знаний они не решат стоящие перед ними задачи.

Итак, анализируя отношение взрослых к обучению, мы можем увидеть, что у них, как правило, отсутствует самый главный фактор обучения – «желание учиться», а пока желания у человека нет, его невозможно чему-либо обучить…
Но, даже если желание учиться мы возбудили, подход к каждому должен быть индивидуальным, поскольку все разные, однако можно выделить общие элементы методологии обучения взрослых.
Таким образом, какую методологию обучения взрослых мы применим? Кто какие методы передачи знаний взрослым применяет?

Предлагаю, как вариант (у кого есть дополнение, комментарии, другие варианты – предлагайте):

  1. Инициализировать потребность в получении новых знаний.
  2. Предложить решить задачу, не решаемую при старом уровне знаний, которую он решить, естественно, не сможет.
  3. Провести тестирование имеющихся знаний и показать имеющиеся в них пробелы (т.е. инициализировать пробелы).
  4. Показать, рассказать – к чему приведут пробелы в знаниях.
  5. Привязать обучение к решению практических задач.
  6. Заполнить пробелы теорией, и привести практические примеры.
  7. Использовать приемы удержания внимания.
  8. Отделять каждый информационный модуль от других (четкая структурированность передаваемых знаний), обозначать их начало, содержание, окончание.
  9. Применять цветовые методы выделения информационных модулей и графические средства донесения с применением цвета.
  10. Выполнение практических заданий на работу с самим материалом – … что-то выделить, расставить в порядке приоритетов, оценить материал с разных точек зрения, предложить дополнить, исправить, вычеркнуть ненужное, выделить ценное, перечислить изложенное ранее.
  11. Рассказать о типовых ошибках применения знаний либо допускаемых при отсутствии изложенной информации. Изложить теорию ошибок – почему они возникают.
  12. Привести примеры эффективного решения задач на основе изложенной информации.
  13. Выполнение практических заданий на применение получаемых знаний — предложить решить ранее нерешенную задачу с применением новых знаний.
  14. Итоговое тестирование.
603
Комментарии (9)
  • 1 июня 2009 в 11:28 • #
    Андрей Королихин

    С помощью коучинга можно обходиться без "окунания в навоз" :-).

    Вы так часто упоминаете этот способ. Может он входит в вашу учебную программу?

    Кстати, учатся не только головой. Поэтому окунать её б-е-с-п-о-л-е-з-н-о! Кроме ментальности есть еще телесность, эмоциональность, духовность. Если они не сбалансированы, то даже окунание ничего не даст!

    Вот так! Вся жизнь поиск баланса среди парадоксов.

    Успехов и процветания!

    АК

  • 1 июня 2009 в 11:56 • #
    Виталий Стoрожевых

    "Вы так часто упоминаете этот способ."
    Совсем не часто, 2 раза и все в тему.
    Нет, такой метод является бесплатным приложением к другим программам обучения - не моим.
    В моих программах обучения сразу освещаются все возможные пути и методы обучения, достоинства, недостатки, технологии обучения, принципы обучения и принципы преподавания, происходит посвящение в теорию знаний, рассказывается о динамике знаний, о роли знаний и опыта в работе, о принципах их усвоения, забывания и о многом другом, чтобы обучаемые, прежде чем приступить к самому обучению, могли осознанно относиться к своему обучению, понимать подводные камни, выбирать наиболее приемлемые формы и методы обучения, и избегать как-раз окунания.
    Спасибо за пожелания успехов, как-нибудь постараемся)))
    Если что - пишите - вместе процветать легче, нежели по-отдельности.

  • 1 июня 2009 в 16:05 • #
    Андрей Королихин

    :-)

    Успехов и процветания!

    АК

  • 1 июня 2009 в 22:20 • #
    Наталия Бутенко

    Интересная позиция :) А я люблю учиться. И для меня стимулом является каждый рабочий день, поскольку работа творческая и с людьми, и постоянно хочется совершенствоваться.
    И еще - к нам в тренинговое агентство люди звонят сами и приходят. Взрослые. И говорят, что хотят научиться тому-то и тому-то. И проблемы - заставить учиться - не возникает почему-то...

  • 1 июня 2009 в 22:38 • #
    Виталий Стoрожевых

    У меня по PR нет курсов и не просите:-)))

  • 2 июня 2009 в 00:43 • #
    Наталия Бутенко

    А я и не прошу. Сама, собственно, веду такие курсы. Так что, если нужно - обращайтесь :-)

  • 6 сентября 2009 в 13:04 • #
    Александр Молярук

    У всех владельцев этого комплекта http://www.metodmaster.ru/sales вообще никаких проблем с обучением не возникает - ни взрослых, ни детей :))))))))

  • 6 сентября 2009 в 13:43 • #
    Виталий Стoрожевых

    Поздравляю Вас))

  • 6 сентября 2009 в 13:49 • #
    Александр Молярук

    Спасибо, Виталий!


Выберите из списка
2011
2011
2010
2009