«Большой налоговый брат» присмотрит за банками и их клиентами
7 ноября 2013 в 16:56

«Большой налоговый брат» присмотрит за банками и их клиентами

Госдума планирует рассмотреть правительственный законопроект о банковском налоговом контроле. Формально он необходим для установления контроля над выполнением финансово-кредитными организациями функции налоговых агентов (сейчас, как заявляют инициаторы законопроекта, Федеральная налоговая служба полагается на добросовестность банков). Фактически же налоговые органы смогут получать у банков практически всю необходимую им информацию о налогоплательщиках.

Парламент вновь стал местом для дискуссий еще до рассмотрения этого резонансного законопроекта под номером 330414–6. В заключении комитета по финансовому рынку, подписанном его председателем Натальей Бурыкиной, говорится, что «комитет не поддерживает введение нового вида налогового контроля за кредитными организациями». Комитет по бюджету и налогам также написал три страницы претензий к законопроекту. В итоге совет Госдумы перенес его рассмотрение с 25 октября на ноябрь.

Правительство, конечно, свой законопроект не отзовет. Кулуарные консультации по его поводу продолжаются. Так что «большой брат» уже не просто следит за тобой и практически все о тебе знает — вскоре он сможет оперировать этими знаниями в суде. Законопроект № 330414–6 наделит налоговиков такой возможностью. Суть его — ужесточение контроля ФНС над выполнением банками функции налогового агента. Интерес ФНС понятен: в распоряжении банков имеется наиболее ценная для налоговиков информация и теперь им придется ею делиться. Налоговики получат возможность оперативного доступа к информации обо всех счетах и движении средств на них.

ФНС и сейчас имеет возможность следить за налогоплательщиками и многое о них знает — и благодаря банкам, и на основе своих и минфиновских аналитических разработок, которые помогают определить, имеют ли место нарушения Налогового и Уголовного кодексов, и даже с высокой точностью вычислить объемы ухода от налогов. Но в суде такие доказательства не всегда учитываются, поэтому арбитражная практика по налоговым спорам пока далеко не всегда на стороне фискалов (около 40% по итогам 2011–2012 гг.). Если законопроект о банковском налоговом контроле будет принят в нынешнем виде, налоговикам станет намного проще доказывать незаконность серых схем оптимизации налогообложения. Вместе с объединением Высшего арбитражного и Верховного судов, думаю,«эффективность» обращений налоговиков в суд вырастет в 1,5–2 раза.

По идее, предусмотренное законопроектом № 330414–6 ужесточение контроля за финансово-кредитными организациями должно способствовать борьбе с нелегальной банковской деятельностью, но, с другой стороны, от нововведений пострадают законопослушные банки, объем отчетности которых существенно вырастет, а вместе с ними трудовые, и, соответственно, финансовые затраты. Это скорее всего сведет на нет возможный позитивный эффект от законопроекта, не говоря уже о том, что он противоречит «Основным направлениям налоговой политики РФ». В них, напомню, декларируется снижение уровня административной нагрузки на бизнес.

В связи с темой банковского налогового контроля нужно упомянуть еще «антиотмывочный» закон № 134-ФЗ, знаменитый прежде всего правом ФНС получать информацию о движении средств по счетам не только юридических, но и физических лиц. В нем также прописаны новые правила блокировки счетов, которые ставят компанию в зависимость от почтового оператора («Почты России») или интернет-провайдера. Впрочем, как и указанные недостатки законопроекта № 330414–6, все это частности, с которыми мы и банки, надеюсь, справимся. На мой взгляд, важно другое.

Вышеперечисленные и целый ряд других законопроектов — часть «антиотмывочной» коррекции российского законодательства и объявленного властями курса на «деофшоризацию». Более того, это часть общемирового тренда. Достаточно вспомнить, что сейчас в рамках ОЭСР создается система автоматического обмена налоговой информацией, которая должна заработать с 2015 г. С 2014 г. заработает американский закон FATCA, обязывающий банки по всему миру передавать «на родину» информацию о резидентах США американским налоговикам. Причина активизации усилий в этом направлении очевидн

53
Комментарии (0)

Выберите из списка
2014
2014
2013