Лечение сценария: анализ сценариев, переделка и редактирование

Лечение сценария: анализ сценариев, переделка и редактирование

Здесь я размещаю ответы на вопросы и информацию по докторингу (лечению) — анализу сценариев и переделке сценария. А, также, по редактированию сценариев.

По серьезным вопросам пишите: #
Сценарии, синопсисы, идеи — без предварительного согласования, на лечение пожалуйста, не присылайте — удаляются автоматически.
Бесплатно чужие идеи, синопы и сценарии, не читаю и не лечу).

Лечение сценарев и редактирование сценариев — это две большие разницы) Они могут и, априори, должны дополнять друг друга, но порой вступают в противоречие.

5132
Комментарии (21)
  • 17 декабря 2011 в 09:40 • #
    Доктор Сценариев

    Вопрос: Что такое СКРИПТ-ДОКТОР?

    Скрипт-доктор (переводится как (сценарный доктор), - это специалист, которого приглашают для фильма или телевизионного проекта, чтобы доработать (подлечить)) конкретные аспекты уже существующего сценария. В основном это касается истории, сюжета, характеров героев и диалогов.

    Скрипт-доктор, как правило, не указывается в титрах. И участие скрипт-доктора в работе над фильмом обычно не афишируется, а порой и вообще остается глубокой тайной. Так что, если кто хочет признания и славы – то это, точно, не та специализация))
    Правда, на церемонии вручении Оскара (1973) за лучший сценарий, Фрэнсис Фонрд Коппола поблагодарил Роберта Тауна за его участие в доработке сценария, к фильму "Крестный отец", в качестве скрипт-доктора. Но это исключение из правил – обычно суммой гонорара), предусматривается жесткое табу на распространение информации об участии скрипт-доктора в работе над фильмом.

    Как правило, скрипт-доктор привлекается к работе над фильмом на стадии проработки сценария принятого к производству – но чаще его приглашают уже тогда, когда фильм начинает трещать по швам - по тем сценарным швам, которые были шиты, белыми нитками, но ни режиссер, ни редактор, и ни продюсер, этого вовремя не заметили).
    Хотя, надо бы привлекать скрипт-доктора на стадии рассмотрения сценария, перед составлением договора с автором сценария. На других стадиях, всех убытков (особенно в аспекте упущенной кассы) избежать вряд ли удастся.

  • 17 февраля 2012 в 16:40 • #
    Доктор Сценариев

    То есть получается, что в принципе анализ и переделка сценария, происходит под требования заказчика. Но при этом надо постараться, не только не поступиться тем художественно-ценным, что есть в сценарии, но и по возможности развить некоторые зачатки и ростки))

  • 18 декабря 2011 в 23:00 • #
    Доктор Сценариев

    Вопрос: Чем занимается докторинг
    Увы, но докторинг придумали в голливуде, и естественно, никак не для разбора художественной ценности фильма)) Основная цель докторинга, обнаружить слабые места в сценарии, которые критичны, а иногда и фатальны для фильма, как продукта предназначенного для массового зрителя, и, следовательно, критично зависящего, от этого самого, массового потребления.

  • 18 декабря 2011 в 23:09 • #
    Доктор Сценариев

    Вопрос: Что такое «спиндокторинг»?
    Спиндокторинг – это освещение какого либо события или факта в СМИ, с целью подачи его в более благоприятном свете, чтобы изменить, уже сложившееся, негативное общественное мнение.

  • 17 февраля 2012 в 16:44 • #
    Доктор Сценариев

    так что не надо путать спиндокторинг и скриптдокторинг)) Хотя и там и здесь, в принципе, во главе угла - анализ и переделка сценария)

  • 19 декабря 2011 в 18:25 • #
    Доктор Сценариев

    Для чего нужен скрипт-докторинг
    Когда фильм выходит в прокат (неважно кинотеатры, теле или интернет), - то и продюсер, и режиссер, и сценарист, порой остаются в легком недоумении - где касса?? Давайте попробуем разобраться, почему так происходит)

