Что измеряют тесты

Введение к мой книге:

www.ooo245.ru
На первый взгляд наше пособие выглядит как система тестовых заданий. Да, наша задача действительно состоит в проверке знаний, но в чем состоит отличие? Привычные с некоторых пор тесты позволяют вычислить средний балл. Но балл чего? Что такое средняя оценка? Что она измеряет? К какому типу величин отно-сится оценка?
Считается, что оценка относится к чисто-скалярным величинам, для значений которых определено лишь соотношение порядка и не определена операция сло-жения. Оценки успеваемости: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «не-удовлетворительно» и «очень плохо» образуют чисто-скалярную величину, ибо между ними установлен (принят) определенный порядок. Но бессмысленно гово-рить о сумме оценок: от «сложения» оценок «удовлетворительно» и «неудовле-творительно» («3» и «2») не получится оценка «отлично» («3»+»2»=»5»).
К сожалению, в ряде случаев эту, не имеющую смысла, операцию совершают в системе образования, когда находят так называемый «средний бал» успеваемо-сти. Это то же самое, когда находят среднюю температуру больного, складывая температуру утреннюю с вечерней. Средний балл ничего не описывает. Это и в случае, когда преподаватель по оценкам определяет средний балл за семестр, так и в случае с тестами, когда за процент правильно выполненных заданий выстав-ляется оценка.
Но почему же прижилась такая порочная практика? Во-первых, имеется необ-ходимость в выставлении оценок. Этого требует Госстандарт, во-вторых, это- по-нятно, привычно и просто.
Но почему же не видна порочность данной практики? Во-первых, не хочется видеть, во-вторых, не известно, что видеть и не ясно, в чем состоит порочность?
Стремление измерить успехи своих подопечных –это хорошо, законно, пра-вильно, научно. Наука начинается там, где есть измерение. Но что плохо? Плохо то, что не то складываем. А что надо складывать? Во-первых сложить систему не-обходимых учебных элементов изучаемой дисциплины, которые представляют со-бой специфические единицы содержания обучения, во-вторых определить тип личности студента; в-третьих, разработать тренажер, как в бумажной, так и в компьютерной версии, благодаря которому будем проверять знание всех необхо-димых учебных элементов. А в каких единицах мы будем измерять качество имею-щихся знаний? Во времени. Каждый студент выполняет задания до тех пор и столько раз, пока все задания не будет выполнять за оптимальное время.
При обучении, например, музыкальному мастерству требуется знать не толь-ко семь нот, но кое-что еще, а при исполнении музыкального произведения важна еще и скорость исполнения. При подготовке, например, каратиста требуется знать базовые движения и специально подобранные упражнения, ката, которые необходимо выполнять не одну сотню раз и за определенное время.
Итак, задача данного тренажера найти необходимый минимум или оптимум учебных элементов, предложить студентам систему заданий к ним, ход выполне-ния которых будет фиксироваться в таблицах затраченного времени (ТЗВ)

189
Комментарии (8)
  • 2 июля 2009 в 14:39 • #
    Марина Мищерина

    Добрый день, Аркадий Аркадьевич! Ваше видение тестового контроля интересно, но пока не очень понятно. мы отрабатываем знания и умения в системе дидактических единиц, по модулям? но в итгое тоже получается средняя оценка, даже если студент будет работать во времени. он должен весь модуль выполнять без ошибки? идет двоичная система "сдал" не сдал"? . да и в школе оценка не только складывается, но и делится. поэтому 3+2 =5 здесь не проходит.

  • Уважаемая Марина!
    Снова получается вопрос: что вы сложили, когда сложили 3+2= что и чему равно. Какова семантика чисел?
    У меня идет речь о 100% усвоении учебных единиц.Это раз. Студент должен показать знание их за такое-то время. Два. Если он эти 100% знаний показывал два дня, напрягая все свои извилины, то здесь складывается время напряжения извилин, а не суммируются промежуточные оценки. Если хотя бы одна учебная единица была предъявлена неправильно, то процесс проверки начинается сначала.
    Когда я служил на корабле, то по боевому расписанию мы должны были прибежать на боевой пост, включить аппаратуру и начать бой, который может длиться максимум 5 минут. Через это время или вас убивают, или вы убиваете. Противник не будет складывать промежуточные оценки, он не ждет когда я включу аппаратуру за 5,5 минут, потому что уже 30 секунд как я буду уже мертв.
    Вспомните дренуюю систему педагогики. Древних нреков. Особенно в Спарте.

    Спасибо большое за Ваш ответ.

  • 2 июля 2009 в 17:54 • #
    Марина Мищерина

    в принципе, если согласиться с ,что студент должен усвоить определенный объем знаний , то в общем его можно подравнять и под бой на корабле. общая константа прописана в стандарте, как будущий специалист, бакалавр или магистр, он этот объём должен освоить, почему нет? но это будет приемлемо к теоретической части курса, а как быть с практической? возможно ли в тестовом формате проверить готовность молодого человека решать практические задачи изучаемой дисциплины. и что тогда мы делаем с баллами успеваемости?
    с ув. Марина Алексеевна Мищерина

  • Марина. Вы поставили две задачи. Первая- знания проверяет тестер или наш тренажер. Вторую задачу - проверяет жизнь. Или успех или нет.

    В моем предыдущем ответе вижу грамматические ошибки. Извиняюсь

  • 3 июля 2009 в 10:48 • #
    Марина Мищерина

    добрый день. к сожалению, вы правы. второе проверяет жизнь, буду смотреть Ваш тренажёр. убедили, что истина где-то там. а на грамматические ошибки можно не сетовать. Интернет-переписка чем-то сродни устной речи с её относительной свободой и практически неизбежными недочётами. интернет только дает возможность в письменной форме передать (хоть приблизщительно) эффект личного присутствия, личного устного общения. в это, наверное , его и прелесть.

  • Марина!
    Были ли у Вас проблемы с открытием программ, точнее демоверсий? Есть ли у Вас интерес сделать совместный проект по рус.яз. для компьютера?
    Условия обговорим.

  • 3 июля 2009 в 15:12 • #
    Марина Мищерина

    Аркадий Аркадьевич! еще раз добрый день. у меня почти никогда не бывает проблем с открытием программ по той простой причине , что в моем отделе работает техник, он (особенно на моем фоне) умеет почти всё. и очень снисходительно относится к моему недообразованию в компьютерном вопросе. в своё время я защищалась по компьютерной поддержке курса русского языка( это было время, когда только наметился терминологический переход от ЭВМ к ПК), поэтому мне будет очень интересно попробовать совместный проект.

  • Марина, добрый день!
    Какая тема Вам интересна?
    Как я понял, у Вас проблема с открытием программы?
    А Электру, т.е. сам проигрыватель программы вы скачали + звуковое сопровождение?
    Жду ответа.


Выберите из списка
2012
2012
2011
2010
2009
2008