Как написать бизнес-план, чтобы заинтересовать инвесторов
12 июля 2013 в 15:53

Как написать бизнес-план, чтобы заинтересовать инвесторов

В зависимости от целей и состава целевой аудитории бизнес-плана существуют разные подходы к его составлению и расчетам основных показателей эффективности. В данной статье экспертов аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа», специализирующихся на подготовке бизнес-планов, описаны ключевые моменты, тонкости и секреты, на которые важно обратить внимание при составлении бизнеса-плана, ориентированного на привлечение внешнего финансирования.
Для чего служат бизнес-планы, и как они составляются
Бизнес-план — достаточно широкое понятие в деловой практике. В зависимости от целей и задач, для которых он составляется, его виды можно классифицировать различными способами:
- по объемам привлекаемого финансирования их можно разделить на мелкие, средние, крупные;
- по типу решаемых задач: на организационные, финансовые, экономические;
- по целям: для привлечения внешнего финансирования либо как инструмент стратегического или оперативного финансового менеджмента.
Особенности составления бизнес-плана, его структура и детализация расчетов напрямую зависят от его типа. В то же время любой бизнес-план независимо от целей его составления и особенностей требует тщательной проработки.
Поскольку в данной статье речь пойдет о составлении бизнес-плана, привлекательного для инвестора, рассмотрим, на что следует обратить внимание для привлечения внешнего финансирования. Оно бывает необходимо как для открытия нового бизнеса, так и при расширении бизнеса, его реструктуризации, привлечении новых партнеров, получении кредитных и заемных средств и т.д.
Как показывает практика компании «Градиент Альфа», в основе бизнес-плана, составленного для привлечения внешних инвестиций, должны лежать хорошо проработанные маркетинговые разделы, включая описание сектора рынка, на котором будет продаваться товар или услуга, конкурентной среды и способов продвижения товара (услуги) на рынке. При этом финансовая модель составляется и расчеты производятся исключительно на данных маркетингового анализа и прогнозов.

Инвесторы и их интересы
Разные категории инвесторов предъявляют различные требования к содержанию бизнес-плана, поэтому при его составлении важно учитывать, каких именно инвесторов авторы проекта планируют привлечь. Эксперты АКГ «Градиент Альфа» условно делят их на следующие категории: банки или финансовые компании; прямые, или стратегические инвесторы; финансовые, или портфельные инвесторы.
Банки и финансовые компании интересуют всего лишь гарантируемый возврат кредита и выплата процентов по нему. Как правило, им нет дела до самой идеи проекта. Отсюда ясно, что должно содержаться в бизнес-плане: прежде всего, нужно, чтобы расчеты показали, что проект может генерировать достаточное количество средств для своевременных выплат процентов и возврата тела кредита.
Финансовые, или портфельные инвесторы заинтересованы, прежде всего, в минимизации рисков и динамике роста стоимости их вложений. Они, как правило, не вмешиваются в управление объектами инвестиций. Опыт компании «Градиент Альфа» показывает, что инвестиционные проекты и бизнес-планы такие инвесторы, если и рассматривают, то только с точки зрения изучения потенциала роста стоимости бизнеса и его перспектив.
Прямые, или стратегические инвесторы отличаются тем, что могут получить контроль над бизнесом и нередко становятся его собственниками. Прямой инвестор направляет средства непосредственно в проект. Как правило, c инвестором заключается договор инвестирования, в котором четко прописываются условия вложения средств и та отдача от них, на которую может рассчитывать инвестор. Существует множество вариантов «вхождения» инвесторов в проект. Это может быть как договор инвестирования с последующим выходом из инвестиций, так и покупка доли компании или пакета акций.
Таким образом, прямому инвестору важны сам проект и выгода, которую этот бизнес может ему принести. Именно к прямым инвесторам следует обращаться с инвестиционными предложениями и проектами, имея на руках бизнес-план.

Тонкости составления: проработка маркетинговой составляющей и анализ рисков
Существует типовая стру

63
Комментарии (0)

Выберите из списка
2014
2014
2013