    Например Вы выпускаете на рынок конфетки, а их не берут. И, что самое удивительное, рецепт-то, всем понравился и конфетки обещали быть вкусными, тем более редактор со своей стороны рецепт проверил и даже отредактировал, и режиссер вроде стрался снимал, и неплохо снимал. И продюсер из кожи вон вылез – все замутил и организовал. И приходит инвестор и говорит, дескать, кто мне возместит убытки, не говоря уже, об обещанной прибыли))

    И начинается разбор полетов... И разбор всегда начинается с рецепта, то есть со сценария) И тут начинается «докторинг» и выясняется, что этот ингридиент хорош, но не сочетается с другим, а тут не хватает корицы – и в результате вместо пряного вкуса получаем черте-что и сбоку бантик, а вместо кислинки подложили прокисший ингридиент, а в шоколадной глазури не хватает масла какао, поэтому получается практически соевый батончик). А вот эти составляющие придадут всему продукту не пикантный вкус, как предполагалось, а горечь. А тут, вообще, не положили изюму итд... В ообщем не покупают конфетки... И вместо обещанной прибыли – реальные убытки. И реклама – обертки не помогают... Примерно так. Но это, конечно же шутка, на самом деле докторинг надо делать заранее)))

  • 20 декабря 2011 в 11:49 • #
    Доктор Сценариев

    Алгоритм редактирования сценария

    Сценарий, прежде чем дело дойдет до съемок, не один раз переписывается сценаристом, а также вычитается редактором, режиссером, продюсером. Все они, обычно, профессионалы своего дела, и тем не менее, когда фильм выходит на экран, мы видим массу критичных и даже фатальных, для фильма, ошибок, именно сценарного характера (ошибки режиссерского характера и ошибки продюсера рассмотрим отдельно в другой теме). Казалось бы нонсенс, но так происходит практически с каждым фильмом.
    И что самое удивительное, эти ошибки не остается незамеченными, рядовым зрителем. Правда, иногда это происходит на подспудном уровне, - зрители улавливают их интуитивно.

    И застраховаться от этого нельзя – но подстраховаться немного можно)) Для этого надо соблюдать хотя бы основные этапы алгоритма работы над сценарием и фильмом:

    Идея > История > Сценарный агент (режиссер или продюсер) > в случае одобрения: > Литературный сценарий (черновик!) > Читка сценария режиссером > в случае одобрения > Докторинг истории и характеров > Продюсер> в случае утверждения проекта > Переписывание сценария сценаристом (возможно, уже совсем другим))> Вычитка режиссером с комментариями и пожеланиями >Докторинг сценария (сюжет, диалоги) > Вычитка режиссером > Редактирование сценария сценарным редактором (плюс форматирование)) > Вычитка режиссером с комментариями и пожеланиями > Финишный докторинг сценария > Утверждение актеров на роли > Корректировка и шлифовка диалогов> Съемки > Докторинг отснятого материала > Монтаж и тд > Финишный докторинг фильма.
    Но так в кино не бывает)))

  • 21 декабря 2011 в 23:48 • #
    Доктор Сценариев

    Добавки к ответу на вопрос "Редактирование сценариия"

    Когда автор, как бы переходит в ипостась «сценарного редактора» (имеется ввиду своего сценария), - у него неизбежно возникают такие антагонистичекие противоречия, а порой и конкретный протест, которые не дают ему ни малейшего шанса объективно осуществить редактирование своего сценария, поэтому режиссеру/ продюсеру лучше сразу привлечь стороннего редактора, хотя бы для вычитки сценария и составления рекомендательного отзыва. Чтобы, не упустить из виду подводные камни сценария)) Иначе они потом, примелькаются или спрячутся под косметическими припарками)) Почему стороннего? Потому что от постоянных компромиссов у любого штатного редактора "глаз замылится"))

    Но практически всегда бывает, что авторы сами норовят выступить в ипостаси "сценарного редактора» (прошу не цепляться! - это, всего лишь, условное название:)". Или автор либо режиссер, могут навязать продюсеру своего редактора, созвучного их авторскому Я. И авторов можно понять - ну как отдашь свое детище на растерзание, авось кому?! А режиссер тем более заинтересован «прогнуть сценарий под себя».

