Top.Mail.Ru
Драйверы роста экономики: развитие инфраструктуры и...
31 июля 2013 в 11:28

Драйверы роста экономики: развитие инфраструктуры и перевооружение армии

В конце июля на заседании правительства РФ обсуждался план Минэкономразвития по повышению темпов роста экономики, особое место в котором занимает вложение средств Фонда национального благосостояния в реализацию инфраструктурных проектов. За день до того совещания премьер-министр Дмитрий Медведев решил передать все поставки оборудования для оборонки «Ростеху». Госинвестиции в развитие инфраструктуры и рост гособоронзаказа в самом деле могут стать драйверами роста. Но только в том случае, если получив новые заказы, фискальные стимулы и субсидии, российские предприятия проведут программы финансового оздоровления, станут повышать производительность труда, реформировать и совершенствовать производство, внедрять новые технологии, снижать себестоимость продукции и оптимизировать затраты. В противном случае мы получим лишь временный эффект. Нужно в первую очередь повышать конкурентоспособность компаний, а не пытаться заливать проблемы бюджетными деньгами.
Вторая точка роста – реализация инфраструктурных проектов – еще сложнее. Осуществлять масштабные инфраструктурные проекты без поддержки государства практически невозможно. На наш взгляд, обеспечение транспортной связности огромной страны – приоритетная задача государства, и развитие инфраструктуры давно должно было стать локомотивом экономики. Пока есть свободные нефтедоллары их нужно вкладывать в строительство дорог, а не в американские ценные бумаги. Ведь развитие транспортной инфраструктуры дает мультипликативный эффект развития территории: улучшение транспортной доступности снижение издержек – повышение инвестиционной привлекательности – развитие бизнеса – увеличение налогооблагаемой базы – рост уровня и качества жизни. Почему-то эта очевидная цепочка долгое время не была очевидной для властей. Чтобы осознать важность развития инфраструктуры и предпринять конкретные шаги в верном направлении, потребовался мировой финансовый кризис и его последствия в виде стагнации российской экономики в первом полугодии нынешнего года.
О выделении 450 млрд руб. из Фонда национального благосостояния на модернизацию Транссибирской магистрали, строительство Центральной кольцевой автодороги, а также скоростной железной дороги Москва-Казань президент Владимир Путин объявил в июне на Петербургском международном экономическом форуме. На реализацию этих проектов понадобится как минимум 1,5 трлн руб., то есть пока государство готово внести лишь 30%.
При этом крупные железнодорожные проекты в отсутствие каких-либо исключительных условий (например, для дороги Кызыл-Курагино это добыча природных ресурсов) можно считать неокупаемыми. Посудите, стоимость высокоскоростной магистрали Москва-Казань оценивается в 928 млрд руб. Учитывая неизбежный рост расходов, округлим до триллиона. При условии, что ежедневно будет совершаться 10 рейсов в обе стороны с 500 пассажирами, которые заплатят за билет 4500 руб., магистраль будет окупаться более 120 лет. Более оправданным представляется развитие регионального авиасообщения. По нашим расчетам, триллиона рублей было бы достаточно, чтобы реконструировать все аэропорты в городах с населением более 250 тыс. человек. Вместе с реализацией уже разработанной «дорожной карты» по развитию региональных авиаперевозок это позволило бы существенно улучшить транспортную связность не только Москвы и Татарстана, но и всех регионов страны.
В рамках ГЧП реализовывались и реализуются такие проекты, как стройка объектов к саммиту АТЭС, Универсиаде в Казани, Олимпиаде в Сочи, Чемпионату мира по футболу 2018 года. Также в числе знаковых инфраструктурных ГЧП-проектов строительство и реконструкция автомобильных дорог, расходящихся от Москвы (общая стоимость которых, по нашим расчетам, составляет почти 600 млрд. руб., из которых порядка 60% планирует вложить государство), железная дорога Кызыл-Курагино, Богучанская ГЭС, реконструкция аэропорта «Пулково».
Основным сдерживающим фактором сотрудничества власти и бизнеса является отсутствие механизма долгосрочного финансирования. Любой проект ГЧП – это минимум 20–30 лет. А такие «длинные» инвестиции в России под силу только государственн

77
Комментарии (0)

Выберите из списка
2014
2014
2013