Методы обучения взрослых

Методология обучения взрослых:
Взрослые люди не учатся, поскольку не считают это нужным. Взрослый человек, как правило, считает, что:

  • он всё и так знает;
  • он самый умный;
  • его никто ничему научить не может.
    Взрослый человек скептически относятся к любой информации и не воспринимает ничего на веру, поэтому попытка изложить ему пустые теории.
    Взрослый человек, как правило, долго учился, и смог на опыте убедиться в неэффективности, оторванности от жизни такого обучения, поэтому обучение у взрослого небезосновательно ассоциируется со вздором, пустой траты времени и денег.

Поэтому взрослые не думают об обучении, пока жизнь их не окунет пару раз в навоз, намекая, на недостаток знаний и умений. Но, нетрудно убедиться, что большая часть людей винят в своих бедах, проблемах и неудачах исключительно окружение, а не себя, чтобы не снижать свою ценность, значимость в своих же глазах.
И только единицы задумаются, что им следует поднять уровень своих знаний, поскольку при старом уровне знаний они не решат стоящие перед ними задачи.

Итак, анализируя отношение взрослых к обучению, мы можем увидеть, что у них, как правило, отсутствует самый главный фактор обучения – «желание учиться», а пока желания у человека нет, его невозможно чему-либо обучить…
Но, даже если желание учиться мы возбудили, подход к каждому должен быть индивидуальным, поскольку все разные, однако можно выделить общие элементы методологии обучения взрослых.
Таким образом, какую методологию обучения взрослых мы применим? Кто какие методы передачи знаний взрослым применяет?

Предлагаю, как вариант (у кого есть дополнение, комментарии, другие варианты – предлагайте):

  1. Инициализировать потребность в получении новых знаний.
  2. Предложить решить задачу, не решаемую при старом уровне знаний, которую он решить, естественно, не сможет.
  3. Провести тестирование имеющихся знаний и показать имеющиеся в них пробелы (т.е. инициализировать пробелы).
  4. Показать, рассказать – к чему приведут пробелы в знаниях.
  5. Привязать обучение к решению практических задач.
  6. Заполнить пробелы теорией, и привести практические примеры.
  7. Использовать приемы удержания внимания.
  8. Отделять каждый информационный модуль от других (четкая структурированность передаваемых знаний), обозначать их начало, содержание, окончание.
  9. Применять цветовые методы выделения информационных модулей и графические средства донесения с применением цвета.
  10. Выполнение практических заданий на работу с самим материалом – … что-то выделить, расставить в порядке приоритетов, оценить материал с разных точек зрения, предложить дополнить, исправить, вычеркнуть ненужное, выделить ценное, перечислить изложенное ранее.
  11. Рассказать о типовых ошибках применения знаний либо допускаемых при отсутствии изложенной информации. Изложить теорию ошибок – почему они возникают.
  12. Привести примеры эффективного решения задач на основе изложенной информации.
  13. Выполнение практических заданий на применение получаемых знаний — предложить решить ранее нерешенную задачу с применением новых знаний.
  14. Итоговое тестирование.
314
Комментарии (2)
  • 31 мая 2009 в 22:23 • #
    Елена Дивногорцева

    У меня впечатление, что ныне взрослые люди как никогда ранее активно разыскивают новые знания и приобретают новые навыки (в том числе и поэтому растут поисковые системы в инете):
    -тиражи деловой литературы растут,
    -все бОльшее место занимает в жизни взрослых получение коннективных знаний (и данная сеть растет в том числе из-за потребности получать коннективные знания),,
    - не пустуют бесплатные обучающие мероприятия, например:
    http://www.wkbs.ru/
    или
    http://www.v-class.ru/
    и т.д.
    Люди ищут знания часто не обращая внимания на корочки- нужны просто знания для зарабатывания денег.
    Взрослые люди не хотят учиться в тех трудозатратных и неэффективных традиционных форматах (ученье впрок, а не по потребностям), которые предлагают академические институты и это было предсказано в 2002 г., а 2004 г. был издан и русский перевод книги:
    http://www.ozon.ru/context/detail/id/1589003/
    В 2004 г. написанное в этой книге вызывало скепсис.
    Сейчас воспринимается уже иначе: понятно, что делать.
    Системе образования, чтобы выжить надо меняться гораздо круче, чем она сама того хочет ......

    Если никаких крутых изменений не планировать, то все Вами указанное верно....

  • 31 мая 2009 в 22:52 • #
    Виталий Стoрожевых

    "Системе образования, чтобы выжить надо меняться гораздо круче, чем она сама того хочет"

    А она, разве, хочет меняться? Что-то не заметно. По крайней мере, предложенные мною практико-ориентированные программы обучения в нескольких учреждениях посчитали "идущими вразрез с их политикой в области образования".... признали не просто не соответствущими, а буквально "идущими вразрез".
    Перечень всех "хотений" системы всегда отражается в утвержденной политике. Та политика, с которой удалось познакомиться, не предусматривает изменения. Кстати, почему на корочки нынче не обращают внимания? Потому что бизнес не может доверить свои деньги человеку, инвестирующему свое время и деньги в пустую бумагу.

    Мы с Вами идем одним курсом:))


Выберите из списка
2012
2012
2011
2010
2009
2008