  • 18 февраля 2012 в 21:52 • #
    Доктор Сценариев

    На практике, кстати, лечение сценария - довольно часто сводится к приведению сценария в соответствие с режиссерским или продюсерским видением)

  • 20 декабря 2011 в 21:56 • #
    Доктор Сценариев

    Вопрос: Автор + Режиссер, Продюсер

    Работа продюсера и режиссера с автором сценария или другого литературного произведения, отличается от традиционного редактирования сильно, но не принципиально). И продюсер и режиссер вольно или невольно, напрямую или опосредованно (через редактора или докторинг), вовлекаются в работу над содержанием сценария, и это можно, конечно весьма условно, определить как продюсерское и режиссерское редактирование.

    И даже, если этот процесс происходит с выкручиванием рук и прочищением мозгов (автору), или, даже, с полным игнорированием мнения автора – то автору к этому надо все равно относиться, как к редактированию – а не цензуре)). То есть Цензура априори не нуждается в авторе)) А продюсер и режиссер находятся под влиянием произведения, даже если авторское участие уже не требуется или не используется)) То есть, принципиально - это все равно диалог с автором, только опосредованный)))

    Это я к тому, что, зачастую, режиссер, во время съемок запросто, местами, ломает сценарий под свое видение – так что, лучше бы режиссер заблаговременновыплеснул свои предчувствия и предвидение фильма, в форме «режиссерского редактирования сценария» – но естественно, это практически, как бы и не редактирование – это лишь информация к размышлению для сценарного редактора и сценариста)) А вот в задачи докторинга, уже входит сведение в сценарии, насколько возможно) всех интересов к конструктивно единому вектору (причем, ни коим образом не знаменателю!)

    Кстати, отсутствие режиссерского редактирования – к тому же, частенько приводит к появлению «упсов». Потому что у режиссера свое видение и он все равно норовит порвать сценарий (причем даже свой - выстраданный и написанный собственноручно))) – так что, на мой вгляд, автору лучше все-таки допустить возможность режиссерского редактирования.

  • 24 декабря 2011 в 23:28 • #
    Доктор Сценариев

    Особенности сценарного докторинга на примере уже снятого фильма

    В готовом фильме сценарные ошибки, все равно остаются таковыми независимо от происхождения. То есть, откуда они взялись, это не имеет никакого значения, - то ли так написал сценарист, или наоборот не дописал того, чего надо бы; или режиссер в процессе съемки фильма прогнул сценарий под свое видение или решил что-то убрать а что-то, наоборот, добавить без ведома сценариста; или продюсер попросил ввести в эпизод любимую собачку)), а сценарист поленился подработать под нее сценарий, и режиссер пришил собачку за уши, белыми нитками).

    Причем, докторинг, именно самого сценария как такового, к уже снятому фильму это – довольно мутное и абстрактное занятие. Потому что, в сценарии может быть одно, а режиссер уже снял совершенно другое - руководствуясь одному ему ведомомому драфту сценария (порой существующему только у него в голове). То есть, тут просто придется потратить много времени впустую - разбирая метаморфозы и перипетии сценария, - а поезд-то уже ушел))

    Поэтому при разборе сценарных ошибок уже снятого фильма, надо коррелировать, именно, с тем, казалось бы не существующим, но на самом деле, самым финальным драфтом сценария, именно по которому, режиссер и снимал свой фильм.

  • 24 декабря 2011 в 23:44 • #
    Доктор Сценариев

    Поступил вопрос: Как избежать критических сценарных ошибок?

    Действительно, почему, несмотря на самое пристальное внимание к сценарию, со стороны самого сценариста, редактора, режиссера и продюсера, сценарные ошибки все-таки прорываются в фильм?

