Top.Mail.Ru

E-Learning Россия

E-Learning РоссияОпытным путём
Российский e-learning равняется на Запад
«E-Learning Россия: возможности электронного обучения сегодня» — международный форум по образованию с таким названием состоялся 3–4 июня 2010 года. На протяжении двух дней руководители сферы образования, специалисты в области ИКТ, ученые и практики e-learning обменивались опытом, делились проблемами, вместе искали пути для развития электронного обучения в российской системе образования.
«Сегодня нам необходимо найти дополнительные интересные решения, которые помогут продвинуть российское образование на новые высоты»,— так сформулировала главную цель встречи ректор Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) Наталья Тихомирова. Университет выступил организатором форума при поддержке Комитета Государственной Думы по образованию, созданного при нём Экспертного совета по электронному обучению и информационным технологиям в образовании, Международного консорциума «Электронный университет». Помочь оценить ситуацию с электронным обучением в нашей стране, сверить компасы России и всего мира приехали выдающиеся эксперты из Великобритании, США, Кореи, Швеции, Израиля, Бельгии.
Электронный авангард
«E-learning — это метод для революционных возможностей, особенно в неформальном обучении»,— сказал экс-президент Европейской ассоциации университетов дистанционного обучения (EADTU), проректор Открытого университета Великобритании Дэвид Винсент. Для распространения е-learning в стране применяется сразу несколько каналов. Сайт Open Learn, предлагающий бесплатные полнокурсные обучающие программы, насчитывает 300 000 посещений в месяц и 17,7 миллионов загрузок. YouTube предлагает учебные видеоматериалы и презентации, в виртуальном мире Second Life создан учебный класс, в социальных сетях проходят консультации с экспертами по различным профессиональным направлениям.
Одна из передовых стран в технологической оснащенности и развитии e-learning — Корея. Её на российском форуме представлял доктор наук в области вычислительной техники Национального Университета Сеула Дэ-Джун Хван. Он рассказал, что в стране при поддержке ЮНЕСКО реализована общенациональная система обучения Cyber Home Learning System, с помощью которой учащиеся получают школьное и среднее образование в домашних условиях — и это закреплено законодательством. В традиционных школах e-learning распространен на 76,8%. В стране работает 19 кибер-университетов. E-learning в Корее сегодня составляет часть экономики страны и является полноценным бизнесом, принесшим в 2009 году доход более 2 миллиардов долларов.

«В будущем будет реализована широкая система тьюторства и обучения один на один, а студенты будут работать в сети и все реже встречаться в аудитории»,— сделал прогноз генеральный секретарь Международного совета по открытому и дистанционному образованию (ICDE) Карл Холмберг. Он отметил, что необходимо создавать специальные центры, которые поддержат индивидуальных слушателей, получающих неформальное образование. Всеобщая европейская политика сегодня — это реализация пожизненного обучения. Согласно целевым показателям Европейской комиссии, диплом о высшем образовании к 2020 году должны иметь 40% населения — об этом рассказал генеральный секретарь EADTU Пит Хендрикс.

Российские реалии
«Продвижение электронного обучения и информационных технологий в образовании в России — одно из ключевых направлений современной образовательной политики»,— задал тон разговора об e-learning в России заместитель председателя Комитета по образованию Олег Смолин. Сегодня социальными сетями хотя бы раз в месяц пользуются 25 миллионов россиян. Их число будет увеличиваться до 2014, по прогнозам, в среднем на 23% ежегодно. На развитие технологий электронного обучения тратятся значительные средства. Об этом рассказал председатель Совета директоров, руководитель Дирекции региональных программ ИРИО Юрий Хохлов. В феврале 2010 года Президент страны подписал План реализации Стратегии развития информационного общества Российской Федерации. Согласно документу, на развитие дистанционного обучения детей-инвалидов по общеобразовательным программам на дому выделено в 2010 году 3,337 миллиардов рублей. На создание многоуровневой федеральной системы электронного дистанционного обучения — 42,5 миллиона рублей; на повышение квалификации педагогических кадров для внедрения и эффективного использования в образовании технологий электронного обучения — 184 миллиона рублей. Однако, несмотря на ведущуюся работу и конкретные результаты, в России по-прежнему остро стоит проблема нормативно-правового обеспечения электронного обучения. Советами и опытом по данному вопросу с российскими коллегами поделились зарубежные гости.
Заграница нам подскажет
«В Англии, где особенно важна индивидуальная автономия университетов, существует минимальная законодательная база по их руководству»,— рассказал Дэвид Винсент. Вузы сами вправе выбирать методы и технологии обучения, в том числе электронного. Россия, по мнению эксперта, могла бы пойти по пути создания национальной технической инфраструктуры, предоставления широкополосной связи для населения. «Использование электронного обучения только самими университетами не приведет к его распространению»,— подчеркнул он.
Похожая ситуация и в Штатах, где нормативно-правовой базы, которая регулировала бы e-learning, нет. «Университеты проходят добровольную процедуру аккредитации, в рамках которой получают права работать в системе e-learning, но формат обучения определяет сам преподаватель»,— поделились опытом профессора Университета штата Аляска Виктор и Наталия Зингер.
В Корее, наоборот, правительство, министерство труда, министерство экономики знаний, министерство образования активно участвуют в развитии e-learning. Его применение в школах, в промышленности, в обучении военнослужащих регулируется на уровне законодательства.
Подобная основательная комплексная нормативно-правовая база по электронному обучению должна быть, по мнению Пита Хендрикса, и в России. Говоря о конкретных каналах распространения e-learning, он отметил, что это, во-первых, обмен знаниями через открытые образовательные ресурсы, открытый доступ к публикациям, научным статьям, инновациям университетов. Во-вторых, использование модели открытых университетов. В-третьих, реализация гибкого обучения, подготовка кадров с учетом запросов государства и производства.
Реальные шаги в направлении e-learning предпринимаются и в России. Некоторые субъекты страны уже обеспечили учителей компьютерами, подключенными к интернету. Энтузиасты электронного обучения ведут активную работу над законопроектами, в том числе об индустрии e-learning в России. «Сегодня продвижение электронного обучения и информационных технологий в образовании в России — это вопрос обеспечения конкурентоспособности образования, а значит конкурентоспособности всей страны»,— сформулировал лейтмотив всего форума Олег Смолин.

www.elearning-russia.ru

900
Комментарии (1)
  • 25 июня 2010 в 17:43 • #
    Наталья Долгова

    Дмитрий, спасибо за подробный отчет. Посчастливилось лично порисутсвовать на этом мероприятии.


Выберите из списка
2012
2012
2011
2010
2009
2008