    «...лицом к лицу, лица не увидать..», - а даже, если автор и заподозрит критичную ошибку, то он, скорее всего, от этого смутного предчувствия отмахнется – у него на свое творение рука не поднимается, - резать по живому. А режиссер и продюсер после пары раз прочтения сценария уже подпадают под влияние истории, которая их чем-то уже привлекла, и не замечают подозрительных нюансов (это как с девушкой)). Поэтому, чтобы мухи были отдельно, а котлеты отдельно, - надо дополнительно привлекать стороннего сценарного редактора и на берегу договариваться, именно о ступенчатом, как сценарном редактировании, так и докторинге.

  • 3 января 2012 в 09:23 • #
    Доктор Сценариев

    Фатальность сценарной ошибки
    С точки зрения докторинга, приоритет (причем, увы) отдается ошибкам, которые критичны, а иногда фатальны для фильма, в плане перспективы его коммерческого успеха.

    Вопрос: Кто определяет фатальность той или иной "сценарной ошибки"
    На практике, чаще, фатальность ошибки определяет зритель, - уже в прокате, реагируя конкретно, - своим рублем). Причем, понимает зритель, что это ошибка сценария или просто плюется - рейтингу фильма это абсолютно индифферентно)).

    Довольно часто бывает, что несмотря на фатальные ошибки, сценарий, тем не менее, «выстреливает» – но это «вопреки», и это не значит, что при этом, из-за сценарных ошибок, такой фильм не потерял добавочных, миллионов пятьдесят долларов)), которые, полагаю, не оказались бы лишними даже на фоне значительного коммерческого успеха))

  • 3 января 2012 в 09:58 • #
    Доктор Сценариев

    Довольно часто спрашивают: Где и как научиться докторингу?
    Ответ:
    Во-первых, сначала задайте себе вопрос - зачем Вам это надо? Хотите нажить врагов? Докторинг, - это очень больно для авторских амбиций сценариста, режиссера, продюсера и особенно редактора. Поэтому не ждите от них благодарности. Причем авторы сценария и редактора не любят докторов, как Остап Ибрагимович, принципиально, то есть в корне)) Со всеми, вытекающими отсюда, последствиями…
    Во вторых:
    Гораздо легче и интереснее писать свои сценарии или просто критиковать чужие фильмы)
    В третьих, этому нельзя научиться теоретически)) Надо развивать в себе непредвзятое видение сценарных ошибок, как таковых, а также, предвидение последствий сценарных ошибок, и режиссерских, кстати, тоже)))

  • 17 февраля 2012 в 16:49 • #
    Доктор Сценариев

    То есть анализ сценария не должен ограничиваться видением ошибок, - надо предвидеть их последствия сценарных ошибок для фильма и зрителя)) И уже на основе этого, предлагается та или иная переделка сценария.

  • 18 февраля 2012 в 22:03 • #
    Доктор Сценариев

    И не накидывайтесь сразу на сценарий, как платный хирург на долгожданного больного)) Сначала надо его прочувствовать, понять что с ним не так. Чего у него, у сценария, болит)) Но и после этого его еще лечить рановато) Надо понять каким его хотят видеть заинтересованные лица и как это осуществить не сильно навредив сценарию)) И самое главное при этом не надо "лечить" автора, режиссера или продюсера - они этого очень не любят)) В общем, получается, что лечение сценария - процесс очень деликатный, но конечно же, если за лечение, и в том числе за анестезию, уплачено))

  • 22 февраля 2012 в 05:40 • #
    Доктор Сценариев

    Попросили разъяснить насчет отличия редактирования сценариев от "лечения" - редактирование сценария и докторинг отличаются в корне) Редактирование сценария, в первую очередь направлено на улучшение его с художественной точкий зрения. Здесь, естественно, не принимается во внимание "набор рыбака" (крючки, якоря и прочие снасти) - маркетинговое редактирование. А докторинг направлен, в первую очередь, на переделку сценария под кинематографическое видение, в основе которого лежит восприятие зрителем будущего фильма. и здесь опять таки не принимается во внимание "набор рыбака". Так называемое маркетинговое же, редактирование, - это отдельная песня, и оно производится уже потом, в дополнение. А если начинать докторинг с него - то мы получим, возможно даже превосходный, голливудский суррогат((

    • Комментарий удален

Выберите из списка
2016
2016
2012
2011